Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Дошкольная педагогика".

Файлы: 1 файл

1.docx

— 84.55 Кб (Скачать файл)

25 .становление речи в онтогенезе.

Становление речи в дошкольный период проходит ряд этапов:

1-й  этап – этап доречевого развития ( начинается с появления первых звуков, вокализаций, гуления (многократное повторение одного и того звука), лепетная речь). Примерно к 8 мес. появляется звукоподражание (имитация животных ). К первому году жизни появляется первое слово в норме их должно быть 8 – 10 слов.

2-й  этап – после года начинается активное накопление словарного запаса, примерно  к 1,5 годам овладевает простой фразой. Эта фраза зачастую состоит только из частей слов (ляля, ам).

3-й  этап – активное усвоение морфологической структуры языка, т.е ребенок усваивает сочетание слов в правильном роде, числе и падеже. Овладевает способами словообразования, начинается период словотворчества от 3 до 5 лет.

4-й  этап – формирование синтаксической стороны речи (умение строить фразу, состовлять высказывание).

26.основные направления развития  речи дошкольного возраста

В дошкольный период детства ребенок овладевает двумя видами связной устной речью: диалогом и монологом.

В период дошкольного  детства ребенок овладевает основными функциями речи:

1.Коммуникативная (функция общения);

2.Регулирующая функция (которая помогает осуществлять любые виды деятельности, контролировать полученный результат).

3.Планирующая (помогает планировать деятельность и прогнозировать ее эффективность).

Вывод: таким  образом дошкольный период детства формируются все стороны детской речи, идет активное накопление речевого материала, формируется звуковая сторона речи (правильное звукоподражание к 4 годам). В школьном возрасте речь совершенствуется.

27. Роль общения в развитии  ребенка, структура коммуникативной  деятельности.

Для полноценного развития ребенку необходимо общение. В первые годы жизни закладываются  основы личности, основы деятельности ребенка. Чем младше ребенок, тем  большее значение имеет для него общение с взрослым. В первые пол года  ребенок общается по средствам улыбок, гуления, обменом взгляда.

На первом году жизни, если малыш не получает внимания и тепла от окружающих его взрослых — это приводит к замедлению всех сторон развития ребенка, в отставании умственного развития, отсутствии сформированной речи, недостатке инициативности, замедляется развитие эмоциональной сферы ребенка, , проявляется двигательная вялость, становится пассивным, скованным, неуверенным или наоборот жестким или агрессивным.

Структура: 1.мотив к общению-2.коммуникативные  умения(вступить,поддержать,закончить общение)-3.результат(высказывание).

30. Средства умственного воспитания

Условно средства умственного воспитания распределяют на две группы: деятельность детей  и произведения духовной и материальной культуры.

Деятельность детей:

1.Бытовая  деятельность. Содержание этой деятельности благоприятно для сенсорного развития. Умываясь, дети познают свойства воды. В процессе выполнения режимных процедур дети упражняются в пространственных ориентировках. Временная определенность режима детей помогает им усвоить первые представления о частях суток.

2.Игровая деятельность. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе отобразительные: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни.

3.Продуктивные  виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная) обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребенок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы ее организации. Умств. воспит-е. в трудовой деят-сти направлено на обогащение сенсорного опыта детей.

В жизнь ребенка  рано входят как важнейшие средства умственного развития предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособие, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства. В последнее время в качестве средств умств. воспитания используются произведения нац. культуры.

31. Значение социально-нравственного  воспитания для развития личности  ребенка.

Нравственное  воспитание-это целенаправленный процесс  приобщения детей к моральным  ценностям человечества в целом  и конкретного общество в частности. Результатом нравственного воспитания явл. появление в личности ребенка нравственных качеств (например, ответственность, гуманность, сопереживание, чувство коллективизма и т.д.), которые воспринимаются им, как естественное поведение.

Механизм  формирования нравственных качеств: знания и представления + мотивы + чувства  и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество.

32.воспитание  гуманности

При формировании гуманности необходимо учитывать 3 составляющих компонента: отношение ребенка к  себе, отношение ребенка к окруж.людям , отношение ребенка к природе. Эти отношения с точки зрения гуманности выражаются в сочувствии , отзывчивости, доброте.

В основе этих понятий лежит умение детей понимать другого человека и переносить переживание  другого человека на себя.

Формирование  гуманности начинается с раннего  возраста. К ребенку нужно проявлять  ласку , заботу, хвалить за проявленную доброжелательность к людям и животным. К 2 годам ребенок начинает осознавать себя как личность. В этот период необходимо формировать положительное отношение к себе к своему телу. В мл.дошк. возрасте необходимо акцентировать внимание на том что он делает правильно, а в чем ошибается. Начиная со среднего дошк. Возраста  происходит осознание нравственных ценностей. На протяжении дошк. Периода детства у ребенка формируется качество сопереживания.

34. Воспитание культуры поведения  в дошкольном возрасте.

КУЛЬТУРА  ПОВЕДЕНИЯ - совокупность полезных для  общества устойчивых форм повседневного  поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.

В содержание культуры поведения дошкольников входят след.компоненты: культурно-гигиенические навыки и привычки, культура общения со взрослыми и сверстниками, культура деятельности.

Культурно-гигинические навыки и привычки - Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви.  Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважений к окружающим.

Культура общения - выполнения детьми норм м правил общения, основанных на уважении и доброжелательности, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.  Культура общения обязательно предполагает культуру речи - запаса слов, умение разговаривать лаконично, сохраняя спокойный тон, внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

Культура деятельности - поведении детей на занятиях, в игре, в труде. Формировать культуру деятельности - значит воспитывать умение поддерживать в порядке рабочее место; доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам

Условия, воспитания культуры поведения  дошкольников:

1. Авторитет и культура воспитателей и родителей. Дети подражают поведению авторитетного воспитателя, переносят его во взаимоотношения со сверстниками. В поведении ребенка отражается также и культура родителей.

2. Точное осуществление режима . Точный режим позволяет сформировать стереотип поведения.

3. Правильная организация обстановки.  Подбор игрушек, пособий и оборудования, которые соответствуют возрасту детей, их интересам и содержанию знаний, умений и навыков, удобное размещение мебели.

4. Положительная эмоциональная атмосфера .

 

Методы воспитания: разъяснение, показ, упражнение, напоминании, контроль, оценка, беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрение и наказание.

35. Воспитание начал патриотизма  и гражданственности у дошкольников. 

Гражданственность и патриотизм – это нравственные качества , которые формируются с первых дней жизни ребенка. Начинается такая работа с воспитания любви к родителям, ближайшим родственникам, а так же с формирования системы знаний о городе в котором живет ребенок, о городах в которых живут родственники, о странах и народе, который живет в этой стране.

В процессе такой  работы формируется система знаний о атрибутах страны (флаг, герб, гимн), о руководителях страны, о культуре и народе. Дети знакомятся с национальными традициями, праздниками, народными обычаями, народным промыслом.  К старшему дошкольному возрасту знакомим детей с людьми прославившими страну (поэтами, учеными и т.д). Постепенно у ребенка формируется система знаний о родной стране и мы знакомим его со странами соседями, их обычаями и культурой.  Постепенно у ребенка формируется понимание того, что мир многонационален, каждая национальность имеет свою культуру, которая отличается от культуры в которой воспитывается ребенок.

36.структура  пед.процесса в ДОУ

ПЕД ПРОЦЕСС  – целенаправленное и организационно оформленное взаимодействие пед.деятельности взрослых и детей.

Пед.процесс имеет цель, содержание, деятельность и результат. А его исполнителями являются две взаимосвязанные стороны- тот, кто воспитывае и тот, кого воспитывают. при этом пед.процесс эффективен лишь при условии активности и того кто воздействует и того, на кого он направлен.

Пед.процесс употребляется в узком и широком смысле.

В широком  смысле - это совокупность всех условий, средств, методов и др., направленных на  решение одной глобальной задачи. Например(на всестороннее развитие и воспитание ребенка).

В узком смысле – сосредоточение содержания обучения, его средств, методов, форм организации  на какой то более конкретной задаче.(например , направлен на решение задач нравственного, эстетического и других сторон воспитания).

37.Формирование качеств мужественности и женственности

Задачи полоролевой социализации необходимо решать в разных видах деятельности: игровой, театрализованной, изобразительной, на музыкальном занятии, ознакомление с окружающим и развитие речи, математике, конструировании, в экологическом и физическом воспитании.

В игровой  стоят задачи по развитию коммуникативных умений, партнёрских взаимоотношений, профессиях.

 В театрализованной стоит задача по развитию умения моделировать мужское и женское полоролевое поведение.

 В изобразительной деятельности предоставляется возможность для полоролевого самовыражения.

 В музыкальном развитии моделируется полоролевое поведение в танцах, расширяются современные и исторические представления об этикете.

При математическом развитии – осуществляется дифференцированный подход к обучению, учитывающий половую принадлежность.

При конструировании  развивается исследовательская  и поисковая деятельность в гендерном подходе.

 В экологическим воспитании закладываются общие принципы зарождения новой жизни, создания всеми живыми организмами семьи, заботы о потомстве.

 В социально-эмоциональном развитии моделируются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми своего и противоположного пола, закрепляются навыки культуры общения, формируются представления о семье, о себе и своём организме.

В физическом развитии создаются условия для достаточной двигательной активности детей с учётом пола.

38. Значение экологического воспитания  и его место в системе воспитательно – образовательного  процесса ДОУ

Основной  целью экологического воспитания является формирование системы, природоохраняемых  знаний и навыков безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста. Эта цель решается через следующие задачи:

1.Создание  в педагогическом коллективе  атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания.

2.Создание  педагогических условий обеспечивающие экологическое воспитание.

3. Осуществление  систематической работы по экологическому  воспитанию.

Все эти задачи направлены на передачу экологических  знаний преобразованных их в отношении.

 39. основные направления экологического воспитания

Содержания  экологического воспитания в дошкольном возрасте включает в себя следующие  знания:

-О связи  растительных и живых организмов  со средой обитания, приспособления  к ней;

-Знания о  многообразии живых организмов,  их экологическом единстве и  сообществе;

-О человеке, как живом существе, о среде  его обитания обеспечивающее  здоровье и нормальную жизнедеятельность;

-О использовании природных ресурсов  и хозяйственной деятельности человека, о недопустимости загрязнения окружающей среды и об охране природных богатств.

 

 

 

40.Значение  основ экономического воспитания  в дошкольном возрасте.

В дошкольный период  детства знакомим детей  с такими понятиями как: деньги, бюджет, зарплата, пенсия, банк, ценные бумаги, налог. Объясняем детям значение денег, распределение этих денег, учим соотносить свои потребности и возможности. Такая работа проводиться в старшем  дошкольном возрасте с целью социализации ребенка, его подготовки к жизни  в социуме, такая работа позволяет  формировать знания ребенка о окружающей действительности и нравственные качества, учим учитывать возможности родителей при реализации своих потребностей. Ребенок учиться разграничивать  жизненно важные потребности и то, что приносит удовольствие.

41.Средства  экономического воспитания. 

Средства:

1.Сюжетно  – ролевые игры с экономическим  сюжетом (семейный бюджет, сберкасса,  магазин и т.д).

2.Экскурсии  в банк. На экскурсии объясняем  функции учреждения, рассказываем о профессии.

3.Художественная  литература.

4.Компьютерная  игра и видеоигры.

5.Настольно  - печатные игры. 

42. Сущность  и значение эстетического  воспитания детей дошкольного  возраста

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ- целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать , оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Эстетч. Восп.  Способствует формированию художественного вкуса, прививает навык видеть прекрасное в окружающем и создавать вокруг себя. Эст.восп. решает ряд нравственных задач поскольку воспитывает сопереживание,  эмоциональную откликаемость, способствует интелектуально-позновательному развитию, побуждает изучать окружающую действительность, .

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"