Шпаргалка по "Педагогике и психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по курсу "Педагогика и психология".

Файлы: 1 файл

Экзамен по педагогике.docx

— 134.63 Кб (Скачать файл)

 
Процесс рецеп. речи процесс протекает от форм языка к мысли, а операции, совершаемые при этом, можно назвать аналитическими. Процесс репр. речи осуществляется от мысли к оформлению средствами языка, операции - синтетические.

 
Наряду с различиями у рецеп. и репр. речи есть общие моменты. Во-первых, обоим видам речи присуща активность, т.к. процесс слушания или чтения, сопровождаемый проговариванием во внутренней речи, не менее активен, чем внешняя речь. Во-вторых. В основе осуществления указанных видов речи лежит озвучивание, т.е. воспроизведение слухо-моторных образов, запечатленных в памяти человека.

 
Процессы мышления при изучении ин.яз. Большинство методистов пришло к выводу о целесообразности осознанного овладения операциями с языковым материалом с опорой на такие мыслительные процессы, как анализ и синтез. Современная психология свидетельствует о том, что навыки, вырабатываемые на основе осознания выполняемых действий, формируются быстрее, им присущи большая гибкость и прочность.

 
Важную роль в овладении ин. яз. играют процессы памяти. В психологии различают кратковременную и долговременную память. Оба вида памяти имеют важное значение для осуществления реч. деятельности. Участие в коммуникативной деятельности возможно лишь в том случае, если в сознании (в долговременной памяти) человека прочно хранятся языковые средства. В процессе формирования реч. высказывания необходимые языковые средства подаются в кратковременную память. Запоминаемый материал первоначально поступает в кратковременную память, а затем в результате упражнений должен быть переведен в долговременную память. Перевод языковых средств в долговременную память имеет особое значение для методики об-я ин. яз., т.к. это является условием успешности овладения языком.

 
При обучении ин. яз. особое значение имеет непроизвольное запоминание. Психологические исследования показывают, что непроизвольное запоминание происходит лучше, если выполнение действий логически осмысляется; если запоминание опирается на различные виды ощущений; если материал возбуждает интерес.

 
Восприятие. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические восприятия. При об-и ин. яз. Важно актуализировать все виды восприятий исходя из возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.  

Теория навыков и умений. В совр. методике принят распространенный подход к решению проблемы навыков и умений. Формир. речи идет по 3 осн. ступеням: первичное умение à навык à вторичное умение (Рубинштейн, психология реч. деят-ти). Осн. св-ва язык. навыков: осознанность, дискурсивность, гибкость, необязательная ситуативная коммуникативная мотивированность (нет ситуации общения). Реч. навык – операция, кот. совершается без участия созн., т.е. автоматически, благодаря тому, что чел-к многократно совершал эту операцию в прошлом.

Автоматизированность навыка включ. опред. скорость выполн. действия, целостность, плавность, отсутствие напряженности, экономность, готовность к включ. в речь.

Все реч. навыки – неотъемлимые компоненты реч. умений. Подлинная речь – вторичн. умение, кот. осн-ся не столько на знаниях, ск-ко на навыках. Речь чел-ка сводится к реч. навыкам, она представл. собой творч. деят-ть.

 

 

9. Единство антропологических принципов  природосообразности и культуросообразности в системе образования (история и современность)

 

В педагогике, начиная с 17 в., одним из главных принципов воспитания является принцип природосообразности. Коменский: «Человек есть часть природы и подчиняется ее главнейшим всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека». Руссо представил этот принцип по-своему. В своем романе «Эмиль или о воспитании» Руссо подверг критике существующую практику воспитания детей. Чтобы вырастить достойного человека, его надо поселить на лоне природы вдали от испорченного общества. До определенного периода люди не должны вмешиваться в законы природы. До 12 лет ребенка учить не надо. Это воспитание естественно, по мнению Руссо, т.к. ребенок должен расти без школы, без влияния учителя (лишь домашний воспитатель для регуляции его деятельности). Ребенок должен развиваться своим путем, без внешнего воздействия. Идея свободы выбора. Воспитание должно соответствовать естественному ходу развития ребенка. Руссо предлагает следующую возрастную периодизацию.

 
Периоды

 
Задачи

 
1). от рождения до 2 лет

 
Физическое развитие

 
2). от 2 до 12 лет

 
Сенсорное развитие, эмоциональное, физическое

 
3). от 12 до 15 лет

 
Развитие мышления, умственное и  трудовое

 
4). от 15 до 21 года

 
Нравственное развитие


 

На 2-м этапе учить ребенка  ничему не нужно. Это сон разума. Не нужно применять к ребенку  наказаний, а заменить их методом  естественных последствий. На 3-м этапе  – география и естествознание, астрономия, анатомия и физиология. Руссо отмечает гуманитарные предметы. Методы обучения:

 
1.исследовательские (ничего не заучивать, а открывать наблюдениями); 2. учить только на практике. На 4-м этапе воспитываются добрые чувства, суждения и воля. Литература, история, философия, этика.

 

Немецкий педагог Дистервег предложил принцип культуросообразности. Воспитывать и обучать надо, опираясь на культуру народа, страны, в которой он живет. «Необходимо сообразовывать обучение с существующими внешними условиями места и времени. Надо принимать во внимание всю современную культуру, а в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика».

«Во всяком воспитании должны приниматься во внимание нравы и обычаи нашей эпохи и сословия, дух времени, в котором мы живем, национальность нашего народа».

«Между принципом культуросообразности и природосообразности может произойти конфликт. Не участвуй ни в чем, что требуется культурой времени, но противоречит природе. Стремись к сочетанию культуры с природой».

 

 

10. Психолого-педагогические проблемы  возрастной периодизации: история  и современность

 

То, что развитие, как умственное, так и физическое связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического, социального развития. Но также следует учитывать, что индивидуальное развитие человека может отклоняться.

 
Возрастными особенностями называются характерные для определенного  периода жизни анатомо-физиологические  и психические качества. Для правильного управления процессами развития педагоги классифицируют периоды человеческой жизни.

 
Коменский был одним из первых, кто  настаивал на строгом учете в  учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он первый в отечественной педагогике выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Учет возрастных особенностей – один из основополагающих принципов педагогики. Опираясь на него, учителя распределяют нагрузку, определяют распорядок дня, режим труда и отдыха. Также эти особенности оказывают влияние на отбор материала, выбор форм и методов воспитательного воздействия. С возрастом меняется ведущий вид деятельности (предметно-манипулятивная, игровая, предметно-образовательная, учебная, трудовая).

 
Ушинский выдвинул теорию семилетних периодов (каждый период – 7 лет). Выготский – выделял периоды на основе существенных признаков психического развития. Периоды разделяются кризисами (в 1, 3, 7, 13, 17 лет), когда дети требуют особого внимания и терпения.

 
Полные периодизации охватывают всю  человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями. Для педагогики наибольший интерес представляют неполные периодизации, охватывающие жизнь и развитие человека школьного возраста.

 
В современной науке приняты след. психологическая и педагогическая периодизации детского возраста. 
 
Психологическая: Прентальный (околородовой) период, Период новорожденности (до 6 недель), Грудной период (до года), Ползунковый период (1-3), Дошкольный возраст (3-6), Школьный возраст (6-11), Пубертатный период, или период созревания (11-15), Юношеский период (15-20).

 
Педагогическая (по Подласому): Младенчество (до 1), Преддошкольный возраст (1-3), Дошкольный возраст (3-6), Младший школьный (6-10), Средний школьный (10-15), Старший школьный (15-18).

 
Таким образом, основу педагогической периодизации составляют стадии физического  и психического развития с одной  стороны, и условия, в которых  протекает воспитание, с другой.

 

 

11.Педагогическое  общение как основа современного  образовательного процесса 

(психолого-пед основы и технологии)

 

 

Пед общение – установление контакта педагога с учащимися в воспитательных целях. Важнейшее значение для пед общения имеет овладение культурой речи, выработка правильного дыхания, постановка голоса, тк это не только помогает говорить, но и потому что выразительное слово лучше помогает применять методы пед воздействия. Важно учитывать субъективности оценки, проявляющейся в отношении к ученикам.

В зависимости от стиля  пед общения выделяют:

 
Проактивный – инициативен в организации общения, индивидуализирует свои контакты с учениками.

 
Реактивный – не он, а ученики  диктуют характер его общения  с классом, расплывчатые цели, приспособленческое поведение.

 
Сверхактивный – склонен к гипертрофированным оценкам своих учеников, выстраиванию нереальных моделей общения.

 
Кроме вербального пед общения существует еще и невербальное (закрытые позы воспринимаются как позы несогласия, например).

 

Этапы: моделирование общения (постановка цели), собственно общение (организовать и построить), рефлексия (анализ общения).

Правила: показ ярких перспектив совместной деятельности, формирование чувства «мы», проявление интереса к каждому участнику, оказание помощи, поддержки.

Педагогическое воздействие  осуществляется педагогом с целью  развития личности ребенка, поэтому  здесь важно учитывать личностно-ориентированный подход. Цель личностно-ориентированного педагогического взаимодействия педагога с учащимся - создание благоприятных условий, содействие в его личностном развитии, формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении.

В работе с детьми педагоги-воспитатели  руководствуются следующими принципами:

- установление и развитие  деловых и межличностных контактов  на уровне "учитель - ученик - класс";

- уважение самооценки  личности ученика;

- вовлечение ученика во  все виды деятельности для  выявления его способностей и  качеств его характера;

- постоянное усложнение  и повышение требовательности  к ученику в ходе избранной  деятельности;

- создание психологической  почвы и стимулирование самообучения  и самовоспитания, что является  наиболее эффективным средством  реализации программы обучения  и воспитания.

 

Педагогическая технология - это научное проектирование и  точное воспроизведение гарантирующих  успех педагогических действий. Поскольку  педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога.

 
Универсальным исходным методом и  основой технологии организации  развивающих видов деятельности является педагогическое требование. Педагогическое требование в своем развитии должно проходить закономерный ряд ступеней: от первичного к исходному, от него к требованию-правилу, далее к требованию-норме и в завершение перерастать в требование-принцип.

 
В организации учебно-познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет технология обучения их решению задач разных типов.

 

Технология  организации развивающей деятельности школьников по типу рефлексивного управления в отличие от авторитарного предполагает постановку воспитанника в позицию активного субъекта познания, общения, труда и социального оценивания; развитие способности ученика к самоуправлению (саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю собственной деятельности); организацию педагогического процесса как решение учебно-познавательных задач на основе творческого взаимодействия педагогов и воспитанников.

 
 

12. Современные воспитательные технологии  как способ организации педагогического  взаимодействия в учебно-воспитательном  процессе

 

 

Воспитательная  технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития.

 

Технологии: 1.предъявление требования; 2.технология пед. оценки (хорошая оценка вызывает полож. мотив); 3.ситуация успеха; 4.технология индивидуального воздействия; технология коллективной деятельности; 5.техн.выбора средств воспитательного воздействия (пряник\ремень); 6.техн.урегурирования конфликтов (как не допустить, как разрешить конфликт).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике и психологии"