Эмпирическое исследование ценностных аспектов в межличностных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Повышение эффективности работы за счет актуализации ценностных аспектов межличностных отношений в работе частной фирмы.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решаются следующие задачи:
1) Анализ исследований в отечественной и зарубежной ценностных структурах межличностных отношений.
2) Выявление ценностных ориентаций всей организации.
3) Определение личностных ценностных аспектов каждого сотрудника и влияние их на межличностные отношения с персоналом.
4) Улучшение межличностных отношений в « организационной среде», « вертикальных» и « горизонтальных» взаимоотношениях персонала.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….2
Раздел 1. Ценностные аспекты в межличностных отношениях………………………………………………………..5
1. 1. Ценности и их роль в жизни человека…………………………..5
1. 2. Проявление ценностных аспектов в межличностных отношениях и межличностном общении………………………………………………17
1. 3. Ценности как элемент организационной культуры …………….21
Раздел 2. Особенности ценностных аспектов в межличностных отношениях персонала………………26
2. 1. Включение ценностных аспектов личности в межличностные отношения с персоналом………………………………………………..26
2. 2. Ценностно-ориентационные нормы, как регулятор межличностных отношений в коллективе…………………………………………………36
2. 3. Эффективное управление организацией с помощью ценностных ориентаций……………………………………………………………….38
Раздел 3. эмпирическое исследование ценностных аспектов в межличностных отношениях……………....44
3.1. Описание методик исследования……………………………………44
3.2. Описание процедуры сбора эмпирических данных……………….48
3.3 Анализ результатов эмпирического исследования…………………48
Выводы…………………………………………………………………….74
Заключение………………………………………………………….76
Литература……………………………………………………………79

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

       Учения, в которых  наслаждение, удовольствие и есть  ценность, а все содержание наших  стремлений направлено на получение  переживания удовольствия, широко  распространены в этике (гедонизм и родственные ему направления: эвдемонизм, утилитаризм). Английский философ Дж. Мур в книге «Принципы этики» дал критику гедонистической теории ценностей, указав, в частности, на логический круг в рассуждениях гедонистов и эвдемонистов. Когда они настаивают на том, что добро есть то, что приводит к наслаждению, счастью, то они уже подразумевают, что наслаждение и счастье является добром. Само основание добра определяется через добро. В гедонизме есть элемент истины. Когда человек к чему-то стремится и достигает успеха, то он испытывает чувство удовольствия. Но само достижение удовольствия не может быть самоценностью без переживания объективного содержания действий. «Если я совершаю ряд быстро следующих друг за другом действий, например в игре в теннис, я не успеваю изживать свои чувства удовольствия от ловких ударов и отражений и не забочусь об этом: интереснее продолжать игру, чем «удовлетворяться». Если бы волшебным путем было вычерпано содержание поступков, а чувство удовлетворения сохранилось бы и затянулось, какая это была бы скука и пустота! Мы были бы крайне неудовлетворены своим чувством удовлетворения и стали бы настойчиво искать другого содержания жизнедеятельности» [30, c. 257].

       Психологи говорят  об интенциональности человеческих  переживаний, поэтому такие феномены, как удовольствие, счастье необходимо рассматривать «в контексте с их соответствующими предметами, т.е. с основаниями, которые человек имеет для счастья, и с основаниями, которые он имеет для того, чтобы испытывать наслаждения и предельные переживания» [65, c. 60]. Эти основания лежат за пределами внутреннего мира человека, в его предметной деятельности, в отношениях с другими людьми. В процессе деятельности человек реализует свое призвание, находит смысл жизни. Ощущение счастья, наслаждение есть лишь симптом достижения цели, осуществления смысла.

       Подчеркивая своеобразие  мотивационной сферы человека, В. Франкл дает свое понимание  в ней смысла и ценностей. Смыслы  для него, скорее, относительны и  уникальны, т.к. относятся к конкретному человеку, к конкретной ситуации и могут меняться. Допуская постановку вопроса об универсальном смысле жизни, он все же склонен рассматривать уникальные смыслы индивидуальных жизненных ситуаций. Человек для него уникален не только в своей сущности, но и в существовании. Но поскольку в жизненных ситуациях всегда есть нечто общее, поэтому «есть смыслы, присущие людям определенного общества, и даже более того — смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы относятся скорее к человеческому положению вообще, чем к уникальным ситуациям. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество» [65, c. 288]. Он выделяет три группы ценностей: ценности творчества («созидательные»), ценности переживания и ценности отношения [65, c. 174–175]. Ориентация на ценности облегчает для человека поиск смысла. Следует согласиться с Франклом, что «быть человеком означает быть обращенным к смыслу, требующему осуществления, и к ценностям, требующим реализации» [65, c. 285].

       Таким образом, можно сказать, что помимо логического  круга, гедонизм и эвдемонизм  содержат в себе весьма сильное упрощение мотивационной структуры человека, его ценностных ориентаций. В норме наслаждение должно оставаться побочным эффектом достижения главной цели — осуществления смысла. Если человек делает счастье, удовольствие предметом своих устремлений, пристального внимания, то удивительным образом счастье от человека ускользает, удовольствия человек не получает. Следует помнить, что «принцип наслаждения, в конечном счете, разрушает сам себя. Чем больше человек стремится к наслаждению, тем больше он удаляется от цели. Другими словами, само «стремление к счастью» мешает счастью». Стремление к счастью (аналогично и другие стремления: к власти, карьере, социальному статусу, здоровью, самореализации и т.д.) производны от главного стремления к смыслу. Власть, карьера, статус и т.д.— это побочный результат, «награда» за осмысленно прожитую жизнь.

       Вторая разновидность  психологического субъективизма  в аксиологии, выделенная Н.О. Лосским, связана с установкой на ценность  как желаемость объекта субъектом. Развивали ее австрийский психолог и философ Кристиан фон Эренфельс (1859–1932) и его соотечественник И.К. Крейбиг (1863–1917). Против выведения ценностей из желаний выступает Лосский, считая, что желание (стремление, хотение, влечение) есть следствие ценности, оно «обусловлено ценностью предмета, а не есть источник ее…»[30, c. 259].

Русский философ апеллирует к аргументам, аналогичным тем, что были выдвинуты им при рассмотрении проблемы соотношения удовольствия и ценности. Подобно тому, как нельзя вывести ценность из удовольствия, ибо последнее не является ее источником, так и желаемое основано на чувстве ценности, а не наоборот.

       Третья разновидность  психологизма связана с воззрениями  австрийского психолога и философа-неореалиста  Алексиуса фон Мейнонга (1853–1920), который указал на то, что следует отличать чувство удовольствия, причиняемое предметом, от чувства ценности. Предмет ценен лишь постольку, поскольку есть субъект, который ценит его и который может переживать чувство ценности. По оценке Н.О. Лосского, такой взгляд, — это, несомненно, «крайний и весьма обедненный психологизм» [30, c. 252]. В этом взгляде фиксируется опять лишь симптом ценности, а не сама ценность, которая связана с тем содержанием бытия, которое и пробуждает это чувство ценности, поэтому он указывает на то, что чувства — это лишь субъективные переживания объективных ценностей. «Чувства ценности есть субъективные одежды, в которые облекаются объективные ценности, вступая в наше сознание» [30, c. 252].

       Чувство ценности (или ценностное переживание, как чаще всего обозначается в современной литературе этот уровень ценностного сознания) может принимать полярное выражение с учетом выделения положительных и отрицательных ценностей. Все, что причастно добру (положительной ценности) выражается в чувстве благоговения, восхищения, возвышенности, надежды, удовольствия и т.д. Все, что причастно злу (отрицательной ценности) выражается в чувстве страдания, пошлости, жуткости, беспокойства, покинутости и т.д.

       Есть глубокий  смысл в учениях, подчеркивающих особый способ данности ценности в сознании. Восприятие ценностей осуществляется не посредством интеллектуальной, теоретической деятельности, а эмоционально, посредством чувственного переживания. Учение о том, что ценности доступны не мысли, а чувству, эмоциональному, интуитивному видению, развивали М. Шелер, Н. Гартман. Переживание (чувствование) мира имеет большое практическое значение.

       Знание полезно, оно вооружает человека средствами  для достижения целей, но при  этом ничего не говорит о достойности этих целей. Переживание не имеет утилитарного значения (какую пользу, например, несет переживание прекрасного?), но оно позволяет человеку осознать цели деятельности, отделить главное от второстепенного, важное от наносного, должное от недолжного. Ценностное переживание непосредственным образом влияет на поведение человека, его поступки. В ряде случаев для принятия правильного решения человеку достаточно интуитивного переживания ценности без того, чтобы владеть теоретическим знанием о ней (это не отменяет того факта, что на определенной ступени развития для выработки последовательной линии поведения нужна познавательная деятельность, направленная на ценность, результатом которой будет оценочное суждение, теоретическое знание о ценности). И все же обостренное чувство ценности следует выделить особо. По Ницше, оно характеризует человека со знатной, благородной душой.

       Ницше, будучи  не только философом, но и тонким  психологом, подчеркнул важность  аксиологического момента для  определения ранга человека. Высший тип человека определяется способностью души распознавать ценности, переживать чувства почитания, благоговения. Не приписывая чувствам поклонения, почитания, благоговения единственно религиозного содержания, философ, тем не менее, посчитал их способами переживания высших ценностей. Установка на почитание, благоговение придает жизнедеятельности человека смысл, оправдывает поступки людей, направляет их жизненную энергию. Поэтому следует отдать должное Ницше, заострившему внимание на аксиологической стороне человеческого сознания, оставившему глубокую психологическую зарисовку переживания человеком ценности: «пошлость иной натуры прорывается внезапно и брызжет как помои, когда мимо проносят какой-нибудь священный сосуд, какую-нибудь драгоценность, извлеченную из запертого хранилища, какую-нибудь книгу с печатью великой судьбы; с другой стороны, бывает иной раз, что человек невольно немеет, взор его останавливается и весь он застывает в неподвижности, — это значит, что душа его чувствует близость чего-то достойного поклонения» [37,c. 388] Естественно, что это и есть, по Ницше, душа знатного, высшего человека.

       Не только описанный  Ницше тип высшего человека, но  и сам философ обладал повышенным  чувством ценности. «Безошибочным  чутьем он улавливает запах моралина, церковного ладана, ложного искусства, патриотической фразы, всего, что одурманивает совесть: он обладает исключительно тонким обонянием, исключительной чуткостью к тлетворным, гнилостным, нездоровым запахам, к запаху духовной нищеты …[66, c. 117] ».

       По мнению Стефана  Цвейга, изощренная оценочная способность  Ницше проистекает не из рассудка, а из напряженного жизненного  чувства (временами чрезмерного  и болезненного). «Мой гений –  в моих ноздрях», говорил о  себе Ницше, нравственная нечистоплотность действовала на него угнетающе, что дало основание Стефану Цвейгу заключить: не было человека, который бы в такой мере, как Ницше «мог служить выверенным барометром для метеорологии души; никогда исследование ценностей не располагало более точным, более совершенным прибором» [66, c. 117].

       Переживание ценностей  и особенно высших ценностей  навсегда сохраняется в душе  человека и налагает отпечаток  на его поведение, поддерживая  стремление человека к Красоте, Добру, Истине. Личным опытом опознания и переживания высшей ценности — Бога — делится русский философ С.Н. Булгаков[8, c. 13–15]. Он пишет о глубоком мировоззренческом перевороте, о кардинальном изменении направления жизненного пути под влиянием всепоглощающего чувства, охватившего душу — «Бог есть!». «Основное переживание религии, встреча с Богом, обладает (по крайней мере, на вершинных своих точках) такой победной силой, такой пламенной убедительностью, которая далеко позади оставляет всякую иную очевидность» [8, c. 13–15] .

       Таким образом, в сфере ценностного сознания  следует разграничивать переживание  ценностей чувством и теоретическое  освоение их знанием. Для практической  деятельности человека важно  и то, и другое, но чувственное  переживание ценности субъектом  самым непосредственным образом связано с его волевым началом, со стремлением к деятельности. Ценности — одно из выражений практического, заинтересованного отношения к миру, но они не сводимы к индивидуальной значимости. Ценности имеют всеобщую общественную значимость и в этом смысле мир ценностей возвышается

над миром индивидуального бытия как сфера всеобщего. «Ценность есть такое всеобщее, которое выполняет роль регулятора в деятельности людей, формирует структуру личности. Она служит определенным общественным эталоном, критерием измерения человеческих действий».

       Ценностное отношение  формируется наряду и одновременно  с практическим и познавательным. Первоначально ценностное отношение  охватывает сферу природных явлений. У человека к природе формируется  принципиально не утилитарное отношение; он любуется, наслаждается природой, ее красотой. Природные явления, предметы наделяются в процессе предметно-практической деятельности особым смыслом. Первое проявление ценностного отношения к природе мы находим в мифологии. Обживая природу, наделяя ее смыслами, древний человек превращает окружающий его мир из чужого, «враждебного» в свой, родной. И для современного человека нередко горсть земли, кусочек камня и т.п. природные реалии обретают особую, не утилитарную значимость. Они имеют ценность, определяемую не их природными свойствами, а включенностью в общественные связи и отношения, они дороги как память о людях исторических событий… Постепенно ценностное отношение распространяется и на социальное бытие. В обществе явления имеют смысл, так или иначе значимы с точки зрения их влияния на исторический процесс, на развитие и совершенствование самого человека. На уровне сознания ценностное отношение проявляется через оценку. Оценка- это субъективный способ определения значимости природных, социальных явлений.

       Ценности, сформировавшиеся  на базе предметно-практической  деятельности, выступают не только  критерием (основой) оценки, но и  регулятором поведения людей. В  этой функции они существуют  в обществе наряду с обычаями, традициями, нормами, но имеют более сложный характер. Ценности амбивалентны по своей природе (добро — зло, прекрасное — безобразное и т.д.) и подразумевают свободный выбор человека. Их детерминация человеческого поведения не столь жесткая, как у норм, обычаев, традиций. Ценности «зовут», а не принуждают.

       Характеристика  ценностей была бы неполной  без указания на их способность  быть побудителем деятельности  людей. Но как побуждение к  действию ценности отличны от  потребностей и интересов, которые  также выступают в этой роли. «В мире ценностей … происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что, безусловно, необходимо, без чего нельзя существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то, что должно, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности» [18, c. 160–161]

. Человек, ориентированный на высшие  ценности, утверждает себя как  свободная, творческая личность. Ценности  ориентируют человека в окружающем  мире, определяют смысл человеческой  деятельности, а в конечном счете  и смысл его бытия.

 

1.2. Проявление ценностей в межличностных  отношениях и межличностном общении

 

       В настоящее  время уже не приходится доказывать, что межличностные отношения, а  именно межличностное общение - совершенно  необходимое условие бытия людей. Что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.. Поскольку межличностное общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек –человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования (в качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой). Для межличностностных отношений  типична такая ситуация, когда участники общения, вступая в контакты, преследуют по отношению друг к другу более или менее значимые для них цели, которые могут совпадать по своему содержанию, а могут и отличаться друг от друга. Цели эти – следствие действия определенных мотивов, имеющихся у участников отношений, их достижение постоянно предполагает использование разнообразных способов поведения, которые у каждого человека формируются по мере развития у него качеств объекта и субъекта отношений. Все это означает, что межличностное общение по основным своим характеристикам всегда является видом деятельности, суть которого составляет взаимодействие человека с человеком.

Информация о работе Эмпирическое исследование ценностных аспектов в межличностных отношениях