Эмпирическое исследование ценностных аспектов в межличностных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Повышение эффективности работы за счет актуализации ценностных аспектов межличностных отношений в работе частной фирмы.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решаются следующие задачи:
1) Анализ исследований в отечественной и зарубежной ценностных структурах межличностных отношений.
2) Выявление ценностных ориентаций всей организации.
3) Определение личностных ценностных аспектов каждого сотрудника и влияние их на межличностные отношения с персоналом.
4) Улучшение межличностных отношений в « организационной среде», « вертикальных» и « горизонтальных» взаимоотношениях персонала.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….2
Раздел 1. Ценностные аспекты в межличностных отношениях………………………………………………………..5
1. 1. Ценности и их роль в жизни человека…………………………..5
1. 2. Проявление ценностных аспектов в межличностных отношениях и межличностном общении………………………………………………17
1. 3. Ценности как элемент организационной культуры …………….21
Раздел 2. Особенности ценностных аспектов в межличностных отношениях персонала………………26
2. 1. Включение ценностных аспектов личности в межличностные отношения с персоналом………………………………………………..26
2. 2. Ценностно-ориентационные нормы, как регулятор межличностных отношений в коллективе…………………………………………………36
2. 3. Эффективное управление организацией с помощью ценностных ориентаций……………………………………………………………….38
Раздел 3. эмпирическое исследование ценностных аспектов в межличностных отношениях……………....44
3.1. Описание методик исследования……………………………………44
3.2. Описание процедуры сбора эмпирических данных……………….48
3.3 Анализ результатов эмпирического исследования…………………48
Выводы…………………………………………………………………….74
Заключение………………………………………………………….76
Литература……………………………………………………………79

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

       Поэтому в последние  годы взгляд на понятие «эффективность»  деятельности предприятия существенно  изменился. Наряду с традиционным  термином «экономическая эффективность»  появилось понятие «социальная эффективность». Если экономическая эффективность означает реализацию персоналом ценностей организации (производительность труда, рентабельность, высокая гибкость и адаптивность к непрерывно меняющейся среде и т. п.) за счет экономичного использования ограниченных ресурсов, то социальная эффективность проявляется в степени достижения индивидуальных ценностей работников и характеризует удовлетворение в процессе руководства ожиданий, желаний, потребностей и интересов сотрудников (оплата и содержание труда, возможность личностной самореализации, удовлетворенность общением в коллективе и т. п.).

       Таким образом, новые условия предполагают качественно  иные отношения предпринимателя  с наемными работниками, которые  становятся все более активными  и творческими участниками производственного процесса. Все это означает, что успех современной корпорации в решающей степени зависит от характера трудовых отношений, способного в полной мере реализовать интеллектуальный и творческий потенциал работников, получив преимущества в жесткой конкурентной борьбе.

       Трудовые отношения  на предприятии как объект  управления имеют свои особенности. Во-первых, речь идет об особом  виде управления, получившем название  «социальное управление» или  «социальный менеджмент», при котором мы имеем дело не с физическими объектами, а с социальной реальностью, отношениями между людьми. Во-вторых, трудовые отношения являются частью культуры корпорации. Ведь предприятие — это не только совокупность процессов, набор продуктов и услуг, оно является также человеческим сообществом. Как и все сообщества, оно взращивает специфические формы культуры — в данном случае корпоративную культуру, которая может быть определена как совокупность устойчивых для данной организации ценностей, норм, ожиданий, регулирующих поведение ее членов.

       Достаточно продолжительное  время ценностные компоненты  в мотивации трудовой деятельности  оценивались как второстепенный  ресурс, а воспроизводство культурной  среды на предприятии происходило  большей частью стихийно, хотя внимание к ней со стороны управленцев и ученых постоянно возрастало. Однако, начиная с 70-х годов прошлого века, воздействие на культурные составляющие жизнедеятельности организаций становится непрерывным и из единичного — массовым, приобретая черты хорошо скоординированной и приоритетной стратегии их руководства по формированию корпоративной этики.

       Вышеописанные  факторы и являются объектами  сознательного и целенаправленного  воздействия в процессе управления  трудовыми отношениями с учётом не только ценностных аспектов всей организации, но и учётом ценностей каждого её сотрудника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2002.

2. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1999.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 1999.

4. Бейлза Р. Общая психология.- М. 1989.

6. Бодалев А.А. Восприятие человека  человеком. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

7. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1993.

8. Булгаков, С.Н. Свет невечерний / С.Н. Булгаков. — М., 1994.

9. Василенко, В.А. Ценность и ценностное  отношение / В.А. Василенко //

Проблема ценности в философии. — М.-Л., 1966

10. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л.: Изд-во ЛГУ, 1992.

11. Громова О.Н. Конфликтология: Курс  лекций. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.

12. Д. Мак-Дэвида и Х. Харари. Нормы  являются не просто жёсткими  ограничениями и предписаниями  чёткого образа действий, но выделяют ряд принятых, допустимых вариаций поведения. // Регулирование норм внутри группы.- Л. 1970.

13. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 2000.       14.Дробницкий, О.Г. Мир оживших предметов / О.Г. Дробницкий. — М.,

1967.

15. Журнал «Psychology» Ст. № 34 // Под  ред. Журавлева А.Л. Анализ исследования  взаимоотношений сотрудников. М. 2004.

16. Журавлев А.Л. Факторы формирования  стиля руководства производственным  коллективом // Социально-психологические  проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1993.

17. Занковский А.Н. Организационная  психология: Учеб. пособие для вузов  по специальности Организационная  психология. М.: Флинта: МПСИ, 2000.

18. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомы-

слов. — М., 1986.

19. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений  в малых группах. Минск, Изд-во  БГУ, 1989.

20. Комисарова Т.А. Управление человеческими  ресурсами. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2002.

21. Конфликтология: Учебник для  вузов // Под ред. В.П. Ратникова. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.

22. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические  проблемы руководства.- М.: Проспект, 2001.

23. Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. М.: ПРОГРЕСС, 1999.

24. Коршунов, А.М. Диалектика социального познания / А.М. Коршунов,

В.В. Мантатов. — М., 1988.

25. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского. Ростов  н/Д.: Феникс, 1999.

26. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учеб. пособие для вузов. М.: Издательство Аспект-Пресс, 2001.

27. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

28. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2000.

29. Левин К. Социально-психологические  характеристики групповой динамики. 1939.

30. Лосский, Н.О. Бог и мировое зло / Н.О. Лосский . — М., 1990.

31. Машков В.Н. Психология управления. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002.

32. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.. Общая психология. 1988.

33. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М.: Бизнес-школа  Интел-Синтез, 2000.

34. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный  метод и наука об обществе / Пер. с англ. М.: Академический Проект, 2004.

35. Немов Р.С. Психология: Учеб. для  студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

36. Немов Р.С. Психология: Учебник  для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.3: Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.

37. Ницше, Ф. Соч.: В 2-х т. Том 2 / Ф. Ницше. — М., 1990.

38. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

39. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три  подхода к исследованию психологической  совместимости // Райгородский Д.Я. Психология  семьи: Учебное пособие для факультетов  психологии, социологии, экономики  и журналистики. Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2002.

40. Обозов Н.Н. Психология межличностных  отношений. Киев: Наука думка, 1990.

41. Общая психодиагностика / Под  ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во  МГУ, 1998.

42. Ольшанский В.Б. Личность и  социальные ценности. М.: Просвещение, 1998.

43. Основы профессионального психофизиологического  отбора / Н.В. Макаренко, Б.А. Пухов, Н.В. Кольченко и др. Киев: Наука думка, 1997.

44. Панфилова А.П. Игротехнический  менеджмент. Интерактивные технологии  для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2003.

45. Парыгин Б.Д. Социально-психологический  климат коллектива. Пути и методы  изучения. Л.: Наука, 1991.

46. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Знание, 1982.

47. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Издательский  центр Академия, 2001.

48. Плотинский Ю.М. Теоретические  и эмпирические модели социальных  процессов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

49. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.: Питер, 2000.

50. Психологический словарь / Под  ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Просвещение, 1999.

51. Психология конфликта / Сост. и  общая редакция Н.В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001.

52. Психология управления персоналом / Под ред. А.В. Батаршева. М.: ЮНИТИ, 2003.

53. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студ. вузов. М.: Изд-во  Аспект-Пресс, 2001.

54. Рабочая книга практического  психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, А.Г. Лаптева. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

55. Рождественская Н.А. Роль стереотипов  в познании человека человеком // Вопросы психологии. -1986.

56. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 2002.

57. Руководство практического психолога: Психологические программы развития  личности / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1997.

58. Самоукина Н.В. Управление персоналом. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2003.

59. Свенцицкий А.Л. Психология управления  организациями. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

60. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО ТК Велби, 2003.

61. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1997.

62. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

63. Уманский Л.И. Методы экспериментального  исследования социально-психологических  феноменов // Методология и методы  социальной психологии / Под ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1996.

64. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.

65. Франкл, В. Человек в поисках  смысла / Ф. Франкл. — М., 1990.

66. Цвейг Ст., Казанова, Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд / Ст. Цвейг. — М.,

1990.

67. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 1999.

68. Штроо В.А., Меланьина А.А. Референтные  отношения в группе как фактор  организационных изменений // Вопросы  психологии. -3. 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


 



Информация о работе Эмпирическое исследование ценностных аспектов в межличностных отношениях