Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:47, шпаргалка

Описание работы

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу. Родоначальник дошк. пед-ки Я.А. Коменский утверждал, что каждый ребенок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на самую высокую ступень лестницы образования. Возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей.

Файлы: 1 файл

0354094_549EA_shpory_po_doshkolnoy_pedagogike.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

- музыкальная  деятельность, в ходе которой дети поют, водят хороводы, играют в "концерт", одновременно играя на музыкальных инструментах, слушают музыку, сочиняют оперу.

- театрализованная  деятельность предполагает игру  детей в кукольном, теневом, плоскостном, пальчиковом театре, использование фланелеграфа, игру-драматизацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. История  создания программы воспитания  и обучения детей дошкольного  возраста.

«Программа  воспитания в детском саду» —  государственный документ, определяющий цели, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. В ней предусмотрена задача всестороннего воспитания дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В «Программе» характеризуется роль детского сада как первой ступени в общей системе народного образования, в формировании нового человека, будущего активного строителя коммунистического общества, раскрываются задачи и содержание воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении в целом и применительно к каждой возрастной группе. Подчеркивается руководящая роль воспитателя в педагогическом процессе, направленном на всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника. Жизнь детей в детском саду, построенная в соответствии с требованиями «Программы», создает благоприятные условия для удовлетворения потребности общения со сверстниками, развития познавательной деятельности, физического, нравственного и эстетического развития.

«Программа воспитания в  детском саду» синтезирует все новое в развитии теории и практики дошкольного воспитания, убедительно показывая огромное значение данного возрастного этапа в физическом и духовном развитии человека. Основы ее едины для всех союзных республик нашей страны. И в каждой союзной республике создана своя программа, учитывающая местную специфику (родной язык, национальные традиции и др.)

Программа воспитания совершенствовалась вместе с развитием  общественного дошкольного воспитания. Основные указания по организации, содержанию и методам работы дошкольных учреждений были даны дошкольным отделом Наркомпроса в 1919 г. в специальной «Инструкции по ведению очага и детского сада». Для улучшения качества дошкольного воспитания большое значение имело создание научно обоснованной программы работы детского сада. Поиски наиболее совершенных форм и содержания программы шли непрерывно. За годы Советской власти был создан ряд проектов соответствующих программ и программно-методических документов. Каждый программный документ возникал на определенном историческом этапе и отражал существующий уровень развития теории и практики дошкольного воспитания.

Первый проект Программы  был выпущен Народным комиссариатом  просвещения РСФСР в 1932 г. Этот документ состоял из разделов, соответствующих  видам детской деятельности: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, музыкально-двигательное воспитание, изобразительная деятельность, математика, грамота. В нем была сделана попытка определить задачи и объем работы с детьми в детском саду. Появление «Программы» способствовало упорядочению работы дошкольных учреждений, большей направленности и обогащению содержания деятельности педагогов-воспитателей.

В 1934 г. издается усовершенствованная  «Программа воспитания». В ней больше внимания было уделено вопросам организации и содержания многогранной жизни детей в детском саду. Она имела существенные недостатки: был включен сложный познавательный материал, не учитывались возрастные особенности детей, недооценивалась руководящая роль воспитателя в организации педагогического процесса. В 1938 г. было издано «Руководство для воспитателя детского сада». В нем правильно освещались задачи воспитания детей дошкольного возраста. В 1953 г. в связи с введением обучения в детском саду в целях повышения качества учебно-воспитательной работы и подготовки детей к школе «Руководство» было переработано. В программе было достаточно четко выделено образовательное содержание, которое дети должны были усваивать на организованных занятиях при руководящей роли воспитателя. Единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу, подготовленная большим коллективом авторов и утвержденная Министерством просвещения РСФСР, была впервые опубликована в 1962 г., после чего она постоянно усовершенствовалась.

«Программа» построена  в соответствии со следующими принципами:

1. Идейность содержания  программного материала, соответствие  его задачам коммунистического  воспитания.

2. Единство обучения и  воспитания.

3. Целостность и непрерывность  педагогического процесса воспитания и обучения детей от младенчества до поступления в школу.

4. Систематичность и последовательность  расположения материала, постепенное  усложнение от группы к группе.

5. Возрастной принцип  расположения общих и частных  задач, осуществляемых в различных видах деятельности.

6. Осуществление воспитания  в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, бытовой.

7. Концентричность — возврат  к ранее пройденному материалу  на более высоком уровне.

Знание «Программы» и  выполнение ее требований с учетом конкретных условий жизни группы является обязательным для каждого дошкольного специалиста.

В помощь воспитателю  с целью более успешного усвоения детьми всего содержания, предусмотренного «Программой воспитания в детском  саду», создаются методические указания, пособия, рекомендации. В них раскрываются методы работы с детьми по каждому виду деятельности. Знание воспитателем методических указаний и рекомендаций, умение пользоваться различными пособиями обеспечивает успешное воспитание и развитие ребенка на каждом возрастном этапе.

 

18. Новые альтернативные  программы воспитания и обучения  детей дошкольного возраста.

Программа «Радуга». Это первая инновационная программа дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования. Разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством Т. Н. Дороновой. Рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей. По своим целям и задачам данная программа существенно не отличается от традиционной. Основными ценностями ориентирами она так же, как и традиционная, считает охрану и укрепление здоровья детей, создание условий для полноценного и своевременного психического развития, обеспечение счастливого детства каждому ребенку. Однако в определении конкретных задач психического развития эта программа существенно отличается от традиционной. Теоретической основой данной программы служит концепция А. Н. Леонтьева, где основными категориями анализа психики являются деятельность, сознание и личность. Для каждого возраста определены конкретные задачи развития деятельности, сознания и личности дошкольника. Здесь, Во-первых, один и тот же педагог работает с детьми начиная с младшего возраста и до их выпуска из детского сада, что обеспечивает прочные индивидуальные контакты и психологический комфорт в группе. Во-вторых, в каждой группе детского сада формируются свои особые традиции, среди которых, например, регулярные подарки всем детям (ленточки, открытки, сладости), акцент на уважении к личной собственности каждого ребенка (личные игрушки ребенка, принесенные из дома, не должны отбираться ни воспитателем, ни другими детьми), ежедневный рассказ воспитателя о достижениях каждого ребенка. Кроме того, проводятся традиционные еженедельные («Утро радостных встреч» — по понедельникам; «Сладкий вечер» — по средам и т. д.) и ежемесячные мероприятия (праздники для детей с родителями). Важной традицией детского сада является торжественное переселение детей из одной группы в другую — «Праздник новоселья», в котором самое активное участие принимают все дети. В-третьих, возможность выбора как для воспитателя, так и для каждого ребенка. В режиме дня детского сада предусматривается наличие свободного времени, когда и воспитатель, и дети имеют возможность самостоятельно выбирать себе занятия. При выборе содержания занятий учитываются интересы и предпочтения детей. Учитывая традиции группы, воспитатель может самостоятельно выбирать формы деятельности детей, содержание музыкальных и литературных произведений, развлекательные мероприятия, направленные на психоэмоциональную разрядку детей, и т. д. В-четвертых, программа «Радуга» позволяет удовлетворить потребность ребенка в свободной двигательной и игровой активности. Программа предлагает отказаться от обязательных фронтальных занятий и свести к минимуму те формы детской деятельности, которые требуют длительного пребывания в неподвижном состоянии. Все это обеспечивает детям возможность радостно и счастливо «прожить» дошкольный период детства. Программа «Развитие». Данная программа разработана в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР под руководством Л. А. Венгера и О. М. Дьяченко. Программа направлена на развитие у детей дошкольного возраста умственных и художественных способностей. Обучение построено по принципу поступательного движения от одного возраста к другому и рассчитано на четыре года (от трех до семи лет). Центральная задача в младшей группе (три – четыре года) — развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации. Программа средней группы (четыре – пять лет) направлена на развитие умственных и художественных способностей с помощью наглядного моделирования (планы, изображения, графические модели). В старшей группе (пять – шесть лет) расширяются и обобщаются моделируемые отношения, вводятся новые, чисто условные формы моделирования. В подготовительной группе (шесть – семь лет) происходит интериоризация (от лат. interior — внутренний) действий моделирования, т. е. их перевод во внутренний план. Организация работы во всех возрастных группах предусматривает занятия с детьми в небольших подгруппах численностью восемь – десять человек. В то время как одна подгруппа выполняет задания воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью. Программа «Развитие» направлена главным образом на развивающее обучение. Она не содержит каких-либо рекомендаций относительно организации жизни детей вне занятий. Вариантом программы «Развитие» является программа «Одаренный ребенок», предназначенная для образовательной работы с одаренными детьми шестого и седьмого года жизни (в течение двух лет). Программа «Золотой ключик». Данная программа разработана под руководством Г. Г. Кравцова и Е. Е. Кравцовой. Теоретической основой данной программы является известное положение концепции Л. С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно: эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы: именно эмоциональная привлекательность, эмоциональная насыщенность материала обеспечивают лучшее его усвоение и познавательное развитие детей. Таким образом, задача воспитания — максимально насыщать жизнь детей разнообразными волнующими событиями (конечно, позитивными). Наблюдается организованность жизни детей по типу большой семьи. В таком детском центре совместно живут дети разных возрастов (от трех до десяти лет), к жизни детского центра свободно подключается родители. Содержание образования организовано по четырем основным направлениям: ориентировка в пространстве; ориентировка во времени; умение действовать с разными материалами; развитие рефлексивных способностей. На протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) каждое из четырех направлений поочередно становится преобладающим. Традиционных обучающих занятий в «Золотом ключике» практически нет. Программа «Детский сад — дом радости». Эта комплексная программа создана в Пермском государственном педагогическом институте. Ее авторы Н. А. Крылова и педагог-новатор из Санкт-Петербурга В. Т. Иванова. Специфика данной программы состоит в том, что впервые воспитатели получили новую форму организации труда — план-сценарий. Авторы предлагают подробное описание «совместной жизни» воспитателя и детей, предлагают свою методику работы с целой группой, с небольшими подгруппами и с каждым воспитанником индивидуально. Авторы постоянно подчеркивают одну правильную мысль: «Никого ничему научить нельзя! Можно только научиться самому!» Это значит, что каждый ребенок должен сам стать субъектом воспитания и обучения. А стать субъектом можно только в самостоятельной деятельности, когда ты сам выбираешь цель, средства, способы деятельности и сам оцениваешь ее результат. Для формирования самостоятельности, субъектности детей авторы предлагают чрезвычайно интересную наглядную модель структуры любой деятельности. Она всегда и у всех «под руками». Это — ладонь, вернее пять пальцев, каждый из которых символизирует один из компонентов структуры деятельности. Мизинец означает цель деятельности (что хотим сделать); безымянный палец — материал или предмет (из чего будем делать); средний — средства  деятельности (чем надо делать); указательный палец символизирует способ и порядок действий (как надо делать по порядку) и, наконец, большой палец, поднятый вверх, означает достигнутый результат, его оценку (что получилось). Дети быстро осваивают такую наглядную модель и охотно используют ее в разных видах своей деятельности. Содержание программы разделено на три возрастных периода: младший, средний и старший дошкольный возраст. Программа для каждого периода оформлена в четыре книги (полный комплект программы включает 12 книг). В них рассматриваются особенности развития детей каждого возраста, своеобразие педагогического процесса в разных возрастных группах. Центральная часть программы представляет собой расписанный по дням сценарий деятельности воспитателя на весь учебный год. Подробно описывается организация режима дня, занятий по разным методикам, а также свободной деятельности детей. Программа снабжена многочисленными приложениями (перечни пособий, игр и игрушек, хрестоматия по литературе и т. д.). Программа «Детство». Эта программа разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Государственного педагогического университета им. Герцена в Санкт-Петербурге. Начиналась работа под руководством доктора педагогических наук В. И. Логиновой. Руководителем и научным редактором программы является зав. кафедры Т. И. Бабаева. «Детство» — программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Содержание программы условно объединено вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Программа состоит из объединенных в одну книгу трех частей, каждая из которых посвящена отдельному периоду дошкольного детства — младшему, среднему и старшему. Все три части программы содержат разделы, освещающие разные стороны воспитания (умственное, нравственное, эстетическое и т. д.) и разные виды деятельности. Эти разделы сходны с разделами типовой российской программы. Инновационные моменты программы «Детство» связаны с переструктурированием и обновлением знаний и представлений об окружающем мире. Содержание этих знаний лишено дидактичности и идеологизации, что свойственно традиционной программе. Все внимание сосредоточено на человеке. Человек представлен как творец предметного мира, как неотъемлемая часть и в то же время «хранитель» природы, как носитель моральных и нравственных норм поведения и т. д. Знания и представления об окружающем мире тесно связываются с собственной деятельностью детей. Программа «Истоки». Эта программа разрабатывалась научным коллективом центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника. Целями своей программы авторы считают разностороннее развитие ребенка; формирование универсальных, в том числе творческих, способностей; обеспечение для всех детей равного старта развития; укрепление их здоровья. Теоретической основой программы являются фундаментальные положения классиков отечественной психологии — Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца. Содержание программы построено по возрастному принципу. Программа «Содружество». Данная программа разработана коллективом дошкольного проекта Сороса в Центре развития ребенка Джорджтаунского университета США. Исполнительный директор программы — доктор наук Памела Коглин. В России национальным координатором программы является кандидат педагогических наук Г. П. Козлова. Главная цель программы — подготовить ребенка к жизни в быстро меняющемся мире, сформировать устойчивое стремление и умение учиться и меняться самому. В качестве ценностных ориентиров выделяется воспитание следующих способностей: уметь критически мыслить и осуществлять свой выбор самостоятельно; принимать те или иные новые жизненные ситуации и самому быть инициатором изменений; ставить и решать проблемы; быть творческим и находчивым; развивать воображение, уметь соображать; заботиться о людях, стране, окружающей среде. Одним из главных направлений работы по воспитанию считается полноправное участие семьи в жизни детского сада. Персонал детского сада признает главную роль семьи как первого воспитателя ребенка. В программе содержится описание различных форм участия родителей в воспитании и обучении детей: посещения детского сада, беседы по поводу ребенка, собрания, семинары со специалистами, консультации, обмен опытом, разовые деловые поручения, занятия и игры с детьми в группе, изготовление оборудования, праздники, экскурсии и т. д. Одним из важных направлений в работе каждого воспитателя является посещение семьи ребенка. Это принято делать два раза в год, как правило, в начале и конце года. Общее руководство программой осуществляется следующим образом. В каждой группе, содержащей до 25 детей, должны работать один воспитатель и два ассистента. По мере возможности должности ассистентов могут выполнять родители. Профессиональная позиция ассистента — отношение к воспитателю как к лидеру. Ассистент может обращаться к воспитателю за помощью, должен информировать его о своих планах, принимать его инструкции и контроль. Кроме того, воспитателю оказывает поддержку еще одно лицо — координатор программы, который несет ответственность за участие родителей в жизни детского сада. Эта новая штатная должность считается ключевой для данной программы. В функции координатора входят подбор и запись детей, подбор ассистентов, установление связей с общественными инстанциям и т. д.

 

19. Индивидуальные  особенности развития и воспитания  детей раннего возраста.

Ранний возраст  — это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма  ребенка, формирования разнообразных  умений и поведения малыша. У детей до трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Уже в 5—7 месяцев ребенок может различать основные цвета и музыкальные звуки, разница между которыми 1/2 даже 1/4 тона. С 11 —12 месяцев малыш начинает самостоятельно ходить. Его активный словарь к концу первого года жизни состоит из 6—10 слов, а к трем возрастает до 1200—1500 слов. В три года дети одеваются с небольшой помощью взрослого, рисуют, лепят, возводят из строительного материала простейшие постройки. Уже в первые годы перед детьми открывается мир человеческих отношений, они осваивают простейшие правила поведения, у них формируются вкусы, привычки, привязанности.

В развитии, а  следовательно, и в организации  процесса воспитания все взаимосвязано. Так, умственное и нравственное развитие ребенка в первые три года, больше чем когда-либо в дальнейшем, зависит от его физического состояния и настроения. Темпы физического и психического развития в раннем возрасте высоки, но строение всех органов и систем еще не завершено, а потому и деятельность их несовершенна. Нервные процессы, например, характеризуются недостаточной силой, уравновешенностью и подвижностью, недостаточно сформированы процессы внутреннего торможения. Поэтому дети легко утомляются, эмоциональное состояние их неустойчиво, что может стать причиной капризов и конфликтов между детьми.

Одно из условий  своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни, интересными впечатлениями, деятельностью.

Наблюдая за развитием детей, мы постоянно встречаемся  с фактами, когда одни умения, формируясь, стимулируют появление других, готовят  для них основу. Так, возможность  ползать, ходить и даже устойчиво  сидеть расширяет «зону восприятия» и совершенствует его, поскольку ребенок может приблизиться к заинтересовавшему его объекту и рассмотреть его с разных сторон, а также облегчает установление контактов со взрослым и другими детьми. Если ребенок на третьем году освоил самообслуживание, легче организовать взаимопомощь детей и другие формы их доброжелательных взаимоотношений.

Важно не только правильно организовать процесс  воспитания, осуществлять его комплексно, но и контролировать, насколько гармонично и в необходимом темпе развивается ребенок. При этом обязателен анализ, сопоставление умений малыша с требованиями программы воспитания в дошкольном учреждении, показателями физического и психического развития. Проводят такой анализ на первом году ежемесячно, во второй группе раннего возраста один раз в три месяца, а на третьем году — один раз за полугодие. Сопоставляют сходные показатели, например рост и массу тела, соответствуют ли они возрасту, гармонируют ли друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Потенциальные  возможности развития и воспитания детей раннего возраста.

Решающим фактором развития младенца является мир материальной и духовной культуры. В самом деле, всё, что окружает ребёнка сразу  после рождения относится к человеческой культуре, будь то обстановка жилища, предметы ухода за малышом, способы приготовления пищи, традиции содержания ребёнка туго запеленатым или предоставление ему свободы движений, мамины колыбельные песни, особенности разговора взрослого-с младенцем и многое другое.

Ребёнок буквально погружается в мир культуры, и это погружение начинается задолго до его рождения. Ещё в период до рождения все органы чувств плода тренируются, настраиваются на встречу с реальной действительностью, а органы речи, в частности мышцы голосового аппарата, способны беззвучно воспроизводить речь взрослого с первых дней жизни. Это означает, что новорождённый высоко чувствителен к самым разным воздействиям внешнего мира, готов к освоению человеческой культуры. С первых минут жизни он начинает строить модели внешних впечатлений, событий, накапливать жизненный опыт. Поэтому очень важно, какие образцы и эталоны предоставляет ему культурная среда.

Безусловно, у каждого  есть более или менее отчётливые представления о том, что должно окружать ребёнка, что полезно для  его развития, что доступно его пониманию. Обычно эти знания относятся к сфере житейских понятий и передаются из поколения в поколение, составляя культурно транслируемые эталоны родительского поведения. Однако время от времени такие, на полусознательном уровне передаваемые от старшего поколения к младшему, формы и способы отношения к младенцу становятся проблемными и подвергаются интенсивному обсуждению педиатрами, педагогами, психологами. Так было с системой воспитания, предложенной в ранних работах Б.Спока, когда традиционные эталоны ухода за младенцем, ориентированные на высокую чувствительность и отзывчивость к его нуждам, столкнулись с установками на большую сдержанность родительских чувств, особенно в отношении отрицательных эмоций младенца (из-за боязни избаловать ребёнка), и с требованиями больше предоставлять его самому себе.

Похоже, в настоящее время  общественная мысль пересматривает представления о значении раннего  опыта в воспитании, о возможностях раннего обучения и о роли ранних влияний в развитии творческого потенциала личности.

В нашей стране хорошо известен опыт обучения детей плаванию с первых месяцев жизни. Многие родители знакомы  с опытом раннего двигательного  развития младенцев по системе, разработанной  в семье Никитиных. Интересным и  перспективным является и раннее эстетическое развитие детей.

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"