Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Дошкольная педагогика".

Файлы: 1 файл

1.docx

— 84.55 Кб (Скачать файл)

Задачи: 1-ая гр.- формирование эстетического отношения детей к окружаещему. Формирование умений видеть и чувствовать красоту природы, быта, разных видов искусств.

2-ая гр.- формирование  художественных умений в разных  видах искусств.

Условия: 

1.природа в ее многообразии форм, цветов, звуков, запохов.

2. быт окруж.ребенка, обстановка, одежда, предметы, речь, человеческие отношения.

3. виды искусств: музыка, изо,архитектура, танец, сказки, рассказы , стихи.

43. Своеобразие эстетического восприятия  и эстетических переживаний дошкольников.

 Дети по-разному  воспринимают художественные ценности, это зависит от возраста, условий  в которых воспитывается и  от особенностей.

Первый доступный  для восприятия вид искусств –музыка. Ребенок воспринимает музыку с первых дней.

Основные  идеи: с помощью музыки можно регулировать поведение и эмоциональное состояние. Музыка используется как средство, помогающее в различных видах  детской деятельности, позволяет  расширить кругозор детей.

Слово художественное – поговорки, потешки, четверостишья , они знакомят детей с красотой родной речи, с художественными словами, позволяют запомнить последовательность действий при умывании, одевании.

Ранний  возраст (1-3) – детей знакомят с изо. Подбираются картинки с учетом возраста детей. Начинать можно с пейзажей, натюрмортов. У ребенка это вызывает эмоциональный отклик.Театральное искусство -  воспитатель выбирает спектакли, которые интересны детям с учетом возраста. Также архитектура, скульптура, танцы, - всё это доступно для восприятия детям, при условии их дифференциации и с учетом возраста.

44.Основные  принципы и задачи эстетического  воспитания.

Основной  целью эстетического воспитания является формирования личности умеющая оценивать и создавать художественные ценности.

Задачи эстетического  воспитания представлены в 2 группах:

1.Направлена на формирования умений воспринимать и оценивать произведения искусств.

2.Формирование  навыков изготовления различных  поделок. 

Эстетическое  воспитание способствует формированию у детей художественного вкуса, прививает  навык видеть  прекрасное в окружающем мире и создавать прекрасное вокруг себя. Кроме того решает ряд нравственных задач, поскольку воспитывает такие качества, как сопереживание, эмоциональный отклик на чувства других людей, ответственность и т.д.  Способствует развитию ребенка поскольку побуждает изучать окружающую действительность, делать умозаключения, устанавливать применение пространственной связи.

45.Средства  эстетического воспитания.

Эстетическое  воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой  личности, способный воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Условия эстетического  воспитания становятся средством, тогда, когда взрослый целенаправленно  обращает внимание ребенка на эстетику окружающей действительности.

Первое условие и средство эстетического воспитания – это эстетика быта. Сюда входит: одежда ребенка, вещи которые его окружают в повседневной жизни, отношение которые он наблюдает вокруг себя, речь которую он слышит. Средством воспитания эстетика быта становиться тогда, когда взрослый привлекает ребенка к выбору одежды, дизайну обстановки, обращает его внимание на красоту родного языка, на правильность и образность высказываний.

Второе  природа.

Мы учим ребенка  замещать и оценивать красоту  природных форм, цветов и оттенков, запахов ,  звуков, а ток же формируем бережное отношение к живой и не живой природе.

Третье произведение искусств.

Мы учим детей  воспринимать и оценивать музыкальные  произведения, танец, произведения изобразительного искусства, художественное слово, архитектуру  и т. д.

Четвертое детская деятельность.

В процессе детской  деятельности  ребенок учиться  воспроизводить и создавать новые  варианты увиденного и услышанного, в природе, быту, музыке и т.д.

46.приоритет  семейного воспитания 

1.Воспитание  в семье отличается глубоким  эмоциональным, интимным характером. Проводником семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства детей к родителям. Эффективность семейного воспитания во многом определяется  теми эмоциональными узами, которые связывают всех ее членов, благодаря чему дети чувствуют себя защищенными. Домашнее тепло – одно из условий счастливого детства.

2. воспитание  в семье отличается постоянством  и длительностью воспитательных  воздействий матери, отца в самых разнообразных жизненных ситуаций. Такое постоянное воспитательное воздействие благоприятно для формирующейся нервной системы.

3.семья обладает  обьективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности. Если в детском саду дети участвуют главным образом в труде, не всегда понимают его необходимость, то в семье уже в 1,5-2 года могут быть постоянные обязанности:уложить игрушку спать и тд.

Ребенок видит  пример взрослых и строит свое поведение  на основе подражания.

47.Типы  семей.

Существует 3 вида варианта семей.

1.Традиционная (потриорхальная) семья

Воспитывает уважение к старшим. Основным требованием  к ребенку является подчинению мнению взрослых.  Дети в этих семьях легко  усваивают традиционную норму, но испытывают трудности в формировании собственных  семей. Они не инициативны, могут  испытывать трудности в общении, не умеют учитывать мнение других людей.

2.Детоцентрическая  семья 

Семья существует только для ребенка. У ребенка  формируется высокая иногда завышенная самооценка и возрастает вероятность  конфликта с соц. окружением  за пределом семьи. У таких детей высокий риск социальной дезадаптации в ДУ.

1.Демократическая  семья.

Своей целью  взаимоотношения, доверия и принятия каждого  члена семьи. Чем старше становиться ребенок, тем больше учитывается его интерес. Такие  дети самостоятельно активны, доброжелательные и уверенные в себе.

48.Стили  семейного воспитания

1. Авторитарный

Характеризуется тем, что родители в воспитание превозносят  безоговорочное послушания детей, при  этом детям не объясняют мотивы принятых решений. В семье приняты наказания  и жесткие запреты. В такой  семье у ребенка формируется  зависимость, неспособность к лидерству, низкая степень самооценки, низкий уровень социальной ответственности.

2.Либеральный 

Характеризуется тем, что родители намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком. Ребенку представляется полная свобода, никаких правил, аппретов, норм поведения  нет. Все «открытия» ребенок делает самостоятельно. Реальная помощь со стороны  родителей отсутствует.  У ребенка  формируется инфантильность, высокая  тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности.

3.Демократический 

Характеризуется тем, что родители мотивируют свои поступки требования прислушиваться  к мнению детей, уважают их позицию. Все решения  касающееся ребенка принимают после  обсуждения с ним, однако последнее  слово всегда остается за родителями. Дети растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Часто радители являются образцом для подражания.

49. Структура семьи и ее влияние  на формирование личности дошкольника. 

1. Аднопоколенные

2.многопоколенные

3.с одним  ребенком

4.многдетные

5.дети от  разных браков

6.дети усынавленные

Наиболее  распостранена в нашем обществе двухпоколенная семья: дети + родители.

Плюсы такой семьи:

- молодые  семьи привыкают к большей  самостоятельности, ответственности;

- меньше конфликтов  «отцов и детей»

Недостатки  такой семьи

- теряются  семейные связи, традиции;

- у старшего  поколения нет  возможности  тесного общения со своими  внуками, участия в их заботе  и воспитании

Многопоколенная семья (родители, дети, прародители)

+: если семья дружная, то имеется разностороннее общение, взаимовлияние;

- лучше обеспечен  быт;

- более целесообразное  распределение пед. сил

-: отсутствие последовательности и единства требований к ребенку со стороны членов семьи;

- разнобой  в методах воспитания (родители  обычно более требовательны, прародители  больше прощают, разрешают)

По наличию обоих родителей - полная и неполная

Неполная семья (нет одного из родителей)

-: трудность в воспитании детей заключается в недостатке общения, отсутствии правильной психологической атмосферы.

Мама должна подчеркивать в мальчике мужские  черты

По количеству детей в семье

Однодетная семья. В большинстве случаев ребенок в центре семьи, ему перепадает больше материальных и эмоциональных благ. Но ребенок чаще находится на позиции опекаемого, делает все вполсилы.

Ребенок не имеет  возможности близко общаться с другими  детьми,  завышенная самооценка, могут  проявиться эгоистические черты.

В семье с несколькими детьми детям приходится делить между собой заботу и внимание родителей. Это компенсируется особыми эмоциональными связями в общем детском мире. Старшие и младшие выступают по отношению к друг другу в качестве обучающих и обучаемых.

-: дети могут  соперничать между собой, младшие  не хотят донашивать вещи старших,  старшие не хотят нянчить младших.

50.Принципы взаимодействия педагога  с родителями, задачи и формы  взаимодействия.

3 вида форм: 1. Коллективные, 2.индивидуальные, 3.формы  наглядного, информационного обучения.

1.коллективные формы:

Общие родительские собрания. Они проводятся администрацией, не менее 3 раза в год.

Задачи: - информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-развивающей работы.

-решение  организационных вопросов.

2.групповые  родительские собрания – проводится 3 раза в год.

Задачи:обсуждение задач, содержание и формы работы.

3.день открытых  дверей – проводится в марте,  апреле.

Задачи: знакомство с учреждением образования, с  педагогами, даются рекомендации.

4.тематические  занятия – "семейный клуб". Работа проводится на основе  вопросов и анкетирования родителей, 1раз в 2 месяца. Могут быть: круглые  столы, тематич.доклады, тренинги.

Задачи: подготовка детей к школе, знакомство и обучение родителей приемам и методам  психолого – пед. помощи детям с проблемами.

5.проведение  детских празников.

Задачи: включение  в процесс семьи, благоприятный  психологический климат.

2.индивидуальные формы

1.анкетирование  и опросы

Задачи: сбор информации о ребенке и его  семье, дополнительное образование  детей, определение эффективность  работы специалистов и воспитателей,выявление мнение родителей о работе дет.сада.

2.беседа и  консультация специалистов.

Задачи: оказание помощи родителям по вопросам обуч, воспит, коррекц.

3.служба доверия.

Задача: оперативно реагировать на различные ситуации и предложения родителей.

4.родительский  час.

Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком.

5.посещение  семьи.

Состав семьи, профессия, атмосфер, взаимоотношения, роль родителей в воспитании,конфликты, выполнение воспитательной функции.

3.формы  наглядного информационного обеспечения 

1.стенды и  выставки.

Задачи: информирование родителей, график работы администрации  и специалистов.

2.выставка  детских работ.

3.открытые  занятия специалистов и воспитателей.

51.Методы  обучения и воспитания.

Методы  обучения

1.методы организации  и сосуществования познавательной  деятельности детей: -практические, - словестно-логические

2. методы  мотивации и стимулирования учебно-познавательной  деятельности детей: - поощрение,  -порицание, -требование, - пример, -анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха.

3. методы  контроля и оценки учебно-познавательной  деятельности детей: - тесты, - наблюдение, - анализ продуктов деятельности  детей.

Метод воспитания – это система последовательных, взаимосвязанных приемов работы педагога и воспитуемых направленная на достижение воспитательных задач.

Выдел. 4 группы методов воспитания:

1 методы формирования  сознания личности

2 методы организации  деятельности и формирования  опыта общественного поведения.

3 методы стимулирования  поведения

4 методы контроля  и анализа контроля и анализа  эффективности воспитательного  процесса.

Все 4 группы методов направлены на формирование знаний о детей о нормах и правилах поведения, общения, деятельность общества, их осознание детьми включение их в картины мира дошкольника.

1.1словесные  методы-беседы, рассказ, объяснение, убеждение, чтение литературы, анализ  поступков героев книг.

1.2Наглядные  методы. За поведением взрослых  и сверсников, демонстрация кино и видеоматериалов, рассматривание и обсуждение хар-к, театрализация жизненных и сказочных ситуаций.

2.1приучение(форм.привычки действовать определенным образом)

2.2упражнения(многократное повторение действия)

2.3 воспитание  ситуации в основе которых лежит конфликт, т.е. борьба между нормой поведения и внутренним побуждением ребенка)

3.направлены  на стимулирование спец. принятых  проявлений личности ребенка.  При  этом самым мощным  стимулом  в воспитании и развитии является  поддержка и одобрение взрослого.

3.1 поощрение  (одобрение, тактильный контакт,  похвала, вручение наград)

3.2порецание(неодобрительный взгляд, замечание, лишение обещанной награды, запрет)

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"