Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:47, шпаргалка

Описание работы

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу. Родоначальник дошк. пед-ки Я.А. Коменский утверждал, что каждый ребенок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на самую высокую ступень лестницы образования. Возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей.

Файлы: 1 файл

0354094_549EA_shpory_po_doshkolnoy_pedagogike.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Перечень вопросов к экзамену

 

1. Развитие  дошкольной педагогики как науки, её место в системе наук

ДОШКОЛЬНАЯ  ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей  от рождения до поступления в школу. Родоначальник дошк. пед-ки Я.А. Коменский утверждал, что каждый ребенок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на самую высокую ступень лестницы образования. Возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений  к участию в производстве материальных и духовных ценностей.

Признаки науки

1. Наличие предмета  исследования (изучение закономерностей  воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении).

2  Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив).

3. Наличие специфических  законов закономерностей, выраженных  в теории.

4. Специфическое содержание.

5. Категориальный аппарат  (воспитание, обучение, формирование, развитие личности)

Задачи  педагогики

1. Разработка  содержания, методов, форм организации  воспитательно-образовательного процесса в детском саду с учетом достижений в области смежных наук.

2. Изучение, обобщение, описание передового педагогического опыта.

3. Разработка методов, форм, содержания сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей.

4. Определение путей, форм взаимодействия, преемственности детского сада и школы.

Но у дошкольной педагогики особый предмет, особое содержание, что объясняется своеобразием экологического и психического развития ребенка дошкольного возраста

Актуальными проблемами дошкольной педагогики являются:

создание национального  детского сада с использованием народной педагогики в процессе воспитания;

формирование основ национального  самосознания детей дошкольного  возраста;

экологическое воспитание дошкольников

разработка новых форм, методов, совершенствование содержания; разработка к внедрение авторских  программ;

воспитание к обучение одаренных детей;

развитие творческой активности дошкольников;

научно-методическое обеспечение деятельности ДУ разных типов;

пути и формы  оказания психолого-педагогической помощи современной семье, включения родителей  в работу дошкольных учреждений;

преемственность в работе детского сада и школы  и т.д.

Связь дошкольной педагогики с другими науками

Психологические науки (общая психология, детская  психология, возрастная, педагогическая, социальная психологии)

Общественные  науки (философия, эстетика, этика, социология) 

Естественные  науки (анатомия, физиология, педиатрия, гигиена)

Кроме того, дошкольная педагогика связана и с рядом  других наук (экономика, математика, кибернетика, языкознание, литература и др.)

Основные  понятия дошкольной педагогики:

ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

РАЗВИТИЕ - процесс  количественных и качественных изменений  наследуемых и приобретенных свойств индивида.

ОБУЧЕНИЕ - двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений, развития познавательной активности детей.

ФОРМИРОВАНИЕ - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом.

 

 

 

 

 

 

2. Факторы развития  личности ребенка-дошкольника

ЛИЧНОСТЬ - это  человек как общественное существо, носитель общественного сознания.

Сущность человека как личности проявляется через  те отношения, в которые он вступает с окружающим миром и прежде всего с людьми. Сюда включаются все отношения, которые складываются между людьми (в семье, в коллективе, в повседневном общении и т.д.) Таким образом, понятие "личность" характеризует человека как общественное существо, связанное с усвоением того разнообразного духовного опыта, который накоплен в обществе. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе своей жизнедеятельности.

РАЗВИТИЕ - это  процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных  свойств индивида.

Человек в течение своей жизни развивается в нескольких отношениях:

-физическое  развитие - изменение роста, веса, объема человеческого тела;

-физиологическое  развитие - изменение физиологических  процессов (например, половое созревание);

-психическое  развитие - это обогащение фонда условных рефлексов, выработка характера, развитие памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.;

- социальное  развитие проявляется в усложнении  отношений с окружающей средой, в которые вступает человек  на протяжении своей жизни  Источником всякого развития, в том числе и развития личности, являются внутренние противоречия. Например, противоречие между требованиями общества и актуальным уровнем развития ребенка, противоречие между потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения, противоречие между стремлением ребенка к самостоятельности и его потребностью в помощи взрослых, противоречие между целенаправленными воздействиями и стихийными влияниями социальной среды и др. Эти противоречия и выступают в качестве движущих сил развития личности

Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда и воспитание.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при  рождении

СРЕДА - это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

Ребенок от своих родителей  наследует следующие признаки:

-анатомо-физиологическую  структуру биологического вида "человек разумный" (строение тела, внутренних органов, их функционирование и т.д.);

-безусловные рефлексы (сосание,  слюноотделение, оборонительный, ориентировочный  и др.);

-физические особенности  (особенности телосложения, черты  лица, цвет волос, кожи, глаз и т.п.);

-функциональные особенности  (группа крови, характер обмена  веществ и др.);

-аномалии наследственного  происхождения (дальтонизм, гемофилия,  псих. заболевания и др.);

-особенности нервной  системы (сила процессов возбуждения  и торможения, их уравновешенность и подвижность);

-задатки.

Материальными носителями наследственности являются гены (генотип).

Однако этот наследственный багаж является лишь необходимым. но недостаточным условием, потенциальной  возможностью, предпосылкой для последующего развития человека. Значительная роль здесь отводится социальной среде и воспитанию.

Среду обитания можно подразделить на природную (географическую) и социальную. В понятие природной среды  входят: климат ресурса, ландшафт и  др. Социальную среду, окружающую ребенка, можно подразделить на макросреду и микросреду. Под макросредой понимается общество в целом, общественный строй: социально-экономические, политические, морально-правовые условия жизни. Термином "микросреда" обозначается ближайшее окружение человека. Сода можно отнести материально-бытовые условия жизни ребенка, дошкольное учреждение, где он воспитывается, а также людей, непосредственно контактирующих с дошкольником. Макросреда не воздействует на личность непосредственным образом. Это воздействие осуществляется преимущественно через микросреду. Социальная среда выступает как определяющий фактор развития личности. Только "живя в обществе, человек может сформироваться как личность.

ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации  и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

Процесс становления личности человека осуществляется в условиях воспитания путем присвоения общественно-истерического  опыта человечества, Руководство  его освоением осуществляется взрослым. В итоге человек входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет. Поэтому воспитание играет ведущую роль в развитии личности ребенка.

Освоить общественно-исторический опыт помогает активность растущего человека. Активность личности выражается через подражательность ребенка, его воспитуемость, обучаемость, самовоспитание и самообразование. Активность личности дошкольника находит свою реализацию в игровой, познавательной, предметной, трудовой, учебной, художественной деятельности, в общении. Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания.

 

 

3. Возрастная  периодизация детей дошкольного  возраста индивидуальность ребенка-дошкольника.

В  процессе онтогенеза выделяется ряд сменяющих друг друга периодов, качественно различающихся с точки зрения строения, функционирования и соотношения различных психических процессов и характеризующихся особыми личностными образованиями. Проблема периодизации состояла в том, что требовалось создание научной теории ее построения, основанной на изучении внутренней сущности онтогенеза. Д.Б. Эльконин создал научно – продуктивную концепцию периодизации на основе идей Выготского и Леонтьева.

Основана на смене ведущего типа деятельности.

- младенчество - эмоциональное общение

- ранний возраст  - предметно-орудийная д-ть

- дошкольный–игра

- млад школьный–  учебная д-ть

- подросток– интимно-личностное общение

-ранняя юность– учебно-профессиональная  д-ть

Эпоха раннего  детства (до 3 лет).

1. Младенчество (до 1 года). Здесь ведущий вид деятельности - эмоциональное общение. В 2-2,5 месяца у ребенка появляется комплекс оживления на появление взрослого: улыбка, двигательная реакция и т.д. К 6 месяцам эта деятельность общения развивается, ребенок узнает маму. Взрослые развивают руку ребенка: дают ему игрушку, включают его в общение через предмет, ведущее к действиям с пред метом. К году у ребенка начинает возникать потребность в вербальном общении.

На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования гак называемого практического, или сенсомоторного интеллекта.

2. Ранний возраст (собственно  раннее детство) (1-3 года). Здесь ведущий  вид деятельности - предметно-манипулятивный. Ребенок открывает и закрывает дверь, пересыпает песок и т.д. Он овладевает действиями с ложкой, карандашом, ведром, носовым платком и др. Это операционально-техническая фаза.

В этот период времени предметные действия служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Общение, в свою очередь, опосредуется предметными действиями ребенка и практически не отделено от них. Но к 3 годам ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и заявлять "Я", "Я сам".

Эпоха детства (3-11 лет).

1 Дошкольное детство (3-7 лет). Стремление к самостоятельности выводит ребенка паролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения.

Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребенка. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению.

Поскольку основной путь развития ребенка-дошкольника – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта, это время активного  освоения окружающего мира с помощью органов чувств (рассматривая, двигаясь, манипулируя предметами, вслушиваясь…). Подобным же образом происходит у ребенка знакомство с миром других людей и их отношений и с самим собой.  Именно этой исключительной ролью сенсорного опыта ребенка в процессе познания в дошкольный период и определяется то особое внимание, которое уделяется в детском саду условиям для развития органов чувств: осязания, обоняния, слуха, зрения, умения  владеть собственным телом.

   Естественный язык  ребенка – игра. Играя, дети  проживают самые разные состояния, актуальные для них. В игре ребенок выражает себя, свои чувства и эмоции, проявляет свою волю и фантазию, приобретает опыт совместного творчества. В игре развивается способность ребенка к действию, его индивидуальность. Именно игра позволяет ребенку ассимилировать впечатления о внешнем мире и опыт своего взаимодействия с ним.

 

 

 

 

4. Воспитатель  дошкольного образовательного учреждения.

Воспитатель дошкольного  учреждения выполняет две основные функции 

I) материнская - проявляется в обеспечении хорошего эмоционального состояния каждого ребенка и группы, в охране их жизни и здоровья, в заботливом, ласковом отношении к малышам; 2) развивающая. функция включает систему педагогических умений, которыми должен обладать воспитатель.

1 Гностические  умения дают воспитателю возможность  познать предмет деятельности, позволяют  увидеть в своих воспитанниках  проявление познавательной, волевой,  эмоциональной сфер, мотивов его  поведения, способностей, темперамента; выявить взаимоотношения между детьми, определить особенности семейной микросреды. Это и умения объективно оценивать эффективность применяемых методов воспитания и обучения, учитывать опыт других с целью перенесения передового, творческого его содержания в свою педагогическую практику.

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"