Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:47, шпаргалка

Описание работы

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу. Родоначальник дошк. пед-ки Я.А. Коменский утверждал, что каждый ребенок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на самую высокую ступень лестницы образования. Возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей.

Файлы: 1 файл

0354094_549EA_shpory_po_doshkolnoy_pedagogike.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

2. Конструктивные  умения нужны воспитателю для  того, чтобы видеть "завтрашний  день" воспитанников, развитие  каждого ребенка и всей группы, планировать воспитательно-образовательную  работу; позволяют воспитателю грамотно  отбирать фактический материал  по разным видам деятельности в зависимости от задач воспитания и обучения на каждом возрастном этапе.

3. Коммуникативные  умения обеспечивают установление  педагогически целесообразных взаимоотношений  с отдельными- детьми и со всей  группой, с родителями воспитанников, коллегами по работе.

4. Организаторские  умения обеспечивают организации  разных форм деятельности (фронтальной,  групповой, индивидуальной), собственной  педагогической деятельности и  работы с родителями детей  своей группы; проявляются в умении  организовать интересную деятельность детей и взрослых, "заразить" их своей энергией, инициативой.

5. Специальные  умения проявляются в умении  воспитателя выразительно читать  произведения, хорошо рисовать, петь, танцевать, лепить, конструировать, делать наглядные пособия, игрушки, атрибуты, владеть основными видами движений, пользоваться техническими средствами обучения и др.

На уровне современных  требований ставится вопрос о многоуровневой подготовке профессиональных кадров для  системы дошкольного воспитания. I ступень высшего педагогического образования обеспечивает широкопрофильную подготовку. II ступень - бакалаврская подготовка, Ш ступень - магистратура. Свой профессиональный уровень и квалификацию воспитатели усовершенствуют на курсах, семинарах, которые организуются при институтах повышения квалификации. С этой целью также периодически проводятся научно-практические конференции, лекции по актуальным проблемам воспитания и обучения. Повышению квалификации содействуют методобъединения, на которых обсуждаются вопросы методики работы с детьми, предлагаются для укоренения передовые и новаторские методики.

Непосредственно   в д/саду повышение квалификации осущ-ся в разных формах метод. работы, к которым относятся: открытые занятия, педсоветы, семинары, педагогические дискуссии, деловые игры и т.д.

Профессиональному росту воспитателя, приобщению его  к передовым идеям в области  психолого-педагогических наук, общечеловеческим и национальным ценностям помогает систематическое самоусовершенствование, самообразование и самовоспитание. Активизации педагогического творчества способствует овладение психологической диагностикой и аутодиагностикой, тренингом.

Какими личностными  качествами должен обладать воспитатель? Он должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым. Вместе с тем он должен быть организованным, последовательным, требовательным, трудолюбивым. Воспитателю нужно быть прежде всего высоконравственным человеком. Важными личностными качествами являются жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора. С этими качествами человек не рождается, их надо в себе вырабатывать. Необходимым качеством является умение сдержать данное детям обещание. Единство слова и дела - качество необходимое воспитателю. Отсутствие этого подрывает не только авторитет воспитателя, но и веру ребенка в людей, в их честность, авторитет воспитателя.

На основе преобладающего интереса воспитателя к руководству  определенным видом деятельности Е.А.Панько выделяет следующие типы воспитателей:

. ИГРОВОЙ - воспитатели этого типа проявляют интерес к игровой деятельности детей и неплохо владеют умением управлять ею, им свойственно высокая познавательная и творческая активность, эмоциональная выразительность, креативность.

2. Дидактический  - для воспитателей характерна направленность на учебную деятельность, в отношениях с детьми преобладает деловое общение.

3. Художественный - воспитатели проявляют особую  заинтересованность художественной  деятельностью и стремятся применять  интересные методы и приемы  на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, музыке и др. Наравне с деловым налаживают и личностное общение с детьми.

4. Формально-прогностический  -воспитатели характеризуются довольно  высокой настойчивостью и ответственностью  в выполнении своих профессиональных функций, требовательные в отношении к детям, родителям, коллегам, но в своих требованиях исходят прежде всего из формально поставленных задач, без учета индивидуальных особенностей воспитанников в конкретной ситуации; в общей оценке детей походят, как правило, из показателей бытовой деятельности; в отношений с детьми не проявляют четкости, достаточной активности.

5. Индифферентный - воспитателям  такого типа свойственно безразличие  в работе с детьми, формальность  в выполнении

профессиональных  обязанностей; при оценке детей исходят из характеристики их поведения в повседневной жизни, из показателей их бытовой деятельности.

В зависимости от преобладающих  форм и методов руководства выделяют демократический. авторитарный и либеральный стили руководства.В зависимости от характера отношения воспитателя к детям выделяются следующие типы: а) устойчиво-положительный тип - воспитатели налаживают с детьми ровные, душевные отношения, ведут себя искренне, тактично; дают положительные оценки детям, умеют сдерживать отрицательные эмоции и пр.; б) неустойчиво-положительный тип - воспитателям свойственна ситуативность отношения при наличии общей эмоционально-положительной направленности; характер деятельности, манера его поведения, оценка детей зависят от настроения педагога, от сложившихся обстоятельств; в) пассивно-положительный тип - воспитатели характеризуются невыразительностью эмоционально-положительного общения с детьми, тон разговора и обхождения с воспитанниками нередко официальные;

г) открыто-отрицательный  тип - воспитатели проявляют негативное отношение к детям, не любят свою работу, в поведении детей видят только отрицательные поступки, качества, делят воспитанников на любимых и нелюбимых, создают в группе атмосферу недоверия, напряженности; д) пассивно-отрицательный тип - для воспитателей характерна скрытая отрицательная направленность педагогической деятельности, показной ее характер и безразличное отношение к детям и к своей работе

5. Развитие  общественного дошкольного воспитания  в России.

История дошкольного образования в России до 1917 года. Государственная централизация России, особенно усилившаяся с воцарением Петра I, привела к необходимости придать государственный характер призрению большого числа беспризорных детей. В 1706 г. был открыт первый «домик для подкидышей». В приютах и воспитательных домах была крайне высокая смертность, особенно среди грудных детей. Это объясняется термином  - госпитализм. Дети умирали главным образом от инфекционных заболеваний, различных расстройств органов пищеварения, связанных с неполноценным искусственным вскармливанием, скученностью, плохими гигиеническими условиями. А выжившие плохо развивались физически: отставали в росте и весе, отличались пониженным иммунитетом, большой заболеваемостью.

С XVIII в. начинает складываться русская дошкольная педагогика. В развитии отечественной науки, в том числе и педагогической, особое место принадлежит выдающемуся ученому» Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765). Он считал обязательным улучшить экономическое положение крестьян, уменьшить помещичий произвол, организовать медицинскую помощь роженицам, для чего наладить обучение акушерок, проводить «повивальные бабьи съезды», готовить отечественных лекарей. Резко выступил он против распространенного церковного обычая крестить детей в холодной воде.

Огромное влияние  на развитие теории дошкольного воспитания в России оказал великий русский  педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - основоположник русской, в частности, дошкольной педагогики. Его мысль о народности воспитания является главнейшей в педагогической теории. Считал, что необходимо создать систему народного воспитания, отвечающую потребностям, интересам народа (воспитание патриотизма, национальной гордости, любви к труду; знание народной культуры, родного языка, произведений устного народного творчества). Создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными (игра- деятельность свободная, самостоятельная; на ее содержание влияет среда; воспитатель не должен вмешиваться; большое значение имеет игрушки; важно использовать народные игры). Признавал теснейшую связь эстетического и нравственного воспитания дошкольников.

В "Родном слове" представлены рассказы, стихи, статьи, простые по изложению, доступные  для понимания, являющиеся ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Интересны его  мысли по улучшению воспитательной работы детских садов:-не надо переутомлять детей "сидячими занятиями", больше давать свободного времени для самостоятельной  деятельности;-преждевременное обучение утомляет мозг ребенка, вселяет неуверенность в свои силы;-запаздывание в обучении обусловливает отставание в развитии детей;-считал необходимым разработать: учебные занятия детей, "предшествующие книжному обучению"; неучебные занятия, которые примыкают к детской игре.

Эти положения  помогли точнее определить содержание и методику образовательной работы детского сада, установить линии связи  и преемственности работы детского сада и школы.

К.Д.Ушинский выделил  требования к личности детской "садовницы". Важное значение придавал семье, отмечал огромную роль родителей в развитии и воспитании личности ребенка.

Первые детские  сады в России появились в 60-х  годах ХIX века по инициативе частных  лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными. Видная деятельница общественно-педагогического движения 60-х гг. XIX в. Аделаида Семеновна Симонович (1840-1933) рассматривала детский сад как подготовительную ступень к школьному обучению. Она выдвинула мысль о создании в детском саду элементарного класса для детей от 6 до 7 лет. Определила цель и назначение детского сада, стремилась установить общие и специальные задачи детского сада и начальной школы, исходя из психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отмечала, что взаимоотношения воспитателя с детьми в детском саду должны строиться по образцу семейных отношений. Советская система дошкольного образования. Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств. С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников. После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программы воспитания и обучения в детском саду. В связи с реформированием системы образования на пороге 80-х-90х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания» (авторы Василий Давыдов, В. А. Петровский). В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России: гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

 

6. Теоретические  основы физического воспитания  детей дошкольного возраста.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это часть общей культуры, совокупность достижений общества (материальных и духовных ценностей), которые накоплены, создаются и используется для физического совершенствования  людей.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО - исторически обусловленный уровень  физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества. У людей разных профессий, пола, возраста физическое совершенство имеет свои особенности.

. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - это биологический процесс изменения форм и функций организма человека.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры к спорта.

Гармоническое развитие дошкольника предусматривает  разностороннее физическое воспитание. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная  система, костно-мышечная, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Поэтому так важно правильное осуществление физического воспитания детей дошкольного возраста. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелость отдельных органов и систем. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка. В концепции дошкольного воспитания сказано, что воспитание ребенка должно быть пронизано заботой о его физическом здоровье и психологическом благополучии. Условия воспитания в детском саду такие, что создается высокий риск нарушений здоровья детей (инфекционные, простудные заболевания). Уже с дошкольного возраста дети страдают дефицитом движений и неэакаленностью. Отсюда одной иэ главных задач детского сада является задача охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи физического воспитания в дошкольном детстве, сохраняя общую целевую направленность, конкретизируются с учетом анатомо-фиэиологических и психологических особенностей.

Оздоровительные задачи направлены на развитие форм и функций организма (костная система, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная системы, внутренние органы, кожа), борьбу с заболеваниями, закаливание, повышение сопротивляемости организма под влиянием внешней среды.

Информация о работе Шпаргалка по "Дошкольной педагогике"