Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Дошкольная педагогика".

Файлы: 1 файл

1.docx

— 84.55 Кб (Скачать файл)

1.Дошкольная  педагогика как наука.

Дошкольная педагогика – это отрасль возрастной педагогики, наука о закономерностях воспитания и обучения детей от рождения до поступления в школу.

Объект ДП – воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс.

Предмет ДП – закономерности, противоречия, технологии организации и осуществления  воспитательного процесса которые определяют развитие личности ребенка.

Задачи  ДП: 1. Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования. 2. Разработка педагогических технологий, воспитания, обучения и развития. 3. Выявление содержания, форм, методов условий реализаций  дошкольного образования. 4. Определение возможности творческой деятельности педагога. 5 разработка методов исследования,разработка методологии и методик развития и обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Функции ДП: Объяснительная – раскрытие сущностей педагогических явлений. А именно их происхождение, структуры, закономерностей развития.

 Проективно- конструктивная -   разработка педагогических технологий, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

Прогностическая - на основе познания закономерностей воспитания и обучения осуществляется прогнозирование развития педагогических систем в перспективе.

   Мировоззренческая  функция  – активное формирование педагогического сознания в общественной среде.

Методы : ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ помогают изучить и обобщить данные педагогической практики. Беседы, анкетирование, наблюдения, эксперименты, анализ специальной литературы, работ дошкольников. 
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ представляют собой способы целенаправленной взаимосвязанной деятельности педагога и дошкольников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки, формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности. 
МЕТОДЫ воспитания - наиболее общие способы достижения воспитательных задач

2.Источники дошкольной  педагогики.

Источники дп:  народная педагогика, религиозная педагогика, зарубежная и отечественная история педагогики. Педагогическая практика, экспериментальные исследования, данные смежных наук, идеи педагогов новаторов. Связь ДП с другими науками: с философией (философия способствует созданию пед. концепций и ряду новейших теорий воспитания и обучения). Детская психология – позволяет разработать более эффективнее технологии обучения основываясь на психику ребенка.

Анатомия и физиология – способствует пониманию биологической сущности ребенка и особенностей развития его организма, на каждом возрастном этапе показывая их роль и значение в обучении, воспитании и развитии детей.

Социология – позволяет педагогике учитывать социальные особенности жизни и деятельности др. людей и принимать во внимании их влияние на воспитание и обучение.

Экономика образования - определяя систему образования, всей системы в целом и региональной особенности образования.

Демокрит высказывал идеи о природосообразности воспитания и развития ребенка. Платон предлагал воспитание и обучение осуществлять с 3 до 6ти лет,в совместных играх под руководством женщин. Аристотель – первый предложил возрастную периодизация 3х7. Квинтилиан – считал что дети прочно держат в памяти то, что усваивают в первые годы жизни. Основным средством обучения считал игру. Ян Амос Коменский - обосновал теорию воспитания, системой научных знаний. Выделил дошкольный период – материнскую школу. В своих трудах определил что должен усвоить ребенок в первые 6ть лет и чем должен овладеть. Джон Локк – отделил детскую психологию от общей.. Жан Жак Руссо – создал произведение «Эмиль или о воспитании». Обогатил идею о природосообразности. Песталоци –  методику первоначального воспитания и обучения детей в семье. Предложил детские классы при школе. В 5ть лет детей готовили к школе. Фридрих Фребель – приоритет воспитания маленького ребенка в семье. (ноу-хау) создал детский сад первый создал пособия для детей.

 

3.Нормативно-правовая  база системы дошкольного образования  в Республике Беларусь.

Документы:

1.Закон «О правах ребенка  РБ»

  1. Кодекс РБ об образовании
  2. Программа ДО РБ (Пралеска)
  3. Стандарт ДО
  4. Учебный план

 1923 –разработали 1-ую Декларацию прав ребенка

 основные условия обеспечения благосостояния ребенка:

-право ребенка на жизнь, в  том числе на образование;

-защита от различных бедств, от угрозы войны, непосильного труда, эксплуатации, попадания в рабство;

-воспитаниt в осознании ценности и значимости их вклада для будущих поколений.

10 декабря 1948 года—Всеобщая декларация прав человека.

  1. —Декларация прав ребенка, закрепившая 10 основных прав детей:

-равенство;

-имя, гражданство, образование,  здоровый рост и развитие;

-особое внимание к детям,  имеющих ОПФР;

-любовь и понимание в семье;

-первоочередность в получении  защиты и помощи;

-Защита от небрежного обращения,  жестокости и эксплуатации, от  расовой, религиозной и иной  дискриминации.

Конвенция о правах ребенка—9 ноября 1989года—договор ООН о правах детей во всем мире; она устанавливает базовые стандарты на различных ступенях развития детей. Содержит права которые разделяют на 4 категории:

1.Право на выживание

2.Право на развитие

3.Право на защиту

4.Право на участие.

28 июля 1990 г.—Беларусь ратифицировала (подписала) Конвенцию о правах ребенка

19 ноября 1993 г.—Закон РБ «О правах ребенка»

Закон состоит:

1.Преамбула

2.Разделы:

-Общее положение 

-Ребенок и семья 

-Ребенок и общество 

-Ребенок в неблагоприятных условиях  и экстремальных ситуациях—права детей-сирот, инвалидов,

-Заключительное положение—определяет рамки сотрудничества в интересах детей

1996 год—Национальная комиссия по защите прав ребенка.

3 ноября 2000 год—приняты  дополнения и изменения Закона  РБ «О правах ребенка»(право на бесплатный проезд и т.д.)

 

4 . Психолого-педагогические  основы воспитания детей раннего  возраста.

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно воспитание детей раннего возраста -  важное условие полноценного развития.

 В этот период интенсивно  увеличивается рост и вес ребенка,  усиленно развиваются все функции  организма. К году ребенок овладевает  самостоятельной ходьбой. Большие  успехи делает ребенок в овладении  родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число их увеличивается  до 200—300, а к трем — до 1500 слов.

Формируется восприятие и представление  о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие осуществляется в процессе сенсорного воспитания, формируются представления  о цвете, форме, величине и т.д.

Повышенная ранимость организма  — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный  ребенок не только меньше подвержен  заболеваниям, но и лучше развивается  психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически  более выносливы. Нарушения в  состоянии здоровья вызывают - раздражительность  и вялость, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большой  неустойчивостью эмоционального состояния. Правильной организацией их жизни,- активной деятельностью, интересными впечатлениями  и общением со взрослыми.

При воспитании маленьких детей  следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с  трудом переносит ожидание пищи, ограничение  в движениях. Условные, рефлексы, лежащие  в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся  в привычках условные рефлексы могут  быть как целесообразными для  здоровья и развития (засыпать и  просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого  и т. п.).

5.Воспитание  и развитие детей первого года  жизни 

•ребенок  асоциируется в двух формах, находит их по просьбе взрослого. (Шар или кубик, мишка и юла, и т.д.В нем главное выбор из 2х объектов).

•Подбирает  предмет такой же формы как  на образце.

•Ориентируется  в двух величинах. (определяет где большой, где маленький).

•Собирает пирамидку  из двух контрастных колец по величине после показа.

•Ориентируется  в 2-3х цветах.

•Оставляет  на бумаге разные штрихи, линии, и т.д. на бумаге.

Физическое  развитие:

•Ребенок  к 1,5 годам уже сам хорошо ходит, прямо, по кругу, через препятствия.

•Входит и  сходит по детской лестнице чередующим шагом.

•Проходит по слегка наклонной доске.

•Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.

•Бросает  мяч вниз, вперед, вверх.

1 год 9 месяцев.

Познавательное  развитие.

•Ориентируется  в 4х контрастных формах. (шарик, призма, брусок (кирпичек), куб).

•Соотносит  конфигурацию предмета в соответствии с отверстием на грани пособия. (для данного возраста, ребенок будет действовать силой).

•Ориентируется  в трех величинах одной формы. (большой, поменьше, маленький кубик).

•Собирает 2-3 размерную пирамидку, ориентируется  в 2-4х цветах, находит такой же цвет как на образце по просьбе  взрослого.

Физическое  развитие:

•Свободно ходит  в разных направлениях.

•Перешагивает через мелкие препятствия.

•Проходит по доске немного приподнятой над  полом.

•Забрасывает  мяч в корзину стоящую на полу.

•Бегает в  разных направлениях.

•Легко влезает  на диван, стул и спускается с них.

6.Воспитание и развитие детей  2 года жизни

2 года.

•Соотносит  конфигурацию объёмной геометрической фигуры с плоскостным изображениями.

•Ориентируется  в 3 и более контрастных величинах. (собирает трехместную матрешку). Собирает пирамидку из 4-5 колец.

•Ориентируется  в 3-4х цветах, некоторые называет, подбирает к образцу.

•Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов. (тяжелый легкий, гладкий, шуршавый, твердый, горячий, теплый, холодный).

Физич.

•Перешагивает через несколько препятствий  чередующимся шагом.

•Удерживает равновесие при ходьбе по доске лежащей на полу.

•Поднимается  и спускается по лестнице детской  горки.

•Меняет темп ходьбы и бега. (идет бежит, медленно быстрее).

•Подпрыгивает.

•Удерживает мяч одной или двумя руками.

•Бросает  мяч в горизонтальную цель, и ловит  с близкого расстояния.

2 года 6 месяцев.

•Подбирает  по образцу два предмета одного цвета но разной формы.

•Ориентируется  в 4х цветах и оттенках.

•Ориентируется  в 4-6 геометрических формах. (проталкивать в отверстия например).

•Ориентируется  в различных величинах.

•Составляет 4-5 составных пирамидках. (через показ)

•Может строить  из кубиков, башенки, домики.

Физическое  развитие:

•Может перешагивать через препятствия на полу, приставным шагом.

•Удерживает равновесие поднимаясь на носки.

•Ходит на цыпочках.

•Бегает, подпрыгивает, приседает.

•Прыгает  на 2х ногах.

•Отбрасывает  мяч одной рукой.

•Бросает  мяч в цель одной-двумя руками.

•Ловит мяч  двумя руками.

•Может подлезать  под какими-то препятствиями.

 7.Организация двигательной активности детей раннего возраста

Важную роль играют условия бодрствования, проведение подвижных игр, гимнастических упражнений. 
Ведущий вид движений - самостоятельная ходьба. Когда ходьба становится  автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Ребенок может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы.  Автоматизация ходьбы и координация движений рук и ног определяются специальными условиями:  мебель, пособия расставляются вдоль стен, чтобы  комната была свободной, ряд предметов и места должны быть недоступны детям. 
Необходимо иметь специальное оборудование для формирования различных видов двигательной активности (горку с лесенкой, площадкой.). Для развития координации движений ног и рук необходимо иметь набор игрушек, которые дети могли бы переносить в руках {крупные мягкие игрушечные животные, куклы, мячи, ведра, мешочки),  возить за тесьму (машины, коляски) возить, подталкивая вперед (каталки, крупные игрушки на колесах и пр.). 
Воспитатель обязан следить, чтобы все были активны, деятельны. Важно обеспечивать смену движений, чтобы не было переутомления. Значительную ценность имеют подвижные игры с музыкальным сопровождением: притопывания, приседания в такт музыке содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений. 
Важную роль на втором году жизни играют занятия гимнастикой. Они проводятся с применением специального оборудования (лесенок-стремянок для влезания, скамеек для ходьбы и пр.). Это оборудование применяется только на занятиях и не предоставляется детям для самостоятельного использования.

В теплое время  на участке возможна организация  со всеми детьми подвижных игр  и гимнастических упражнений.

8.Значение  игровой деятельности….

Игра - ведущий вид деятельности и как ведущий вид деятельности имеет след. Критерии:

1 оказывает  влияние на развитие психики  ребенка

2 способствует  развитию формирования ВПФ

3.способствует  развитию личности ребенка

4 создает  основу для возникновения новых  видов деятельности

В игре у ребенка  формируются нравственные качества. Игра выступает как среда обучения и воспитания дошк.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"