Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Дошкольная педагогика".

Файлы: 1 файл

1.docx

— 84.55 Кб (Скачать файл)

Предпосылкой  для становления игры является предметная деятельность,овладея которой ребенок постепенно переходит к отображению простых сюжетов и действий в соответствии с ролью.

В игре формируются  все психологические возрастные новообразования и качества личности, развивается мышление. В игровой  деятельности формируются основные психические процессы – память, внимание, восприятие, речь. Развитие интеллектуальной сферы ребенка в игре влияет на развитие всех сторон личности.

Посредством игры ребенок может переживать самые  различные эмоции - в процессе игры идет преобразование «аффективных тенденций» жизненного опыта. Развитие игровой  деятельности способствует становлению  и развитию эмоциональной сферы. сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания. Именно в многообразии эмоциональных состояний заключается главный смысл игры для развития личности.

9.руководство  сюжетно-ролевой игрой

Сюжетно-ролевые  игры — это игры, которые придумывают  сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка  об окружающем мире воссоздаются социальные отношения.

Основными структурными элементами игры являются:

Сюжет игры - это сфера действительности, которая  воспроизводится детьми, отражение  определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.Игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику»,  строительство метро, постройку домов, праздники, встречу гостей, путешествия.

Содержание  игры - это то, что воспроизводится  ребенком в качестве центрального и  характерного момента деятельности и отношений между взрослыми  в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

Роль –  игровая позиция, ребенок отождествляет  себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с  представлениями о данном персонаже. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах.

Этапы формирования сюжетно-ролевой игры:

1этап –  воспроизведение действий

2 этап –  становление ролевого поведения

3 этап –  сюжетосложение

Предпосылки сюжетно-ролевой игры

Первый этап — ознакомительная игра, Взрослый организует предмет но-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы.

Второй этап — отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта.

Третий этап — сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

Во многих случаях в подготовительный период дети готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, делают недостающие, сооружают постройки и т.д.).эти умения формируются под руководством воспитателя.

С возрастом  увеличивается и количество участников игры. В играх детей младших  групп участвуют 2-3 ребенка, у старших  – 3-7 и больше.

Для развития игры характерно изменение требований, которые дети предъявляют к игрушке. Младшего дошкольника привлекает в  игрушке возможность воспроизведения  тех действий, которые составляют основное содержание игры. Игрушка  может быть обобщенной, и наделена лишь некоторыми яркими чертами, позволяющими определить назначение ее и возможности  действия с ней. Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляют  требований к соответствию игрушки  игровому замыслу. Старший дошкольник предпочитает более сложную игрушку, приближающуюся к модели предмета.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного  возраста предполагает, что педагог  влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.ктивизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Ситуация: ребенок  берет на себя роль взрослого и  выполняет ее в созданной им самим  обстановке.(школа – учитель). Характерная черта- самостоятельность детей. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления . свое отношение к тому событию, которое разыгрывают.

В мл.школьном возрасте игра отличается от старшего. Связано с ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи .

Игра становится более содержательной с возрастом

-рвсширяются представления детей об окруж. Мире, наблюдается целостность сюжета и т д.

На протяжение дошк. Детства развитие и усложнение игры осущ.по следующим направлениям:

-усиление  целенаправленности, а значит и  последовательности, связности .

-постепенный  переход от развернутой игровой  ситуации к свернутой

Предпосылки сюж-рол игры:

-ознакомительная  игра

-отобразительная игра

Сюжетно-отобразительная игра

Основные  условия сюжетно-ролевой игры –  совместные игры взрослого и ребенка

10.Руководство  дидактической игрой

Дидактические игры- занятия с предметами и игрушками больше всего соответствуют задачам развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста. Малыши осваивают действия с предметами и тем самым познают разнообразные их свойства. Они начинают  практически понимать различия между, например кубом и шаром, между объемным предметом и плоским.

Классификация: 1.с игрушками и предметами

2.настольно-печатные

3.словесные.

Дидактические игры помогают усвоению, закреплению  знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической  игры повышает интерес детей к  занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти  игры на занятиях по ознакомлению с  окружающим миром, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Дидактические игры, направленные на умственное развитие дошкольников (в процессе их дети овладевают определёнными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям. Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребёнок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Настольно-печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей раннего возраста. В процессе этих игр малыши усваивают  и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображением на картинках.

Большое значение в речевом развитии детей имеют  словесные дидактические игры. Они  формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять  звукосочетания и слова. Игровые  действия в словесных дидактических  играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают  к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет  в правильном произношении звуков и  слов.

11.Методика  проведения игр-драматизаций 

Можно разыгрывать  сказки, рассказы, спец. Написанные инсценировки.

Они имеют  готовый сюжет. Дети воспринимают игры как спектакль.развиваются различные виды творчества:

-художественно-речевое 

-музыкально- игровое

-певческое

-танцевальное

-сценическое

Большую роль эта игра имеет в приобщении детей  к искусству: литерат. Драмматическому,теотральному.

Виды:1.как  спектакль (сами выполняют роли)

2.как режиссёрская  игра(героев представляют как игружки)

3.(герои изображаются  картинками)

Воспитатель должен

-заботиться  об оснащении игры

-уделять  внимание подбору лит.произведений.

Организация игры начинается с подбора произведения(увлечь рассказом как хорошо поиграть в сказку колобок, далее распределение ролей

Воспитатель должен пробудить воображение ребенка,создавать условия для того,чтобы как можно больше изобретательнее творчество проявили дети.

12. Методика проведения подвижных  игр 

Подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач  в свободной деятельности детей  после занятия.

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся  точным и своевременным выполнением  заданий, связанных с обязательными  для всех играющих правилами.

Специфика подвижной  игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них развивается  его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные  игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение  двигательной задачи.

В младших  группах воспитатель объясняет  содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижны игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.

 Руководство  подвижными играми с правилами  заключается в следующем. Подбирая  подвижную игру, воспитатель учитывает  соответствие требуемого её характера  двигательной деятельности, доступность  игровых правил и содержания  детям данного возраста. Он следит  за тем, чтобы в игре участвовали  все дети, выполняя все требуемые  игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их пере возбуждение и утомление.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные  игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к  этим играм, предоставлять возможность  организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д.

По степени  подвижности:

-малой

- средней

-большой 

По преобладанию движения:

- игры с  прыжками

-с перебежками  и др

По предметам которые имеются в игре:

-с мячом

-с обручем

-с лентами

Весь игровой  процесс опосредован задачей . может быть двойная задача .

Дают возможность  каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Развивают  самооценку и взаимооценки, рождает стремление к совершенствованию, побуждают к новым усилиям и достижениям.

13. Значение физического воспитания  в разв.ребенка дошк. возраста

От физ.воспит. зависит здоровье ребенка. Взрослые обеспечивают охрану здоровья детей, создают благоприятную материальную среду, обеспечивают безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности. Деятельность взрослого направлена на укрепления здоровья ребенка, а это обеспечивает физич.развитие.ребенок раннего возраста нуждается в особой заботе и уходе, направленных на сохранения здоровья. Смертность в этом возрасте связанна именно с недостаточностью или отсутствием заботы. В нашей стране здоровыми признаны – 14 % дошкольников, а 50% -имеют отклонения в здоровье.

14. Задачи, методы, средства физ.восп.

Задачи: оздоровительные – охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.

Средства-гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздаровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения.            

Воспитательные  – формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности  в физическом совершенствовании, воспитание культурно – гигиенических качеств.   

Средства  – деятельность детей, игры, художественные средства.       

 Образовательные  – формирование представлений  о своём организме, о здоровье, формирование навыков выполнения  основных движений, формирование  представлений о режиме, активности, отдыхе.

Средства- образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.

Методы -  1.наглядные- относятся следующие приёмы :

наглядно-зрительные-наглядные пособия, зрительные ориентиры;

 наглядно-слуховые-музыка, песни;

тактильно – мышечные

2.словестные – объяснение,подача команд, вопросы, беседа, образный сюжетный рассказ.

3. практические – повторение упражнений,проведение упражнений в игровой и соревновательной форме.

А так же: создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств, экспериментирование, рассмотрение картин – иллюстраций.               

15. Организация оптимальной двигательной  активности в ДОУ

Важную роль играют условия бодрствования, проведение подвижных игр, гимнастических упражнений. 
Ведущий вид движений - самостоятельная ходьба. Когда ходьба становится  автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Ребенок может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы.  Автоматизация ходьбы и координация движений рук и ног определяются специальными условиями:  мебель, пособия расставляются вдоль стен, чтобы  комната была свободной, ряд предметов и места должны быть недоступны детям. 
Необходимо иметь специальное оборудование для формирования различных видов двигательной активности (горку с лесенкой, площадкой.). Для развития координации движений ног и рук необходимо иметь набор игрушек, которые дети могли бы переносить в руках {крупные мягкие игрушечные животные, куклы, мячи, ведра, мешочки),  возить за тесьму (машины, коляски) возить, подталкивая вперед (каталки, крупные игрушки на колесах и пр.). 
Воспитатель обязан следить, чтобы все были активны, деятельны. Важно обеспечивать смену движений, чтобы не было переутомления. Значительную ценность имеют подвижные игры с музыкальным сопровождением: притопывания, приседания в такт музыке содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений. 
Важную роль на втором году жизни играют занятия гимнастикой. Они проводятся с применением специального оборудования (лесенок-стремянок для влезания, скамеек для ходьбы и пр.). Это оборудование применяется только на занятиях и не предоставляется детям для самостоятельного использования.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"