Эмпирическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить связь правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте.
Объект исследования: правосознание как психологическая категория личности.
Предмет исследования: связь правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте.
Задачи исследования:
Обобщить основные подходы к понятию правосознание.
Определить психологические особенности лиц зрелого возраста.
Рассмотреть понятие девиантное поведение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте
1.1. Исследование правосознания в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………………………………………7
1.2. Психологические особенности зрелого возраста ………………………...18
1.3. Исследование склонности к девиантному поведению, его особенности в зрелом возрасте ………………………………………………………………….28
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….36
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте
2.1. Организация и методы исследования связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте……………………………………38
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте…………………………………………………………………………………..43
2.3. Рекомендации профилактики склонности к девиантному поведению ....52
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………….59
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

1.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Таким образом, если в молодости центральными возрастными новообразованиями являются, с одной стороны, семейные отношения, включая материнство или отцовство, а с другой – профессиональная компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование, интегрирующее результаты развития обоих новообразований предыдущего периода.

Таким образом, в зрелости, как и в молодости, главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Однако определяющая их социальная ситуация существенно меняется: если в молодости она включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни (создание семьи), т. е. была ситуацией организации, создания соответствующих сторон жизни, то в зрелости это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Также зрелый человек должен способствовать приумножению воспринятой им человеческой культуры и передаче ее будущим поколениям.

Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и состояния здоровья. Здесь можно говорить не о пике, а о неуклонном плавном подъеме, завершающемся обрывом [7, c. 55].

Развитие человека в зрелости тесно связано с динамикой его психологического возраста.

С точки зрения физиологии увядание женщины происходит постепенно, обычно этот процесс дает о себе знать в полную силу около 47 лет. Это время – перехода от половой зрелости к угасанию половой функции – называется климактерическим периодом. Точно так же как нет резких границ между процессом полового созревания и наступлением половой зрелости, так нет и резкой границы между полной половой зрелостью и пожилым возрастом.

Трагедия возраста зрелости в том, что физическое состояние мужчины не соответствует интеллектуальному уровню. Физиологическое состояние, особенно во второй половине периода зрелости, вносит в переживания мужчины новый оттенок – неуверенность в себе, которая может быть разрушительной и при осуществлении интеллектуальной деятельности.

Мужчина, особенно старше сорока лет, остается ценным работником в своей профессиональной сфере. Однако у мужчин соотносятся собственные переживания в их конкретном проявлении [7, c. 150].

Таким образом, зрелость – самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Обычно ее связывают со временем ухода на пенсию. Но даже если принимать ее по минимуму, продолжительность зрелости составляет около четверти века. Зрелость окончательно выявляет характер различных линий онтогенеза, доводит их до логического конца. Для одних людей она является лишь чисто хронологическим понятием, для других – это еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

Центральным возрастным новообразованием зрелости является продуктивность – как в профессиональном планов, так и в плане воспитания следующего поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Исследование склонности к девиантному поведению,

 его особенности в  зрелом возрасте

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания психологов, социологов, педагогов, медиков, работников правоохранительных органов.

Одна из основных причин, вызвавших массовое распространение курения, употребления алкоголя и наркотических средств – это происходящие перемены в стране. Французский социолог Эмиль Дюркгейм описывал состояние общества, при котором нет четкой регуляции поведения индивидов, а есть моральный вакуум, когда прежние нормы и ценности уже не соответствуют новым отношениям. Это описание в полной мере можно отнести к современной России. Ввиду кризисной ситуации государство отвернулось от нужд подрастающего поколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность, дешевизна алкогольной продукции, снятие уголовной ответственности за употребление наркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными привычками, как факторами риска[18].

Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю историю, она появилась одновременно с зарождением человечества. Уже тогда общество ставило на её пути некие преграды, которые удерживали людей от поступков, противоречащих представлениям людей о правилах поведения. На первых порах такими ограничениями стали мифы и запреты – табу. В дальнейшем понятия о дозволенном и недозволенном изменялись, складывались другие правила. Длительное время определённые правила устанавливала религия. Постепенно, по мере развития человеческого общества, стали формироваться и более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению к девиантному поведению.

Понятие «девиантное поведение» имеет в психологической, социальной, криминологической литературе различные интерпретации: девиантное поведение, рассматриваемое как система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам [26]; как девиантное от принятых в обществе правовых или нравственных норм [31]; как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним [18].        

Отклоняющееся, или девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение [15, с.61].

Антисоциальное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

Асоциальное поведение – это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе.

Выделение отдельных форм отклоняющегося поведения условно, поскольку в реальной жизни описанные формы, как правило, сочетаются в зависимости от совокупности индивидуальных и социальных предпосылок личностного развития [15, с.67].

Нравственные понятия, принципы, правила поведения невозможно вложить подростку в готовом виде. Они вырабатываются им в собственной житейской практике, а в поведении  проявляются. Поэтому выявление форм поведения подростка, в которых проявляются отклонения от общепринятых норм, представляет собой психологическую, социальную, правовую, педагогическую и медицинскую задачу.

Генезис  нарушения поведения обусловлен рядом взаимосвязанных механизмов, выделяемых в соответствии с компонентами человеческого поведения различного уровня – биологическими, социальными, психолого-педагогическими.

Индивидуальный механизм (биогенетические причины) возникновения отклоняющегося поведения действует на уровне психобиологических предпосылок нарушения поведения, которые затрудняют социальную и психологическую  адаптацию подростка:

- врожденное поражение нервной  системы (по данным зарубежных  исследований у детей с нарушениями поведения от 20% до 90% наблюдается органическая недостаточность нервной системы).

- приобретенная патология (радиация, алкоголь, инфекционные заболевания, психические травмы родителей) [33, с. 17].

Сторонники биогенетической концепции  первопричиной отклонения в поведении считают врожденный характер. Инстинкт превосходства Адлера, который объяснял преступность как врожденное стремление к лидерству, власти, превосходству.

Усвоение асоциальных, отклоняющихся от нормы ролей определяется социальными свойствами личности:

1) теория стигматизации или клеймения Лемерта. Усвоение норм асоциального поведения происходит вследствие частоты их воздействия на личность (если подростку насильно навязывать роль, он будет таким).

2) теория дифференцированной связи Сатерленда. Представления об обществе как конгломерат ценностей (дома подростку прививают ценности, которые идут в разлад с общепринятыми).

3) теория Дюргейма. Отклонения возникают из-за противоречия между позитивной целью и недопустимыми в обществе средствами ее достижения (один подросток завидует богатству другого, считает несправедливым такую ситуацию, но сам не знает нормальных путей разрешения конфликта, следовательно – кража и др.).

4) теория субкультуры Коэна. Теория построена на противоречиях бедных и богатых.

К различным видам девиантного поведения относятся: алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийства, правонарушения и многое другое. Агрессия в их числе. Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же, что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.

Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим[2].

Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.

И, наконец, высказанная Зильманом третья точка зрения, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, – такими как злость; с мотивами, – такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, – такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно.

Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая – вербальная, активная – пассивная и прямая – непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий[22].

Категории агрессии по Бассу:

  1. Физическая – активная – прямая: нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.
  2. Физическая – активная – непрямая: закладка мини-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.
  3. Физическая – пассивная – прямая: стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).
  4. Физическая – пассивная – непрямая: отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).
  5. Вербальная – активная – прямая: словесное оскорбление или унижение другого человека.
  6. Вербальная – активная – непрямая: распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.
  7. Вербальная – пассивная – прямая: отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.
  8. Вербальная – пассивная – непрямая: отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, – это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно распространённому подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные действия.

В ходе работы были использованы газетные и журнальные статьи, а также труды таких исследователей этой проблемы как Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон и их книга «Агрессия», Можгинский Ю. («Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм»), Бандура А. и др. Если принять во внимание даты написания данной литературы, очевидно становиться, что в работе отражены современные взгляды на поставленную проблему. Поистине изучение человеческой агрессии наиглубочайшая тема, привлекающая пристальное внимание ученых, которые пытаются воссоздать полную картину исследуемого феномена [42].

Информация о работе Эмпирическое исследование Связи правосознания и склонности к девиантному поведению в зрелом возрасте