Шпаргалка по "Педагогике и психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 02:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по курсу "Педагогика и психология".

Файлы: 1 файл

Экзамен по педагогике.docx

— 134.63 Кб (Скачать файл)

2.Этическая беседа (метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон, отношения равных собеседников)

3.Разъяснение (метод эмоционально-словесного воздействия на школьников, ориентированность на данную группу или отдельную личность)

4.Внушение (важно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия, незаметно проникает в психику, действуя на личность в целом)

5.Увещевание (сочетание просьбы с разъяснением и внушением, зависит от авторитета воспитателя, формы общения, важна опора на положительное)

6.Диспут (горячие споры на волнующие участников темы, требует высокого уровня подготовки преподавателя)

7.Пример (действует на уровне первой сигнальной системы, большее влияние, чем слово). Психологическая основа примера – подражательность.

 

Этапы формирования сознания

В развитии сознания от рождения ребенка до зрелого возраста выделяется 5 уровней, или этапов (Ушаков Г. К.):

– до 1 года – бодрствующее сознание;

– от 1 года до 3 лет – предметное сознание;

– от 3 до 9 лет – индивидуальное сознание;

– от 9 до 16 лет – коллективное сознание;

– от 16 до 22 лет – рефлексивное, высшее социальное сознание.

 

Первый этап формирования сознания характеризуется появлением выбора наиболее удовлетворяющих ситуаций. При этом наблюдаются первые реакции  на окружающую среду – первые элементы сознания. Ребенок может оценивать  наиболее приятную для него ситуацию, например, находиться на руках у  матери или засыпать при покачивании  и др.

На втором этапе формирования сознания (предметное сознание) главную  роль играют непосредственные впечатления  действительности. Сознание ребенка  дополняется представлениями о  предметах и явлениях, объем этих представлений увеличивается с  того периода, когда ребенок начинает ходить, с появлением речи возникают  обобщения и отвлечения. На данном этапе формирования сознания ребенок  пока не улавливает взаимосвязь реальных событий и предметов с прошлым  и будущим, он живет только в настоящем. На этом этапе ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды, в его речи пока отсутствует местоимение «я».

На третьем этапе формирования сознания (индивидуального) появляются первые представления о пространстве и времени, что делает возможным  выделение себя из окружающей среды. Сознание собственного «я» в последующем развитии совершенствуется и усложняется.

Для четвертого этапа формирования сознания (коллективного) характерно появление  более дифференцированных представлений  о предметах действительности, о  взаимоотношениях в коллективе. Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в общественных событиях и появлением у них общественного, социального сознания.

На пятом этапе формирования подросток приобретает новые  качества, сознание становится рефлексивным, что обеспечивает предвидение не только всего хода развития событий, но и их последствий. Зрелость сознания достигается к окончанию юношеского возраста, а именно к 20–22 годам.

 

 

 

17. Личность, психолого-педагогические проблемы изучения и формирования личности.

Личность  и индивидуальность. Факторы развития индивидуальности.

 

Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудие труда и пользоваться ими в процессе жизнедеятельности.

В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека; это понятие характеризует отдельно взятого человека; в процессе социальных отношений индивид превращается в личность.

Личность – человек в совокупности социальных приобретённых качеств. Личность - социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в рез-те усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.

Индивидуальность – неповторимость, уникальность свойств человека, которая выражается в наличие разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях темперамента и характера.

 

Структура личности по К.Платонову: 1) биологич. подструктура (задатки, особенности высшей нервной деят-ти, св-ва темперамента; половые, возрастные св-ва личности и т.д.) формируется путём тренировки; 2) подструктура форм отражения (познават. процессы, психич. фун-ии) формируется путём упражнения; 3) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки) приобретается путём обучения; 4) направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление её поведения (включает в себя направленность, отношения, моральные черты, мотивацию; формируется путём воспитания). Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы соц. связей и отношений. Стадии социализации: 1) первичная социализация – стадия адаптации; 2) стадия индивидуализации; 3) стадия интеграции; 4) трудовая стадия; 5) послетрудовая стадия.

 
Основные теории изучения личности. Наиболее известные зарубежные теории личности: 1) типологические (строят типологии); 2) структурные теории – психоаналитические (изучают человека желающего), когнитивные (изучают человека думающего), гуманистические (изучают человека самоактуализировавшегося); 3) опосредованные (рассматривают личность как результат деятельности).

Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями следует  считать возникшие в XVII-XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Одними из первых крайне иррационалистических точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З.Фрейда и У.Макдауголла, предложенные в конце XIX. В теории З.Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У.Макдауголл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивный, отвращения, самоунижения, самоутверждения. В начале XX в. возникли ещё два новых направления, стимулированные не только эволюционным учением Ч.Дарвина, но также открытиями И.П.Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория нервной высшей деятельности.

 
Развитие личности. Вопрос формирования и развития личности рассматривается приверженцами разных концепций по-разному. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма (генетически определяемые признаки). Социогенетическая ориентация разрабатывает представления о развитии "социального индивида" или "личности" в понимании Б.Г.Ананьева. Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Важно то, что органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга. Личность обладает системными качествами.

 

В системе развития личности можно выделить 3 момента:

 
1. Индивидные свойства как предпосылки развития личности. Индивид - то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность - то, чем он отличается. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.

Отдельные индивидные свойства и их роль. Возраст - с ним связаны  сенситивные и критические периоды  в жизни человека, а также возрастная периодизация. Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям. Пол - предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

 

2.Социально-исторический образ жизни как источник развития личности определяет, что присваивается, приобщается личностью в системе общественных отношений, каковы возможности выбора, перехода от одного вида деятельности к другому.

 

3.Совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. Личность преобразуется из объекта общественного развития в субъект этого процесса, становясь все более активным творцом общественного процесса.

 

Совр росс психолог Юлия Гиппенрейтер выделяет 2 критерия сформированной личности: 1. Иерархичность мотивов, опосредованное поведение; 2. Способность к сознательному руководству собственным поведением.

 
Два "рождения личности" по Леонтьеву: 1 - дошкольный возраст - первое иерархическое  отношение мотивов, первое подчинение непосредственных побуждений социальным нормам. 2 - подростковый возраст - способность осознавать свои мотивы и проводить активную работу по их соподчинению, то есть появление самосознания.

 
Механизмы формирования личности (Ю.Б. Гиппенрейтер): 1. Сдвиг мотива на цель. 2. Механизм идентификации.  3. Принятие и освоение социальных ролей.

 
Индивидуальность  - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Становление личности - процесс социализации человека, который состоит в освоении им общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.

Становление индивидуальности - процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

 

 

 

18. Формы организации процесса обучения

 

В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная), формы организации учебно-воспитательного  процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические научные  общества, экскурсии и пр.). Форма  организации обучения - это ”исторически сложившаяся, устойчивая и логически  завершенная организация педагогического  процесса, которой свойственны систематичность  и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения”  
 
Поскольку в школе 85-95% учебного времени учащиеся проводят на уроке, он считается основной формой организации учебного процесса. Классно-урочная система выдержала испытание жизнью в течение нескольких столетий и сохраняется до настоящего времени почти во всем мире. Она имеет несомненные положительные качества, такие как простая организационная структура, экономичность, простота управления. Но одновременно у нее имеется немало негативных моментов: недостаточный учет индивидуальных различий, строгая организационная структура, создающая зачастую формальный подход к уроку. Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.

 
Классно-урочную  форму организации обучения отличают следующие особенности: постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); постоянное чередование уроков (расписание); руководящая роль учителя (педагогическое управление); применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

 
Классно-урочная форма организации  обучения является главной (основной). Кроме нее в современной школе  используются и другие формы, называемые по-разному — вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т. д. К ним относятся: консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др. Иногда к вне- классным формам организации обучения относят учебные экскурсии, работу на пришкольных опытных участках, труд в мастерских, школьных кооперативах, походы по родному краю, физкультурные соревнования на стадионах и спортплощадках и т. д.

 
Ключевым компонентом классно-урочной  системы организации обучения является урок. Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап, или элемент учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса — от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.

 
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие: построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса, реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил, обеспечение надлежащих условий для продуктивно-познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

 

 

 

19. Технология педагогической оценки: хар-ка, стр-ра, правила.

 

Педагогическая оценка-это установление, определение качеств человека, его поведения, черт характера. В педагогической деятельности оценка = отметка (это количественное выражение оценки в баллах). Важнее оценка. Все люди нуждаются в положительной оценке своей деятельности другими людьми, особенно дети. Оценка образует обратную связь с обучаемым. Оценка личности учащегося обусловлена ориентировкой на некий эталон, в качестве к-го выступают нормы и культуры данного общества на опр.этапе развития. Субъективный хар-р оценки зависит от чувств, настроения, отношения к субъекту, к-е часто бывают лишены истинного значения оценки. Эту оценку педагог преломляет через призму своих чувств и мировоззрения. Педагогическая оценка отличается от просто оценки тем, что у нее есть четкая цель-помочь в росте и самосовершенствовании человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике и психологии"