Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 16:05, шпаргалка

Описание работы

Предмет и задачи дидактики. Сущность процесса обучения и его этапы. Структура учебного познания.
В современных работах по дидактике отмечается, что обучение является неотъемлемой функцией общества для всех народов и на все времена. Обучение становится массовым и требует создания постоянно действующего института, возникает необходимость в научном обосновании этой деятельности и привлекаемых для ее осуществления материалов и средств. Так появляется диадактика.

Файлы: 1 файл

Ответы к билетам по педагогике.docx

— 142.11 Кб (Скачать файл)

В психологии и педагогике выделяют три подхода к проблеме разви­тия личности.

 

В биологическом подходе личность рассматривается как природное существо, которое действует в соответствии с природными потребностя­ми, влечениями, инстинктами. Если они входят в противоречие с норма­ми общества, то он вынужден их скрывать или замещать.

 

В социологическом подходе ведущая роль в развитии человека отво­дится социальной среде, особенно ближайшему окружению человека. В рамках данного подхода развитие личности предопределяется той сре­дой, в которой человек прожил ранние годы жизни.

 

В биосоциальном подходе психические процессы (ощущение, память, мышление и пр.) рассматриваются как явления, имеющие биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формиру­ются как социальные явления.

 

Современная педагогическая наука, основываясь на положениях отечественных психологов (Л. С. Выготский и др.), рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое тесно связано с социальным. Развитие личности является сложным, противоречивым процессом превращения количественных изменений в качественные. Движущими силами развития личности выступают противоречия, к которым относятся:

 

• противоречия между новыми потребностями личности и возможно­стями их удовлетворения;

 

• противоречия между требованиями общества к человеку и сущест­вующим уровнем его развития;

 

• противоречия между возросшими физическими и духовными возмож­ностями ребенка и старыми формами взаимоотношений и видами дея­тельности.

 

Названные противоречия характерны для всех этапов развития лично­сти, однако на каждом из них они имеют свою специфику и разрешение их обусловливает переход на новую ступень развития личности. В педа­гогическом процессе указанные общие противоречия конкретизируются и приобретают более яркую форму.

 

Развитие личности происходит в обществе, в процессе взаимодейст­вия человека с окружающим миром и усвоения его норм и правил. Этот процесс называется социализацией. Социализация - это непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни и имеющий свои особенности на дотрудовой, трудовой и послетрудовой стадиях.

 

Воспитание, в отличие от социализации, является процессом целе­направленным и сознательно контролируемым со стороны общества в лице педагогов. Поэтому воспитание упорядочивает стихийные влия­ния на личность и создает условия для ускорения процессов социали­зации с целью развития личности. Так, воспитание может ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистиче­скую направленность.

 

Социализация личности происходит в процессе различных ситуаций, которые требуют определенного поведения человека и его активности. Эти обстоятельства в совокупности выступают факторами (условиями) социализации. А. В. Мудрик выделил три группы факторов социализа­ции:

 

• макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей (космос, планета, страна, государст­во, природно-климатические условия жизни);

 

• мезофакторы, определяющие условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; по месту и типу по­селения, в котором они живут (село, город) и пр.;

 

• микрофакторы, оказывающие непосредственное влияние на конкрет­ных людей. К ним относятся семья, группа сверстников, школа, профессиональные коллективы и пр.

 

Действие разных факторов социализации неоднозначно на протяже­нии жизни человека. Так, в раннем и дошкольном возрастах наиболее значимым является влияние семьи, в подростковом - группы сверстни­ков, в зрелом - трудового коллектива. Факторы социализации одновре­менно являются факторами формирования личности, составляя группу средовых факторов.

 

Вместе с тем на формирование личности влияет такой фактор, как на­следственность. По наследству передаются задатки человека, которые определяют его природную расположенность к тому или иному виду дея­тельности.

 

Большинство отечественных ученых не отрицают влияния биологиче­ских и средовых факторов на формирование личности, но признают ве­дущим фактором деятельность и активность. Это позволяет говорить о саморазвитии человека и возможностях его самовоспитания. Самовоспи­тание - это систематическая и сознательная деятельность человека, на­правленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности [Сластенин]. Оно возникает на определенном этапе развития личности (чаще в подростковом возрасте), характеризует человека как субъекта воспитания, способного к самостоятельному выбору цели своего воспи­тания и средств ее достижения. С этого момента человек сам становится ответственным за свое развитие.

 

  В отечественной психологии соотношение понятий «обучение и развитие» впервые было исследовано Л.С. Выготским. По его концепции психическое развитие индивида происходит более успешно, если обучение осуществляется в «зоне ближайшего развития» – ребенок под руководством взрослого должен выполнить то, чего он не мог бы выполнить самостоятельно, он должен обучиться, несколько опережая свои актуальные возможности. Отечественная педагогическая психология разработала специальную теорию развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.К. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), составной частью которого является теория проблемного обучения (М.И. Еникеев, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин).

Обучением именуется деятельность учителя по передаче учащимся знаний и жизненного опыта, формированию у них умений и навыков. Понятие «учение» подразумевает активность самого учащегося, его действия, направленные на приобретение знаний, умений и навыков, развитие способностей, самосовершенствование. Таким образом, процесс образования протекает как единство активности учителя (педагогической деятельности) и ученика (учебной деятельности). Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс практически всегда представляет собой единство обучения и воспитания. В-третьих, сам процесс такого воспитывающего обучения с позиции обучающегося включает освоение знаний, практические действия, выполнение учебных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Термин «развитие» указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций. Другими словами, для специалистов в области возрастной психологии, да и не только для них, может представлять интерес хотя бы примерный временной график появления конкретных форм поведения в жизни детей. Такой график позволил бы изучающим детское развитие сравнивать время появления определенных форм поведения у разных детей, принадлежащих как к одинаковым, так и к различным культурам или социальным группам.

Установление приблизительных возрастных норм компетентности ребенка в основных сферах жизнедеятельности позволяет оценить, насколько конкретный ребенок опережает сверстников в своем развитии (или, наоборот, отстает от них). Возрастные нормы могут быть полезны при разработке программ помощи детям, отстающим в развитии, или, например, при оценивании влияния различных условий жизни на развитие.

Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные (или двигательные) навыки. Когнитивная область (от лат. «cognitio» – знание, познание) охватывает все умственные способности и психические процессы, включая даже конкретную организацию мышления. К этой области относятся такие процессы, как восприятие, рассуждение, память, решение задач, речь, суждение и воображение. В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки. К ней относят присущий каждому из нас индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования, т. е. то, как люди воспринимают социальную действительность и реагируют на нее. Развитие человека в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязанно, что можно продемонстрировать на примере развития ребенка в первый год жизни.

(Развивающее обучение) это обучение, при котором выдвигается на первый план процесс становления ребенка как субъекта разнообразных видов и форм деятельности.

В настоящее время в школе представлены три системы начального образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработанных отечественными учеными Л.С. Выготским, Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.

 

В последние годы внимание общественности все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми связывается возможность принципиальных изменений в школе. Еще в начале 30-х годов выдающийся отечественный психолог-гуманист Л. С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его убеждению, "педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,

 

263

 

а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития".

 

Одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л. В. Занковым и его соратниками в 50-60-х годах.

 

Другая группа ученых, основываясь на результатах ряда исследований, осуществленных в 60-80-е годы под общим руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, разработала другой вариант системы развивающего обучения, используя несколько иной подход.

 

Начиная с 80-х годов работы по созданию обеих систем были развернуты в полную силу. На сегодняшний день каждая группа в тесном контакте с педагогами создала полный комплект учебников для начальной школы. Обе системы обучения признаны государственными. Вместе с традиционным обучением они составляют три равноправные и самодостаточные системы обучения, используемые в начальной школе.

 

7. Методы обучения, их классификация. Выбор методов обучения.

Метод обучения – совместная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение определенной цели обучения. Дидактические методы можно разделить на три составляющие: педагогические и ученические, методы обучения. Педагогические методы относятся к действиям педагога (учителя), ученические методы отражают способы обучения с точки зрения учеников. Особого внимания заслуживают методы обучения, подразумевающие определение совместной работы учителя с учениками. Методы обучения имеют объективную и субъективную стороны. Объективная сторона отражает общую базовую сущность метода, а субъективная – проявление мастерства и творческого подхода педагога в рамках метода и в соответствии с его основными принципами.

 

В современной дидактике существует огромное количество самых разнообразных методов обучения. В связи с этим возникла необходимость их классификации.

 

Наиболее распространенной из них является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В данной классификации выделяется пять методов.

 

1. Практический метод основан на получении знаний посредством лабораторной экспериментальной деятельности. В задачи педагога входит постановка задачи и оказание помощи в проведении обучающимися практической деятельности. Важным этапом такого обучения является систематизация и анализ информации, полученной в процессе занятий.

 

2. Наглядный метод. Основная роль в применении этого метода отводится учителю. В его задачи входит объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов, проведения экспериментов и различных наглядных пособий. Ученикам в данном методе отводится пассивная роль восприятия и фиксирования полученной информации.

 

3. Словесный метод так же предполагает активную преподавательскую деятельность. В функции педагога входит устное преподнесение материала, по заранее продуманной схеме, в которой обязательно должны присутствовать: постановка вопроса, исследование и анализ содержания этого вопроса, подведение итогов и выводы.

 

Ученики должны не только воспринимать и усваивать информацию, они могут задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезы, дискутировать, обсуждать те или иные мнения, относительно изучаемого вопроса;

 

1) работа с книгой отражает метод самостоятельной работы учеников, включающей чтение, просмотр, конспектирование, анализ, систематизацию и другие виды учебной деятельности, возможные при работе с учебной литературой.

 

2) видеометод – инновационный метод обучения с использованием видеоматериала и электронного учителя, используется в основном в качестве дополнительного метода для укрепления знаний или их расширения. Данный метод требует от ученика высокого уровня способности и мотивации к самообучению.

 

Другой вид классификации предложенный М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером основан на разделении методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучаемого материала.

 

В этой классификации выделены следующие методы.

 

1. Объяснительно-иллюстративный. Один из способов передачи ученикам системы «готовых» знаний посредством любых видов дидактического материала. Ученики, в свою очередь должны фиксировать в памяти и на бумаге полученную информацию с немедленным или последующим осмыслением, запоминанием и закреплением последней;

 

2. Репродуктивный метод предполагает кроме восприятия информации ее практическое использование. Педагог предлагает различные задачи и упражнения, а так же искусственно создает ситуации, требующие применения на практике полученных знаний.

 

3. Метод проблемного изложения заключается в активной деятельности со стороны учителя. Учитель искусственно создает проблему и наглядно и подробно объясняет ученикам способы и пути ее решения. Решение происходит поэтапно: осознание проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, практический эксперимент, анализ результатов. Ученикам отводится роль наблюдателей, которые должны прослеживать логичность и взаимосвязанность всех действий учителя, усваивать основные принципы и этапы решения проблем.

 

4. Частично-поисковый (эвристический) метод обучения основан на самостоятельной деятельности учеников, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а так же поиск путей решения этих проблем и анализ результатов с целью выявления степени их истинности. Педагог в данном случае выполняет роль помощника и наставника, он обязан научить учащихся грамотному прохождению всех этапов на пути выявления и решения проблем, а так же оказывать помощь при возникновении у учащихся затруднений разного рода.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"