Шпаргалка по дисциплине "Олигопедагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 10:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Олигопедагогика".

Файлы: 1 файл

шк. олигопед.все отв..docx

— 173.27 Кб (Скачать файл)

Ребенку с ИН н. испытывать со стороны окружающих пост.воздействие ряда, факторов, позволяющих ему норм-о развиваться и достигать необх. уровня в развитии. Процесс социализации ребенка с легкой ИН протекает на ограниченной интеллект. основе, что требует спец. коррекционно-пед. подхода. Главный акцент д. делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определенной системы ценностей, сколько на создании опред. условий для его социализации.

Изменение подходов к реализации коррекционно-образовательного процесса во вспомогательной школе, направленное на его большую социальную ориентированность, ведется уже довольно давно, что находит отражение прежде всего в обновлении содержания учебного материала и совершенствовании методов обучения. Вместе с тем, несмотря на огромные усилия ученых и практиков, проблема недостаточно эффективной социализации и социальной адаптации учащихся и выпускников вспомогательной школы продолжает существовать. Выход из этой ситуации видится в смещении акцентов при реализации образовательного процесса с формирования знаний, умений и навыков на создание условий для развития ученика с интеллектуальной недостаточностью и самостоятельного приобретения им жизненной компетенции.

Возможность повышения социализированности детей с интеллектуальной недостаточностью видится в получении образования такими детьми в условиях интегрированного обучения и воспитания. Весь период школьного обучения является для каждого ребенка, и для ребенка с интеллектуальной недостаточностью в частности, синзитивным по отношению к овладению социальным опытом. Вследствие этого первостепенная задача учебного заведения, в котором получает образование ребенок с нарушением интеллекта, состоит в создании условий для максимально возможного приобретения таким ребенком социального опыта, и прежде всего опыта конструктивных межличностных взаимоотношений. Потенциалом же для создания таких условий в гораздо большей степени обладает общеобразовательная, чем вспомогательная, школа.

Задача коррекционного обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью состоит в том, чтобы в процессе школьного обучения включить таких детей в как можно большее количество различных проблемных ситуаций, с которыми им придется столкнуться в самостоятельной жизни. При обучении во вспомогательной школе социальный опыт передается детям с интеллектуальной недостаточностью почти исключительно в процессе организованной учебной и внеклассной деятельности и преимущественно от учителя ученикам. При интегрированном обучении и воспитании, кроме традиционного пути передачи знаний от учителя к ученикам, более интенсивному формированию жизненного опыта детей с интеллектуальной недостаточностью способствует их включение во взаимодействие с более развитыми сверстниками и иная, более активная роль родителей в процессе воспитания своих детей.

Цель коррекционного обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью заключается в их подготовке в соответствии с возможностями и интересами к активной самостоятельной, полезной социальной жизни, в которой они должны чувствовать себя полноценными членами общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Носители содержания  спец. образ.: особ-сти образов. стандартов, уч. планов, уч.прогр. и учебников для уча-ся с ИН.Характ-ка документов, определяющих сод-ие обра./Содержание образ-я отражается в уч. планах, уч. программах, учебниках и уч. пособиях. Уч. планы и уч. прогр. разрабатываются на основе образовательных стандартов, кот.определяют обязат. минимум содержания  спец. образования, оптим. объем учебной нагрузки, сроки обуч. и содержат требования к уровню подготовки выпускников с учетом их соц. адаптированности (Кодекс).

Уч. план является осн. гос. документом  и определяет порядок организации образовател.процесса во вспом. школах (школах-интернатах), спец.классах, классах интегр.об. и в.  Уч. планы  для уч-ся 1-го и 2-го отд. имеют свое содержание, кот. соответствует целям обуч. и особенностям психофизического р-тия учащихся. Критерием выбора содержания обучении для учащихся с умеренной и тяжелой ИН выступает его «полезность» для ученика(«Элементы грамоты и развитие речи», «Элементы арифметики», «Соц. адаптация», «Адаптивная физк-ра», «Труд. обуч.»).

 В стр-ре уч. плана - 2 части:- инвариативная часть, унифицированный гос. и коррек-ый компоненты;- вариативная часть – шк. комп-т.

Гос. компонент явл.обязательным во всех типах учрежд.образ. и вкл. уч. предметы и кол-о часов на их изучение. Коррекц-ный комп. предусматривает систему работы, кот. напр-а на преодоление отклонений в физич. и псих-м р-тии. Содержание корр-ного комп-а для учеников с ум.и тяж. ИН строго не определено и проводится в соответствии от характера нарушения, с учетом возм-стей детей и м. предусматривать: раз-тие моторики, речи, соц.-эмоц-ное воспитание.Шк-й компонент обеспечивает вариативность и индивид. характер развития ре. с учетом условий, специфики и возможностей учреждения образования. Шк. комп. не явл. обязательным для всех учащихся.

Уч. программы разраб-тся на основе уч. планов и определяют содержание и объем ЗУНов по предметам  и  последовательность их изучения по годам. Программа  состоит из 2 частей: пояснительной записки; собственно содержания образования, кот. распред-тся по частям и раскрывается на основе содержательного, операционального, практического и контрольно-оценочного компонентов. Для учащихся 1-го отд-я предусмотрены двухуровневые уч. программы. Содержание программ первого уровня б.сложное и предназначено для детей с выс. уровнем познавательного раз-я, содержание же программ 2-го уровня определяется для детей с б.низкими познават-ми возможностями. Уч. прогр. для учащихся 2-го отд. имеют б. выраженную практическую и коррекц-ую направл-ть.

Учебники и уч. пособия - основной источник знаний и организации самостоят. работы учащихся, кот. конкретизируют уч. программы; методический ориентир для учителя.Функции уч-ков: мотивационная,  информационная, трансформационная, систематизирующая, интегрирующая, развивающе-воспитательная, контрольно-коррекционная.

Структура учебника вкл. 2 компонента:1. Текстовые комп.: тексты-описания, тексты-повеств-я, тексты-рассуждения.2. Внетекстовые, вспомог-ые комп.: - аппарат организации усвоения (вопросы, задания, таблицы, шрифтовые выделения);- аппарат ориентировки (предисловие, оглавление, примечания, указатели, нумерация страниц);- иллюстративный материал (рисунки, фото, планы, карты, схемы, графики).

Общепедагогические требованияк учебн.:- соответствие содержания уч. материала принципам научности, воспит-щего и разв-щего характера обучения, корр-ной направленности об-ия;- обеспечение подготовки уч-я к самост. приобретению знаний.Методические  требования:

- соответствие содержания  уч. материала познавательным возможностям и возрастным особенностям учащихся;- четкое структурирование и графическое выделение правил, выводов, положений;- краткость формулирования правил и выводов;- наглядная основа формирования знаний и рациональное использование  иллюстративного материала;- предварительное подробное инструктирование в виде плана, алгоритма, образца выполнения задания;- включение большого количества упражнений тренировочного характера с целью усвоения  и повторения учебного материала; заданий разной степени сложности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Особенности  реализации принципов об-ия в олиго-педагогике.

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Общие принципы обучения

Принцип воспитывающего и развивающего обучения выражает необходимость целенаправленно формировать у учащихся основы мировоззрения и нравственности, способствовать развитию личности каждого ребенка. В специальной (коррекционной) школе у учащихся воспитывают навыки правильного поведения, формируют нравственные представления нравственные чувства.

Принцип связи обучения с жизнью.Для детей с нарушением интеллекта очень важной является мотивация, понимание того, зачем нужны те или иные знания и как они могут использовать их в жизни.

Принцип научности и доступности в обучении предполагает учет возрастных и психофизических особенностей школьников в процессе привлечения их к научным знаниям. Содержание обучения в специальных (коррекционных) школах адаптировано с учетом возможностей детей рассматриваемой категории.

Принцип систематичности и последовательности является необходимым для формирования у учащихся целостной картины мира. При обучении школьников с нарушением интеллекта этот принцип приобретает особую значимость, так как известно, что представления и знания детей этой категории отрывочны, бессистемны, учащиеся затрудняются переносить их из одной ситуации в другую, новую, что делает невозможным их применение.

Принцип сознательности и активности в обучении имеет важное значение в обучении детей и подростков с нарушением интеллекта. Как показывают исследования, умственно отсталые дети поступают в школу со сформированными познавательными интересами, с непониманием значения своего учебного труда. Поэтому добиться от них сознательного усвоения учебного материала значительно труднее, чем от их сверстников с нормальным развитием.

Принцип наглядности в обучении.Принцип наглядности в обучении детей и подростков с нарушением интеллекта реализуется своеобразно. Это обусловлено их психофизическими особенностями и, прежде всего, особенностями восприятия, преобладанием конкретного мышления и ограниченной способностью к развитию абстрактного мышления.

Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.Учащиеся специальной (коррекционной) школы очень неоднородны по своим возможностям в усвоении программного материала. Основными причинами такой неоднородности являются полиморфность основного дефекта и различие сопутствующих нарушений, неодинаковость сохранных качеств, а также условий дошкольного и семейного воспитания.

Прочность усвоения знаний, умений и навыков. Сущность состоит в обеспечении учащихся пробными знаниями, умениями и навыками, т. е. такими, которые стали достоянием личности, которые учащиеся могут легко воспроизводить и использовать в своей учебной, а в дальнейшем и трудовой деятельности.Прочность знаний, умений и навыков достигается посредством повторения материала, специальных упражнений, применения  знаний на практике.

Специфические принципы обучения

- Принцип коррекционной направленности в обучении Данный принцип заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. Предполагает знание и учет структуры дефекта учащихся, опору на сохранные стороны психики и поведения, индивидуализацию содержания, темпа и сроков пропедевтического периода и обучения в целом.

- профессиональный характер трудового обучения.

- Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки.

- Принцип опоры на сохранные анализаторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Особен-сти  использования методов об-ия при работе с д-и с ИН.

Метод об-ия - способ упорядоченной взаимосвязанной деят-сти преподавателя и обучаемых, деят-сти, направленной на решение задач образования, восп-ия и раз-ия.При обучении учащихся с ИН используются методы и приемы об-я, принятые в массовой школе, а также нек. методы и приемы из др. областей дефектологии.Специфика использования методов:  1. В введении в состав методов специф. приемов;2. В специфическом сочетании приемов в составе метода (Н., для запоминания изучаемой буквы учителя используют приемы обводки букв, вырезанных из наждачной бумаги, согнутых из проволоки, складывание их из отдельных элементов, палочек, раскрашивание и т. п.);3. В специф. сочетании и последов-сти реализации методов (Н., одним учащимся справиться с пересказом помогает использование беседы и картинного плана, др. лучше рассказывают с опорой на словесный план, третьим нужно сочетание картинного плана, беседы по прочитанному, чтение отрывков из текста).

Выбор методов об-я определяется рядом условий: учёт принципов обучения, общих и конкретных целей и задач обучения, содержания и задач каждого конкретного предмета, возрастных и психофизических особенностей учащихся, материально-техническое оснащение и т.д.

Методы, используемые для сообщения новых знаний

Объяснение —подбирается небольшой по объему и доступный материал; изложение д. б. непродолжительным; возможно сочетание с практическими действиями с дидактическим материалом; использование иллюстративного материала; включение доп. разъясняющих моментов, кот. быв.необходимы в связи с конкретной ситуацией обучения.

Рассказ —д. б. небольшими по объему, содержать ограниченное кол-во новых сведений, достоверные и научно проверенные факты; Содержание д. раскрываться конкретно, по плану, с четким выделением существенных моментов, доступным языком, включать новые слова и термины. Эмоциональное и заинтересованное отношение учителя к сообщаемому, а также предусматривает связь рассказа с личным опытом ученика. Начать рассказ н. с какого-либо занимательно вопроса, факта Сведения н. подтверждать примерами, сопровождать наглядной демонст-й, прослушиванием звукозаписи, просмотром учебных кино и диафильмов.

Метод демонстрации. Демонстрироваться могут реальные объекты, работа механизмов, опыты, способы выполнения двигательных приемов, все виды учебно-наглядных пособий.

 

Методы, используемые для приобретения новых ЗУНов. Беседа —вопросно-ответный метод обучения. Наблюдение. Чтобы наблюдения были продуктивны, н.проведение спец. работы: необходимо руководить деятельностью шк-ов с пом. системы вопросов о внешнем облике объектов, характ-х признаках явлений, выделять существенное, сравнивать, делать выводы и обобщения.Работа с книгой .Школьники учатся работать вначале с учебником и обязательной учебной литературой, затем разн. справочной и худ. литературой.Игра. Дидактические игры во вспомогательной школе чаще всего применяются для закрепления и повторения пройденного, но иногда возможно их включение на этапе подготовки к усвоению нового материала. Они сочетаются с рассказом, беседой, объяснением учителя, наблюдениями, упражнениями. Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков. Лабораторно-практ.работы. Основная цель лабораторных работ в специальной школе - это развитие навыков самостоятельной работы учащихся и их наблюдательности. Практ. работы —предметная деятельность учащихся, связанная чаще всего с выработкой определенного умения. Самост. работа — это особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя, характеризуется большой активностью протекания познавательных процессов.Методы работы с техническими средствами обучения В ходе показа учитель с помощью вопросов и комментариев привлекает внимание детей к главному, важному материалу.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Олигопедагогика"