Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Дошкольная педагогика".

Файлы: 1 файл

1.docx

— 84.55 Кб (Скачать файл)

3.3 создание  для ребенка ситуации успеха, одобрения, поддержки взрослых)

3.4соревновательные  методы

4. направлена  на анализ и оценку результатов  воспитательного процесса,на диагностику уровня воспитыв. Ребенка на сопастовление поставленных целей и достигнутых результатов.

4.1 наблюдение  за поведением, характером общения  и деятельности ребенка.

4.2спец.ситуации диагностирующие уровень воспит. Ребенка

4.3 беседа  с детьми и родителями

4.4 анкетирование  специалистов и родителей

4.5 обыгрывание  проблемных ситуаций в основе которых лежит нравственный выбор

4.6 Социометрия  с выяснением зависимости между  воспитыв.и успешностью местом  реб в группе

4.7 специально  разработанные методы и средства  оценки развитости личности,ее качеств,черт характера,умений.

При выборе методов  важно учитывать конкретные цели, возраст и индивидуальные особенности  воспитанников.

52. Сотрудничество дошкольного учреждения  и семьи.

1.профилактика вредных привычек;

2.здоровье  дошкольников;

3.привлечение  родителей к образовательной  работе ду;

4.посещение  детьми дополнительных занятий;

5.проблемы  адаптации;

6.достижения 2012-2013 учебного года. Перспективы  развития в ду;

7.мальчики-девочки-два  разных мира;

8. поощрение  – наказание

53. Педагогическое исследование. Методы  пед.исследования в дошкольной педагогике

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ - поиск путей, средств  и методов усовершенствования педагогического  процесса.

По продолжительности  исследования делятся на краткосрочные и долгосрочные. С познавательной точки зрения:

а) описательные (диагностические) - например, определяют уровень готовности ребенка к  школе;

б) исследования эксплимативные, объясняющие явления и их причины;

в) аксплоративные исследования (открывают новые процессы).

исследование включает 5 этапов:

1 этап. Определение  проблемы и постановка цели  исследования.

П атап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Ш этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов.

IV этап. Оформление  результатов научного исследования.

V этап. Внедрение  результатов исследования в практику  работы.

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность приемов  и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решений разнообразных научно-педагогических проблем.

На данный момент нет общей классификации  методов.

К эмпирическому уровню относятся методы научного познания. К ним относятся научное наблюдение, разные виды научного эксперимента, работа с научными фактами - описание полученных результатов, классификация фактов, их систематизация, разные способы анализа и обобщения. Абстрагирование, педагогический эксперимент, социометрия, опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение пед. документции, изучение продуктов деятельности ребенка.

Теоретическому уровню научного познания служат методы -  научная абстракция, идеализация, мысленные модели, научные идеи и гипотезы, дедуктивные методы.

Моделирование, анализ и синтез,  конкретизация  теоретических знаний

 Сравнительно-исторические методы - изучение педагогических явлений, которое прослеживает и сравнивает их в развитии .

54. Преемственность работы дошкольного  учреждения и школы.

Преемственности в работе детского сада и школы – содержательная, двусторонняя связь, с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в д/с с учетом школьных требований, а с другой, опору учителя на уровень развития старших дошкольников.

 Направления  работы по установлению преемственности:  содержание, методы, формы обучения.

Условием  преемственности в методах и  формах выступает единство их направленности на обеспечение сознательности, прочного усвоения знаний, развитие умственных способностей и творческой активности.

Общими  чертами занятия и урока должны быть:

1. программность содержания;

2. четко организованная  временная регламентация;

3. руководящая  роль педагога;

4. использование  научнообоснованных методов и приемов.

 Приобретенные  дошкольниками формы поведения,  моральные представления и чувства  -  фундамент новых форм нравственного сознания в начальной школе.

 Всестороннее  развитие личности - является основополагающим  условием для достижения преемственности  в дс и школе.

 Формами организации совместной работы воспитателя и учителя могут быть:Посещения д/с, школы; Участие в пед.советах; Взаимное консультирование; Совместное проведение родительского собрания; Организация конференций; Изучение программ воспитания и обучения и т.д.;

Ознакомление  детей со школой включает: посещение подготовительных групп школы, 1 сентября, библиотеки, спортивного, актового зала, пустых классов в форме экскурсий, бесед. Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем.

55.основные  задачи сотрудничества детского  сада и школы

1.установление  связи между программами, формами  и методами работы детского  сада и школы.

2.установление  связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии.

3.установление  связи в развитии личности  ребенка в целом.

4. сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

5. осуществление  преемственности детского сада  и школы в формировании обще  учебных умений и навыков.

6.преемственность  содержания образования и воспитания  в детском саду и первом  классе школы. 

56.Основные  показатели готовности ребенка  к школе

Одной из задач  стоящей перед  ДУ  является подготовка ребенка к переходу на следующую  ступень образования.  Результатом  такой подготовки должна стать готовность ребенка к школе.

Психологи и  педагоги выделяют общую и спец. готовность.

В общую готовность включают:

-Психологическую;

-Нравственно  – волевую;

-Физическую  подготовленность.

Под специальной подготовкой приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешное овладение школьной программы. Специальная подготовка к школе предполагает формирование основы для овладения ребенком программы 1-го класса, при этом нельзя рассматривать специальную готовность, как количественное накопление знаний.  Все знания получены в дошкольном возрасте должны быть систематизированы, должны обеспечивать ребенку достаточный уровень мыслительной деятельности, они должны носить научный характер, но при этом быть доступным ребенку. Очень важно в дошкольный период развивать любознательность и формировать познавательные интересы, а так же способность осознано воспринимать новую информацию.

Таким образом специальная подготовка к школе формирует базу знаний и умений необходимых для восприятия, осознания, усвоения и применения на следующей стадии образования.

Общая подготовка.

При  переходе в школу меняются социальные статусы  ребенка, а это в свою очередь  накладывает на него новые обязательства, т.е. должен уметь управлять своим  поведением и деятельностью. Кроме  того должен знать правила поведения  в коллективе, должен уметь культурно  общаться со взрослыми и сверстниками, т.е. у него должны быть сформированы личностные качества. Кроме того он должен быть готов физически к посещению школы.

Физическая  готовность предполагает общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. У него должны быть сформированы в соответствии с возрастными нормами, такие показатели как вес, рост, объемы грудной клетки, черепа. В процессе подготовки к школе особое внимание следует уделять укреплению иммунной системы ребенка.

Психологическая готовность предлагает сформировать  внутренних мотивов к обучению, т.е. желание ребенка узнать что-то новое, готовность к переходу к следующему ведущему виду деятельности. Внешними мотивами является желание стать взрослым, носить новую форму и т.д.

 Социально-нравственная готовность, предполагает сформировать у ребенка навыков общения со сверстниками и взрослыми. Сформировать нравственных качеств и базиса личностной культуры, а так же умения ребенка социализировать в обществе и быть адаптированным в нем.

57. Социальная значимость профессии  воспитателя. 

Социальная  значимость педагогической профессии  заключается в том, что педагог  готовит ребенка к жизни в  социуме в соответствии с основными  моральными принципами и законами социального  строя, а также с соответствии с запретами в обществе, с учетом тех или иных личностных качеств необходимых воспитателю.

Одной из основной функции педагога является помощь в  адаптации меняющееся в социокультурной ситуации современного общества.

Для того чтобы  реализовать социальный запрос педагог  должен соответствовать требованиям:

-Профессионализм

-Ответственность

-Способность  к самореализованости 

-Высокий  обще культурный уровень.

58. Структура и специфика деятельности  воспитателя дошкольного учреждения.

Целью педагогической деятельности является определенный обществом стандарт требований в подготовке подрастающего поколения. Цель деятельности у каждого педагога трансформирует индивидуальные установки, которые он реализует в своей деятельности.

Основная  задача педагога, учитывая все особенности, потребности и возможности ребенка. Стимулирует его активность не подавляя при этом воспитанника своим авторитетом.

Способы осуществления  педагогической деятельности является:

-Темп;

-Ритм;

-Инстанционная  окраска голоса;

-Громкость  и выразительность;

-Мимика;

-Пластика;

-Жесты. 

Совокупность  этих качеств называется педагогической технологией.

Т.О. структуру  педагогической деятельности входят следующие  компоненты:

-Мотивация  деятельности;

-Знания и  умения педагога, педагогические  умения бывают:

-Гностические (умение прогнозировать результаты  своей деятельности и деятельности  воспитанников );

-Конструктивные (умения строить педагогический  процесс, управлять деятельностью детей);

-Коммуникативные  (умение выстраивать систему общения  с коллегами, с группой детей  или одним ребенком, с родителями);

-Специальные  умения (умение рисовать, петь, танцевать  и т.д.);

-Личностные  качества.

 59. Профессиональные функции педагога дошкольного учреждения.

1.Охрана жизни,  укрепления здоровья детей;

2.Создание  педагогических условий для успешного  воспитания детей;

3.Осуществление  воспитательной, образовательной работы  с детьми;

4.Участие  в педагогическом просвещении  родителей;

5.Регулирование  и согласование воспитания и  обучения в семье и ДУ;

6.Самообразование  педагога;

7.Участие  в научно – исследовательской  работе.

Е.А. Панько выделила следующие функции педагога:

1.Материнскую (охрана, укрепления здоровья ребенка);

2.Развивающую (воспитание и обучение);

3.Коммуникативную  (общение с помощью которой ребенок усваивает социальный опыт);

4.Диагностическая  и коррекционная;

5.Конструкторская  – организаторская;

6.Координирующая.

60.Модели  педагогической деятельности.

Существует 3 модели педагогической деятельности. 

1.Педагогика  принуждения. Характерно полным подчинением себе отдельного ребенка и коллектива в целом. Ограничения свободы детей. Педагог жестко контролирует поведение и развитие ребенка, при этом дети практически лишены независимости, не умеют отстаивать свои интересы, испытывают повышенный уровень тревожности.   Педагоги придержанные этой модели предпочитают авторитарный стиль воспитания. Они склоны к использованию приказов, распоряжений. У них преобладают негативные оценки деятельности детей.

2.Педагогика  полной свободы. Предполагается либерально – попустический   стиль отношения. При этом воспитатель не пытается ограничить поведение детей. Дети ведут себя импульсивно, любой запрет может вызвать агрессию. 3.Педагогика сотрудничества. Предполагает демократический стиль отношения с детьми. Деятельность педагога направленная на воспитание нравственно – волевых качеств ребенка, на развитие самооценки. При этом педагог  стимулирует индивидуальность ребенка, организует деятельность детей с учетом индивидуальных склонностей и способность ребенка . Такой стиль предполагает уважение образа жизни семьи. Эта модель воспитания учитывает теорию Бернс. Согласно которой в каждом человеке живет 3 «родитель, взрослый и дитя». Выстраивая отношения с воспитанником педагог должен помнить правило 3П:

-Понимание

-Приятие

-Признание

Т.О. педагог  выстраивает определенные функции  и выстраивает свое взаимодействие с детьми их родителями и коллегами  в соответствии с 3 моделями. В соответствии с этими моделями выделяют 3 типа воспитателей:

-Авторитарный

-Либеральный

-Демократический.

 

 

 

 

                 


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"