Шпаргалка по "Педагогике и психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по курсу "Педагогика и психология".

Файлы: 1 файл

Экзамен по педагогике.docx

— 134.63 Кб (Скачать файл)

Вопросы государственного экзамена по педагогике и психологии 2013 г.

 

1. Человек как предмет педагогической  антропологии.

Для педагогической антропологии «человек» — одно из основных понятий. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» руководствовался следующим положением: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Познание человека как предмета воспитания есть результат развития ряда наук, которые Ушинский называл антропологическими.

Педагогическая антропология рассматривает человека в качестве субъекта и объекта педагогического  воздействия. Она ставит своей целью определить возможности и попытки отграничения человеческих качеств, которые возникают в результате специфически педагогического взаимодействия, от качеств, имеющих иную природу. Осн положение педантропологии сводится к тому, что человек — сверхсложный, неисчерпаемый, во многом загадочный предмет познания; полное постижение его невозможно. Дело в том, что изучение человека осуществляется самим человеком, и уже поэтому не может быть ни полным, ни объективным. Указывают и на то, что информация, полученная о человеке в разные века, не может быть объединена в одно целое, ибо человечество — иное в разные эпохи, так же, как каждый человек — в значительной мере другой в разные периоды своей жизни.

Современные представления  о человеке:

  •  
    Ч-к – биоэнергетическое существо, он активен;
  •  
    Ч-к пластичен, высокие адаптивные способности;
  •  
    Ч-к – существо динамичное и развивающееся;
  •  
    Ч-к органично принадлежит природе, является неотъемлемой частью биосферы;
  •  
    Ч-к обладает такими качествами как креативность (способность создания нового во всех сферах жизни) и духовность (потребность ориентироваться на высшие ценности)
  •  
    Ч-ку характерна целостность (единство индивидных, типичных и уникальных свойств) и противоречивость.

Человек – понятие, означающее биосоциальное разумное существо. Как живое существо ч-к подчиняется биологическим законам, а как социальное существо – законам развития общества. Понятие индивид широко использовалось для наименования отдельного человека, начиная с античности и вплоть до настоящего времени.

Близко к понятию индивид  понятие личность. Личность характеризуется  социальными отношениями, социальной деятельностью. Индивидуальность –  совокупность черт, делающих человека непохожим на других. Она проявляется  в разных сферах: интеллектуальной, эмоциональной, волевой. Педагогическая антропология связана с проблемами формирования человека как индивида, личности и индивидуальности.

Методы научных  исследований педагогической антропологии

К методологическому арсеналу педагогико-антропологической науки относятся общенаучные принципы познания и специальные методы в их специфическом для этой области применении. 
 
1) Интерпретация данных и выводов наук о человеке (как и данных искусств и религии). Данный метод является главным в ПА. При этом ПА руководствуется педагогической действительностью, практикой воспитания.

 
Определяющее значение для педагогической антропологии имеет принцип обязательной педагогической интерпретации любой и всякой закономерности в телесной, душевной, духовной эволюции человека и человечества.

 
В данном случае в понятие интерпретации  включаются: 1) идентификация проблем, релевантных для педагогики; 2) модификация в педагогических целях методов приобретения, проверки и использования знаний; 3)  дедукция педагогических норм из законов индивидуального и группового развития. Этот принцип предполагает широкое использование дедуктивного метода. Из физиологической, нейрологической, социологической или какой-либо иной закономерности следует вывод, имеющий педагогическое значение.

 
Интерпретация служит собственно педагогическому  синтезу человековедения во всем его многообразии. Она служит педагогической ассимиляции не только различных областей науки, философии, религии, искусства, но и массового сознания, и народных моделей поведения.

 
2) Сравнительные методы. Это сравнительно-исторический, сравнительно-эволюционный, сравнительно-этнографический, биографический, казусный метод.

 
а) Сравнительно-исторический метод  незаменим при изучении взаимодействия человека и общества. 
б) Сравнительно-эволюционный необходим для выявления родовой специфики человека.  
в) Сравнительно-этнографический применяется при исследовании народных моделей поведения.  
г) Биографический нужен для изучения развития личности в единстве с социальной историей.  
д) Казусный полезен при изучении нетипичных и типичных конкретных случаев, взятых из клинической практики.

 
3) Метод наблюдений. В ходе непосредственного изучения педантропологом своего объекта особое значение приобретают наблюдения. Как массовые, так и одиночные, иногда с применением опросных листов. Применяются также составление характеристик, изучение дневников и продуктов творчества; интроспекция и анализ воспоминаний.

 

 

2. Предмет, задачи, основные проблемы  педагогической антропологии.

Понятие «антропология» идет от греческого «antropos» - «человек» и «logos» - учение – учение о человеке. Как термин «а» возник в 18 в. в работах Канта, который употребляет термин для обозначения особой, автономной области знания. Родоначальником педагогической антропологии был Ушинский. Антропология - это наука о человеке как биологическом виде. Педагогическая антропология - особая точка рассмотрения человеческого воспитания.

Объектом педагогической антропологии являются отношения человек—человек, а предметом — ребенок как  участник воспитательного процесса. Для педагогической антропологии «человек»  — одно из основных понятий. Педагогическая антропология рассматривает человека в качестве субъекта и объекта  педагогического воздействия.

Основное содержание современной ПА выражено в следующем: человек и его природа, ребенок и его развитие, культура и воспитание. ПА интегрирует в педагогику самую разнообразную информацию, имеющую отношение к ребенку. Именно это делает ПА актуальной научной дисциплиной, которая постоянно обновляется. Вывод: ПА - естественнонаучная дисциплина, сконцентрированная на облике ребенка.

Проблемы: 
 
Бим-Бад выделяет три круга проблем в современной ПА:

1.человековедение вообще  и педагогическое в особенности;  определение места педагогической антропологии среди других отраслей человековедения. 2.воспитание человека обществом и общества — человеком; 3. воспитание личности личностью.

 
Ананьев выделяет следующие проблемы: 1. природа научения, его структуры, механизмов и факторов; 2. формирование индивида, выявление закономерностей онтогенеза человека; 3. проблема структуры развития человека, взаимосвязей в этой структуре между её отдельными сторонами (умственной, физической, нравственной и т.д.); 4. проблемы взаимосвязи между воспитанием и развитием (например, взаимосвязи между умственным воспитанием и обучением); 5. проблема соотношения между учением и созреванием в процессе развития. Это классическая проблема возрастной психофизиологии и педагогической антропологии. 6. проблема акселерации развития подрастающего поколения в современных условиях.

 

Источники педагогических знаний

Все виды и типы знаний о  человеке служат в той или иной степени ценным источником для педагогической антропологии. Религия, искусство, философия, науки о человеке выступают ближайшим и непосредственным источником педагогической антропологии.

Биологические науки. Общественные науки. Человек — существо, физиология которого опосредствована социальной средой, и поэтому педагогической антропологии необходимо синтезировать, наряду с данными биологии, материалы и результаты общественных наук.

Философские науки. Философия искусства, философия личности, общества и истории ценны для педагогики, поскольку изучают развивающуюся личность и ее ценностные установки.

Психология. Психология необходима при определении целей и при разработке методов воспитания, при оценке результативности педагогической практики.

ПА нуждается и в нозологии — учении о педагогических «болезнях», отклонениях от нормы. В терапии — учении о путях и способах нормализации болезненных отклонений. В прогностике — учении о наиболее вероятном направлении развития тех или иных педагогических явлений и процессов. В деонтологии — учении о наиболее типичных ошибках педагогов и об их предупреждении.

Физическая антропология изучает организм ч-ка; для религиозной антропологии интересно духовное бытие человека; культурная антропология воспринимает ч-ка в связи с окружающей его средой.

 

Роль ПА в подготовке специалиста – преподавателя  иностранных языков и культур

Педагогические и психологические  предметы должны интегрировать знания человековедения. На практике учитель имеет дело с целостной личностью ученика, поэтому необходима интеграция всех наук человековедения. В основу содержания пед. образования должен быть положен принцип ориентации на разностороннее развитие личности школьника с учетом возрастных, половых и индивидуальных его особенностей. Поэтому антропологическое знание является стержнем профессиональной подготовки педагога.

 

 

3. Взаимосвязь развития, обучения  и воспитания в становлении  человека.

В процессе становления человека О, В, Р тесно взаимосвязаны. Обучение является и процессом развития и процессом воспитания одновременно. Воспитание – формирование свойств, качеств личности (отношение к знанию, настойчивость в обучении). Развитие подразумевает развитие всех сторон человека (физическое, нравственное, умственное, эстетическое развитие).

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения  и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и  формированию у обучающихся мотивации  получения образования в течение всей жизни.

 

Проблема соотношения  обучения и развития остается одной  из стержневых проблем педагогики.

 

Соотношение обучения и развития. Существует несколько точек зрения:

  1. Э. Торндайк (амер. ученый) считал, что О и Р тождественные процессы, т.к. каждый шаг обучения есть шаг развития.
  2. Жан Пиаже (швейцарский психолог) отрицал связь между О и Р. Р – следствие самостоятельного, самопроизвольного развития личности, на которое обучение не влияет. Но отмечал, что О зависит от уровня личностного развития.
  3. Л.С. Выготский (отечественный психолог): О – источник развития. Обучение ведет за собой развитие, О идет впереди. Это то, что сейчас называют опережающим обучением: педагог должен учитывать достигнутый уровень развития и продвигать ребенка в следующую, ближайшую, доступную ему зону развития.

Длительное время учет возрастных особенностей детей считался приоритетным и неизменным принципом обучения. Выявление соотношения обучения и развития личности позволяет устранить с помощью обучения кажущуюся ограниченность возрастных особенностей учащихся, расширить их возможности.

 

Соотношение обучения и воспитания. Воспитание включает обучение. В данном случае применимо понятие «воспитывающее обучение». Но и в обучении есть воспитание. В данном случае мы можем говорить только об одном отличии между обучением и воспитанием. Если в образовательном процессе акцент делается на формирование эмоционального, нравственного отношения, то на 1 план выходит воспитание. Если акцент на знания, способы деятельности, то речь идет об обучении.

 

Основные педагогические направления о человеке как субъекте и объекте пед. процесса.

Педагогика — обширнейшая  наука, которая представляет собой  разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании. Фундамент педагогики — философия, и в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Философия воспитания — это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем.

Развитие воспитания как  общественного явления исследует история педагогики. Исследование в этих рамках не только помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок прошлого.

Основные  педагогические направления:

Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяются два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела: общие основы; дидактику (теория обучения); теорию воспитания; школоведение.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике и психологии"