Эмпирическое исследование ценностных аспектов в межличностных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Повышение эффективности работы за счет актуализации ценностных аспектов межличностных отношений в работе частной фирмы.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решаются следующие задачи:
1) Анализ исследований в отечественной и зарубежной ценностных структурах межличностных отношений.
2) Выявление ценностных ориентаций всей организации.
3) Определение личностных ценностных аспектов каждого сотрудника и влияние их на межличностные отношения с персоналом.
4) Улучшение межличностных отношений в « организационной среде», « вертикальных» и « горизонтальных» взаимоотношениях персонала.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….2
Раздел 1. Ценностные аспекты в межличностных отношениях………………………………………………………..5
1. 1. Ценности и их роль в жизни человека…………………………..5
1. 2. Проявление ценностных аспектов в межличностных отношениях и межличностном общении………………………………………………17
1. 3. Ценности как элемент организационной культуры …………….21
Раздел 2. Особенности ценностных аспектов в межличностных отношениях персонала………………26
2. 1. Включение ценностных аспектов личности в межличностные отношения с персоналом………………………………………………..26
2. 2. Ценностно-ориентационные нормы, как регулятор межличностных отношений в коллективе…………………………………………………36
2. 3. Эффективное управление организацией с помощью ценностных ориентаций……………………………………………………………….38
Раздел 3. эмпирическое исследование ценностных аспектов в межличностных отношениях……………....44
3.1. Описание методик исследования……………………………………44
3.2. Описание процедуры сбора эмпирических данных……………….48
3.3 Анализ результатов эмпирического исследования…………………48
Выводы…………………………………………………………………….74
Заключение………………………………………………………….76
Литература……………………………………………………………79

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

 


 


                                               Содержание

Введение…………………………………………………………….2

Раздел 1. Ценностные аспекты в межличностных отношениях………………………………………………………..5

1. 1. Ценности и их роль в жизни человека…………………………..5

1. 2. Проявление ценностных аспектов в межличностных отношениях и межличностном общении………………………………………………17

1. 3. Ценности как элемент организационной культуры …………….21

Раздел 2. Особенности ценностных аспектов в межличностных отношениях персонала………………26

2. 1. Включение ценностных аспектов личности в межличностные отношения с персоналом………………………………………………..26

2. 2.  Ценностно-ориентационные нормы, как регулятор межличностных отношений в коллективе…………………………………………………36

2. 3. Эффективное управление организацией с помощью ценностных ориентаций……………………………………………………………….38 

Раздел 3. эмпирическое исследование ценностных аспектов в межличностных отношениях……………....44

3.1. Описание методик исследования……………………………………44

3.2. Описание процедуры сбора  эмпирических данных……………….48

3.3 Анализ результатов эмпирического исследования…………………48

Выводы…………………………………………………………………….74

Заключение………………………………………………………….76

Литература……………………………………………………………79

ПриложениЕ………………………………………………………….85

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Интенсивность развития  современного бизнеса, его влияние на создание и разрушения общества   необычайно важны сегодня и завтра. Подбор кадров, их правильная расстановка, совместимость людей в коллективе определяют жизнеспособность организации, что заметно выражается в материальных ценностях. Построить современный, цивилизованный, созидательный бизнес, предусмотреть и спрогнозировать события в деловых отношениях, подобрать партнёров, избежать влияния и ударов конкурентов. Спрогнозировать развитие программ и контрактов, предупредить обман, провал, утечку информации, рейдерство, построить систему интеллектуальной защиты фирмы, организации. В это всё в  нашем динамично развивающемся обществе, где конкурентная  борьба всё жёстче давит на эти фирмы и организации.

      Доказано,  что  качественный подбор кадров, правильная расстановка  их на руководящих постах и в подразделениях, соответствие занимаемым должностям, соответствие сотрудников стратегическому плану, целям и задачам организации помогает выдержать давление конкурентной борьбы и дальнейшему развитию. В тоже время нельзя исключать и психологический климат внутри коллектива сотрудников, их взаимоотношения, корпоративная культура, мотивация для работы в этой организации, их стремление и способность к росту, изменениям, обучению. Особенно пристальное внимание нужно уделять ценностным аспектам в межличностных отношениях.

     Давно замечено, что человек, будучи членом той или иной организации, предприятия, фирмы, обычно строит свою деятельность и отношения с учётом взглядов, существующих в данных организациях и в обществе в целом. Эти взгляды обусловлены ценностями и целями этих организаций и находят своё выражение в определённых правилах и стандартах поведения. Когда человек оказывается в какой либо организации, то, общаясь с её членами, он получает информацию о ценностях данной организации, её обычаях, традициях, ритуалах, и прочих правилах поведения. И если эти правила и ценности не противоречат его личностностным ценностным аспектам, то, как правило, человек начинает выстраивать взаимоотношения и деятельность в данной организации с максимальной эффективностью.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, систему мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции, и «философии жизни».

     Таким образом, актуальность темы исследования подтверждается тем, что с помощью системного подхода можно выявить ценностные аспекты в межличностных отношениях, определяющих содержание «организационной среды» и влияющих на эффективность работы всей фирмы.

       Объект исследования: «вертикальные» и «горизонтальные» взаимоотношения в организации. 

   Предмет исследования: ценностные аспекты  «вертикальных» и «горизонтальных» межличностных отношений в частной фирме.

      Наше исследование основано на предположении о том, что  согласованность ценностных аспектов  работников является следствием   взаимной совместимости, инициации и взаимного обмена в межличностных отношениях.

   Цель исследования: Повышение  эффективности работы за счет  актуализации ценностных аспектов  межличностных отношений в работе  частной фирмы.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решаются следующие задачи:

1) Анализ исследований в отечественной и зарубежной ценностных структурах межличностных отношений.

2) Выявление ценностных ориентаций  всей организации.

3) Определение личностных ценностных  аспектов каждого сотрудника  и влияние их на межличностные  отношения с персоналом.

4) Улучшение межличностных отношений в « организационной среде», « вертикальных» и « горизонтальных» взаимоотношениях персонала.

     Необходимость данного  исследования заключается в том, что при его проведении будут  детально изучены  такие основополагающие  для эффективной работы компоненты, как ценностные  аспекты в межличностных отношениях. А так же будут разработаны и применены на практике рекомендации, основанные на эмпирическом материале и выводах данной работы, для повышения эффективности работы и конкурентоспособности для конкретной частной фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Ценностные аспекты в межличностных отношениях

 

1. 1.   Ценности и их роль в жизни человека

 

        Несмотря на  огромный интерес к феномену  ценности, многое до сегодняшнего  дня в природе, классификации ценностей, их соотношении с обществом и личностью остается не изученным и во многом спорным. И это понятно. Обо всем, что существует в мире, можно не просто сказать, что оно есть, но и выразить к существующему определенное отношение, сказать хорошо оно или плохо, должно быть или не должно. Причем само ценностно-оценочное суждение опирается на определенные критерии, имеет свои предпосылки и следствия. Тот или иной объект (вещь, событие, поступок) может быть квалифицирован субъектом (человеком, группой лиц) как нечто желательное, достойное, предпочтительное (со знаком плюс) или как нежелательное, недостойное, опасное (со знаком минус). Предметы окружающего мира могут иметь для человека положительную или отрицательную значимость, и это находит отражение в его ценностном сознании. Другими словами, анализируя феномен ценности, мы сталкиваемся со сложной диалектикой субъективного и объективного. Разнообразные и даже в чем-то противоположные друг другу философские теории вырабатывают понятие ценности, опираясь на какой-либо один аспект взаимосвязи субъекта (человека) с объективным миром.  «Ценность есть объективное свойство предмета. Она заложена в его собственной природе и неотделима от него» — так определяет  О.Г. Дробницкий [14, c. 295].

        Любой предмет является благом в силу присущих ему естественных (физико-химических, биологических и других) свойств, благодаря им, этот предмет удовлетворяет потребности человека, значим для него. Ценность не просто обусловливается свойствами самого предмета, но, в конечном счете, оказывается тождественной ему. Последовательно выдержанный натурализм ведет к неразличению ценности и предмета — носителя ценности. В обыденном сознании натуралистическая установка проявляет себя в признании особого рода ценностей — естественных благ. Еще в XVII в. английский философ Дж. Локк способность вещи удовлетворять потребность человека назвал «естественной ценностью». Плодородная почва, минералы, растения, животные и т.д. полезны для человека. Иногда природные явления из полезных могут стать вредными (избыток влаги, ураганная сила ветра и т.д.), но это не отменяет вывода обыденного сознания о наличии природных ценностей. Помимо того, что свойства полезного и вредного приписываются самой девственной природе, а не рассматриваются как характеристики роли природы в жизни человека, в границах данного подхода значимость вещи подменяется ее полезностью, что размывает специфику понятия ценности. Натуралистическое истолкование ценностей ярко проявляет себя в эстетике, когда природа красоты видится в объективных свойствах самого предмета.

       Кроме девственной, существует и природа, сотворенная  человеком — «вторая природа». Она представляет собой продукты  человеческого труда, в совокупности  составляющие материальное богатство  общества. Элементы его часто называют материальными благами или материальными ценностями. Точка зрения, оперирующая понятием «материальные ценности», несет в себе двусмысленность и нуждается в существенной коррекции. Она может увести далеко в сторону от реальной постановки проблемы ценностей, ибо допускает явно или неявно отождествление самой ценности и ее предметного носителя (объекта ценностного отношения). Ценности непротивопоставлены бытию, а включены в него. Так, по мнению В.А. Василенко, категория ценности раскрывает момент значимости бытия одного явления для бытия другого [9, 41–42].. Причем «бытие другого» не обязательно означает бытие человека. Субъектом ценностного отношения в таком случае могут быть не только люди, но и любые вещи, явления как социального, так и природного мира. В соответствии с данной логикой в ценностные отношения могут вступать, например, комары, т.к. их бытие значимо для лягушек; дневной свет, т.к. он значим для роста растений и т.д. Речь идет о взаимоотношениях предметов, независимо от их отношений с людьми. Ценность не только теряет свою социальную природу, но из фактора, возвышающего человеческое бытие, превращается в фактор, его понижающий, редуцирующий к низшим формам бытия.

       Не предмет  обладает ценностью, а человек  наделяет его этим качеством — такова суть данной концепции в предельно заостренной форме. Ценность — это не свойство объекта, а определенное психическое отношение субъекта к нему, субъективная оценка. Говоря «добро» мы, высказываем одобрение чего-либо, говоря «зло» — осуждаем. Что определяет ту или иную нашу склонность к предметам и явлениям действительности, их оценку? Не свойства самих предметов, а наше внутреннее психическое состояние, определяемое, прежде всего, чувством удовольствия или неудовольствия.

       Оценка и ценностные ориентации принадлежат сфере ценностного сознания, тогда как природа ценности предполагает выяснение происхождения оценки, ценностных ориентаций, а значит, и включения в анализ, помимо субъективного мира человека, объективного мира предметов, свойства которого имеют значение для субъекта, а также требуется учет предметно-практической деятельности человека. Природа ценностей может быть раскрыта на основе диалектического синтеза субъективного и объективного. В эмпирико-социологических исследованиях под ценностями понимаются «представления о желаемом» [12, c. 764].

       В отличие от  психологов причины того, почему  человек стремится к данным  явлениям, желает чего-то, социологи  видят не в особенностях его  сознания, а в социальных условиях  и факторах (существующих в обществе традициях, нормах, правилах поведения и т.д.). Однако последнее обстоятельство не отменяет того факта, что для социолога ценность выступает элементом структуры внутреннего мира человека (относится к психической реальности), что и может послужить основанием для субъективистской интерпретации ценностей.

       Богатое содержание  термина «ценность» раскрывается  через несколько тесно связанных  между собой смыслов. Один из  них обязывает понимать под  ценностью особый социальный  феномен, выступающий в качестве критерия для оценки действий людей, предметов, явлений. Процесс оценивания осуществляется с опорой на ценность. Ценность — это объективная основа оценки. Для того, чтобы оценить, что является добрым, а что злым, что справедливым, а что нет и т.д., должны существовать определенные критерии, по которым будет произведена оценка. Эти критерии и есть ценности. Критерии закрепляются в общественном сознании и культуре в виде социальных ценностей. Каждое общество характеризуется специфическим набором ценностей, их иерархией, т.е. системой социальных ценностей. Ценность как критерий не следует путать с самим предметом, который уже признан ценным, т.е. с предметной ценностью, а также с результатом усвоения этого критерия индивидуальным сознанием, т.е. с субъектной, личностной ценностью. Усвоение социальных ценностей на уровне индивидуального сознания формирует внутреннюю структуру личности, в первую очередь, систему ее ценностных ориентаций, оценок. Ценностные ориентации образуют ось сознания, обеспечивают устойчивость внутреннего мира личности, влияют на характер ее интересов, потребностей, определяют, в конечном счете, направленность человеческой деятельности. Ценностные ориентации, будучи стержнем внутренней структуры личности, позволяют отграничивать значимое от незначимого для данного человека, т.е. подобно социальным ценностям, служат критерием оценки, только в данном случае оценки индивидуальной. В этом смысле их можно назвать ценностями, но чтобы отличить от ценностей социальных и предметных, целесообразно закрепить за ними название субъектные ценности (что, естественно, не означает их изначальной субъективности в смысле какой-либо искаженности, ложности и т.п.). Ценности как «представления о желаемом» отражают субъектно-личностное положение вещей, но вытекают из объективных обстоятельств. Ценностные ориентации субъекта вполне оправданно представляют огромный интерес для социологии, изменение ценностных ориентаций сегодня превращается в серьезную общественную проблему. Например, «в школе структурно-функционального анализа (Парсонс и др.) понятие ценности приобрело обобщенно методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов: социальная система любого масштаба предполагает существование неких разделяемых всеми общих ценностей».

       Русский философ Н.О. Лосский (1870–1965), внесший значительный вклад в разработку аксиологической проблематики, анализируя психологизм в теории ценностей, выделил в рамках немецкоязычной литературы три разновидности субъективизма. Согласно этим учениям всякий предмет «имеет ценность лишь постольку, поскольку он вызывает в душевной жизни субъекта некоторые индивидуально-психические переживания, а именно: согласно одним теориям — чувство удовольствия (или неудовольствия), согласно другим — желание, согласно третьим — чувство ценности».

Информация о работе Эмпирическое исследование ценностных аспектов в межличностных отношениях