Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу
Признаки науки
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).

Файлы: 1 файл

экзамен дошколка.docx

— 730.96 Кб (Скачать файл)

В процессе действий с предметами у ребенка возникает наглядно-действенное мышление. В процессе действий с предметами ребенок запоминает образы предметов. Восприятие их обычно сопровождается соответствующей словами взрослых. Неоднократное совпадение слова и действия, слова и качества предмета приводит к тому, что потом только по произнесенному слову взрослого возникает зрительный образ названного предмета. Так получает развитие новая более сложная форма мышления – наглядно-образная. С ее помощью решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий – он оперирует только образами. Дошкольника интересует не только новый предмет сам по себе. Он хочет узнать о его назначении, строении, способе использования. Мотивом действия с предметами является познавательный интерес.

Развитие познавательных интересов у дошкольников проявляется и в том, что растет желание заниматься умственной деятельностью. Ребенок задает взрослым много вопросов, любит сравнивать пещи и явления, спорить. Взрослые должны поддерживать любознательность, поощрять ребенка к поиску решения умственной задачи. Возникаем новый тип активности - умственная активность. Ребенок осмысливает действие, ставит цель, планирует, отбирает способы се достижения. Ребенок переходит уже на новую ступень умственного развития.

В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.

Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка.

Задачи интеллектуально-познавательног воспитания дошкольников:

1) Сенсорное воспитание (ощущения, восприятия, представления).

2) Развитие мыслительной  деятельности. Овладение след. операциями:

– анализ (сост. части);

– сравнение (по цвету, форме, величине);

– сопоставление (что где находится);

– обобщение (соединить воедино);

– классификация.

3) Становление  речи. Включает:

– обогащение словаря ребенка;

– воспитание звуковой культуры речи;

– формирование грамматичного строя речи;

– развитие связной речи;

– формирование культуры диалогичности речи.

4) Формирование  познавательных интересов и любознательности.

Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать все новое, выяснять непонятное, искать причины, связи. Проявляется в играх, рисунках, рассказах, др. видах детского творчества. Форма проявления – вопросы детям.

Любознательность – форма познавательной активности. Для неё характерна недифференцированная направленность.

46.СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ  ДОШКОЛЬНИКОВ.

Сенсорное воспитание - система целенаправленных педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания я совершенствование ощущений и восприятия.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (память, мышление) строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны. Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция, звучание, запах и т. п.). Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. Большая роль сенсорных процессов в формировании индивидуальных способностей ребенка. Большинство из них имеет ярко выраженную сенсорную основу (музыкальные, изобразительные и др.).

47. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста:

1) формирование  у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

2) формирование  у детей системы сенсорных  эталонов;

3) формирование  у детей умения самостоятельно  применять систему перцептивных  действий и систему сенсорных  эталонов в практической к  познавательной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе. Так, важно в предметах выделять форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов и др. В программу сенсорного воспитания включены и способы обследования предметов, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т. п. В программу сенсорного воспитания включена и Система сенсорных эталонов - это обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов. Это эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.), длительность времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т. п. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире, помогает видеть знакомое в незнакомой, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности, поднимается на новый, более высокий уровень знаний – обобщенных и систематизированных.

48.ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ПРИНЦИПЫ.СПЕЦИФ.ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.                                                                          ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ – объективные закономерности обучения, исходные положения, кот.руководствуется воспитатель при отборе содержания, организации и методов обучения.

Впервые дидактические принципы были сформул. Я.А.Коменским в к. "Великая дидактика". Уже тогда он выдвинул принцип доступности, системности и последовательности обуч., концентрированности, наглядности, активности. В дальн. дидактические принципы были разраб. К.Д. Ушинским, который дал научное обоснование дидактических принципов, кот. сост. основу обучения детей дошк. возраста.

Принцип гуманизации и демократизации закл. в ориентации педагога на личность ребенка, в обеспеч. условий для творчества детей, проявления уникальности кажд. реб., в возможности педагогам выбирать программу, формы и методы реализ. программы обучения.

Принцип воспитывающего характера обучения.

 Обучение и восп. всегда  выступают в единстве.

Принцип развивающего обучения. Умственное развитие ребенка зависит от обучения. Л.С.Выготский выделял 2уровня развития возможн. ребенка: уровень актуального развития, при кот.реб. может самостоятельно решать практич. и познавательные задачи уже сегодня, и зону ближайшего развития - то, что находится в процессе становления,

 Принцип научности. На занятиях вос-ль формир.у детей реальн. представления, знания об окруж. мире. Со временем они стан. основой для формирования научных знаний.

Принцип наглядности обучения.  гласит: все, что можно, надо объяснить и показ.реб. на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущ. формами мышл. в этом возрасте явл. наглядно-действенное и наглядно-образное.

Принцип доступности. Учебный материал, излаг. педагогом, д. б. понятен реб, соответ. его возрасту, уровню подготовки и разв. Новое содержание д. б. увяз. с имеющ.у детей знаниями, с их лич. опытом.

Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Содержание обуч. и требования к его усвоен. отвечают основн.дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному.

Принцип связи обучения с жизнью. Знания, приобретаемые детьми на занятиях, используются детьми в жизни (в игре, труде, занятиях).

Принцип активности и сознательности. Усвоить учебный материал можно лишь при достаточном уровне активности познавательных процессов ребенка, при его активном психическом состоянии. Если ребенок хочет учиться, ему легче усваивать учебный материал.

Принцип учета индивидуальных особенностей. Групповые формы усвоения материала основаны на общих психолого-педагогических особенностях возрастного развития детей. Нужно знать уровень развития личности ребенка, его индивидуальные способности, качества. Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебного процесса.

49.МОДЕЛИ И ТИПЫ  ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Соврем. модели дошк. образ.: традиционная и личностно-ориентированная.

Традиционная: цель – вооружить детей ЗУН, привить послушание, репродуктивную деят-ть. Способы общения – наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания. Задача – реализовать программу, удовлетв. требования руководства и контролирующих инстанций. Ребенок – объект приложения сил воспитательной системы. Центр пед. процесса – фронтальные формы работы с детьми, классно-урочная система, активность детей подавляется, игра жестко регламентируется и ущемляется. Результаты: взаим. отчуждение взрослых и детей, потеря детьми инициативы, негативизм.

 Личностно-ориентирванная модель: цель – содейств.становлению ребёнка как личности. Задачи: развитие доверия ребёнка к миру, чувства радости существования (психол. здоровье); формир. начал личности (базис личной культуры); разв.индивид-сти Реб.. ЗУН – не цель, а средствово полноц. Разв личности. Умение встать на позицию Реб., учесть его точку зрения, не игнорир. его чувства и эмоции. Тактика общения – сотрудничество. Эта модель не предполаг. отмены систематич.обуч.и восп. детей, проведения с ними планомерн. работы.Воспитательно-образовательный процесс в д/саду предпол. построение модели личностно-ориент-го взаимодействия педагога и реб. на основе следующих позиций его участников:

субъект-объектная модель — взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения;

объект-субъектная модель — взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно;

субъект-субъектная модель — позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

 Модели  подразделяются соответственно на три типа:

1. Прямое знакомство  со средствами и способами познания или отражения окруж. действительности.

2. Передача информации  от детей — взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деят.

3. Равноправный поиск  взрослыми и детьми как субъектами деятельности решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.

Типы обучения:

•Прямое обучение – воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми, дает образец выполнения, в ходе выполнения задания направляет деят-ть каждого ребенка на достижение результата.

•Способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных не может. Для этого он должен переворошить свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми ЗУН.

•Опосредованное обучение заключ.в том, что педагог на основе собранных данных о развитии детей организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых ЗУН.

50.МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ  ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Метод обучения - упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Прием - часть метода, его конкретный элемент.

Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система.

В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения (см. табл.).

Классификация методов обучения

По виду учебных занятий и дидактической задаче

По характеру познавательной деятельности

По дидактическим целям

Объяснение нового материала

Закрепление нового материала.

Контроль и опрос

Репродуктивный

Объяснительно -иллюстративный, проблемный,

Методы способствующие первичному усвоению учебного материала

Методы способствующие закреплению и совершенствованию приобретённых знаний

Руководство самостоятельной работой учащихся

Частично поисковый исследовательский

Информационно – развивающие методы (беседа, работа с книгой)

Эвристический (диспут, эврос. беседа)

Исследовательский.

Упражнение. Практические работы.


 

Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, С.И. Петровский):

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО ;

Наглядные методы и приемы - их использование отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями. Используется наблюдение разного вида:

I) распознающего  характера, с помощью которых  формируются знания о свойствах  и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"