Шпаргалка по "Социальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка

Описание работы

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.

Файлы: 1 файл

соц пед.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

директора. Вопросы социальной работы с детьми и родителями

обсуждаются на родительских конференциях и педагогических

советах.

В школе, где нет освобожденного социального педагога, пересмотрены

обязанности всех ее работников.

Так, администрация школы кроме решения традиционных вопросов

руководства педагогическим коллективом и осуществления

Закона ≪О всеобщем образовании≫ организует воспитательную

работу во внеучебное время, работу родительского комитета

с семьями, где есть трудные дети.

Заместитель директора по воспитательной работе налаживает

связь школы с внешкольными детскими учреждениями, различными

просветительскими организациями, инспекцией по делам

несовершеннолетних.

Заместитель директора по учебной работе организует работу

кружков, секций, клубов, индивидуальную работу учителей с

учениками, консультации для учеников по месту жительства, работу

педагогов с трудными детьми и детьми, которые нуждаются

в особом педагогическом внимании.

Учителя начальных классов и классные руководители, изучив семьи

учеников микрорайона, выделяют тех ребят, которые нуждаются__в социальной помощи, помогают семье в воспитании трудных

детей.

Учителя-предметники, определив способности, уровень обученное

™ и наклонности детей, организуют различные кружки и секции,

готовят массовые мероприятия в школе, привлекая к их проведению

родителей и бывших учеников школы, приглашают в

школу интересных людей.

 

9) Религия  как институт социализации

§ 4. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

И РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Религия как один из социальных институтов традиционно играла

большую роль в жизни различных обществ. В социализации че-

Социализирующие

функции религиозных

организаций

ловека религия и религиозные организации

(общности верующих при молитвенных  центрах)

были важнейшим - после семьи - фактором.

В процессе секуляризации, т.е. освобождения общества от

влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и

в социализации. Тем не менее в современном мире ее роль, во-

первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости

от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран

ее влияние стало опять расти.

Все эти процессы хорошо видны на примере России, где представлены

все четыре великие мировые религии - христианство, мусульманство,

буддизм, иудаизм - и многие их разновидности (всего

более шестидесяти вероисповеданий различного направления).

Социализирующее влияние религиозных организаций испытывают

на себе как верующие, так и члены их семей. Кроме того,

различные конфессии ведут активную работу по привлечению в

свои ряды новых верующих.

Социализация в религиозных организациях осуществляется под

воздействием практически всех механизмов социализации. Другое

дело, что в зависимости от конфессии, к которой принадлежит та

101

(вероисповедания).

Религиозное воспитание осуществляется священнослужителями;

верующими агентами социализации (родителями, родственниками,

знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами кон-

102

Религиозное

воспитание

мировоззрение, мироощущение, нормы отношений

и поведения, соответствующие вероучи-

тельным принципам определенной конфессии

или иная организация, роль механизмов и их соотношение различны.

Так, в приходах русской православной церкви ведущими

механизмами можно считать традиционный и институциональный.

В ряде сектантских организаций - институциональный и стилизованный,

а в организациях ряда восточных конфессий - институциональный

и рефлексивный.

В процессе социализации верующих религиозные организации

реализуют ряд функций.

Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций

проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся

сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога,

бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным

ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культовых

действий (богослужения в храме, молитвы и др.), так и в различных

формах религиозного просвещения.

Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации

культивируют среди своих членов поведение, соответствующее

религиозным нормам. Это осуществляется в процессе

коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций,

а также через различные формы контроля (в одних

конфессиях более, в других - менее жесткого) за соответствием

жизни верующих религиозным нормам.

Коммуникативная функция реализуется в создании условий для

общения верующих, в определенных формах его организации, а

также в культивировании норм общения, соответствующих веро-

учительным принципам конкретной религии.

Милосердная функция религиозных организаций реализуется в

многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности

как в рамках самих организаций, так и за их

пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический

опыт.

Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации

духовного мира верующих, в помощи им в осознании

своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.

И наконец, воспитательная функция - религиозное воспитание

человека.

В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам

целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются)

фессиональных учебных заведений (как основных - средних школ,

колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, кружков

и др.), в ряде стран - преподавателями религии в светских учебных

заведениях; различными объединениями, в том числе детскими

и юношескими, действующими при религиозных организациях или

под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций

(например, скаутов); средствами массовой  коммуникации, находящимися

под контролем религиозных организаций; культурным

наследием (литературой, искусством, философией и пр.).

В основе религиозного воспитания лежит феномен удвоения

мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священный), т. е. наделения

явлений окружающей действительности и личностного начала

человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным

мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный

и мистический (Т. В. Склярова).

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента

- информационный, нравственный и  деятеЛьностный, содержание

которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии

информационный компонент - это тот объем знаний,

который воспитуемые получают по истории церкви, богословию,

догматике, священной истории; нравственный - научение воспи-

туемых преломлению собственного опыта через требования христианской

морали; деятельностный - участие в богослужениях,

церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно

охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется.

Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный,

имеет специфику в различных конфессиях. Например, мистический

уровень православного воспитания определяют следующие

моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя

молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

В процессе религиозного воспитания используются различные

формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам

формам социального воспитания (урочная система, семинары,

лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные

мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.),

но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим

для религиозного воспитания содержанием.

Многообразны средства религиозного воспитания, которые

определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских

конфессиях таковыми являются: церковное богослужение,

приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения

с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения

и побуждающая к соответствующему поведению; молитва,

помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости

наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздать

плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость; епитимья -

наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм

отношений и поведения.

В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих

формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-

нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль

жизни, а в целом - стратегии адаптации и обособления в социуме.

§ 4. Религия как институт социализации

Религия как один из социальных институтов традиционно играла

большую роль в жизни различных обществ, была важнейшим

после семьи фактором социализации человека. Несмотря на

секуляризацию, и до сего времени ее роль в жизни сообщества

довольно велика.

Религия — это система верований и ритуалов, с помощью которых

группа людей объясняет происходящее и реагирует на то,

что находит сверхъестественным и священным.

Представление о мире, которое дает религия, проявляется в

человеческом сознании в иллюзиях о существовании сверхчеловеческих

принципов, правящих природой и обществом. Религия рассматривается

как комплексная форма сознания, которая наряду с

180

шшш^яшшшшяшя

нормативными элементами (правилами поведения), аналогичными

морали, содержит совокупность определенных представлений

о природе, обществе, а также выражает эти представления в форме

определенных образов. Из этого следует, что каждая религия

содержит две внутренние составляющие: субъективную, которая

дает представления о невиданном, но могущественном (мифология),

и внешнюю, которая формирует практическое отношение к

сверхъестественным силам, культ умилостивления их.

Структура любой религии включает в себя пять элементов, которые

обеспечивают определенное влияние на особенности восприятия

человеком окружающей действительности и самого себя,

сказываются на характере и формах его взаимодействия с другими

людьми, с государством и обществом. Первый элемент заключается

в мысли о ≪сверхъестественном существе≫; в т о р о й — в чувстве благоговения к этому существу; т р е т и й —это религиозные

символы, посредством которых религиозный человек устанавливает

контакт с этим существом; четвертый —ритуалы,

т.е. особые религиозные действия (молитвы, жертвоприношения,

освящение и пр.), посредством которых верующий обращается к

божеству; пятый —существование религиозной организации и

ее служителей, с помощью которых человек устанавливает связи с

Богом.

Социализация в религиозных организациях осуществляется под

воздействием всех ее механизмов: традиционного, межличностного,

рефлексивного, стилизованного. Однако соотношение этих

механизмов и сила влияния каждого из них зависит от конфессии.

В процессе социализации человека, как отмечает А. В. Мудрик,

религиозные организации реализуют ряд функций: во-первых,

ценностно-ориентационную, которая проявляется в позитивном

отношении к определенным нормам, системе факторов духовного

взрастания (таинства, молитва, пост, духовная среда, духовное

чтение и т.д.), основам жизни христианина; во-вторых, регулятивную,

которая проявляется в том, что верующие руководствуются

определенными нормами поведения в своей жизнедеятельности

1. Например, Н.Е. Пестов приводит 10 положений, следуя

которым можно воспитать в детях прочное послушание (см.

Документы и материалы к главе 5); в-третьих, коммуникативную,

которая находит свое выражение в создании условий для общения

верующих, в культивировании норм этого общения, в преодолении

замкнутости, одиночества человека; в-четвертых, милосердную,

которая реализуется в разных формах понимания проблем

других людей, в сочувствии, поддержке человека, оказав-шегося в трудной жизненной ситуации, перед лицом ответственного

выбора, в помощи тем, кто в ней нуждается; в-пятых, утешительную

(компенсаторную), позволяющую верующим найти

смысл в жизни в ситуации кризиса, потерь родных и близких, в

осознании ими сути своих проблем и нахождении путей их решения,

в защите от мирских потрясений и неприятностей; в-шестых,

воспитательную.

Социализация осуществляется в процессе религиозного вое

питания верующих, в ходе которого внушаются (индоктриниру

ются) соответствующие определенной конфессии мироощущение

нормы отношений и правила поведения.

В частности, православное воспитание базируется на следую

щих принципах:

- принцип ненасилия, которое укладывается в заповедь ≪Не совершай

насилие над душой, не угашай духа!≫;

- принцип своевременности, что означает: ≪Слова и дела Божий

открываются людям по мере их способности воспринять их.

Учение Христа не теория, а Благая весть. Педагогическое воздей

ствие питается Евангельским духом, тяготеет не к заданной априори

системе, а к системе реактивной, реагирующей на духовно

состояние и уровень детей≫1;

- принцип единства влияний как дополнение, как понимание

того, что не всегда возможно уберечь человека от нежелательных

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной педагогике"