Шпаргалка по дисциплине "Олигопедагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 10:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Олигопедагогика".

Файлы: 1 файл

шк. олигопед.все отв..docx

— 173.27 Кб (Скачать файл)

Оценочная ф. реализуется, когда учитель: – знает особенности развития психических процессов учащихся; – учитывает работоспособность детей на уроке; – использует общедидактические и коррекционные методы обучения; – ведет систематический, объективный учет знаний и умений.

Виды контроля: Текущий к.( наблюдения,опрос учащихся по ходу изучения уч.темы, выполнение самост. работ, содержащих небольшой вопрос, входящий в изучаемую тему). Это систематическая, на каждом уроке, оценка знаний и умений учащихся. Более оперативен, разнообразен по методам и формам оценки.

Периодический к.использ-я после изучения уч-ся больших разделов программы. Иногда в нем используются данные текущего контроля.

Итоговый кон. –система проверки знаний после выполне-ния итог. устных или письм. работ за четверть, год, при прохождении отд. тем прогр.

В работе с учеником учитель всегда замечает малейшие его успехи: не умел — научился, не знал — запомнил и т. д. Он ведет наблюдения, организует проверочные самост. работы учащихся (с тетрадью, учебником, картой и др.), проводит опрос, а полученные результаты фиксирует.

.Применяя все виды контроля, учитель д. помнить, что контролируя ученика, он одновременно продолжает его обучать. Учитель во вспом. школе всегда помогает учащимся подготовиться к проверке, спокойно ее встретить.

Устный опрос учащихся позволяет контролировать процесс формирования знаний и умений, вместе с тем во время опроса осуществляется повторение и закрепление знаний и умений, совершенствуются диалогическая и монологическая формы речи. Перед началом опроса учитель может предложить им, прочитать, просмотреть соответствующие тексты, повторить правило, определение, вспомнить порядок рассуждений и т. д. Разрешает открыть учебники, тетради, повторно рассмотреть демонстрационную таблицу, взять в руки необходимый раздаточный материал.

Опрос м. б. индивидуальным и фронтальным. Во время индив. опроса отвечает один ученик, остальные дети слушают его, наблюдают за его действиями (работа с раздаточным материалом, географической картой и пр.). Во время фронтального опроса организуется беседа, в которую учитель включает всех учащихся класса.  При устном опросе задание дается классу, а вызывается для ответа один из школьников.

Письм.проверка знаний и умений экономит время, позволяет легко осуществлять индив-ый -и дифференцир-ный подход, дает учителю возможность спокойно анализировать выполнение заданий школьников.

Виды письм. проверки: классные и дом. работы, списывание, диктанты, сочинения, изложения, арифм. примеры и задачи, чертежи, рисунки и т. д. При проверке домашней работы учитель не может знать, насколько самостоятельно выполнял ее ученик.

Самостоятельные проверочные работы отличаются от тренировочных тем, что после их завершения результаты не проверяются. Учитель может попросить повторить правило, которым руководствовались школьники, выполняя работу, вспомнить последовательность работы, но полученные ответы, конкретные результаты не называя, тогда как после тренировочной работы проверка и исправление ошибок обязательны.

Тренировочные самостоятельные письменные работы могут проверяться не только с коллективным обсуждением результатов после их выполнения, но и путем организации взаимопроверки.

Контрольная работа может быть составлена таким образом, чтобы каждый ребенок успешно ее выполнил. Зная, какими знаниями располагает тот или иной ученик, учитель включает в содержание доступный ему материал, но заключающий в себе и преодолимые трудности.

После того, как проверочная работа любого вида выполнена, учитель ее проверяет, анализирует ошибки, ищет их причину. Ошибки бывают разные — часто школьник неверно понял задание, не связал задание со способом его выполнения, пропустил при выполнении промежуточные этапы и т. д. Часть ошибок бывает обусловлена недостатками внимания, неумением переключаться с одного способа работы на другой, что привело к ошибке.

 

 

 

 

 

 

18. Система труд. подготовки и задачи труд. обуч. учащихся с ИН

Весь процесс трудового обучения носит коррекц-о-компенсаторную направленность, предполагает исправление, сглаживание психофизических недостатков р-тия учащихся. На уроках труд.о об. выдел-ся образовательные, воспитат. и развив. задачи. Ряд особенностей. 1)осн.время отводится практич. деят-сти и ее надо правильно организовать. 2) ученика н. подготовить к этой деят-сти,обучить приемам работы. 3) у подростка д. б. хорошо развита моторика и сформированы организационные умения и навыки. В прогр. по труд. об. как млад., так и ст-х шк-ов заложены эти особенности обучения.Труд. обучение решает задачу подготовки учащихся к труд. деят. через систему спец. организованных уроков труд.об.по конкретному виду труда: – столярному делу; – слесарному делу; – картонажно-переплетному делу; – швейному делу; – сельскохозяйственному труду; – профессиям строительного направления. Формирование труд. умений и навыков помогает подростку в овладении профессией на уровне первой-второй степеней проф. квалификации.

Труд. об. в спец. школе осуществляется поэтапно, на каждом из кот. решаются общ. уч. задачи и спец., характерные для конкретного этапа.

Система труд. подготовки уч. вспом. школы:

1 отделение:1-5 классы. - обеспечивает начальный уровень допрофессиональной подготовки, овладевают базовыми трудовыми операциями. Выделяют 3 периода:1)1 класс, 2 часа в неделю.Задача: обеспечить переход от подготовки детей к трудовому обучению - к развитию их трудовой деятельности в процессе обучения работе с разнообразными материалами для детского труда и культуре быта.2)2-4 классы, 2 часа в неделю.Задача: подготовка учащихся к трудовому обучению на базе школьных учебных мастерских.3)5 класс, 4 часа в неделю.Задача: уточнение перспектив дальнейшей труд.подготовки учащихся в проц.разл. по содержанию трудовой деятельности.

Программа (автор Шинкоренко В.А.) предполагает:

1)формирование у детей  интереса к миру профессий, уважительного  отношения к труду и его результатам, становлению и укреплению у детей положительных качеств личности (аккуратности, бережливости, дисциплинированности и др.)

2)специальное формирование  мотивов и создание предпосылок  для перехода от деятельности на уроке (спец. занятии) к деятельности по собственному побуждению во внеурочное время.

3)Формирование у школьников  представлений и знаний об  организации рабочего места, о  правилах безопасности, санитарно-гигиенических  требованиях; о свойствах материалов, их видах, производстве, применении в поделках и народном хозяйстве; об устройстве и назначении инструментов.

4)Формирование у учащихся  общетрудовых умений (ориентироваться в задании, планировать ход работы и контролировать ее выполнение).

Данная программа предполагает организацию разноуровневого подхода при обучении труду учащихся вспомогательной школы младших классов:

1-ый уровень сложности - изучение всех указанных в  программе технологических операций и приемов труда и их самостоятельное выполнение на завершающих уроках.

2-ой уровень сложности - технологические операции и  приёмы труда могут выполняться с помощью учителя, изучаться в следующем полугодии или заменяться на более простые.

6-10 классы 6-7классы - 6 часов в неделю.8класс - 8 часов в неделю.9класс - 10 часов в неделю.10класс - 22 часа в  неделю.

Программа под ред. Шинкоренко В.А.

Задачи трудового обучения:

1)Повышение уровня мотивации  трудовой деятельности и формирование  необходимых в труде качеств  личности.

2)Формирование привычки  к труду и трудовой выносливости.

3)Формирование знаний, необходимых  для практического освоения изучаемых операций.

4)Повышение уровня развития  умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать его выполнение.

5)Овладение навыками выполнения  изучаемых технологических операций, формирование двигательных трудовых навыков в процессе обучения трудовым приемам.

6)Обеспечение профессионального  самоопределения.

В ряде школ в наст. время создаётся 11-12 класс с углубленной социальной и проф. подготовкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Задачи, принципы  и содержание воспитания детей  с ИН

Сущностъ процесса воспитания — это управление р-тия, чел. формируется как личность в определенной системе общественных отношений путем целенаправленного и продуманного воспитания.

Содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью разрабатывается в соответствии с «Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи» (2006) и основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии.

Содержание воспитания вкл. составляющие:

1.Идеологическое  восп.– формирование знания мировоззренческих основ идеологии  бел. гос-ва, привитие подраст.поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений,

2.Гражданское  и патриотическое восп. – формирование акт. гражданской позиции, патриотизма, правовой и полит., информац-ой культуры.

3.Нравственное  в. – приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование этической, эстетической культуры.

4.В-ие культуры ЗОЖ – осознание значимости св. здор. и зд.др. людей.

5.Гендерное в. – формирование представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе.

6.Семейное в. – форм-ние ценностного отнош-я к семье и восп-ю детей. 

7.Трудовое и  проф. в. – понимание труда как личностной и соц. ценности, осознание проф. выбора, соц. значимости проф. деятельности.

8.Экологическое  в.– формирование ценностного отношения к природе.

9.В. культуры безопасной жизнедеятельности – форм-ие безопасного поведения в соц. и проф. деятельности, повседневной жизни.

10.В. культуры быта  досуга – духовное и физ. совершенствование личности, ценностного отношения к матер. окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

11 формирование социально-бытовой компетенции:- воспитание бытовой культуры: - воспитание социальной культуры: норм и правил этикета, норм поведения в быту, школе, в общественных местах.

Критерием оценки качества результатов воспитания учащихся с особенностями психофизического развития является уровень их воспитанности. В качестве критериев воспитанности учащихся мл. кл. выступают: отношение к себе, школе, труду, др. людям, самообсл-ию, учению, природе, соц-о-бытовая ориентированность.В качестве критериев воспитанности учащ. ст. классов выступают: патриотизм и гражданственность, мировоззрение, человечность, характер, коллективизм, дисциплинированность, потребность в труде, самоуважение и взаимоуважение, ориентировка во времени и пространстве, готовность к самост.и сем. жизни.

Принцип воспитания -  общее исходное положение, в кот. выражаются осн. требования к содерж.ю методам и организации воспит. процесса:

- пр.природосообразности;- пр. культуросообразности;- пр.социальной направленности;- пр.научности;- пр. деятельностного подхода;- пр. комплексности.– пр.социальной направленности воспитания и обучения;

– пр. практ. направ-ти; – эмоц-сти среды и индивид. комфортности. - специфичным явл. принцип коррекционной направленности восп.детей с ИН- взаимосвязь обуч. и восп., их единство в проц. исправления недостатков психофиз. р-тия детей и оптимистическое отношение  к перспективам р-тия реб. На каждом уроке учитель создает условия, способствующие коррекции и развитию умств. деят-сти, стремясь к обобщениям, формируя представления об общ. картине мира, не замкнутой рамками учебника и стенами класса. Учитель связывает содержание обучения с жизнью ученика, его поведением, интересами, склонностями, потребностями.

Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми этой категории – социальная адаптация, приспособление к условиям жизни.

Достижению цели способствует решение основных задач коррекционно-воспитательной работы.

1. Максимально возможное  развитие всех психических функций  и познавательной деятельности детей в процессах воспитания и обучения.

2. Максимальная социальная  адаптация за счет трудового  обучения и подготовки к посильным  видам труда.

3. Воспитание, формирование  правильного поведения в социуме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Особенности  методов воспитания при работе  с детьми с ИН

Методы восп. –способ осуществления воспит-ых взаимодействий учителя и учащихся, напр-ный на реш. воспитательных задач; пути влияния на сознание, чувства, поведение шк. с целью формир-ия уровня воспитанности, а также способ пед. управления деят-тью шк. (труд., общественной, познавательной, нравств., игровой, спорт., экологической).

Классификация методов восп.на основе направленности (Г. И. Щукина):

1.м.форм-ания сознания: убежд-е, беседа, рассказ, пример, внушение;

2. м. организации деят-сти и формир-ия опыта поведения: приучение, упражнение, воспитыв-ие сит-ии, игра, моделирование реальн. ситуаций;

3.м. стимулирования поведения и деят-сти: одобрение, осуждение, поощрение, наказание, соревнование.

Требования к применению методов формирования сознания:

- жизненно-практическая  направленность и конкретность  содержания;- ясность, чёткость, доступность  информации;- опора на личный опыт  учащихся;- разъяснение смысла нравственных  понятий и выработка правильных оценок и суждений учащихся;- оснащённость наглядными пособиями и ТСО;- мастерство и авторитет педагога, эмоциональная выразительность речи.- обеспечение интеллектуальной активности учащихся.

- увлекательность, эмоциональность  содержания и формы работы.

Повышенная внушаемость и  подражательность детей способствует  формированию нравств. сознания, чувств, прав. моделей поведения.

Треб-я к примен-ю мет. организации деят-сти и форм-ия опыта повед-я:

- формирование навыков  прав. поведения на основе практ. упражнений;

- объяснение нравственных  норм и правил пов.;- многократное повторение и закрепление соц. норм;- систематический контроль;- коррекция и развитие регулирующей функции речи;- оказание доверия к ученику при поручении ему определённого задания; - воспитание эмоц.-личностной заинтересованности в правильном поступке.

Воспитатель в различных жизн. ситуациях побуждает ребенка поступать в соответствии с общепринят.нормами повед.: здороваться, благодарить за внимание, бережно относиться к труду взр. 

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Олигопедагогика"