Эмпирическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить связь правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте.
Объект исследования: правосознание как психологическая категория личности.
Предмет исследования: связь правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте.
Задачи исследования:
Обобщить основные подходы к понятию правосознание.
Определить психологические особенности лиц зрелого возраста.
Рассмотреть понятие девиантное поведение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте
1.1. Исследование правосознания в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………………………………7
1.2. Психологические особенности зрелого возраста ………………………...18
1.3. Исследование склонности к девиантному поведению, его особенности в зрелом возрасте ………………………………………………………………….28
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….36
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте
2.1. Организация и методы исследования связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте……………………………………38
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте…………………………………………………………………………………..43
2.3. Рекомендации профилактики склонности к девиантному поведению ....52
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………….59
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

1.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Другие же акцентируют внимание на правах человека как общечеловеческой ценности (В.А.Караковский, М.А.Лазутова, Е.А.Лукашева, Г.В.Мальцев, А.Ф.Никитин, З.К.Шнекедорф и другие), на моральных и нравственных ценностях (А.Н.Гусев, Ю.М.Смоленцев, А.Н.Титаренко и др.), на нравственно-правовом воспитании школьников (Г.П.Давыдов, Г.А.Кузнецов, О.Г.Шапиева и др.), правовом воспитании студентов (И.А.Дерягин, Ю.П.Козюбра, В.М. Минияров[16].

Различные аспекты процесса формирования гражданского общества в России рассматриваются рядом современных авторов, заслуживающих особого внимания (К.С.Гаджиев, Н.П.Кочетков, М.М.Кравченко, В.Г.Смольков, Л.Г.Титова П.Ф.Янкевич) [3].

Традиционно правосознание рассматривается как явление, связанное с отклонениями от нормативного поведения. 

Низкий уровень проявления правосознания изучается также в аспекте взаимосвязи с поведением агрессивного характера (С.А.Беличева, А.С.Белкин, П.Г.Бельский, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн).

В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах Н.П.Вербицкого, И.Ф.Рябко, Е.В.Титаринцевой, В.В.Тищенко.

Проблемы формирования и развития правосознания личности, целенаправленного управления этим процессом находятся в центре внимания педагогов, философов, социологов, юристов и психологов.

Наука выделяет два структурных элемента правового сознания – это правовая психология и правовая идеология.

Правовая психология – это оценки, чувства, переживаний, традиции, привычки, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности. Правовая психология является исходной ступенью правового сознания, она происходит на эмпирическом уровне и независимо от деятельности человеческого мозга (бессознательно). Правовая психология так же имеет свою структуру.

Самой изменчивой частью правовой психологии являются правовые чувства, переживания (эмоциональная сторона правовой психологии). Они являются откликом на какие-нибудь события и факты правовой жизни общества. Правовые чувства выступают всегда как психические переживания, которые возникают в сознании человека по поводу того или иного общественного отношения, регулируемого правом. Правовые чувства имеют относительно самостоятельное значение. В правовых чувствах выражается в эмоциональной форме отношение людей к поступкам и действиям, регулируемым правовыми нормами.

 Важной стороной правовой психологии являются правовые настроения. Правовые настроения могут побуждать людей к правовой деятельности, соблюдению и уважению права или приводят к его нарушению. Правовые настроения отличаются от правовых чувств тем, что они носят более массовый характер, значительно устойчивее, слабее проявляются.

Важным элементом правовой психологии являются правовые представления. Этот элемент имеет очень важное значение для реализации норм права потому, что если у индивида складывается неправильное представление о праве, например, только как о системе нормативно правовых актов, это не будет способствовать дальнейшему развитию его представления о праве в целом,  потому что индивид перестанет интересоваться правом, так как он будет считать, что он все знает о праве[12].

В правовой психологии наряду с чувствами, настроениями, представлениями имеются и другие элементы, такие как правовые эмоции, правовые навыки. Правовые эмоции – это выражение отношения субъекта к отражаемой действительности в форме положительного или отрицательного или смешанного проявления в виде печали радости восторга и т.д. Правовые навыки – затверженные стереотипы правового поведения.

Второй уровень – правовая  идеология. Это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий, суждений, осуществляемое на рациональной основе, т.е. связано с логическим мышлением, с его формами, а не с чувственным опытом, который дан нам в ощущениях. Правовая идеология представляет собой систематизированное ядро всего общественного правосознания. В ней отражаются и обосновываются интересы, потребности, задачи общественного развития и роль государственно-правовых средств в этом процессе. Она выступает как концептуальная система идей отражающих действительность с определенной позиции[8].

Правосознание представляет важнейшую область педагогической психологии, так как оно оказывает влияние на восприятие права, перевод нормативных предписаний в социальное поведение. Как отмечают отечественные исследователи, правосознание – это особый вид интеллектуально-познавательной и практически-преобразующей деятельности индивидов и их групп, ядро которого образуют базовые когнитивные возможности, обусловливающие понимание того, что такое право, закон, власть и определяющие специфику анализа и оценки различных видов правового поведения (противоправного и правомерного) (А.А.Ганеева, А.И.Сорокина, А.Б.Фирстов) [14].

Правосознание личности предполагает наличие правовых знаний и юридической информации. Информированность была и остается одним из основополагающих каналов формирования юридически зрелой личности; готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, то есть поступать правомерно в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.

Под функциями правосознания понимают не воздействие, а взаимодействие правового сознания с окружающей правовой действительностью. По мнению большинства ученых, существуют три основных функции, а остальные функции, есть производные от них. Эти основные функции связаны с функциями права. Это познавательная, оценочная и регулятивная функции правового сознания.

По средствам познавательной функции правового сознания индивид или группа индивидов воспринимают существующую правовую действительность. Познавательная функция связана с анализом общественной жизни, познанием социально-экономических процессов под углом зрения их правового осознания. При осуществлении этой функции у индивида накапливается определенный жизненный опыт в сфере права, который осмысливается с помощью оценочной функции. У индивида возникают правовые чувства, эмоции, настроения и навыки.

 С регулятивной функцией  связано поведение человека в  обществе. Индивид, руководствуясь всеми своими накопленными знаниями и жизненным опытом, совершает определенные действия и поступки. И в зависимости от того  имеет ли он представление о праве и его  институтах, индивид поступает правомерно или нарушает установленные правом запреты. С этой функцией связано создание правовых норм, то есть позитивного права. В зависимости от уровня правового сознания зависит уровень юридической техники. С помощью этой функции правосознания индивид, в случае пробелов в законодательстве, может урегулировать свое поведение согласно принципам права, которые он знает благодаря правовому сознанию.

 Оценочная функция  позволяет координировать правовое  регулирование с другими видами специального регулирования, такими как моральным, нравственным и другими. Иными словами правовое сознание позволяет определить границы действия правовых норм и социальных, и согласовать их действие в пересекающихся сферах действия, например в уголовном праве.

Существует два основных основания, по которому можно разделить правовое сознание на виды. Первое основание для классификации, в зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием. И по этому основанию выделяют индивидуальное, групповое и правовое сознание общества. Второе основание, в зависимости от способа отражения, выделяют обыденное и теоретическое или научное правовое сознание.  

Индивидуальное правовое сознание – это правовое сознание, которое принадлежит конкретному индивиду. Оно появляется в результате включения человека в систему общественных связей и осознание им группового и общественного правового сознания. Но общественное и групповое сознание воспринимаются с учетом жизненного опыта индивида[7].

Групповое правовое сознание – такое правосознание, которое свойственно отдельному человеческому коллективу. Возникает у обособленной группы людей с определенными специфическими потребностями и интересами. И осознание правовой действительности преломляется через их потребности и интересы, этим и отличается групповое от индивидуального правового сознания.

Обыденное правосознание происходит без использования научной методологии. Этот вид правового сознания присущ основной массе членов общества, поскольку они не имеют специальной юридической подготовки. Это отражение правовой действительности происходит стихийно, самопроизвольно, оно присуще людям, которые сталкиваются с юридической сферой лишь иногда. Так же необходимо указать, что этот вид правового сознания имеет разрозненный, хаотичный характер, наряду с правильными могут уживаться ошибочные взгляды и представления о праве и его институтах.

Главной особенностью теоретического правового сознания является то, что при отражении правовой действительности активно используется научная методология. Оно формируется на базе исследований и выражено в понятиях, идеях, концепциях отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Итогом этого отражения является получение научных знаний.

В работах Д.С.Безносова можно найти классификацию видов отношения к праву. Анализ четырех компонентов (когнитивного, эмоционального, поведенческого и оценочного) дает возможность классифицировать виды правосознания. В зависимости от объема знаний о праве, направленности и интенсивности чувств, правомерности или противоправности поведения, а также оценки значимости нами выделяются восемь видов правового сознания: идеализм, реализм, конформизм, фетишизм, инфантилизм, скептицизм, цинизм и нигилизм [5].

Правовой реализм (лат. realis - вещественный) опирается на полноту правовых знаний, положительные эмоции, правомерное поведение и высокую оценку значимости законов в регуляции социальных отношений. Правовые знания опираются на логически стройные, обоснованные правовые идеи, выражаются в виде понятий и убеждений. Правовому реализму свойственны чувство правового долга, ответственности, законности действий, уважения к праву, солидарности с требованиями права. Человек избирает правомерное поведение, готов следовать правовым предписаниям.

Правовой идеализм (фр. idealisme) характеризуется завышенной оценкой значимости права в обществе, положительными эмоциями, правомерным поведением, однако объем юридических знаний недостаточен для объективной оценки роли права.

Правовой конформизм (лат. conformis - подобный, сходный) основан на знании современного законодательства, правомерном поведении, но на равнодушном отношении к праву, отсутствии интереса и нейтральной оценке его значимости.

Правовой фетишизм (фр. fetiche - предмет слепого поклонения) возникает при отсутствии правовых знаний, правомерном поведении, завышенной оценки роли права, придания ему мистического, магического значения, восторженных эмоций по поводу возможностей правовой системы урегулировать и облагородить социальные отношения.

Правовой инфантилизм (лат. infantilis - младенческий, детский) отличается незнанием или недостаточным знанием законов, равнодушием в отношении правовой системы, значимость права не оценивается, тем не менее, человек проявляет правомерное поведение, ориентируясь на пример и стереотипы поведения других людей.

Правовой скептицизм (гр. skeptikos - недоверчивый) проявляется при хорошем знании права, правомерном поведении, но при низкой оценке значимости права в общественной жизни и равнодушном к нему отношении.

Правовой цинизм (гр. kynismos) складывается как деформация правосознания при хорошем знании законов, но негативном к ним отношении, заниженной оценке роли права в обществе и противоправном (асоциальном) поведении. Циник - это человек хорошо знающий законы, но склонный их нарушать, возможно, даже совершать преступные деяния.

Правовой нигилизм (лат. nihil - ничто) также является деформацией правосознания, так как возникает при незнании законов, негативном к ним отношении, противоправном поведении и крайне заниженной оценке значимости правового регулирования общественных отношений.

Формирование правосознания личности заключается не только в получении знаний и понимании права, но и в формулировании суждений о нем, как о социальной ценности, а главное – в активной работе по его осуществлению. Позитивное правовое мышление в действии развивает правовую культуру личности. Преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта – ее важная составная часть.

Проблема формирования правосознания, изучения его реального уровня, состояния и содержания относится к числу ключевых, основополагающих научных направлений педагогической психологии. С ее решением связаны задачи укрепления законности и правопорядка, повышения эффективности и качества деятельности правоохранительных органов; борьба с преступностью и предупреждение причин, ее порождающих; постижение глубинных содержательно-психологических механизмов социального взаимодействия людей; познание движущих сил и внутренних регуляторов юридически значимого поведения. В современных условиях особую остроту и актуальность приобрели вопросы изучения общественного мнения, которые являются частью общей теории правосознания.

Анализ литературы выявил теоретическую основу формирования правовых представлений, начиная с дошкольного возраста. Человек получает правовые знания, на основе которых у него возникает определенное образное понимание правовой действительности, усваиваются нормы, развивается правовое сознание и модели правопослушного поведения, что позволяет формировать правосознание личности [24].

Информация о работе Эмпирическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте