Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:47, шпаргалка

Описание работы

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу. Родоначальник дошк. пед-ки Я.А. Коменский утверждал, что каждый ребенок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на самую высокую ступень лестницы образования. Возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей.

Файлы: 1 файл

0354094_549EA_shpory_po_doshkolnoy_pedagogike.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

В каком возрасте ребёнку  можно давать слушать серьёзную, классическую музыку? Когда он способен воспринимать живопись? Как знакомить  его с художественной литературой? Наконец, как приобщить его к  духовной культуре? Большинство родителей не думают об этом в первые годы жизни своего малыша. Обычно считается, что ребенок ещё мал и просто ничего не поймёт. Таким образом, сами родители, не отдавая себе в этом отчёта, формируют культурную среду ребёнка, решая за него, что для него хорошо, что понятно и полезно.

При таком подходе легко  оказаться в плену предубеждений  о минимальности способностей и  потребностей младенца, и тогда ребёнок  попадет в условия обедненной окружающей среды, не содержащей необходимой  для развития органов чувств и мозга информации, а в итоге пострадает психическое развитие. С другой стороны, если в окружающей действительности содержатся условия для раннего и разнообразного развития, взрослые с удивлением обнаружат, как много ребёнок может освоить. В частности, подробный анализ жизни ранних лет выдающихся людей, таких, например, как Моцарт, свидетельствует о том, что их гениальность объясняется не только наследственностью, но и очень богатой по содержанию культурной средой развития и ранним обучением. По-видимому, мы все ещё не осознаём, насколько потенциальные возможности маленького ребёнка больше, чем нам представляется, ведь малыш способен играючи усвоить то, на что у взрослого уходит куда больше времени.

В педагогике и психологии раннего детства накоплено множество примеров, показывающих, как влияет ранний опыт на дальнейшее развитие ребёнка. Мы уже говорили о важности взаимоотношений с матерью и раннего опыта общения для развития интеллекта и личности ребёнка. Способность к обобщению впечатлений, построение моделей, позволяющих ребёнку ориентироваться в окружающем мире, делает значимым ранний опыт познания. Именно поэтому важно предоставить ребёнку возможность познакомиться с образцами духовной культуры уже в первые годы жизни.

В большинстве своём взрослые не помнят ничего о поре младенчества, о раннем опыте, первых впечатлениях. Однако воспоминания, относящиеся к раннему детству, могут с отчётливостью всплывать в особых, экстремальных жизненных ситуациях, и тогда оказывается, что эти впечатления ярки, полноценны, эмоционально окрашены. Следует иметь в виду, что каждая последующая ступень развития строится с опорой на прежний, уже запечатленный опыт, который во многом определяет избирательность к последующим влияниям, ранний опыт лежит в основании, является фундаментом развития на протяжении всей жизни человека — в этом состоит его особое значение.

Серьёзное внимание раннему  обучению уделяется в Японии. Один из создателей всемирно известной фирмы "Сони" Масару Ибука основал  Ассоциацию раннего развития и школу "Обучение талантов", где детям первых трёх лет жизни предоставляется возможность обучаться музыке, живописи, иностранным языкам. В основу обучения музыке положен метод доктора Сузуки "воспитание таланта" — метод обучения игре на скрипке в сочетании с прослушиванием хорошей классической музыки. Один из экспериментов, проведённых в детском саду фирмы "Сони", показал, что самой захватывающей для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена. Популярные песни, которые передаются по телевизору, заняли 2-е место, а на самое последнее место отодвинулись детские песенки. По наблюдениям доктора Шиначи Сузуки, уже 5-месячным младенцам нравится скрипичный концерт А.Вивальди. Часты случаи, когда молодые родители, любители классической музыки, говорят, что их ребёнку такая музыка очень нравится и его легко успокоить, включив ему знакомые произведения.

В своей книге "После  трёх уже поздно" Масару Ибука  сообщает об одном удивительном примере  раннего обучения сразу нескольким иностранным языкам. Мастер Масао  Нагата оставил карьеру учителя и решил целиком посвятить жизнь воспитанию своих детей. Его сыну было тогда 2,5 года, а дочке — 3 месяца. Дети систематически слушали радиопередачи для изучающих различные иностранные языки. В результате брат и сестра, ещё будучи совсем маленькими, понимали по-английски, -испански, -итальянски, -немецки и -французски, и это помимо хорошего владения родным языком.

Чем раньше начинается обучение, тем оно успешнее. Американский психолог Макроу провела эксперимент с  двумя близнецами. Она научила их кататься на коньках, когда одному было 11 месяцев, а другому — год и 10 месяцев. Ребёнок, которого научили раньше, показал в дальнейшем лучшие по сравнению с братом результаты.

По-видимому, для обучения музыке, иностранным языкам, другим навыкам и умениям существуют свои наиболее благоприятные возрастные периоды. Однако для каждого ребёнка темпы развития и наиболее благоприятные моменты начала обучения могут отличаться. Поэтому не следует давать жёстких рекомендаций, чему, в каком именно возрасте и как учить ребёнка. В основу методики раннего обучения специалисты кладут главное правило: исходить следует из интересов ребёнка. Нельзя навязывать ему готовых, даже очень хороших и проверенных, моделей. Родителям следует лишь создать условия для обучения, обогатить культурную среду малыша, предоставляя ему самому возможность выбора. Родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что и когда необходимо ребёнку, что ему интересно; для каждого ребёнка это может быть своё время и свои интересы.

Следует помнить, что в раннем возрасте запечатлевается всё попадающее в поле внимания малыша. То есть не только хорошие, по нашему мнению, образцы, но и "плохие" (а правильнее —иные!). Разумеется, и те и другие могут оказать влияние на развитие в отдалённом будущем.

Например, ребёнок, которого отправили к бабушке, говорящей  на местном диалекте, скорее всего, вернувшись домой в годовалом  возрасте, начнёт говорить как бабушка, хотя дома родители пользуются нормативным  языком.

Но здесь  не должно быть механического переноса на явления искусства. Так, Вы можете посчитать, что фальшиво спетая колыбельная способна надолго "ухудшить" музыкальный слух малыша и потребуются какие-то специальные приёмы, чтобы это запечатление исправить. Чаще всего никакой опасности в неточном материнском пении нет. Скорее наоборот — нужно всячески поддерживать это пение и не обращать внимания на искажение мелодии колыбельной песни. Дело здесь совсем в другом.

Но однозначно плохо, если с ранних лет малыш  никогда не видел хорошей живописи, не слышал классической музыки или гармонической поэзии. Тогда не стоит удивляться, что в юности ему всё это будет неинтересно, и он в своём человеческом развитии останется вне духовной культурной традиции, а его внутренний мир будет безусловно ущербным.

 

 

 

 

 

 

 

21. Основные особенности социальной адаптации детей раннего возраста.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ - перестройка физиологических  систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям жизни.

СОЦИАЛЬНАЯ  АДАПТАЦИЯ - способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий.

Поступление в  ДУ представляет для ребенка значительные трудности. При этом многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная  напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, изменением бытовой обстановки, привычных условий и ритма жизни. Функциональная незрелость, ранимость затрудняют приспособление детского организма к новым условиям. С приходом в Д/С изменяется и социальное положение ребенка. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей. В ДУ он становится членом детского коллектива, равным среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, изменить свое поведение, вступать я контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Все это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении ребенка, требует биологической и социальной адаптации к новым условиям.

Существуют  значительные различия адаптационных  возможностей у детей..

Различают 3 степени адаптации:

легкая, при которой наблюдается кратковременное отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в снижении речевой активности, незначительных нарушениях поведения, ухудшении сна и аппетита;

средняя, естественная адаптация; состояние ребенка нормали значительных и длительных сдвигах в поведении, ребенок теряет вес, нарушается речь, болеет, но не тяжело, без осложнений; состояние ребенка нормализуется через месяц;

тяжелая, или  патологическая, при которой привыкание ребенка идет длительно и сложно, затягивается порой на несколько месяцев, сопровождается частыми повторными заболеваниями с осложнениями, стойким нарушением поведения, в ряде случаев граничащим с неврологическими состояниями; наблюдается замедление темпов физического развития, задержка в развитии речи и психики.

Характер и  длительность привыкания детей к  новым условиям определяют следующие факторы:

- возраст детей  (критическим для привыкания считается  первое полугодие второго года  жизни);

-состояние их  здоровья (перенесенные острые заболевания, патология родов, отягощенная наследственность и др.);

-индивидуально-типологические  особенности (легче привыкают  дети с уравновешенными и подвижными  нервными процессами; труднее -те, у кого они слабые, неуравновешенные, малоподвижные);

-условия семейного воспитания (организация режима дня дома, жилищно-бытовые условия, состав семьи и пр.);

-наличие или  отсутствие тренировки нервной  системы детей к новым условиям.

Рекомендации по обеспечению привыкания детей к условиям дошкольного учреждения:

-постепенное комплектование групп;

-окружение вновь  поступивших детей особенным  вниманием, лаской и заботой  со стороны воспитателя;

-рекомендация  родителям в первые дни оставлять  ребенка в яслях только на  время одного бодрствования;

-в первые  дни пребывания ребенка в яслях не должно быть травмирующих мероприятий (например, прививок);

-сохранение  привычек, даже отрицательных, которые  сформировались у ребенка дома;

- разрешение  родителям присутствовать некоторое  время в группе, принести ребенку  из дома любимую игрушку;

-установление  единства воспитания в семье  и в яслях.

Работа с родителями в этот период: через индивидуальные беседы, консультации, памятки родители получают рекомендации по организации жизни ребенка в подготовительный период;

они знакомятся с методикой кормления, сна; получают советы по формированию навыков самообслуживания, развитию предметных и игровых действий, расширению опыта общения; воспитатели изучают индивидуальные особенности и привычки детей, условия их жизни в семье.

 

 

 

22. Задачи и  организация воспитания детей 1 года жизни.

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ - основные умения, которые определяют развитие ребенка в данный момент и являются благоприятными предпосылками  для следующего развития.

Наиболее важным и ответственным периодом в жизни  каждого ребенка является первый год жизни. Его отличительные особенности:

  • более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физического и нервно-психического развития,
  • тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития,
  • проявление сенсомоторной потребности,
  • ярко выраженная эмоциональность,
  • большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям,
  • потребность в общении со взрослыми, высокая пластичность нервной системы.

Задачи воспитания:

- обеспечение полноценного физического развития детей, охрана и укрепление их здоровья, формирование движений, воспитание элементарных навыков аккуратности и опрятности, положительного отношения к режимным процессам;

- с целью умственного воспитания своевременное формирование ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, развитие умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;

- формирование  предпосылок нравственного поведения,  т.е. положительных привычек, предупреждение появления отрицательных, поощрение активности и самостоятельности во всех видах  деятельности, воспитание доброжелательного отношения ко взрослым и детям;

- для развития предпосылок эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музыкального воспитания.

Первый год жизни условно  делится на следующие этапы:

1 этап - от рождения до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется период новорожденное - первые 3-4 недели);

2 этап - от 2,5-3 мес. до 5-6 мес;

3 этап - от 5-6 мес. до 9-10 мес;

4 этап - от 9-10 мес. до I года.

На I этапе ведущими линиями развития являются:

- развитие зрительного и слухового сосредоточения;

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"