Шпаргалка по "Педагогике и психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по курсу "Педагогика и психология".

Файлы: 1 файл

Экзамен по педагогике.docx

— 134.63 Кб (Скачать файл)

 

Технологические правила оценочных действий

  1. Поощрение как оценочная доминанта. Виды поощрений – одобрение, похвала, материальное поощрение, благодарность, признание группой. Наказания – неодобрение, замечание, лишение удовольствия, выговор. Всегда должна превалировать положит доминанта, опора на силные стороны ученика.
  2. Оценку следует демонстрировать таким образом, чтобы она не была воспринята ребенком как осуждение (безоценочное суждение). Для реализации этого правила рекомендуется использовать прием я – сообщения, ты – сообщения и естественные последствия (рассыпал – мусор убери, ходишь на уроки - освободим от контр). Косвенная форма оценки. Суть я – сообщения в том, что педагог, не выходя на прямую оценку, говорит о своих чувствах и переживаниях, а не о ребенке, сообщая ему свое отношение к данной ситуации. Ты – сообщение – педагог оглашает состояние ребенка в момент совершения к-либо действия или поступка в положит. сторону.
  3. Уменьшение запретов – большое кол-во запретов вызывает псих. напряжение у детей, провоцирует ситуацию нарушения дисциплины. В школе только 2 запрета – нельзя не работать и нельзя посягать на интересы др. чел.
  4. Не наказывать, когда это возможно, но наказывать, когда происходит открытое и осознанное нарушение соц-культ. норм поведения. Наказание накладывается за определенное действие – не следует многократно напоминать ученику о наложенном когда-то наказании.
  5. Необходимо создавать детям условия для добровольного исправления ошибок

 

Все виды оценочной деят-ти будут наиболее эффективны только при соблюдении условий:

    1. Эмоц.уравновешенность педагога, в гневе оценка часто бывает несправедливой
    2. Доброжелательный, приветливый тон, в момент оглашения оценки любого уровня
    3. Индивид. направленность пед.оценки
    4. Ориентация оценки на конкретную ситуацию
    5. Неоценивание пока не выявлены мотивы поведения ребенка
    6. Понимание душевного состояния ребенка

 

Струтура оценочн.деят-ти

  1. Впечатление о поступках. Поступок понимается как всякого рода деяние, имеющее или неимеющее действительных формул, но определенное отражение происходящего.
  2. Анализ внешних проявлений и внутренних мотивов поведения. Подразделяется на:

Анализ состояния субъекта и выявления мотивов поведения

    • Соотношение запечатленного образца от поступка с уровнем возрастного развития
    • Анализ условий, в которых складываются впечатления
  1. Выбор приемов оценочной реакции:
    • Анализ собственных возможностей педагога
    • Выбор оптимального варианта воздействия и его реакции
    • Констатация эффективности произведенного воздействия

 

 

20. Система образования в современной  России. Закон РФ об образовании,  о принципах ее построения. Основные  тенденции развития отечественной  системы образования.

В современном мире роль О имеет большое зн-е. Именно по уровню О определяют уровень развития, цивилизованности страны. Об уровне О судят по массовому государственному О, которое получает большинство населения. Российские законы провозглашают образование основой духовного, экономического, социального, культурного развития общества и государства.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности.

Черты: Светский характер, Доступность  для всех, Гуманизация и демократизация, Деидеологизация, Создание единого образовательного пространства.

Ряд компонентов, вход. в сод-е образования:

-онтологический компонент  (в сод-е образования должен войти круг центр. проблем: что есть жизнь, добро, зло и т.д.)

-информ.-гносеологич. компонент (способы информационного воздействия и взаимодействия человека с окружающим миром, способы его познания)

-антропологический компонент  (содержание образования должно  формировать интегрированное знание  о человеке, должно помогать накапливать  опыт)

-социально-технологический  комп. (с обр должно включать в себя ориентиры и способы решения жизненных задач в зависимости от возраста ребенка)

-этико-аксиологический комп. (С Обр должно формировать правильные ценностные ориентиры)

-творческий комп.(все содержание образования должно помогать накапливать опыт творчества не только в разных видах деятельности, но и в системе разнообразных человеческих отношений)

Образовательная программа – это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Образовательная программа в основном строится на основе следующих правовых актов:

Международная «Конвенция о правах ребенка», Конституция РФ, Федеральный Закон РФ «Об образовании», Типовое положение об общеобразовательных учреждениях, «Концепция модернизации российского образования на период от 2010 г.», «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования».

В Российской Федерации реализуются  образовательные программы, которые  подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные).

 
Федеральный государственный  образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти.

Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.

Учебный план — это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.

 

Основу Федерального стандарта по ИЯ составляют следующие положения:

  • Реализация личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативного и социо-культурного подходов к обучению ИЯ.
  • Деятельностная направленность: развитие коммуникативной компетенции.
  • Диалог культур, ориентир на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения.
  • В базисном учебном плане впервые законодательно закреплена возможность изучения 2-го ИЯ.
  • Межпредметные связи ИЯ с другими предметами.

 

 
21. Гуманизация образования как ведущая тенденция в развитии теории и практики

воспитания  и образования.

 

Сущность гуманистического мировоззрения составляет концепция  взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш  мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует самого человека,его личность. Рассматривать социальное развитие вне человека — это значит лишить его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мировоззрения гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а общечеловеческие ценности (творчество, самобытность, самостоятельность, открытость, терпимость к иным взглядам и образу мыслей и др.) приобретают значение гуманистических ценностей. Гуманизация – обращение к человеческим ценностям, приоритет человека над наукой.

Сегодняшние реалии свидетельствуют  о том, что современный институт образования в России не в полной мере способствует гуманизации общественной жизни. Чтобы использовать весь конструктивный потенциал системы образования, необходимо преодолеть сложившийся в ней за предшествующий период механизм торможения. Последний проявляется в сохраняющемся до сих пор доминировании технократического и утилитарного подходов к теории и практике образования. До настоящего времени мы сталкиваемся с тем, что практическое воплощение идеи гуманизации носит деформированный характер. Человеческие ресурсы остались практически невостребованными.

Восхождение к личности —  ведущая идея гуманизма и гуманизации науки. Особенно большой вклад в становление гуманизма внесла эпоха Возрождения. Прогрессивное человечество с благодарностью хранит такие имена, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Петрарка. Эти люди своим творчеством смело утверждали, что высшая ценность и лучшее создание природы — человек.

Среди гуманистических тенденций  функционирования и развития системы  образования как части социальной системы необходимо выделить главную— ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Личностный подход — это и персонализация педагогического взаимодействия, которая требует адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).

 

Принципы: Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, Принцип индивидуально-творческого подхода мотивирует развитие личности.

 

Опыт гуманистической  традиции в российской педагогике:

ЛН Толстой – ребенок  – наивысшая ценность, Сухомлинский – «школа радости», Венцель – дом свободного ребенка. Среди зарубежных педагогов – Карл Роджерс, амер. лидер гуманистической психологии (н. 20 в) – ребенок – растение, педагог – садовник.

 

 
22. Проблема методов обучения в  отечественной дидактике. Классификация  методов.

 
Метод О – упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели О. Под методами О часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В структуре методов О выделяются приемы. Прием – это элемент метода, отдельный шаг в его реализации. Метод О – сложное и многомерное образование. В методе О находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы О.

Как многомерное образование, метод О имеет много сторон. По каждой из них можно методы формировать в системы, поэтому существует множество классификаций методов. Классификация методов О – это упорядоченная по определенному признаку их система.

Наиболее обоснованные классификации:

  1. традиционная – общий признак – источник знаний (практика, наглядность, слово, книга, видео). Пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
  2. по назначению - общий признак – последовательные этапы, через которые проходит процесс О. Методы: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний, умений, навыков.
  3. по типу познавательной деятельности. Тип познавательной деятельности - уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме. Методы: объяснительно-иллюстративный (знания предлагаются в готовом виде, учитель организует восприятие этих знаний разными способами), репродуктивный (знания в готовом виде, учитель не только сообщает, но и объясняет, учащиеся сознательно усваивают знания, прочность усвоения достигается путем многократного повторения), проблемное изложение (переход от исполнительской к творческой деятельности), исследовательский (учитель формулирует проблему вместе с учащимися, знания не сообщаются, учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью).
  4. по дидактическим целям. Методы: способствующие первичному усвоению учебного материала (информационно – развивающие, поисковые, исследовательские), способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (упражнения, практические работы).

 
Установлено, что методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, мотивационную, контрольно-коррекционную. Посредством метода достигается  цель О, обуславливаются темпы развития, результаты воспитания. Метод является средством мотивации.

 
На основании исторического наследия существующей пед практики, выделяются следующие методы О: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрации, видеометод, упражнения, лабораторный метод (самостоятельное проведение экспериментов), практический метод (применение полученных знаний к решению пратических задач), познавательная игра, методы программированного О, обучающий контроль, ситуационный метод.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике и психологии"