Шпаргалка по дисциплине "Олигопедагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 10:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Олигопедагогика".

Файлы: 1 файл

шк. олигопед.все отв..docx

— 173.27 Кб (Скачать файл)

 

5. Особенности  организации образоват. процесса в условиях интегрир.обучения и воспитания, на пунктах КПП.

Интегрированное об. и восп. — организация спец. образования, при которой обуч.и восп. осуществляются одновременно с лицами, не относящимися к лицам с ОПФР. В учрежд. дошк. образ., учрежд. об. ср. образования число лиц с ОПФР не д.составлять более 20% от общ. ч. обучающихся (Кодекс об обр.). Образовательный процесс для лиц с ИН носит коррекционную направленность; организуется на основе: учебного плана класса интегр-о об. и восп., который разрабатывается учреждением об. ср. образ-я на основе типового уч. плана ср. школы, а также в соответствии с нормативными предписаниями, указанными в Положении о спец. общеобразоват. школе, Положении о вспом. школе, на основе уч. плана 1-го отделения вспом. школы; учебных программ факультативных занятий; программ коррекционных занятий.

Наполняемость классов интег. об. и восп.не д. превышать 20 учащихся, из них: 3 учащихся с нарушениями однородного характера: ИН, неслышащие, незрячие, нарушения функций ОДА; или 5–6 учащихся с нарушениями однородного характера: слабослышащие, слабовидящие, ТНР, нарушения психического развития (трудности в обучении); или 3–4 учащихся с разными (не более двух) нарушениями развития.

Задачи деятельности классов:-освоение содержания образовательных программ спец. образования -исправление и (или) ослабление имеющихся физ. и (или) псих. нарушений;-обеспечение соц.-пед. поддержки обучающихся и оказания им псих. помощи;-создание спец. условий для получения спец. образования с учетом особенностей психофизич. развития.

Прием в классы осущ-тся на основании заключения гос. ЦКРОиР.На проведение кор-ых и учебных занятий выделяются учебные часы из расчета: 8 уч. ч. в нед. на 1-го уч-ся с легкой ИН. В I и II интегр. кл. уч. занятия по предметам «ИЗО», «Физ. культура», «Труд. обучение» провод-ся учителем со классом. Уч.-дефектолог проводит коррекц. и уч. занятия с детьми с ОПФР по остальным уч. предметам.

 В III-V интегр. кл. провод-ся уч. занятия со классом. Уч.-дефектолог, проводит уч. занятия по всем уч. предметам, за иск. «ИЗО», «Физ. культура», «Труд. обучение».Коррекц. и уч. занятия д. проводиться в отдельном помещении, отвечающем санит.-гиг. требованиям, оснащенном необх. ср-вами обучения, оборудованием и уч. литер-ой.

 В зависимости от  характера нарушения в ПКПП  м.б. созданы группы для обучающихся: с наруш. речи; слуха; зрения; трудностями в обучении. Наличие пункта в учр. образования не исключает открытие спец. класса или класса интегр. об. и восп.Система работы по оказанию КПП в пункте направлена на:-изучение индивидуально-типологических особенностей с целью определения оптимальных путей оказания им кор.-пед. помощи;-исправление или ослабление индив. нарушений р-тия, препятствующих успешному освоению содержания образовательных программ общ. ср. образ-я;-предупреждение возникновения вторичных нарушений психофизического р-ия;-формирование общих способностей к учебн. деят-сти;-повышение уровня интеллект. р-тия за счет р-тия психических процессов; -формирование позитивной мотивации к учебной деят-сти, р-тие способностей, функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения.

Занятия по оказанию КПП проводятся в отдельном помещении, пространство в котором рекомендуется организовывать с учетом потребностей обучающихся. Помещение пункта м. разделять на функциональные зоны: учебную, игровую, релаксационную, сенсорную; зону технических средств обучения; зону развития мелкой моторики и конструктивного праксиса; зону развития артикуляционной моторики и постановки звуков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Содержание, организация  и принципы кор. работы с детьми с ИН.

Под коррекцией недостатков психич. и физ. р-тия УО школьников понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближению р-тия к уровню развития норм. шк-ков.

Пед. приемы коррекц. работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы р-тия УО детей и позволяют формировать у них новые полож. качества. Результатом учебно-воспит. работы явл. овладение учащ-ся опред. объемом знаний, конкретных умений и навыков. В рез-те кор-ной работы формируются обобщенные учебные и трудовые умения, кот. отражают уровень самостоятельности учащихся при решении нов. учебных и учебно-труд. заданий.Опираясь на учение Л. С. Выготского о ведущей роли учения в развитии аномальных детей, было установлено, что кор. работа д. проводиться не на изолированных от учебн.программ спец. уроках, а во всем процессе обуч.и восп. учащихся вспомог. школ, путем использования спец. пед. приемов.Основными принципами подбора коррекц. упражнений являются:- опора на сохранные зоны развития;- организация многоканального восприятия информации ребенком;- организация полож.мотивации к упражнениям ребенка и родителей.- постепенное усложнение упражнений.

Образовательный процесс в спец. общеобразов. школах, вспом. школах, ЦКРОиР, в спец. классах, классах интегр. об. и восп.учреждений общ. ср.образ.организуется в соотв. с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образоват-х программ общего ср. образования с учетом особенностей, установленных статьей 268 Кодекса об обр., положениями о соотв. виде учреждения спец. образ., инструкцией о порядке создания спец. групп, групп и классов интегр. об. и восп., спец. классов и организации образоват. процесса в них.

Содержание образования отражается в уч. плане, уч. программе, учебниках, пособиях. Обуч. и восп. обучающихся с ИН взаимосвязаны и взаимодополняемы в коррекционно-образовательном процессе, протекающем в спец. образоват-х условиях, кот. вкл. в себя:

- наличие спец.программ (общеобр-ных и коррекционно-развивающих);

- учет особенностей р-тия каждого ребенка, индивидуальный подход, проявляющийся в особой организации кор.-пед. процесса, применение спец. методов и средств образования, компенсации и коррекции;

- адекватную среду жизнедеятельности;

- проведение кор.-пед. процесса спец. педагогами и психологическое сопровождение образовательного процесса спец. психологами;

- предоставление мед., психологических и соц. услуг.

7. Особенности  педагогического процесса с учащ. с ИН.

Пед. процесс –специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к преобразованию свойств и качеств воспитуемых (т.е. это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности).

Пед. процесс рассматривается как система и включает  обучение, воспитание и развитие, а в спец. школе – и коррекции. 

В п. процессе выделяются компоненты:- целевой, включающий целеполагание;- содержательный, отражающийся в документах, определяющих содержание образования;- деятельностный, обеспечивающий взаимодействие педагогов и учащихся, их сотрудничество; -  результативный, который отражает эффективность протекания пед. процесса, характеризует полученные изменения в соответствии с поставленной целью.

Особенности пед. процесса: личностно-ориентировочно направленный, субъективный характер(учитель-ученик это субъекты), практико- ориентировочная направленность, гумманизация процесса, соц-ый характер.

Теория обучения детей с ИН определяется на основе тех же закономерностей, что и дидактика массовой общеобраз. школы, но с учётом специф. особенностей познават. деят-сти и личности учащихся с УО.

В обучении реал-тся 3 функ.: образовательная, коррекц-но-развивающая, воспитывающая. Процесс об. имеет практико-ориентированный, просоциальн. характер с ориентацией на личность и его соц.-эмоц-ное раз-ие.

Общие и специф.особенности обучения в спец. общеобразов. школе

особенности обучения

описание особенности

1. Коррекционная направленность обучения

Содержание изучаемого материала, методы и приемы применяются не только для формирования и обогащения знаний  , но и направлены на исправление определенных недостатков психич. р-тия: восприятия, представлений, мышления, речи и др..

2. Практический   характер обучения

В процессе об-ия н. научить применять знания на практике, в дальнейшей профес-ой деят-сти и самост. жизни. используются спец. приемы: воспроизведение и актуализация знаний, необходимых для дальнейшего их усвоения; детальный анализ заданий; обучение пользоваться планом; осмысление способов и последов-сти выполнения заданий

3. Замедленность процесса обучения

Учащимся с ИН н. больше времени для восприятия и осознания инструкции или объяснения учителя, воспроизведения уч. материала, выполнения заданий-необходимость согласования темпа обучения шк-ков с замедленностью развития психических процессов.

4. Предметно-наглядная основа

 

5. Деятельностно-ориентир-ный  характер обучения.

Обуч. д. б. деятельным (или оперативным) и предполагает организацию и включение ребенка в разл.виды деят-сти: игровую, учебную, трудовую

6. Обучение «через упражнение»

большое место отводится упражнениям, закреплению умений и нав., автоматизации  функций. Для кажд. уч. предмета характерны определенные упраж., связанные со спецификой. Упраж. д. предлагаться в строгой последовательности  и предусм-ть повторяемость. 

7. Активная роль учителя в организации учебной деятельности учащихся

Особенности познавательной деят-и и личности определяют управление процессом обучения и организацию деят-ти учащихся, которая вкл.: постановку учебн. задачи и создание условий для ее выполнения.  

8. Стимулирование познавательной активности и формирование положительной мотивации учения.

Приемы активизации познавательной деят-ти:

- практ-я деят-сть в проц. усвоения знаний;

- создание разл. ситуаций проблемн хар-тера;

- осуществление межпредметных связей;

- формир-ние интеллектуальных умений, кот. отличаются разл. степенью обобщённости;

- актуализация и воспроизведение  знаний, необходимых для дальнейшего  усвоения.

Мотивы предпочтений старш. шк-ками с ИН учебных предметов и заданий:

- непосредственный познавательный  интерес к содержанию изучаемого на уроке;

- удовольствие от проц. выполн-ой работы;

- успеваемость по предметам;

- осознание необх-сти определ. шк. предмета для овладения буд. специальностью. 

С целью повышения мотивации учения рекомендуется, организуя педагогическое взаимодействие, включать школьников в деятельность при условии её личностной значимости и эмоциональной привлекательности.

9 . Концентричность построения материала.

Обучение учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости имеет более углубленную прикладную и социальную направленность, ориентируется на формирование жизненно значимых умений и навыков и постоянное расширение социальных связей.


Критериями качества обучения детей с особенностями психофизического развития, в том числе и детей с интеллектуальной недостаточностью выступают:

- обученность, характеризующая учебными достижениями, оценкой уровня знаний учащихся;

- соответствие обученности обучаемости;

- овладение обобщенными  общеучебными умениями и навыками.

Качество обучения предполагает постоянную и системную диагностику состояния всех звеньев учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Организация  образовательной среды для детей  с ИН. Образовательная среда - совокупность локальных сред, обеспечивающих ребенку познание и развитие, ее осн.элементами явл. средовые ресурсы, представленные в виде средовых влияний или средовых условий.

Любая образов. среда характеризуется границами,кот.определяются совокупностью локальных сред, в кот. функционирует ребенок; я - ситуация, семья, класс (группа), учрежд. образования, двор, микрорайон и др., при этом не столько их физич. показателями, сколько культ. уровнем.

Специальная организация развивающей, безбарьерной и адаптивной образ. среды для детей с ИН на основе специф. принципов ее проектирования и моделирования, с учетом биологических (тяжесть и время возникновения дефекта, сложная структура дефекта) и соц. факторов (семья, взрослые и дети, с кот. ребенок общается) явл. одним из условий успешности образовательн. интеграции.Образ. среда, адекватная возможностям и потребностям ребенка с ИН, способствующая профилактике ограничений, обусловленных психофизич. нарушениями, оказывает стимулирующее воздействие на продвижение детей в развитии, подготавливает учащихся к независимой и самостоятельной жизни. Составл-ми элементами образовательной среды выступают средовые ресурсы:

Предметные ресурс.об. среды. Обеспечивают установление интерактивного режима взаимодействия реб. со «средой обитания» и предст. собой опред-е окружение (школьный корпус, уч. помещения, шк.мебель, уч. оборудование, учебно-дидактические материалы, предметы быта и др.), кот.обеспечивает создание комфортных и безопасных условий пребывания ребенка в учр. образ. Предм. рес. д. отвечать  требованиям:- разнообразие;- доступность; - соответствие материалов опред. размеру, форме, цвету с учетом возраста, особенностей психического р-тия детей.

Пространствен. р. об. ср-предусматривают создание условий для свободного перемещения и ориентировки в микро- и макропространстве. Зоны:учебная; зона предметно-практической деятельности;игровая зона;

  • зона «живая природа»;зона релаксации

Организационно-смысловые р. обр. среды. -направлены на восстановление и укрепление здоровья, поддержание работоспособности, предупреждение переутомления учащихся и реализуются на основе систематического контроля со стороны мед. работников, педагогов и родителей.

Социально-психологическ. р. обр. среды. - обеспечивают удовлетворение потребностей субъектов образоват. среды в благопр-ом соц.-психолог-м климате на основе доверительного, доброжелательного общения и понимания друг друга, позитивного настроения и взаимного полож. оценивания.С целью развития самостоятельности ребенка рекомендуется обеспечивать ему освоение социального пространства и расширение границ жизненного пространства: установление социальных контактов, посещение представлений, праздников, спортивных мероприятий и по мере возможности участие в них.

Управление средообразоват-ной деят-тью обеспечивается спец.системой принципов. Пр. уважения потребностей ребенка.

Принцип уважения к мнению реб. - учитывать результаты наблюдений за деят-тью детей и мнение детей о том, к чему они проявляют склонности, какие виды активности предпочитают, какие места в школе кажутся им наиболее привлекательными и т. д.

Принцип функциональности среды Материалы и оборудование должны быть многофункциональными, вариативными и в случае необходимости легко перестраиваться из одних средовых комплексов в др. Дети сами, используя свои знания и умения, имеют возможность создавать для себя то окружение, которое им нужно в той или иной ситуации.

Принцип опережающего характера об-я. При подборе средовых ресурсов около 15 % из них должны быть ориентированы на детей старшего возраста (примерно на год).

Принцип динамичности. Ребенок постоянно изменяется, развивается, естественно, что его окружение не может быть застывшим и тоже требует изменений. Примерно один раз в два месяца рекомендуется заменять отдельные средовые ресурсы, перемещать их на новые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Проблема социализации  учащихся с ИН..Социализация - процесс соц-ного становления человека; усвоения индивидом опред-ой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность приемлемым для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком соц. опыта, через его включенность в определенные обществ. отношения, формы общения и виды деят-сти.

 Пр. социализации протекает под действием факторов:

1. Макрофакторы: общество, государство, экология, экономика.

2.  Мезофакторы: этнокультурные условия и тип поселения

3. Микрофакторы: ближайшая среда в кот. происходит р-тие реб. Они в разл. степени непосредст. или опосредованно влияют на кажд.  чел-а, сами динамично изменяются. Каж. чел.выступает и объектом, и субъектом

Социализация — процесс двусторонний, - индивид усваивает соц. опыт, ценности, нормы, установки, но и в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Олигопедагогика"