Шпаргалка по "Социальная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальная педагогика".

Файлы: 1 файл

соц.пед шпоры.docx

— 55.32 Кб (Скачать файл)

В. 6. Семья и группа сверстников как микрофакторы социализации ребёнка.

Факторы социализации - это разнообразные условия, более или менее активно влияющие на развитие детей, подростков, юношей.

Микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений.

Параметры семьи:

  • Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).
  • Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
  • Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
  • Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Социализирующие функции семьи.

  • Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека
  • Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка
  • В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка
  • В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами
  • В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
  • В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека

Семейное воспитание. Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

  • Авторитарный (властный) стиль
  • Демократический стиль

«Группа сверстников»

Т.А.Репина выделяет функции дошкольной группы:

  • Ф. общей социализации,
  • Информационная ф.,
  • Ф. формирования ценностных ориентаций,
  • Оценочная ф. (формирование самооценки),

Ф. нормализации и корректирования  влияния неблагополучной семьи.

 

 

 

В. 13. Задачи и основные направления коррекционно-развивающей  работы с детьми, имеющими трудности  в общении со сверстниками.

А.А. РОЯК. 1 группа - МАЛООБЩИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ

ВХОДЯТ:

  • Первоначально стремится к общению, позже отходит от него при недостаточно доброжелательном отношении сверстников,
  • Первоначально стремится к общению, позже отходит от него, не смотря на доброжелательные отношения,
  • С момента прихода в группу, не стремится к общению со сверстниками и сверстники не стремятся к нему.

ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ:

  • Отсутствие достаточно развитых игровых умений,
  • Малая подвижность ребёнка,
  • Отказ от общения.

2 группа – ОТКРЫТО КОНФЛИКТУЮЩИЕ ДЕТИ

ВХОДЯТ:

  • Активно стремится к контактам со сверстниками, но кого сверстники активно не принимают в группу,
  • Активно стремится к контактам со сверстниками, стремятся к этим контактам и сверстники, но их общение сопровождается частыми конфликтами.

ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО СВЕРСТНИКАМИ:

  • Не умение управлять своим поведением,
  • Отсутствие достаточно развитых игровых умений,
  • Умений строить взаимоотношения с детьми,
  • Неправильно сформированные мотивы общения.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НАПРАВЛЕНЫ:

  • На формирование игровых умений,
  • На формирование коммуникативных умений,
  • На формирование произвольности поведения,
  • На преодоление эгоистических мотивов общения со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. 22. Цель, специфика, результаты педагогического  образования родителей.

Цель  образования родителей — добросердечные взаимоотношения с детьми, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.

Средства  образования — знания, умения, навыки, охватывающие широкий спектр человековедческих наук и сферу обыденной жизни.

Спецификой  образования родителей является его ориентация и опосредованное влияние на благополучие и жизнь детей.

Для того чтобы  процесс образования родителей  осуществлялся конструктивно, необходимо, чтобы они сами выступали субъектами этого процесса. Поэтому доминирующими становятся вопросы самообразования родителей. В этом случае многое определяет методология образовательной деятельности: определение последовательности образовательных действий, получение необходимого общепедагогического «сопровождения, методическая помощь.

Раньше образование  родителей было связано с передачей  знаний, умений, навыков и качеств, позволяющих родителям воспроизводить себя и продолжать культурный и родовой уклад жизни. Императивно задавалось понятие о том, каким должен быть ребенок, затем взрослый, как он должен вести себя в определенных жизненных ситуациях.

Сегодня, когда  воспроизводство давно сложившихся  укладов грозит человечеству вырождением, а новые способы решения обрушивающихся проблем еще не включены в спектр культурной преемственности, образование родителей ориентируется на обеспечение относительно грамотного решения актуальных задач. Человеку предоставляются различные знания, обеспечивающие альтернативные подходы. Конкретный выбор делает он сам, пожиная плоды возможных ошибок.

Ведущая ценность образования родителей — гарантированное развитие ребенка. Отказ от понятий «правильный родитель», «хорошо воспитанный ребенок» вызван низкой их эффективностью. В постоянно меняющихся жизненных ситуациях «правильный родитель» может оказаться «неправильным», а «хорошо воспитанный ребенок» — неприспособленным к жизни.

Результаты  образования родителей могут  проявляться в различных аспектах:

— в том, какое  место занимает ребенок в жизни  родителей, ощущает ли он свою безопасность и защищенность;

— в улучшении  отношений с ребенком, во взаимопонимании;

— в осознании  родителем значимости своей родительской деятельности, появлении родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

— в оптимистическом  взгляде родителей на жизнь, на возможность решения родительских и семейных проблем;

— в понимании  закономерностей человеческой жизни, появлении целостного мировоззрения, ощущения подлинности жизни;

— в проявлении родительской солидарности, сплоченности, организованных форм позитивной активности.

Достижение этих результатов свидетельствует об устойчивости системы образования родителей и ее способности к саморазвитию, что позволяет прогнозировать успешность и эффективность образовательного процесса.

Содержание образования  родителей охватывает широкий спектр проблем, связанных с жизнеобеспечением  и развитием ребенка. Можно выделить два наиболее распространенных образовательных заказа родителей:

— помощь в решении  проблем интеллектуального и  личностного развития ребенка;

— помощь в грамотном  решении жизненных проблем ребенка  на разных этапах его развития и  в сложных ситуациях.

В первом случае приоритетными в образовании родителей

Формы и методы образования родителей

Образование родителей осуществляется и как стихийный, и как организованный процессы. Способы, источники и формы первого бесконечно разнообразны:

— события, факты, наблюдения своего и чужого опыта  и его родительская рефлексия и интерпретация;    '

— общение, передача и обсуждение своего и чужого опыта;

— контакты (беседы с друзьями или с людьми, работающими с детьми, например, с учителем, с врачом, с психологом, с инспектором по делам несовершеннолетних);

— средства массовой коммуникации (специальные радио-и телепередачи и передачи, лишь косвенно связанные с проблемами родительской ответственности);

— книги (как посвященные  проблемам образования родителей, так и произведения, прямо или косвенно касающиеся этих проблем и способные давать не меньший образовательный результат);

— специальные  журналы, например «Семья и школа», «Внешкольник» и журналы человековедческого и гуманитарного профиля;

— кино, театр;

— образовательный  туризм для родителей и детей. В стихийно осуществляемом образовательном  процессе особую значимость приобретает  самообразование, качество получаемой информации, ее стимулирующий эффект. Разговоры, слухи, страшные истории, стереотипы массового-сознания могут являться лишь тогда источником образования родителей, когда они подвергаются критическому анализу. Развитое критическое сознание взрослого может позволить ему черпать и в подобной информации важные свидетельства культуры отношений. Умение наблюдать реальность, осознавать свои впечатления и побуждения, а также интерпретировать опыт, получая из этой ситуации определенный урок, — условия успешного образовательного процесса.

Организованные  формы образования родителей  обычно включают:

— курсы, занятия, лекции;

— практические занятия  для родителей и детей;

— посещение родительских собраний;

— клубы для  родителей;

— родительские ассоциации.

 

 

 

 

 

 

 

В. 23. Методы изучения семьи и особенностей семейного  воспитания.

(По  Куликовой)

Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие  семью, вскрываются многие взаимосвязи  и закономерности домашнего воспитания.

Среди методов изучения семьи достаточно распространенными стали социологические  методы: социологические опросы, интервьюирование и анкетирование.

Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов. Продуктивность интервью возрастает, если они проводятся в неформальной обстановке, контакты ученого и испытуемых окрашены личными симпатиями.

Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих ученого. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала. Используются разные виды проведения анкетирования: контактное, заочное.

Возможны разные типы анкет: открытая; закрытая; смешанная.

План изучения опыта семейного воспитания реализуется с помощью различных методов, среди которых наиболее распространенными являются методы беседы, наблюдения.

Беседа

Наблюдение

Имеются специальные методики, с помощью которых изучается эмоциональное благополучие ребенка в семье, его представления о своем месте в семейном коллективе, о доме, близких людях и т.д.

Рисуночная  методика.

Методика  комментирования картинок.

Методика  завершения рассказа.

(По Ворониной и Шептенко)

Основные  функции социального педагога в  работе с семьей:

  • диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды);
  • прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);
  • организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);
  • правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);
  • предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения);
  • социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);
  • социально-психологическая (осуществление неотложной психологической помощи);
  • организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).

Задачи: ♦ раскрыть сущность, функции современной семьи; ♦ выявить проблемы семьи в современных социально-экономических условиях; ♦ определить типы и особенности современной семьи; ♦ определить механизмы влияния семьи на социализацию и развитие личности ребенка; ♦ определить цель, задачи, функции, содержание, формы и методы работы социального педагога с семьей; ♦ закрепить умения и технологические приемы работы социального педагога с разными типами семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. 4. Возрастная характеристика и педагогическая диагностика социального развития ребёнка-дошкольника.

Показатели социального развития ребёнка – дошкольника.

3-4 года

  • Дошкольники охотно взаимодействуют со взрослыми,
  • Могут выразить просьбу словами,
  • Обращаясь к другому человеку, называют его по имени или по имени и отчеству,
  • Могут занимать себя сами,
  • Могут слушать партнера, наблюдать за его действиями, разговаривать друг с другом в приветливой форме,
  • Соблюдают элементарные правила поведения,
  • Начинает формироваться понятие о добре и зле,
  • Формируется представление о семье, её структуре, распорядке, значимых для семьи событиях.

4-6 лет

Закрепляется  умение вести себя в соответствии с правилами поведения,

Охотно выполняют  просьбы и поручения взрослых,

Старшие дошкольники  могут действовать самостоятельно,

Начинают формироваться  гуманистические тенденции в  поведении,

Могут выражать чувства  словами,

Выполняют правила  поведения в группе при отсутствии воспитателя,

Устанавливается социальный статус ребёнка в группе,

Имеют представление  о жизни за пределами своей  семьи и детского сада,

Имеют обширный словарный  запас, говорят правильно.

Используя перечисленные  показатели, можно в условиях детского сада оценить, каким образом происходит социальное развитие ребёнка – дошкольника, выявить те сферы социализации, в  которых у ребёнка наблюдаются  трудности. Наиболее адекватным методом  педагогической оценки является наблюдение за поведением ребёнка в естественных условиях его жизни в детском  саду.

 

 

В 3. Задачи и основные направления работы социального педагога в ДОУ.

Должностные обязанности социального педагога:

1.Проводит:

  • Индивидуальные и групповые социально-педагогические диагностики;
  • Наблюдает за характером взаимоотношения детей в группе
  • Анализирует взаимоотношения педагогов с воспитанниками (детьми);
  • Индивидуальную работу с детьми в процессе их адаптации к дс;
  • Индивидуальные и групповые занятия с детьми, направленные на социально-личностное развитие;
  • Обучающие, развивающие занятия, тренинги, круглые столы с педагогами и родителями.

2.Выявляет причины нарушений в социальном развитии, в поведении и в общении.

3.Направляет проблемных детей на консультации.

4.Выставляет заключение по результатам диагностических социологических исследований.

5.Использует апробированные или авторские коррекционные программы, развивающие занятия, направленные на социальное развитие, с учётом индивидуальных особенностей детей.

6.Разрабатывает рекомендации для педагогов и родителей, имеющих трудности с детьми.

7.Разрабатывает рекомендации для педагогов и родителей по организации благоприятного климата в группе.

8.Консультирует взрослых по следующим проблемам:

  • По вопросам индивидуального развития ребёнка;
  • По вопросам адаптации к детскому саду;
  • В случаях неадекватного поведения ребёнка дома или в дет саду;
  • По проблемам возрастных особенностей детей и т. д.

 

В. 20. Долгосрочные формы социально-педагогической помощи семьи.

Формы, которые  заключаются более чем на 4 месяца.

Основная форма  работы это патронаж – посещение семьи на дому.

Цели патронажа (социально-педагогические):

  • Диагностическая;
  • Адапционно-реабилитационная (оказание конкретной помощи);
  • Контрольные цели патронажа;

Этические принципы патронажа:

  1. Принцип конфедициальности;
  2. Принцип добровольности принятия помощи;
  3. Принцип самоопределения семьи

 

 

 

 

 

В. 19. Краткосрочные  формы социально-педагогической помощи семье.

  1. Кризисинтервентная модель работы с семьёй.

Направлена на оказание помощи семье непосредственно в кризисной ситуации:

- проблемы, связанные  с жизненным циклом семьи;

- случайные травмирующие  обстоятельства.

Задача  социального педагога:

  • Путём оказания непосредственной эмоциональной поддержки, смягчить воздействия стрессового события и мобилизовать усилия семьи на подавление этого кризиса.

Помощь считается  успешной, если снижена тревожность  и психологический дискомфорт. Формируется  новое понимание проблемы и развития адаптивной реакции.

Социальный  педагог оказывает комплексную  помощь:

  • Привлекает других членов семьи;
  • Привлекает специалистов из семейных центров;
  • Создаёт неформальную группу поддержки;
  • Оказывает информационную и образовательную помощь.
  1. Проблемно-ориентированная модель взаимодействия с семьёй.

Направлена на решение конкретных практических задач заявленных и признанных семьёй.

Задача  социального педагога:

Создать условия, при которых люди смогут решить проблемы самостоятельно.

Алгоритм  работы социального педагога:

1). Диагностический этап – изучение ситуации, породившей проблему;

2) Формирование семьёй конкретно-достижимых целей (например, на месяц).

3). Определение препятствий.

4). Определение средства решения.

5). Заключает договор – контракт с семьёй и педагогом (который не имеет юридической силы):

- задачи,

- сроки,

- что делают  родители,

- что делает  педагог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. 21. Универсальные  формы социально-педагогической помощи семье.

  1. Консультативная беседа – оказание помощи здоровым людям, испытываемых затруднения при решении жизненно-важных задач:
  • Образовательная беседа.
  • Психологическая беседа.
  • Психолого-педагогическая беседа.

Конечная цель такой консультационной работы – это активизировать, актуализировать внутренние ресурсы семьи, помощь ребёнку

  1. Тренинг – групповая форма работы, с использованием АСПО (активного социального педагогического обучения) с целью развития компетентности в общении.

Цель  образовательных тренингов для  родителей -  развитие умений и навыков, которые помогут семье управлять своей микросредой и взаимодействием в социуме.

Основные  навыки:

- коммуникационные  навыки (умение слушать ребёнка  и т. д.),

- психогигиенические  навыки;

- психолого-педагогические  навыки (игротерапия и т. д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. 14. Развитие групповой сплочённости и дружеских

взаимоотношений между детьми в группе детского сада.

Дру́жба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Дружба — позитивные взаимоотношения между людьми.

Понятия «Коллектив взрослых» и «детский коллектив» нетождественны. Главная и единственная функция детского коллектива – воспитывающая функция: дети включаются в деятельность, которая по своей цели, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого их них.

Содержательные  взаимосвязи между детьми характеризуются  дружбой.

Проблема дружбы между дошкольниками исследовалась  в дошкольной педагогике как составляющая часть коллективных взаимоотношений (А. А. Аржанова, В. П. Залогина, Т. А. Маркова, А. В. Булатова и др.)

Уже в младшем дошкольном возрасте ребёнок:

  • проявляет избирательное отношение к сверстникам: с определёнными детьми играет чаще, разговаривает, с большой охотой делиться игрушками и т. д.
  • Объект дружбы ещё часто меняется.
  • Нет длительных дружеских объединений.

В среднем  дошкольном возрасте вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности.

  • Дети не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга (вместе играют, вместе живут в одном доме и т. д.).

В начале старшего дошкольного возраста происходит значительная перестройка дружеских  взаимоотношений.

Дети:

  • Осознают свою дружбу;
  • Делают попытки объяснить само понятие «дружба»;
  • Придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам;
  • Проявляют постоянство, привязанность в дружбе;
  • Испытывают потребность в постоянном общении и совместной деятельности.

Чаще всего  в этом возрасте дети дружат по 3-4 человека или по двое. Ревниво относятся  к появлению других.

Задача педагога – сохранять дружеские объединения, чтобы группа была благотворна для  каждого его члена, но и не допускать  изолированности детей от всей группы.

Для решения этой задачи воспитатель организует в  группе интересные дела для всех.

Для воспитания коллективных взаимоотношений проявление такого феномена как дружба, имеет смыслообразующее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений.

 

 

 

В 8. Возрастная характеристика межличностных отношений  ребёнка-дошкольника со сверстниками. Методы и этапы изучения межличностных  отношений в группе.

Межличностные отношения – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы.

Характеристика  межличностных отношений с учётом трёх аспектов:

  • Познавательного (представления ребёнка о другом, о его внешних и внутренних характеристиках)
  • Эмоционального отношения к сверстнику
  • Поведенческого (способность помочь, уступить, поддержать)

Проявления  межличностных отношений на разных возрастных этапах:

МЛАДШИЙ ДОШК.ВОЗР. Индифферентное отношение к другому ребёнку; не предъявляют каких – либо требований к личным качествам и способностям партнёра; отношения к сверстнику могут изменяться много раз в течение дня.

СРЕДНИЙ ДОШК.ВОЗР.  Дифференцируют свои личные отношения; межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер.

СТАРШИЙ ДОШК.ВОЗР.  Более прочные отношения со  сверстниками; придают большее значение нравственным качествам сверстников; сверстник становится средством самоутверждения.

Этапы диагностики межличностных отношений: Коломенский ЯЛ

1 этап: - МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

  • Особенности проявления ребёнком потребности в социальных контактах,
  • Уровень развития коммуникативных, организаторских умений,
  • Характер и степень выраженности личностной направленности (альтруистический, эгоистический),
  • Развитие эмпатии, рефлексии и др.

2 этап: - СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

3 этап: - АУТОСОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ, ОЦЕНОЧНЫЙ ЭКСПИРЕМЕНТ

4 этап: - Составляется СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ, каждого ребёнка в системе межличностных отношений, планируются коррекционные воздействия.

 

 

 

 

 

В. 9. Диагностики  межличностных отношений детей  в группе детского сада.

Для изучения взаимоотношений  в малых группах широко используются разнообразные формы социометрического  метода. Социометрические опросы измеряют взаимоотношения членов группы и  их межличностные предпочтения.

Основными диагностическими показателями социометрического  исследования выступают:

Социометрический  статус ребёнка в системе межличностных  отношений.

Статус ребёнка  определяется путём подсчета полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной  из четырёх  статусных категорий: «звёзды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые». 1 и 2 статусные группы – благоприятные, 3 и 4 – неблагоприятные.

Уровень благополучия взаимоотношений.

Определяется  соотношением суммарных показателей  благоприятных и неблагоприятных  статусных показателей.

Коэффициент взаимности.

Выражает характер отношений, существующих в группе.

Коэффициент удовлетворённости взаимоотношениями.

Определяется  процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу  всех детей группы. На основании  данного показателя можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями.

Индекс  изолированности.

Вычисляют как  процент членов группы, оказавшихся  без единого выбора.

Мотивация социометрических выборов.

Анализируются какие мотивы лежат в основе  избирательных отношений детей к сверстникам, а также ценностные ориентации детской группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. 11. Основные этапы психолого-педагогической помощи ребёнку в построении взаимоотношений  со сверстниками.

Одна из основных задач взрослого сообщества ДУ –  помощь ребёнку адаптироваться  в ДОУ.

1 этап  – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Основные  задачи:

  • выявление детей, нуждающихся в оказании психолого-педагогической помощи в построении взаимоотношений со сверстниками,
  • установление причин неблагополучия ребёнка в детской группе.

2 этап  – АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Анализируются материалы, полученные в ходе диагностического обследования, и разрабатывается  программа оказания психолого-педагогической помощи ребёнку в построении взаимоотношений  со сверстниками.

3 раздела:

  • Работа с детьми
  • Работа с родителями
  • Работа с педагогами

3 этап  – ПРАКТИЧЕСКИЙ

1 направление – непосредственная помощь ребёнку.

1 БЛОК – корекционно-развивающий (направлено на снижение психоэмоционального напряжения),

2 БЛОК – образовательный  (содержание направлено на развитие  социальных эмоций ребёнка).

2 направление – «Работа с детской группой».

1 БЛОК - корекционно-развивающий (направлено на изменение отношения детей группы к данному ребёнку),

2 БЛОК – образовательный  (направлено на эмоциональное  сближение детей между собой).

3 направление – «Работа со врослыми»

1 БЛОК – корекционно-развивающий (направлено на поддержку и коррекцию межличностных отношений между ребёнком и воспитателем/родителями),

2 БЛОК – образовательный  (содержание направлено на обучение  взрослых построению взаимоотношений  с дошкольниками).

4 этап  – КОНТРОЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ

Определяется  эффективность проведенной работы и перспективы развития личности ребёнка в процессе социализации в группе сверстников.

 

 

 

 

 

 

В 2. Понятие «социально-педагогическая деятельность». Сущность методов социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребёнку в процессе социализации, освоение социо-культурного опыта и направлена на создание условий самореализации в обществе.

1направление  – это деятельность по профилактике  явлений дезадаптации.

2 направление  – это деятельность по социальной  реабилитации.

Оба направления (компонента) осуществляют непосредственную работу с ребёнком и посредническую деятельность по взаимоотношению с  ребёнком.

Методы  социально-педагогичесой деятельности.

В переводе с греческого слово «метод» означает «путь», «способ».

  1. группы методов:

1).Методы  научного исследования 

Наблюдение (непосредственное, опосредованное, открытое, скрытое, непрерывное, монографическое, узкоспециальное)

Педагогический  эксперимент (естественные и лабораторные, констатирующий и формирующий)

Опросные  методы  (беседы, интервью, анкета)

Метод изучения и обобщения передового опыта.

2).Методы  воспитания!!!

3 группы методов: 

Методы  формирования сознания

  • Пример
  • Беседа 
  • Диспут 
  • Лекция

Методы  организации деятельности

  • Педагогическое требование
  • Общественное мнение
  • Упражнение
  • Метод организации общественно полезной деятельности  
  • Метод использования творческой игры.

Методы  стимулирования деятельности

  • Поощрение
  • Наказание
  • «Взрыв»

3).Метод  социально-психологической помощи.

  • Психологическое консультирование
  • Аутотренинг 
  • Социально-педагогический
  • Деловая игра

 

 

 

 

 

 

В. 18. Содержание основных компонентов социально-педагогической помощи семье.

  1. Образовательная помощь.

Включает в  себя 2 направления:

1). Помощь в обучении – направление на педагогическое просвещение родителей, формирование социально-педагогической культуры, на профилактику детско-семейных проблем.

Формы реализации этого направления: всевозможные формы  работы с родителями (лекции, круглые  столы, тренинги и т. д).

2). Помощь в воспитании – направленное на эффективное использование семей, её воспитательного потенциала.

Формы работы: индивидуальные консультации, обсуждение проблемных ситуаций и т. д.

  1. Психологическая помощь.

1). Социально-психологическая поддержка.

Направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного  кризиса.

2). Коррекция межличностных отношений.

Направлена на обеспечение соблюдений прав ребёнка и на преодоление внутрисемейного конфликтных отношений.

Формы:

  • Тестирование;
  • Диагностика;
  • Консультирование;
  • Тренинговые занятия.
  1. Посреднический компонент.

1). Помощь  в организации семейного досуга. 

2). Помощь  в координации, направленная  на активизацию различных ведомственных  по совместному разрешению проблем  конкретной семьи.

 3). Помощь  в информировании.

Направлена на обеспечение семьи информации по вопросам социальной защиты.

Таким образом, в  работе с семьёй, социальные педагоги выступают в трёх основных ролях:

  1. советник.
  2. Консультант.
  3. Защитник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 5. Индивидуальный подход в социальном воспитании ребёнка.

"Индивидуальный  подход" – это осуществление педагогического процесса с учетом особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей и др). Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.

Индивидуальный  подход по Ковальчук:

1 этап – изучить  особенности ребёнка;

2 этап – установить  причины подобного поведения  и особенности характера;

3 этап – определение  соотношений, средств, форм (содержания) работы с ребёнком, с целью коррекции в поведении 

Индивидуальный  подход по Аркину:

1 и 2 этап совпадает.

3 этап – выявление  сильных и слабых сторон и  опора на положительное.

Индивидуализация  воспитания – это:

1)направление  в развитии воспитательных технологий, которое предполагает углублённую  диагностику личности ребёнка,  проектирование на этой основе - индивидуальной программы его  развития, рефлексию результатов; 

2)предоставление  ребёнку возможностей индивидуального  выбора, принятия решений, самоанализа,  понимания собственных качеств; 

3) деятельность  взрослого и ребёнка по поддержке  и развитию индивидуальности, духовного  самостроительства личности;

4) деятельность  взрослого и ребёнка по поддержке  и развитию автоматизации (индивидуализации) личности. 

Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными. 

Индивидуализация  –  это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию  этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте.  

Цель  индивидуализации:  одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы учитель признавал право ребёнка «быть самим собой».

Индивидуальная  помощь в социальном воспитании - это

  • Социальное воспитание 
  • Индивидуальная помощь 
  • Педагогическая поддержка 

 

В. 24. Причины  неэффективного педагогического влияния  на родителей. Методики установления доверительно-деловых  контактов с родителями.

Структура взаимодействия педагога с родителями, которую необходимо использовать для создания доверительного делового контакта, выглядит следующим образом (В.А.Петровский):

1. Трансляция родителям положительного образа ребенка. Часто в повседневном общении с ребенком родители, сосредотачиваясь на негативных проявлениях, упускают из виду положительные черты его личности.

2. Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье и могут оказаться неожиданными и интересными.

3. Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором активная роль принадлежит именно родителям. Только после двух первых этапов у родителей на основе достигнутого доверия может возникнуть потребность поделиться с воспитателем.

4. Совместное изучение личности ребенка, формирование общей программы воспитания.

Чтобы работа с  родителями была результативной строила  её поэтапно исходя из принципов: 
- доверительность отношений – этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания; 
- личностная заинтересованность родителей - определяя этот принцип мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться, человек, должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться»; 
- подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным участникам процесса взаимодействия – во – первых, определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того, что именно родителями для нас являются социальными заказчиками, во – вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно.

Выстраивая свои отношения с семьями воспитанников всегда помню и выполняю правила, необходимые для оптимального педагогического общения: 
- обращение к родителям своих воспитанников всегда по имени, отчеству; 
- проявление искреннего интереса к родителям своих воспитанников, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ними;

- умение выслушать  родителей, как конкретное проявление  интереса к людям вообще; 
- проявление доброжелательности в отношении к родителям, улыбка в общении с ними; 
- беседы с родителями о том, что интересует их и что они ценят превыше всего. 

 

 

 

 

 

В. 26. Специфика  работы социального  педагога с неблагополучными семьями и семьями группы социального  риска.

Социальная работа с семьей «группы риска» - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

а) диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

б) охранно-защитную (правовая поддержка  семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

в) организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

г) социально-психолого-педагогическую (психолoго-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

д) прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

е) координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Социальная работа с семьей «группы риска» состоит из:

1. Социальная защита семьи

2. Социальная поддержка семьи «группы риска»

Социальное обслуживание семьи  «группы риска» представляет собой  деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс  предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных  самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для  удовлетворения потребностей их нормального  развития, существования.

Правовую основу деятельности социального работника в образовательном учреждении составляет разрешение руководителя на проведение профилактической работы с семьей. Работа с семьей включает в себя несколько этапов, первый из которой связан с изучением социальной семьи, выявления ее статуса.

 

 

В. 28. Задачи, этапы. Формы работы социального  педагога с педагогическим коллективом.

Формы работы с педагогами

Работа с педагогами разнообразна как по форме, так и  по содержанию. Творческий подход позволяет  выбрать наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействия с педагогическим коллективом:

1. Индивидуальные  опросы педагогов по выявлению  трудностей в воспитании детей  (как плановые, так и спонтанные).

2. Индивидуальное  и групповое консультирование  по вопросам эффективного взаимодействия  взрослого и ребенка.

3. Психологическая  помощь и поддержка в организации  работы групп в режиме адаптации.

4. Дискуссионные  клубы, гостиные, семинары — практикумы, круглые столы для педагогов  с целью повышения знаний о  психологических особенностях детей  дошкольного возраста.

5. Проведение  тренингов по теме: «Секреты эффективного  взаимодействия воспитателя и  дошкольника».

В качестве одной  из функций деятельности социального  педагога выступает функция гармонизации межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе. А поскольку, гармонизация — это процесс оптимального взаимодействия различных структур в составе целого, то направлен этот процесс как на организацию эффективного взаимодействия педагогов между собой и другими структурными подразделениями ЦРР, так и организацию эффективного взаимодействия педагога с детьми.

Исходя из вышесказанного и подбираются соответствующие формы работы социального педагога с педагогическим коллективом. Можно условно выделить несколько ее этапов.

На  начальном (подготовительном) этапе главными направлениями работы являются следующие: знакомство с педагогами, детьми; установление контактов; знакомство с развивающей средой, социальной ситуацией развития; социальная диагностика, выявление уровня социальной активности педагогов, особенностей и трудностей во взаимодействии педагогов с детьми и между собой. Именно на этом этапе уместно использовать фронтальные и индивидуальные опросы педагогов, наблюдение, социально-психологические тренинги и игры на знакомство.

На  промежуточном этапе проводится анализ, дифференциация, классификация проблем, нужд, определяются приоритеты в работе, формы социального творчества, изучаются возможности каждого педагога и детского коллектива, которым он руководит, систематизируются результаты диагностики и социологических исследований.

Основной  этап предполагает непосредственную социальную деятельность с использованием вышеописанных форм работы с педагогическим коллективом. Это психологическая помощь и поддержка в организации работы групп в режиме адаптации; индивидуальное и групповое консультирование по вопросам эффективного взаимодействия взрослого и ребенка; разработка, организация и проведение тренингов по теме «Секреты эффективного взаимодействия воспитателя и дошкольника», дискуссионных клубов, гостиных, семинаров-практикумов, круглых столов для педагогов с целью повышения знаний о психологических особенностях детей дошкольного возраста, а также пополнение методической копилки педагогов «Секреты педагогического этикета», помощь в организации отдыха и досуга.

Таким образом, роль социального педагога в гармонизации межличностных отношений и организации  взаимодействия заключается не только в направлении коллектива, ориентированного на решение общей педагогической задачи и налаживание отношений, но и коренном улучшении социальной ситуации развития ребенка.



Информация о работе Шпаргалка по "Социальная педагогика"