Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Дошкольная педагогика".

Файлы: 1 файл

1.docx

— 84.55 Кб (Скачать файл)

В теплое время  на участке возможна организация  со всеми детьми подвижных игр  и гимнастических упражнений.

16. Методика проведения режимных  моментов.

Прогулка.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель  заранее продумывает ее содержание, выживает у младших интерес с  помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательные и интересны, дети, как правило, идут гулять с  большой охотой.

Одевание  детей нужно организовать так, чтобы  не тратить много времени и  чтобы им не приходилось долго  ждать друг друга. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната  с индивидуальными шкафчиками и  достаточным числом стульчиков.

Содержание  детей на прогулке зависит от времени  года, погоды, предыдущих занятий, интересов  и возраста.  Ведущее место  отводиться играм, преимущественно  подвижным.  Подвижная игра может  быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит  от времени года, погоды, температуры  воздуха. Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей (осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения).

Во время  прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или перегрелся.  Примерно за полчаса до окончания  прогулки воспитатель организует спокойные  игры.

17. Значение трудового воспитания  для ребенка дошк.возраста

ТРУДОВОЕ  ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный процесс  формирования у детей положительного отношения к труду, желания и  умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Мотивы: положительная  оценка взрослого, самоутвердиться, принести пользу др.

Значение труд.воспитания

Своевременное привлечение детей дошкольного  возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего  развития.

Труд укрепляет  физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Труд требует  от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память.

Труд развивает  мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с  которыми он имеет дело.

 Особенно  важен труд для нравственного  воспитания ребенка. В труде  воспитывается самостоятельность,  развивается инициатива, ответственность.  Педагоги считали, что труд  – это естественным условием  существования личности, средством  проявления ее активности, жизнедеятельности  и первой жизненной потребностью  здорового организма. 

18. Своеобразие трудовой деятельности  дошкольника

1. Труд ребенка тесно связан  с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети  часто переключаются на игру. Более старшие дети также нередко ИСПОЛЬЗУЮТ игру. Иногда во время игры возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, дети  изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2. Трудовая деятельность постоянно  развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

Мотивы: положительная  оценка взрослого, самоутвердиться, принести пользу др.

Формирование трудовых навыков: в раннем возрасте складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда происходит в дошкольном возрасте.

Постановка цели: дети младшего дошкольного возраста не умеют ставить цель. Эта способность развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель,только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность самостоятельно ставить цель, развивается  там где получается материальный результат.

Мотивы труда: у младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших  значение приобретают мотивы такие как стремление сделать что-то полезное .

Планирование  имеет ряд особенностей: они планируют лишь процесс исполнения работы; намечают лишь основные этапы работы, но не способы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического.

Отношение к результату: младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно увидеть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель. В старшем дошкольном возрасте отношение к труду меняется.

19. Цель и задачи трудового  воспитания дошкольников

ТРУДОВОЕ  ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей  положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно  ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Цель - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание  положительного отношения к труду  взрослых, стремление оказывать  им посильную помощь.

2.Формирование  трудовых умений и навыков  и их дальнейшее совершенствование,  постепенное расширение содержания  трудовой деятельности.

3.Воспитание  у детей положительных личностных  качеств: привычки к трудовому  усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять  участие в труде.

4.Формирование  навыков организации своей и  общей работы.

5.Воспитание  положительных взаимоотношений  между детьми в процессе труда  - умение работать согласованно  и дружно в коллективе, оказывать  помощь друг другу, доброжелательно  оценивать работы сверстников,  в корректной форме делать  замечания и давать советы.

Ценность  детского труда в его воспитательном значении.

20. Виды труда, формы организации  труда. Средства трудового воспитания.

СРЕДСТВА  ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

-трудовая  деятельность детей – получить  умения, поддержание интереса к  труду

- ознакомление  с трудом взрослых – узнать  о профессиях, о их значимости,

- художественные  средства трудового воспитания- художественная литература, музыка, изо.

Трудовое  воспитание осущ.на спец.занятиях, где ставятся задачи, разрабатывается содержание, формир. трудовые навыки различных видов труда.

Формы:

ЭКСКУРСИЯ- должна быть четко спланированной, учитывать возрастные особенности детей, техника безопасности.  Дети должны наблюдать за действиями взрослого, задовать вопросы, по итогам экскурсии можно провести сюжетно-ролевую игру или творческое задание.

СВОБОДНАЯ ДЕТСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- дети должны выполнять разные трудовые действия.

ДЕЖУРСТВА –  предпологают сформированность у детей навыков хозяйственно-бытового труда, самообслуживания. Предполагает  труд 1 или нескольких детей в интересах всей группы.

дежурства по столовой (2-ая мл. группа),

дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа).

Дежурства по уголку природы (старшая группа).

Дежурства вводятся во второй младшей группе, а до этого  дети только помогают воспитателю.

ПОРУЧЕНИЯ- бывают индивидуальными и коллективными, одноразовыми и постоянными.

Системотическое выполнение поручений способствуют формированию ответственного отношения, понимают значимость труда для всего коллектива.

В младшей  группе: носят индивидуальный характер, поднять вещь, закрыть шкаф

В средней  группе: полить растения, помыть игрушки

В старшей  группе: посадить лук, постирать кукольную  одежду

ВИДЫ:

Самообслуживание- это труд ребенка направленный на обслуживание самого себя, одевание раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры. Самообсл. Октуально на всех годах обучения.

 Взрослые  поэтапно показывают и выполняют  действия с ребенком. Исспользуют наглядность, пособия для развития моторики рук, картинки, видеоролики. Детей учат выполнять быстро и аккуратно. Убирать посуд, застилать постель .

Хозяйственно-бытовой  труд –имеет общественное направление и включает труд по уборке, стирку, мытье посуды.

В младшей  групее ребенок помогает взрослому- стирает маленькие вещи. Ребенок учится доводить занятия до конца. Воспитатель использует методы – покажи, объясни, оцени.

Труд  в природе – включает уход за растениями и животными, выращивание овощей и др. Способствует формирование навыков и экологическое воспитание. В младшей группе ребенок наблюдает за растениями и животными.

Ручной  и художественный труд – формирование навыков изготовления подделок из природного материала.

21.  Руководство трудовой деятельностью  детей на разных годах обучения  в дошкольном учреждении.

Младшая группа:

Продолжать  формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя. Приучать к опрятности. Поддерживать порядок в игровой  комнате, по окончании игр расставлять  игровой материал по местам. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы  и салфетницы. В помещении и на участке наблюдать как взрослый ухаживает за растениями и животными.

Средняя группа:

Поливать  растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки. Приобщать к выращиванию  зелени для корма птицам в зимнее время. Привлекать детей к подкормке  зимующих птиц. Приучать к работе на огороде и в цветнике. Помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование.

Старшая группа:

Выполнять различные  поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы. Выполнять обязанности дежурного  в уголке природы: поливать комнатные  растения, рыхлить почву и т.д. Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде. Зимой учить детей сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зеленый корм для птиц и животных. Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады. Летом - к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Подготовительная  группа:

Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе. Продолжать учить самостоятельно и  ответственно выполнять обязанности  дежурного в уголке природы. Продолжать усовершенствовать свой опыт по труду  в природе, полученный из предыдущих групп. Приучать детей делиться своими впечатлениями, оценивать результаты своего труда.

22. значение и психолого-педагогические  основы интеллектуально-познавательного  воспитания

Интел-познав. Воспитание- это система мероприятий , направленная на развитие мышления , речи, сенсорное восприятие и в целом познание окруж. Действительности, а также на стимуляцию познавательных интересов.

Задачи:

1.развитие всех видов восприятия в рамках сенсорного воспитания

2.рзвитие  мыслительной деятельности

3.становление  речи

4.формирование  системы знаний о предметах  и явлениях окр. Мира

В первые три  года ребенок активно накапливает  знания об окр. Мире  и в этот период необходимо максимально разнообразно представить для ребенка окр. Действительность, однако при этом необходимо учитывать возрастные возможности, физиологические способности, для того чтобы ребенок не переутомлялся.

Умственное  воспитание имея своей целью воздействие  на ум ребенка благотворно сказывается  на становлении его нравственного  облика , этетическом развитии , приобретении привычки к здоровому образу жизни.

23. значение сенсорного воспитания  для развития ребенка.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное организованное педагогическое взаимодействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и  совершенствование ощущений и восприятий. В процессе сенсорного воспитания ребенок овладевает такими способами действия, которые позволяют ему обследовать предмет выделять его свойства и качества, и таким образом формируются сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны  – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт накопленный человеком  за всю историю его развития.

В ходе исторической практике выделились системы, тех сенсорных  качеств, которые наиболее значимы  для той или иной деятельности:

-Форма

-Цвет

-Размер

-Нормы звукопроизношения

Первые годы детей формируются предпосылки  сенсорных эталонов, так называемые сенсомоторные предэтолоны (форма, цвет, размер и т.д).

В дошкольном возрасте ребенок активно пользуется предметными эталонами. На протяжении всего дошкольного периода активно  развиваются все виды восприятия:

-Зрительное

-Слуховое

-Тактильно  – двигательное

-Вкусовое

-Обаяние

Важную роль в формировании сенсорных эталонов, образов в познании ребенка, предметов играет речь.

 

24. Сенсорное воспитание детей раннего  возраста

Сенсорное воспитание – это целенаправленное организованное педагогическое взаимодействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и  совершенствование ощущений и восприятий.

Первые годы детей формируются предпосылки  сенсорных эталонов, так называемые сенсомоторные предэтолоны (форма, цвет, размер и т.д).

Основное  условие правильного воспитание –обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового  мира. Для выполнения этого условия необходимо: постоянное общение ребенка со взрослым,  проведение спец.занятий.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"