Шпаргалка по "Социальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка

Описание работы

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.

Файлы: 1 файл

соц пед.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

позволяющие выполнять общественные функции с целью удовлетворения

потребностей или регулирования поведения членов

общности (группы).

4. Иногда институтом именуют социальные роли, особенно

важные для группы или общности (институт материнства).

В основе концепции американского социолога и экономиста

Т.Веблена (1927) лежит функциональный подход. Он выделяет

следующие наиболее важные для общества функции социальных

институтов:

- воспроизводство членов общества;

- социализация как способ передачи  индивидам знаний и ценностей;

- производство и распределение;

- соблюдение порядка и поддержание  нормального климата в

отношениях между людьми.

При традиционно-функциональном подходе к социальным

институтам относят такие явления, как, например, ≪денежная

конкуренция≫ или ≪показное потребление≫.

Наиболее распространенным в западной социологии является

структурно-функциональный подход к пониманию социального

института, который рассматривается как устойчивый комплекс

формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок,

регулирующих различные сферы человеческой деятельности

и организующих их в систему ролей, статусов, образующих социальную

целостность. Институционализация ряда ролевых ожиданий

определяется характером социальной системы и теми ценностями,

которые она считает наиболее значимыми для стабильности

и функционирования общества.

С этой точки зрения социальный институт можно охарактеризовать

как комплекс институционализированных ролевых обобщенных

показателей, имеющих стратегическое структурное значение

для данной системы. В этом смысле социальный институт

представляет собой обобщенный показатель (по сравнению с

ролью) в социальной структуре общества, так как он состоит из

множества ролевых позиций и их компонентов. Выявляя данные

характеристики социального института, можно прогнозировать его

временную стабильность.

Социальный институт необходимо отличать от конкретных организаций

и социальных групп. Например, понятие ≪социальный

институт семьи≫ подразумевает не отдельную семью как малую

социальную группу, в которой существует спектр различных отношений,

а комплекс норм, социальных ролей, реализующихся

По степени воплощения в социальных институтах общества его

ценностей и норм, уровня институционализации социальных ролей

можно судить об интеграции данной общественной системы,

т. е. о совпадении интересов общества в целом с индивидуальными

интересами его граждан. Хотя такое ≪единство≫ представляет

собой аналитическую абстракцию, однако в структурном функционализме

рассматриваются идеальные модели полностью ин-|

ституционализированных социальных систем. Эти модели имеют

определенное значение для понимания данной проблемы.

Все социальные институты в различной степени объединены в

систему, которая обеспечивает им гарантии равномерного, бесконфликтного

процесса функционирования и воспроизводства

общественной жизни. В этом заинтересованы все члены общества. |

Однако надо помнить, что в любом реальном обществе существует

известная доля анемичного (аномия — от франц. anomie — отсутствие

закона, организации), т.е. не подчиняющегося нормативному

порядку, поведения населения. Последнее обстоятельство

может послужить основой дестабилизации системы социальных

институтов.

Несмотря на многообразие теорий социальных институтов, можно

выделить общие элементы, которые характеризуют любой

социальный институт.

Во-первых, группы, имеющие зачатки институционализации,

используют определенные способы действия от имени членов

группы как целого; эти способы не зависят от личных интересов

включенных в данный институт индивидов.

Во-вторых, любой социальный институт выполняет функции

(или задачи), имеющие разный  характер. Среди них функции,

регулирующие поведение членов общества, социальных

групп; обеспечивающие устойчивость общественной жизни; осуществляющие

интеграцию и сплоченность институционных отношений.

В-третьих, в рамках отдельных социальных институтов вы- ]

деляется система социальных ролей.

В зависимости от сферы действия и функций социальные институты

подразделяются на реляционные, определяющие ролевую

структуру общества по самым различным категориям: от пола и

возраста до вида занятий и способностей; релятивные, определяющие

допустимые рамки индивидуального поведения по отношению

к существующим в обществе нормам действий, а также санкции,

карающие нарушающих максимы (все виды механизмов социального

контроля: культурные, связанные с религией, идеологией,

наукой, искусством и т.д.); наконец, интегративные, связанные

с социальными ролями, ответственными за обеспечение

интересов социальной общности как целого.

168

^^^^^^^^НМЯИМНИИВДЯЯЯЯР111'1' '' '

Наибольший интерес для практики представляет проблема

эффективного функционирования социальных институтов. Их деятельность

опосредована большим числом факторов. В частности

Я. Щепаньский выделяет следующие:

- четкое определение цели, задач  и объема функции социального

института;

- рациональное разделение труда  и его рациональная организация

внутри социальной системы институтов и каждого социального

института в отдельности;

- степень деперсонализации действий  и объективации функций

и выполняемых отдельными лицами от имени социального

целого ролей, близость поведения членов института к социальной

максиме;

- призвание и престиж, каким  обладает данный социальный

институт в глазах групп, общностей, общества (т.е. целостности);

- бесконфликтность включения социального  института в глобальную

систему социальных институтов, т. е. в общество.

Изменение системы социальных институтов (и каждого отдельного

института) может быть как эволюционным, так и революционным,

что в конечном счете определяется состоянием общественной

системы в целом.

Источниками развития социальных институтов могут быть эндогамные

(внутренние) факторы, которые, как  правило, порождают

ограничения в развитии системы, и экзогамные (внешние)

факторы. К примеру, распад такого социального института, как

семья, может быть вызван изменением ролевого поведения супругов

(в частности, изменой) или конфликтами  в семье из-за вмешательства

в семейные отношения родителей супругов.

Важнейшими детерминантами изменений (как внутренними,

так и внешними) являются политика, экономика и культура. Они

действуют на функционирующие в обществе социальные институты

как непосредственно, так и опосредованно через ролевые

позиции индивидов.

Структура социальных институтов общества очень сложна. Во-

первых, потому, что сложны и многообразны человеческие потребности

и интересы, стимулирующие создание данных социальных

институтов. Во-вторых, социальные институты постоянно

видоизменяются. В процессе исторического развития общества отдельные

элементы структуры институтов могут утрачиваться, наполняться

новым содержанием, приобретать новые задачи и функции.

Наглядным примером этому служила производственная функция

семьи. Когда-то семья, особенно сельская, занималась подготовкой

молодежи к профессиональному труду. Развитие производственных

отношений и усложнение разделения общественного

труда привели к отмиранию этой функции, однако с восстановлением

в России частной собственности, развитием фермерства и предпринимательства сельская семья частично восстанавливает

эту функцию.

Наибольшей деформации подвергается система социальных

институтов в процессе революционных преобразований в обществе.

В этих случаях происходит переорганизация самих социальных

институтов на основе новых утверждающихся социальных норм,

ценностей, отношений, которые могут быть более сложными,

универсальными, обобщенными, нежели существовавшие прежде.

Это в свою очередь требует формулировки новых характеристик

поведения как внутри социального института, так и в межинституциональных

взаимодействиях внутри социальной системы (общества).

В современном обществе можно выделить следующие социальные

институты:

экономические, обеспечивающие воспроизводство и распределение

материальных благ, организацию труда, денежный оборот

и т.д.;

политические, связанные с выполнением функций власти;

социальные (в узком смысле этого понятия), организующие

добровольные объединения, жизнедеятельность коллективов, регулирующие

поведение людей в процессе взаимодействия, социальных

отношений;,религиозные, регламентирующие.

§ 1. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Современная

семья

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая

группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной

ответственностью и взаимопомощью; в

ней вырабатывается совокупность норм, санкций

и образцов поведения, регламентирующих

взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей

между собой.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений.

Она являет собой персональную среду жизни и развития

детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом

параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

демографический - структура семьи (большая, включает других

родственников, или нуклеарная, включает лишь родителей

и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или

многодетная);

социально-культурный - образовательный уровень родителей,

их участие в жизни общества;

социально-экономический - имущественные характеристики и

занятость родителей на работе;

технико-гигиенический - условия проживания, оборудованное^

жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи

прошлых времен не только иной экономической функцией, но и -

что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоционально-

психологических функций. Отношения детей и родителей

в течение последних десятилетий меняются, становясь все более

эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной

их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей

именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но

это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь

усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые

из них.

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из

двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие

родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и

поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого

опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие,

вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами

(братьями - сестрами), тетками, дядьями  и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения ≪мужского

≫ и ≪женского≫ труда первый в массе семей (кроме деревень

и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины

в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем

хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются

мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку

резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу,

реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры

и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей

и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Они

нередко имеют более высокий уровень образования, могут проводить

большую часть свободного времени вне семьи. Это время

дети наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко

не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения

родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает

- на смену ему должен приходить  авторитет личности

родителей.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется,

что решающую роль в его эффективности на том или иномвозрастном этапе играет семья. Поэтому

ограничимся несколькими аспектами.

Во-первых, семья обеспечивает физическоеи эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве

семья играет определяющую роль, которая не может быть

компенсирована другими институтами социализации. В детском,

младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается

ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции

уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического

пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее,

ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации,

благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого

ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных

реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы,

связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или

фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в

этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных

этапах, помогая или мешая формированию психологического

пола подростка, юноши. В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной педагогике"