Шпаргалка по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:12, шпаргалка

Описание работы

ответы на вопросы к зачету по "Педагогике"

Файлы: 1 файл

Ольга Сергеевна Давыдова Шпаргалка по введению в педагогическую деятельность.docx

— 201.75 Кб (Скачать файл)

 

18. Воспитание должно проходить  незаметно для наиболее глубокого  проникновения педагога в личность  ребенка.

 

Все указанные закономерности воспитания должны являться основой  при построении учебно-воспитательной деятельности.

58. СТАНОВЛЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ 

 

Слово «воспитание» одновременно как связано, так и зависит  от понятий «становление», «формирование», «социализация». Социализация – это  процесс развития личности при определенных социальных условиях, при котором  человек постигает социальный опыт, выборочно включает в свою систему  поведения нормы и правила  поведения, которые требуются в  данной социальной группе. Становление  – это термин, показывающий такой  уровень развития ребенка, при котором  он становится способным независимо жить в обществе и самостоятельно контролировать свое поведение. Нельзя сказать, что личность окончательно состоялась, так как динамика жизни  будет влиять на нее до самой смерти. Возникает потребность в понятии, которое бы в более широком  и гибком смысле обозначило непрерывность  изменения личности под воздействием жизненных и социальных условий. Этим понятием стало «формирование». Формирование личности – это изменение  личности при взаимодействии с реальной жизнью, появление физических и социально-психологических  качеств у личности.

 

Результатом правильного  воспитания является самовоспитание –  способность ребенка быть свободным  от влияния взрослых, а собственное  «Я» становится объектом самосовершенствования  и саморазвития. При воспитании следует  побуждать ребенка к самовоспитанию.

 

С момента рождения ребенок  способен развиваться, приобретать  опыт. Значит, главные причины развития человека – это самовоспитание, самообучение, самосовершенствование, самообразование.

 

Самовоспитание – это  постижение личностью опыта предыдущих поколений через внутренние духовные моменты, обеспечивающие развитие. Воспитание и самовоспитание нужно рассматривать  как две части одного процесса. При самовоспитании личность может  самообразовываться.

 

Самообразование – это  процесс изучения опыта поколений, адресованный на собственное развитие. Самообучение – это процесс прямого  получения опыта поколений по собственному желанию через выбранные  средства.

 

Во всех вышеизложенных понятиях педагогика изображает внутренний духовный мир личности и ее способности. Воспитание, образование, обучение являются внешними условиями для пробуждения и  приведения их в действие.

 

Самовоспитание реализовывается  в процессе самоуправления. Самоуправление основывается на поставленных человеком  целях, программах действий, контроле, оценках результатов и самокоррекции.

 

Самоопределение – это  осознанный выбор личностью своего жизненного пути, моральных норм, профессии.

 

Самопознание, самообладание  и самостимулирование являются методами самовоспитания.

 

Самопознание состоит  из самонаблюдения, самоанализа, самооценки, самосравнения.

 

Самообладание включает в  себя самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

 

Самостимулирование основывается на самоутверждении, самоободрении, самопоощрении, самоанализе, самоограничении.

 

Перевоспитание – это  корректировка, добавление и исправление  каких-либо качеств или привычки. Потребность в перевоспитании появляется при возникновении у человека качеств, которые не одобряются в  человеческом обществе.

 

В современной педагогике существует принцип принятия ребенка  таким, какой он есть, учитывая его  индивидуальность, а также принцип  опоры на лучшие качества в ребенке.

59. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЗАРУБЕЖНЫХ  КОНЦЕПЦИЙ ВОСПИТАНИЯ 

 

В Европе, Америке, Японии есть большое разнообразие теорий и подходов к воспитанию. В первую группу входят концепции, в которых воспитание считается более или менее  жестким руководством учениками, формированием  заданных обществом свойств личности. Это можно именовать авторитарной, технократической педагогикой. Воспитательные концепции второй группы можно назвать  гуманистической школой. В общем  воспитательные системы Запада основывают свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ  и бихевиоризм служат психологической  основой большого числа воспитательных концепций Запада.

 

Основатели технократической авторитарной педагогики учитывают  то, что задачей воспитательной системы  школы и общества служит формирование «функционального» человека – исполнителя, адаптированного к жизни в  существующей общественной системе, подготовленного  к осуществлению соответствующих  социальных ролей. Например, в США  такие роли: гражданин, работник, семьянин, потребитель.

 

Воспитание стоит строить  на рациональной научной основе. При  этом программируется поведение  людей, управляя его формированием. Советская педагогика старалась  строить воспитание как управляемый  и контролируемый процесс, пытаясь  определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители  технократического подхода на Западе тоже находятся на позиции, что формирование и воспитание человека должно быть строго направленным и приводить  к проектируемым результатам. Однако в подобном подходе есть угроза манипулирования  личностью, опасность приобрести в  итоге человека-функционера, слепого  исполнителя. Воспитание является модификацией поведения, выработкой «правильных» поведенческих  навыков. В основе технократической педагогики находится принцип модификации  поведения учеников в необходимом  направлении.

 

Модификационная методика предполагает выработку необходимого поведения  в различных социальных ситуациях  при помощи «подкрепителей»: одобрения  или порицания в разных формах. Если модификация поведения становится причиной манипуляции личности, пренебрегает ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе, то это имеет антигуманный характер. Крайним проявлением технократического  подхода служит теория и практика психотропного воздействия на учеников и взрослых. Воспитание при помощи фармакологических препаратов противоречит всем нравственным и юридическим  нормам.

 

Бихевиоризм – психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, представляющая собой воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о  человеке, применении современных методов  исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих  поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого был видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку утверждением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), дополнил ее положением о подкреплении, из-за чего цепочка формирования заданного  поведения стала иметь вид  «стимул – реакция – подкрепление».

60. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ 

 

Принципы представляют собой  руководящие положения, которые  при разных условиях и обстоятельствах  требуют последовательности в действиях.

 

Принципы воспитания –  это исходные и главные требования, на основе которых основывается процесс  воспитания, а также его содержание и организация.

 

Принцип гуманизма в воспитании. Этот принцип требует обычных  отношений между учителем и учеником. Здесь ученик – это главная  ценность, которая имеет свой внутренний мир, интересы, потребности, способности  и особенности.

 

Принцип культуросообразности. В этот принцип входит вопрос о  духовном воспитании.

 

Религиозность придает педагогике нравственную стабильность, доброту  и природосообразность.

 

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею и всем разумом  твоим» (Матфей, 22–37).

 

Принцип личностного функционирования.

 

Процесс воспитания владеет  множеством видов, каждый из которых  имеет собственный смысл. В общем  процесс воспитания делится на стихийный (социальный, экономический, географический, культурный) и на организованный (семейный, школьный, клановый, политический).

 

Принцип субъективного контроля. Субъективный контроль применяется  в психологии личности при определении  способностей человека. Существуют уровни контроля экстернальный и интернальный. Экстернальный уровень обусловливается  объяснением людьми всего происходящего  внешними факторами (обстоятельствами и случайностями). При интернальном все случающееся рассматривается  как следствие собственных усилий.

 

Принцип веры в ребенка, или  оптимистическая гипотеза. Она выражается в бесконечной вере педагога в  возможности каждого ученика, в  содействии ребенку при его самоутверждении  в жизни.

 

Принцип сотрудничества педагога с детьми.

 

Этот принцип учит о  том, что нужно привлекать детей  к общему труду и самосовершенствованию, которые вызывают у них чувство  успеха, развития и движения вперед. Главное – это взаимодействие учителя и учеников при движении детей к заданным целям.

 

Принцип включения личности в значимую деятельность. Этот принцип  делится на несколько групп принципов.

 

I группа – это группа  частных принципов, которые считаются  с тенденцией личности, ее моральными  качествами, интересами и потребностями.

 

II группа – принципы  социального и профессионального  опыта.

 

III группа – это принцип  учета персональных психических  процессов.

 

IV группа частных принципов  – учет типологических качеств  личности.

 

Эта классификация создана  С.В. Кульневичем. Но существуют и другие.

 

Принцип трудолюбия. Создан К.Д. Ушинским. Гласит о том, что нужно  не просто научить воспитанника любви  к труду, но и дать привычку к труду, серьезный труд неизменно тяжел.

 

Принцип народности. Этот принцип  гласит о том, что воспитанию нужно  отталкиваться от истинных потребностей народа и закономерностей его  формирования. Принцип сформулирован  К.Д. Ушинским, и он является объединением личныхустремлений с народной волей.

 

Демократизм как принцип  воспитания. Он был назван В.Н. Сорокой-Росинским. Школа не может находиться в стороне  от процесса за обновление общества.

 

Из принципа воспитания вытекают принципы: ориентации на ценностные отношения  и принятия ребенка как данности.

 

Объединение принципов воспитания придает воспитанию характеристики: философическую, диалогическую и  этическую.

61. МЕТОД КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ  НА УЧАЩИХСЯ 

 

Воспитательное действие косвенных методов скрыто, незаметно. Это опосредованное влияние на учеников, их самовоспитание в образованных педагогом  воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.

 

В демократическом обществе при условии, что школа работает в гуманистической парадигме  образования, методы воспитания являются более разнообразными и человечными; они больше развивают личность ребенка, стремятся к ее самореализации, направлены на положительную перспективу и  позитивные стимулы; при обучении все  меньше используются приказ, внушение, принуждение.

 

Среди большого числа ситуаций, создаваемых педагогами, можно считать  ставшими классическими такие.

 

Ситуация авансирования  доверия (А.С. Макаренко) описывается  тем, что доверие предоставляется  авансом еще неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Образуются условия для выражения  доверия со стороны других учеников или значимого для ребенка  взрослого.

 

Ситуация непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова) представляет собой механизм влияния конкретной ситуации не в форме бескомпромиссного  требования учителя, а в форме  актуализации уже присутствующих мотивов  поведения в новых условиях, которые  обеспечивают активное участие каждого  ученика в жизни коллектива, из-за чего образуется позиция субъекта, творческого соучастника.

 

Ситуация свободного выбора (О.С. Богданова, В.А. Краковский). При  подобных обстоятельствах школьник ставится перед необходимостью и  приобретает возможность сделать  самостоятельный выбор поступка. Иногда выбор получает характер конфликтной  ситуации, в которой наблюдаются  столкновение и борьба несовместимых  интересов и установок (М.М. Ященко, В.М. Басова).

 

Ситуация соотнесения (Х.Й. Лийметс) предполагает оценивание, принятие решения и поступка человека на основе уже существующего опыта, благодаря  чему ученик становится субъектом ситуации. В педагогической практике ситуация соотнесения часто образуется в  тех случаях, когда у учеников появляется потребность сравнить свой коллектив с другими во время  обсуждения перспектив жизни коллектива. По отношению к личности учитель  организовывает подобную ситуацию, когда  нужно побудить школьника к самосовершенствованию, самовоспитанию («Ты что, хуже?»).

 

Ситуация соревнования (А.Н. Лутошкин) предполагает не только стремление быть лучше, но и волевое усилие и, как итог, достижение лучших в сравнении  с другими результатов. Данное достижение подтверждается и официальным признанием, например грамотой или призовым местом.

 

Ситуация успеха (О.С. Газман, В.А. Краковский, А.С. Белкин) наиболее широко применяется в практике воспитания. Создается, если нужно поддержать коллектив  или отдельного ученика, закрепить  положительное в их развитии, победить неуверенность в своих силах, заставить взглянуть на себя по-новому. Успех при этом гарантирован, но его предопределенность не должна быть очевидна для воспитуемых. Должна проявиться объективность успеха, но в противном  случае это приведет к негативным последствиям в отношениях.

62. ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ 

 

Личностный, или индивидуальный, подход в воспитании – отношение  учителя к ученику как к  личности, ответственному субъекту личного  развития. Этот подход состоит в  ориентации педагогов в процессе воспитания на личность, ее индивидуальность и творческий потенциал ребенка, которые и обусловливают методы взаимодействия. Базу этого подхода  составляет глубокое знание ребенка, его  врожденных качеств и потенциалов, способности к саморазвитию, сведения того, как его воспринимают другие и он сам. В процесс воспитания вводятся специально ориентированные  на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в школе.

Информация о работе Шпаргалка по "педагогике"