Шпаргалка по "Социальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:35, шпаргалка

Описание работы

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное
воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех
возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое
как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях,
для которых воспитание не является основной функцией
(предприятия, воинские части и др.).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов
их актуализации, путей интеграции возможностей общественных,
государственных и частных организаций в целях создания условий
для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации
человека.

Файлы: 1 файл

соц пед.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в

коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных

и неблагополучных семьях, доходит до 20 баллов), а также

влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во

многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации

образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются

на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты

культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования

и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком

социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих

исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным.

В частности, исследования показывают, что выбор супруга

и характер общения в семье детерминированы атмосферой

и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые

сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось

успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы,

связанные с половым созреванием, как правило, не способны

установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные

ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических

отношениях, а также определяющие его стиль жизни, сферы и

уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их

достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального

развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка,

безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека,

помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях,

адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять

в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера

семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития

и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты

и способы того и другого.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то,

каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее

результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно

антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным,

до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать

детей, а до 15% - формируют правонарушителей.

Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая

проявляется не только в психических заболеваниях или де-

бильности, но и в полной эмоциональной выхолощенное™ иначе -

в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации.

Так, в XVIII в. в Северной Америке от брака пьяницы-рыбака

и проститутки образовалась семья Джюков. К 30-м гг. XX в. среди более чем двух тысяч их потомков насчитывалось 55% бродяг,

воров, проституток и слабоумных. Статистика подобных семей

в России отсутствует, но их наличие и рост их числа - эмпирический

факт. И наконец, сегодня распространилось стремление сбывать

детей с рук. В редких случаях - родственникам, чаще - на попечение

государства, порой детей просто выгоняют из дому, много

случаев убийства нежелательного младенца. Все это проявления

дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе

и государстве.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию,

характер и результаты которой определяются ее объективными

характеристиками (составом, уровнем образования, социальным

статусом, материальными условиями и пр.), ценностными

установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными),

стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Что же касается воспитания в семье как относительно социально

контролируемой социализации, то его в состоянии осуществлять

относительно небольшой процент российских семей (по различным

данным, разброс очень велик - от 20 до 60%).

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по

взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи,

которые направлены на то, чтобы младшие

члены семьи соответствовали имеющимся у

старших представлениям о том, каким должен

быть и стать ребенок, подросток, юноша.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят

от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных

ресурсов, которые в ней имеются.

Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом

семьи (наличие обоих родителей или одного из них, сиблингов -

братьев и (или) сестер, близких родственников, включенных в

семейную жизнь, - бабушек, дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой

(и главным образом) - такими характеристиками старших членов

семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования,

индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации,

социальные установки, уровень притязаний и пр.

Одна из важнейших характеристик - отношение старших к

младшим и к их воспитанию как к своим безусловным жизненным

ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. Имеющиеся

в семье личностные ресурсы могут дополняться в определенные

периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и

домашних учителей, гувернеров.

Личностные ресурсы, в частности уровень образования старших

членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации,

уровень притязаний и т. п., влияют на цели и стиль семейного

воспитания.

90

Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по

спектру, содержанию и по характеру.

Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие

младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры

общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное

развитие; культивирование отдельных способностей (в

каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку

к определенной профессии или сфере деятельности.

По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными,

направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться

определенными духовно-ценностными составляющими.

Характер целей семейного воспитания необязательно соответствует

общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут

сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость

и т. п.).

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его

стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер

взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его ≪жесткости-

мягкости≫ стиль может быть определен как авторитарный или

демократический с веером промежуточных вариантов.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением

старших максимально подчинить своему влиянию младших,

пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих

требований, полностью контролировать их поведение, интересы и

даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля

за жизнью младших и наказаний.

В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью

контролировать не только поведение, но и внутренний мир,

мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам.

Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих

детей как воск или глину, из которых они стремятся ≪лепить

личность≫. Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно

бьют, выколачивая своеволие.

При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими

и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют

инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию

на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно

или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с

одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные

для старших установки и навыки поведения, с другой -

может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению

к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с

апатией и пассивностью.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших

установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению

проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Стар-

91

шие, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают

себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований,

поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как

послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе

отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем

воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение

и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не

только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших,

которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация

имеет двусторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот.

Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности,

ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократический стили воспитания

в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях

практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному

или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реа-

лизовывать неидентичные друг другу стили (например, отец более

авторитарен, мать демократична).

Так, есть семьи, в которых мать стремится не столько ≪формировать

≫ личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать

его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной

близости, понимания, сочувствия. В то же время целью отца является

подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение

нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представлениям).

Определенную роль в семейном воспитании играют материальные

ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание,

продуманное питание, наличие у младших персональной территории

в жилище (отдельной комнаты, ≪угла≫, ≪своих≫ стола,

шкафа и пр.), соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней

библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря,

аудио- и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых для удовлетворения

различных интересов предметов (музыкальных инструментов;

столярных, слесарных наборов; этюдников и пр.).

Эффективность реализации функций семьи в процессе стихийной

социализации человека и в его воспитании зависит во многом

Домашний очаг от т о г о ' УДа л о с ь ли супругам, а потом им

вместе с детьми создать домашний очаг.

Жилище семьи становится домашним очагом в том случае, если

ее члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нем

потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности,

в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с

семейными ценностями, т. е. когда семейное жилище становится

для человека своеобразной ≪экологической нишей≫, в которой он

всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и

где его, безусловно, признают и любят.

92

Естественно, что основным условием превращения жилища

семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в

семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит от некоторых

объективных обстоятельств.

Так, исследования эстонского ученого М.Хейдметса показали,

что немалую роль играет то, имеет ли каждый член семьи свою

≪персональную≫ территорию в жилище, т. е. место, которое он считает

своим, что признают другие члены семьи. Это необязательно

может быть отдельная комната, но угол (отгороженный или условно

обозначенный), свой стол, свой стул за обеденным столом, свое

кресло перед телевизором и т. д. В семьях, где у ребенка (особенно

начиная с возраста 9-10 лет) не было в квартире ≪своего места≫,

т. е. объектов личного контроля, взаимоотношения между родителями

и детьми были гораздо конфликтнее, чем в семьях, где дети

имели персональную территорию. Более того, наличие ≪своего

места≫ у членов семьи вело к тому, что в этих семьях чаще наблюдалась

их совместная деятельность, а при его отсутствии преобладала

индивидуальная. Парадокс лишь кажущийся, ибо возможность

по своему желанию ≪укрыться≫ в своей нише стимулирует

стремление к взаимодействию.

Станет ли жилище домашним очагом - зависит от организации

быта семьи: распределения домашних обязанностей, совместного

выполнения работ по дому, предпочтения домашней еды внедо-

машней, разговоров за столом, на кухне и т. п. Немаловажно и то,

насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься

дома какой-либо деятельностью - шить, вязать, мастерить, читать,

слушать музыку и пр., как относятся к занятиям друг друга члены

семьи, любят ли они делать что-либо совместно. Даже общее телесмотрение

в одних семьях имеет совместный характер, а в других

- фактически индивидуальный.

Наконец, жилище становится домашним очагом и воспринимается

таковым тогда, когда, с одной стороны, жизнь семьи - ≪закрытая

система≫, которую не обсуждают с посторонними, сохраняя

интимность семейной жизни и взаимоотношений, а с другой -

именно в доме принято встречаться с друзьями, родственниками,

отмечать различные праздники, на которые приглашают гостей.__

 

  1. Функции соц пед.(тетрадь)

 

  1. Школа как институт социализации

 

§ 3. Школа как социальный институт

Институт семьи, как отмечал П.А.Сорокин, представляет собой

ту первую группу, куда сразу после рождения попадает ребенок.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной педагогике"