Шпаргалка по "Социальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка

Описание работы

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.

Файлы: 1 файл

соц пед.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

влияний, но неприменно можно их учитывать и, по возможности,

смягчать, исправлять;

- принцип личностности, т. е. неподавление личностного начала

в человеке, непрепятствование на личностном его пути к Богу;

- принцип антропологичности как уважение к человеку, к его

достоинству; сочетание интуитивного чувствования с церковным,

святоотеческим и научным знанием верующего; как умение понимать,

что происходит в нем и с ним;

- принцип неусыпного бдения и трезвения как неустанного внимания,

непрерывности воспитания, постоянного участия в жизни

ребенка;

- принцип ответственности, который требует от воспитателей

осознанности собственных действий, ненавязывания ученикам

своих идеалов, образов и мечтаний, так как человек свободен

и имеет право на собственный путь к Богу;

- принцип любви, т.е. способность и готовность видеть человека

в будущем, ощущать образ ≪грядущего во имя Господне≫, питать

чувства, поддерживать способность к состраданию и милосердию;

- принцип смирения — понимания, что истинным детоводите-

лем является Господь, мы же не должны мешать Его действию.

1 Сурова Л. В. Православная школа сегодня. — М., 1996. — С. 18.

182

Главным средством православного воспитания считается слово,

методом — диалог-призывание, диалог-свидетельство, путем

— перевод высоких понятий христианского откровения на

язык, доступный современникам1.

Основой религиозной социализации является процесс глубинного

воспитания, результатом которого становится духовный опыт

личности, обретение внутренней системы ценностей, приверженность

и любовь к истине.

Религиозное воспитание сегодня осуществляется не только в

семье верующих, но и в воскресной школе, которая имеет свои

отличительные черты. Главная из них состоит в том, что это школа

для всех: для дошкольников, подростков, молодежи и людей

зрелого возраста.

Кроме того, воскресная школа призвана решать три педагогические

задачи: а) подвести человека к осмыслению понятий (Бог,

мироздание, жизнь), показать за видимым миром невидимое Божественное;

б) познакомить человека с его назначением, его истинным

призванием, научить делать добрые дела; в) подготовить

к таинствам молитвенной жизни, к осмыслению опыта общения

с Богом.

Религиозное воспитание осуществляется различными агентами

социализации: священнослужителями, верующими, преподавателями

конфессиональных учебных заведений, детскими и юношескими

объединениями, действующими при религиозных организациях

или под их патронажем (скауты), средствами массовой

коммуникации.

Таким образом, относительно социально контролируемая религиозная

социализация происходит в процессе религиозного воспитания

в семье, воскресной школе или конфессиональном учебном

заведении.

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ

...Трудно переоценить роль религии  в обществе. Являясь одним

из древнейших его институтов, она и по сей день продолжает влиять

на формирование социально-нравственных правовых норм; по

отношению к обществу религия выполняет большое количество

функций. Вот некоторые из них.

204

Моральная {ценностная, аксеологическая) функция. Религия обла

дает определенным набором моральных принципов, являющихся

частью ее религиозного откровения. Через своих последователей ре

лигия распространяет свои моральные ценности на общество, в ко

тором она существует. Значение этой функции очень велико — прак

тически все моральные правила современности имеют религио инк-

основание. Невыполнение религией этой роли или ее ослабление

ведет к эрозии моральных принципов общества (явление, наблюла

емое сейчас как в России, так и в постхристианской Европе).

Духовная функция. Религиозное учение жизнеспособно лишь в

случае, если оно отвечает духовным запросам как общества в це

лом, так и ряду индивидов, его составляющих. Духовные вопросы,

с философской точки зрения, всегда одни и те же. Напримср,

это вопросы о смысле жизни, о вечности, истине. Но каждое поколение

задает эти вопросы по-новому, поэтому религия должна

постоянно адаптироваться, реинтерпретируя свое учение на современный

ей язык. В случае если интерпретация неуспешна, то

поколение начинает искать ответы на свои духовные запросы и

другой религии или мировоззрении. Это произошло перед Октябрьским

переворотом 1917 года, когда номинально 95 % населения

считалось православными, но практически большая часть отошла

от христианства ввиду того, что церковь не смогла восполнить их

духовные запросы. Протестантские общины, с другой стороны,

всегда отличались большей приспосабливаемостью к языку современности,

чем и можно объяснить рост числа их приверженцев.

Гносеологическая функция. Эта функция религии заключается в

том, что она предлагает своим последователям хорошо разработанную

систему знаний и представлений о мире. Система знаний,

представляемая религией, может быть дополнением к общепринятой

системе или прямо ей противоречить.

Политическая функция. Религия как социальный институт обладает

определенным политическим весом. Разумеется, чем больше

последователей у определенной религии, тем большим политическим

влиянием она обладает. Так, на западе лоббирование

церковью или объединением ряда законопроектов является общепринятым

явлением. Именно таким образом благодаря церковной

и политической активности баптистского пастора Мартина

Лютера Кинга-младшего в 1960-х годах в США был принят закон,

запрещающий сегрегацию. В современной России политическая

функция церкви проявляется в ее периодических попытках

установления политического согласия, лоббирования ряда законов,

консолидации политиков вокруг себя. Несмотря на утверждения

Православных Иерархов о том, что ≪церковь вне политики

≫, ее политическая активность в последнее время все больше

увеличивается. Это может быть положительным фактором при лоббировании

ряда социально значимых законопроектов.__ Экономическая функция. Как и политическая функция, экономическая

зависит от числа последователей данной религии и ее

исторического значения. В настоящее время русская православная

церковь обладает большим количеством зданий и земель. Как институт

церковь является важным потребителем общественного продукта

и в ряде случаев — его производителем.

Историческая функция. Религия является своеобразным хранилищем

как своей собственной истории, так и истории страны, в

которой она существует. Религия осуществляет эту функцию как

путем накопления и обобщения исторической информации, так

и путем формирования системы культа, традиций и обрядов, которые

тоже выполняют функцию передачи исторической информации.

Эта функция особенно сильно выражена у христианских

конфессий, опирающихся на национальную идею (например, у

Русского Православия). Таким образом, история церкви становится

неотделимой от истории государства. Это дает национальной

религии особую, узаконенную роль в государстве, а государству

— поддержку национальной религии. Такое отношение обеспечивает

связь поколений, и общество тем самым получает инструмент

стабилизации.

По сути, все виды институализированной религии выполняют

эти функции в обществе. Тем самым институализированная религия

является интегральной частью общества и не может существовать

вне социума, а общество в целом развивается в направлении

прагматичного использования религии как социального института

в своих целях.

Но существование религии не ограничивается макроуровнем

(религия как институт общества). Все формы религии (и христианство

здесь не является исключением) функционируют на мезо-

уровне (соприкосновение групп христиан друг с другом) и на

микроуровне (межличностное христианское общение). На мезо-

уровне в дополнение к духовной, моральной, гносеологической,

экономической и исторической функциям общины выполняют

следующие функции по отношению к личности.

Функция социализации. Христианские общины достаточно постоянны

в своем составе (особенно протестантские) и, в зависимости

от их устройства и организации, создают широкие возможности

для социализации личности с единоверцами. Это происходит

не только во время богослужений, но и во время чаепитий,

собраний в домашних группах, на занятиях воскресных школ,

в паломнических поездках. Здесь восполняется важнейшая психологическая

потребность идентификации личности с подобными

себе индивидуумами. Люди в общинах социализируются не только

по вере, создаются и микросреды общения с людьми схожего возраста

(группы для молодежи или для  пожилых прихожан) и схожих

проблем (группы для одиноких, излечивающихся алкоголи-

206

ков или наркоманов). Строя отношения в общине на центральной

христианской заповеди ≪возлюби ближнего своего≫, христианские

общины становятся уникальным местом для социализации — зачастую

они могут принять в свои ряды тех, от кого отказались

семья, школа, друзья и коллеги.

Педагогическая функция. В основе христианства — изменение

жизни через покаяние, следовательно, это постоянный процесс

формирования и воспитания, перевоспитания и коррекции, начинающийся

с детства и не заканчивающийся до самой смерти.

В основе своей процесс христианского образования идет по трем

направлениям: когнитивному (передача информации и формирование

определенного мировоззрения, этот аспект тесно связан с

гносеологической функцией религии); моральному (формирование

в характере человека определенных моральных положений и

устоев, этот аспект связан с моральной функцией религии); духовному

(развитие духовного мира человека). Педагогическая деятельность

осуществляется как напрямую при соприкосновении

человека с общиной, так и косвенно — через семью, крестных,

родственников.

Психотерапевтическая функция. В переводе с греческого ≪психотерапия

≫ значит исцеление души. Христианская, и особенно

восточная, православная традиция накопила огромный опыт в

процессе диагностики душевного и духовного состояния человека,

помощи в исцелении разнообразных недугов и страстей. К сожалению,

этот пласт знаний еще не был интегрирован с современной

психологией. Христианство же обладает огромным потенциалом

помощи душе человека и во многом превосходит современную

материалистическую психологию в аспекте оценки самобытности

и бесценности человека. Неслучайно наиболее успешная

во всем мире программа избавления от алкоголизма ≪Анонимные

алкоголики≫ разработана именно на основе христианского

отношения к душе и ее болезням.

Как видно из вышеперечисленных функций, христианство как

религия и христианские общины как социальные образования

обладают огромным потенциалом для осуществления социально-

педагогической деятельности.

<...> Социально-педагогическая деятельность  христианских конфессий

осуществляется на трех уровнях: на макроуровне (уровень

взаимодействия определенной конфессии или группы конфессий

с социальными институтами), на мезоуровне (уровень взаимодействия

христианской общины с малыми группами внутри общины

или вне ее) и на микроуровне (уровень взаимодействия

общины или ее представителей с личностью).

На макроуровне церкви как субъект социально-педагогической

деятельности влияют на становление моральных норм и правил

поведения, являются пропагандистами своих моральных цен-ностей (выступления против абортов, наркомании), лоббируют

законы и действия власть имущих на осуществление социально

приемлемой политики. В настоящее время русская православная

церковь начинает осуществлять именно такую деятельность. Созданы

программы, призванные как пропагандировать прижизненные

ориентиры (выступления против абортов, наркомании, алкоголизма),

так и лоббировать соответствующие законодательные

акты. На экономическом уровне церкви жертвуют на осуществление

социально-педагогических программ.

На мезоуровне деятельность христианских конфессий идет по

двум направлениям: миссионерскому и катехизаторскому. Миссионерское

направление подразумевает привлечение в общину новых

прихожан. Здесь используются паломнические поездки как

способ привлечения школьников, деятельность в местах заключения

и пенитенциарных учреждениях, учреждение благотворительных

столовых и приютов. Катехизаторское направление подразумевает

целенаправленные программы христианских конфессий на

перевоспитание и наставление в вере вновь пришедших в церковь.

Здесь используются классы воскресных школ, музыкальные и иконописные

студии, системы домашних церквей, библейские школы

и кружки. Во всех этих группах используются определенные

методы для достижения объективных изменений в поведении,

системе ценностей и духовном мире группы.

На микроуровне происходит восполнение психологических нужд

члена общины в процессе общения с другими прихожанами и

восполнение духовных нужд в процессе действия благодати Духа

Святого, зачастую тоже происходящее в контексте взаимодействия

с другими прихожанами. Сюда можно отнести совместную молитву,

общение в церковной и светской атмосфере, исповедь, духовное

наставничество. Эти действия (за исключением исповеди)

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной педагогике"