Шпаргалка по "Социальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка

Описание работы

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.

Файлы: 1 файл

соц пед.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

массу населения интересуют в первую очередь обстоятельства повседневной

жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу

региональных СМК, по которым идет соответствующая информация.

60

СМК как фактор

социализации

общений является не столько отдельный индивид

(хотя и он тоже), сколько сознание  и

поведение больших групп людей, составляю-

Затем, нарастая по темпам, происходит процесс ≪размножения≫

средств коммуникации. В XV в. появляется печатная книга, в

XVII в. - газеты и журналы. В XIX в. начинается новый революционный

этап - изобретены радио, телефон, кино, грамзапись.

В XX в. темпы ≪размножения≫ нарастают лавинообразно - широко

распространяются телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные

системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая

связь. Причем к концу XX в. на первое место вышли электронные

средства массовой коммуникации, значительно потеснив

письменные.

Дальнейшие тенденции развития СМК можно проследить в

постиндустриальных обществах, где формируется совершенно новая

структура СМК. Так, в США создается телевидение, которое

предложит каждой семье до 500 каналов и предоставит возможность

взаимодействия зрителей с телестанциями и между собой.

Это телевидение получило название интерактивного (т. е. телевидение

взаимодействия).

Рассматривая СМК как фактор социализации, надо иметь в

виду, что непосредственным объектом воздействия потока их соВлияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими

обстоятельствами.

СМК выполняют в первую очередь рекреативную

роль, поскольку во многом определяют

досуговое времяпрепровождение людей,

как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется

по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге

с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает

их от повседневных забот и обязанностей.

С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Она

приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и

юношах. Для большой части ребят телесмотрение, прослушивание

музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение

становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных

контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений

в общении со сверстниками. Нередко ребенок, подросток, юноша,

находясь один в квартире, включает магнитофон, телевизор,

видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества.

Впрочем, этим же способом он может отгораживаться от родителей,

чтобы не слышать их ссор, разговоров на надоевшие темы и т. д.

Большую роль играют СМК в развитии человека. Хотя эта точка

зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового

вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во

вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оскудение

творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей

усваивать знания ≪по посторонним знакам≫, в результате

чего люди будут ≪казаться многознающими, оставаясь в большинстве

невеждами≫ и ≪станут мнимомудрыми вместо мудрых≫.

С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда

связывали падение интереса к чтению. Это действительно имело и

имеет место, но надо понимать, что слушают радио, смотрят кинофильмы

и телепередачи огромные массы людей, которые совсем

необязательно стали бы читателями. Исследования показывают,

что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в

целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер

в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие

ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда

он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет

кругозор. Исследования, проводившиеся во Франции, показали,

что телесмотрение значительно влияет на представления и кругозор

малообразованных слоев населения.

Особую роль в стихийной социализации подрастающих поколений

играют компьютерные сети. Работа с компьютером, с одной

стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена

социокультурными ценностями, порождению и реализации новых

форм символического опыта, развитию процессов воображения, ин-

61

ция превращения СМК в сферу самореализации человека. К давно

существующей переписке читателей с газетами и журналами добавились

передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей

и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно

новый вид коммуникации и самореализации - взаимодействие

человека с определенными интересующими его по тем или иным

62

СМК и самоизменение

человека

так и отрицательный вектор.

Особо следует отметить в связи с этим то,

что в последнее время набирает силу тенден-

и позволяет считать, что СМК в той или иной мере оказывают

относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим

лишь два аспекта этого влияния.

Во-первых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми

всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование

у них ценностных ориентации в сфере политики, экономики,

идеологии, права и пр.

Во-вторых, средства массовой коммуникации фактически представляют

собой систему неформального образования, просвещения

различных слоев населения. Как источник информации и просвещения

СМК наиболее интенсивно используют люди более старших

возрастов. Но все пользователи СМК приобретают весьма разнообразные,

противоречивые, несистематизированные сведения по самым

разнообразным вопросам общественной и политической жизни.

Как показывают исследования, тот набор СМК (программы TV,

радио, конкретные газеты и т.д.), которыми пользуется человек,

создает специфический для него информационный мир. Он существенно

различается даже у жителей одного города. Так, по данным

Л. И.Васильченко, полученным еще в середине 70-х гг. XX в., в

Тарту эстонские и русские школьники, пользуясь различными

источниками, имели весьма различные информационные миры, что

во многом определяло и несовпадения в их ценностных ориентаци-

ях и стиле жизни.

Самоизменение человека в процессе социализации под влиянием

СМК идет в различных аспектах и имеет как положительный,

СМК и относительно

направляемая

социализация

(в основном обладающих политической  или

экономической властью) на определенное

влияние на население в целом, а также на отдельные

возрастные и социальные слои. Это

тенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных

эффектов. Но с другой стороны, она может привести к ≪синдрому

зависимости≫ от компьютерной сети, способствуя сужению

интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными

играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций

и другим негативным эффектам (Ю. О. Бабаева, А. Е. Войскунский).

СМК, будучи одним из социальных институтов, в той или иной

мере выполняют заказ общества и отдельных социальных групп

СМК и социально

контролируемая

социализация

печатные средства массовой коммуникации.

Во второй половине XX столетия стали использовать

возможности кино, и главным образом

телевидения, в процессе обучения.

причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников

и выразить себя в общении с ними. Так, например, уже сегодня

к сети Internet подключены миллионы абонентов - от ученых

до кинофанатов. Среди них группы экологистов, фанатов и прочие

электронные кланы, возникающие в новой электронной среде.

Кроме того, у человека, находящегося в компьютерной виртуальной

реальности, создается впечатление, что он непосредственно

участвует в им же порожденных событиях. Более того, именно он

главный участник событий. Это создает совершенно новые возможности

для самореализации и самоутверждения, может вести к

тем или иным самоизменениям у детей, подростков, юношей.

Воспитание как относительно социально контролируемая социализация

в течение длительного времени использовало лишь

Система воспитания до недавнего времени не ставила перед

собой цель подготовки подрастающих поколений к взаимодействию

со всеми средствами массовой коммуникации. В нынешних же

условиях овладение человеком умением использовать тот познавательный

и иной потенциал, который они несут, приобретает

большое значение. В связи с этим особым аспектом социального

воспитания становится так называемое медиаобразование, характеристику

которого в отечественной науке дал А. В. Шариков.

Медиаобразование (от лат. media - средства) - изучение воспитуе-

мыми закономерностей массовой коммуникации. Его задачи: подготовить

подрастающие поколения к жизни в современных информационных

условиях, к восприятию информации (научить человека

понимать ее - ≪декодировать≫ сообщения, критически оценивать

их качество), осознавать последствия ее воздействия на

психику, овладевать способами общения на основе невербальных

форм коммуникации с помощью технических средств.

Медиаобразование осуществляется как в школе, так и в других

воспитательных организациях, а также в организациях, специально

созданных для этой цели (например, во Франции - ≪Медиа-

форум≫, ≪Активные юные телезрители≫).

В школе медиаобразование осуществляется как в рамках традиционных

предметов (родного языка, изобразительного искусства,

истории, социальных наук, экологии и др.), так и с помощью

введения специального предмета. В разных странах он называется

по-разному, но имеет примерно одинаковое содержание. Наиболее

часто в него включаются разделы: ≪Понятие о коммуникации≫,

≪Понятие о знаковых системах и способах представления информации

≫, ≪Массовая коммуникация и ее закономерности≫, ≪Средства

массовой коммуникации и их особенности≫, ≪Реклама≫. В по-

63

следнее время появилась тенденция включать в медиаобразование

обучение компьютерной грамотности.

Создание системы медиаобразования - процесс длительный и

дорогостоящий. Но имеющиеся сегодня возможности позволяют

приступить к решению этой задачи, и в первую очередь - в школе.__

 

11)Сущность социализации и ее содержание. Характеристика процесса социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста.(тетрадь+папка)

 

12) Специфика  соц-пед сопровождения социализации несовершеннолетних.(папка)

 

13) Различные  подходы к выделению этапов  социализации. (тетрадь)

В любом обществе социализация человека имеет особенности на

различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно

соотнести с возрастной периодизацией жизни

человека. Существуют различные периодизации,

и приводимая ниже не является общепризнанной.

Она весьма условна (особенно после этапа юности),

но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Будем исходить из того, что человек в процессе социализации

проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года),

раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший

школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет),

старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет),

юношеский (18-23 года) возрасты, молодость (23-30 лет), раннюю

зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст

(55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70

лет). Далее будет рассмотрена социализация человека до этапа молодости,

т.е. социализация подрастающих поколений.

 

14) Принципы  социального воспитания.

Понимание социального воспитания как составной части развития и социализации человека, а также подход к нему как субъект-субъектному взаимодействию и определение его как создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностных ориентаций позволяет выделить ряд принципов, которые могут рассматриваться основанием организации социального воспитания

1. Принцип природосообразности

Аристотель, Я.А.Коменский, А. Дистервег. К.Д.Ушинский.

Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за развитие самого себя, дальнейшую эволюцию ноосферы. Человека нужно воспитывать не только как мужчину или женщину определенного возраста, не только как жителя конкретной страны, но и планеты в целом.

Данный принцип предполагает необходимость ч учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.

2.Принцип культуросообразности (Дж.Локк, А.Дистервег,К.Д.Ушинский и  др.)

Суть: социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями, нормами , традициями конкретной национальной , региональной культур , не противоречащих общечеловеческим ценностям.

3.Принцип дополнительности  в социальном воспитании.

Суть: Предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Социальное воспитание рассматривается как один из факторов развития , наряду с природными, социальными , культурными факторами. Этот принцип позволяет рассматривать социализацию как сочетание стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека. Принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного , социального воспитания.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной педагогике"