Шпаргалка по дисциплине "Олигопедагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 10:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Олигопедагогика".

Файлы: 1 файл

шк. олигопед.все отв..docx

— 173.27 Кб (Скачать файл)
  1. Олиго-педагогика как предметная область кор. педаг-ки. Объект, предмет и задачи/ОЛИГО-ПЕД -наука о воспитании и обучении детей с нарушениями интеллекта; один из разделов кор. (спец.) педагогики/

Совр.о-педагогика изучает особенности и закономерности развития УО детей, проявляющиеся под влиянием обучения, разрабатывает пед. классификацию, обеспечивающую возможности индивид. и дифференцированного подхода к УО детям, принципы и методы их воспитания, содержание общ.образования и труд. обучения шк-ков, частные методики преподавания учебн. предметов, систему и структуру спец. учрежд.В основе о-педагогики лежат те же источники, что и в общ. пед-ке. Поэтому своеобразие учебной и воспитательной работы с УО детьми, вытекающее из учета особенностей их развития, равно как и дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации уч. работы в школе, основные положения частных методик, следует рассматривать как закономерную конкретизацию общепедагог. принципов.Объектами о-педагогики явл-ся воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта.

О-педагогика как наука имеет свой предмет исследования. Ее предметом являются теория и практика обучения, воспитания и разви-тия, социальная, правовая адаптация и реабилитация, интеграция в социум школьников с нарушениями интеллекта. В системе коррекционного образования рассматриваются три подхода: обучение, воспитание и формирование личности на основе коррекции и компенсации имеющихся нарушений психофизического развития.

Предмет о-педагогики изменялся с учетом конкретной истор.формации и рассматривался с философских, культуроло-гических, экономических и политических взглядов общества.

Субъектом изучения является ребенок с УО.

Перед о-педагогикой как наукой стоят следующие задачи.

1. Разработка целей, задач, принципов, содержания обучения  и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.

2. Определение организационных  форм и условий обучения и  воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.

3. Разработка эффективных  методов, приемов и средств обучения  и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития.

4. Разработка путей педагогической  помощи молодежи и взрослым  с нарушением интеллекта. 

2. Социально-пед. характеристика детей с ИН./ При ИН Лёгкой степени (дебильность, F 70)обучаемость страдает явно, но эти дети м. получить общеобразовательную подготовку достаточную для самост. жизнедеятельности и достижений показателей соц. адаптации(т.е. доступное им математическая подготовка позволяет самост. выполнить счёт и вычисления в различных жизненных и труд. ситуациях; применять навыки чтения и письма, владеть самообслуживанием, бытовым трудом.) Им доступен ряд массовах профессий, они могут быть независимы в матер. плане. Для реализации этих возможностей необходимо специально организованное обучение и благоприятное социальное окружение.

Умеренная ст(F71).- это группа детей для которых характерно: мышление имеет конкретный характер, отличается тугоподвижность и слабая переключаемость мыслительных процессов. Словарный запас беден и связан с индив. опытом реб., характерна моторная недостаточность, дети медленно или с трудом обладают навыками самообслуж. Больш-во нуждаются в помощи и контроле в быту на протяж.всей жизни. Представления об окружении то же ограничены. Они обучаются по программе 2 отделения вспом. школы, что в первую очередь включает формирование представлений об окружающем мире, формирование элементарных бытовых умений и включение детей в социальное взаимодействие. Предметное обучение: элементарной грамоты, арифметики и развитие речи.

Тяжёлая ст. (F 72) – выявляется в ранние периоды развития ребёнка, для детей х-но позднее развитие, нарушены все стороны психики и выраженное недоразвитие двигательной сферы. Познавательные возможности нарушены,дети не способны к понятийному мышлению, развитие речи проходит на уровне фраз, слов и компенсируется мимикой и жестами поэтому обучение с детьми носит вербальный характер. Дети обучаются по программе  2 отделения ВШ или по индивидуальным программам. Обучение носит индивидуализированный х-р, обучение направлено на формирование жизненно необходимых умений и навыков. Эти дети нуждаются в сопровождении взрослых на протяжении всей жизни.

Глубокая ст. (F 73)- диагностика этих детей возможна на протяжении всей жизни. В дошкольном возрасте имеет место резкое нарушение статических и локомоторных функций. Во взрослом возрасте у них снижены пороги чувств резко нарушены все психические процессы. Им недоступно осмысление окружающего речь развивается крайне медленно или не развивается вообще. В большинстве случаев они малоподвижны и ведут лежачий образ жизни. Они могут научится обслуживать себя.

3. Система учрежд.спец.образования детей с ИН в РБ.

Учреждение спец.образования – учреждение образования, которое реализует образовательные программы спец. обр-я, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу проф. подготовки рабочих (Кодекс об образовании РБ).

Виды учреждений спец. обр. детей с ИН в РБ




 


 

 

 

 



 



 




 






 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Вспомог.школа как традиционный тип спец. учреждений обр.

Деятельность вспом. школы регулируется Положением о вспомогательной школе (школе-интернате), утвержденным постановлением Мин. Образования от 02.11.2011. Вспом. школа (всп. школа-интернат) — учреждение спец. образования, в кот. реализуются образоват. программа спец. образования на уровне общ.ср. образования для лиц с ИН, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в соц. опасном положении, создаются условия для гармоничного развития и социализации обучающихся, а также могут реализовываться образовательная программа спец. образования на ур.дошк. образования для лиц с ИН, образовательная программа доп.образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образов.программа проф. подготовки рабочих.Задачи:-формирование общетрудовых умений и навыков, полож. мотивации к труд.деят-сти через организацию трудового и проф.-трудового обуч.;-обеспечение образов-ого уровня в соответствии с треб-ми образоват. стандартов спец.о образования;-организация социально направленного образовательного процесса с целью оптимального развития учащихся с ИН;-формирование умений и навыков, позволяющих учащимся с ИН самостоятельно принимать решения в условиях учебного, личностного,социального, гражданского выбора;-создание необходимой коррекционно-развивающей образовательной среды для личностного, соци.-эмоц. раз-я учащихся с ИН, формирования их жизненной компетенции;-формирование личностных качеств учащихся с, способствующих реализации своих жизненных целей и интересов в соотнесении с правами, потребностями, целями окружающих людей, общества,государства;-оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение родителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития,-выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.

Вс. школа реализует учебные программы для учащихся с ИН, обеспечивает комплекс коррекционно-педагогических мер, осуществляет трудовое и профессионально-трудовое обучение в соответствии с возможностями учащихся и потребностями рынка труда. Вс. школа-интернат создает условия для круглосуточного пребывания учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Комплектование вс. школы  осуществляется на основании заключения гос.центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, согласия законного представителя ребенка с заключением ЦКРОиР.

Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении создаются классы:

для учащихся с легкой степенью ИН (1-е отделение);для учащихся с умеренной, тяжелой степенью ИН (2-е отделение).Наполняемость класса (группы) для учащихся:1-е отделение – 12 человек;2-е отделение – 6 человек ( п.13,статья 268 Кодекса).Вс. школа может иметь учебно-опытные участки (хозяйства), учебные мастерские и другие структурные подразделения. Могут создаваться 11-е (12-е)классы углубленной соц. и проф. подготовки при наличии необходимой учебно-матер. базы для профессионально-трудового обучения и возможности организации производственной практики. Также могут открываться группы продленного дня.

Образовательный процесс имеет коррекционную направленность и организуется в соответствии с познавательными возможностями учащихся с ИН в доступных и

разнообразных видах учебной и внеклассной деятельности, способствует формированию жизненной компетенции, социально значимых знаний и умений, необходимых им в повседневной жизни, навыков культурного и социального поведения, обеспечивает возможность интеграции и активного участия в жизнедеятельности общества. Коррекционная направленность реализуется на уроках по общеобразовательным предметам, коррекционных занятиях, во внеклассной работе, а также  в форме индивидуальных, групповых, фронтальных занятий.

Сроки получения образования учащимися с ИН составляют:для учащихся, обучающихся на 1-м отделении, – 10 лет;, обучающихся на 2-м отделении – 9 лет.

Получение образования учащимися с ИН,обучающимися на 1-м отделении,

сопровождается текущей и промежуточной аттестацией и завершается итоговой

аттестацией, выпускным экзаменом по трудовому обучению.Получение образования учащимися,обучающимися на 2-м отделении,сопровождается текущей аттестацией, которая строится на содержательно-оценочной основе без использования отметки.

 

 

 

4. Организация и содержание кор.-пед. работы в ЦКРОиР, на дому.

Положение о ЦКРОиР утверждено Мин.Образования 16.08.2011.

ЦКРОиР - учреждение спец.образования, в к. реализуются образовательная программа спец. образования на уровне дошк., общего среднего образования для лиц с ИН, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в соц. опасном положении, а также м. реализовываться образовательная прогр. доп. образования детей и молодежи, прогр.воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении( Кодекс об образовании).

ЦКРОиР обеспечивает: организацию питания для обучающихся с тяж.и (или) множ.и физ. и (или) психич. нарушениями; охрану здоровья обучающихся с ОПФР; подвоз на спец. оборудованном трансп.

ЦКРОиР решает задачи:-своевременное выявление лиц с ОПФР и их ПМП обследование;-реализация образовательной прогр. спец. - реализация программ ранней комплексной помощи;-охрана, защита и укрепление физ. и психическ. здоровья обуч., проведение оздоровительных мероприятий;-соц. реабилитация, формирование и развитие необх.умений и способностей для макс. возможной самост. жизни;-создание и ведение гос. ЦКРОиР банка данных о детях с ОПФР;-соц.-пед. поддержка и психолог. помощь обучающимся, их законным представителям;- консультирование обучающихся, их законных представителей, пед. работников;- информационно-просветительская деятельность с целью формирования позитивного обществ. мнения и толерантного отнош. к лицам с ОПФР.

.ЦКРОиР - функции:-организует образовательный процесс;-осуществляет диагностическую деятельность;-оказывает кор.-пед. помощь лицам с ОПФР и осуществляет работу по социальной реабилитации таких лиц;-оказывает раннюю комплексную помощь;-осуществляет консультативную и методическую деятельность;-оказывает соц.-пед. поддержку и психологическую помощь лицам с ОПФР и их законным представителям;-проводит эксперимента. и инновационную деятельность;-организует обуч. и восп. лиц, кот. по мед.показаниям рекомендовано получение спец.о образ. на дому.

Целью диагностической деятельности гос. ЦКРОиР явл. своевр. выявление детей с ОПФР и их индивид. потребностей в получении образования путем проведения ПМП обследования. Для этого создается ПМПК,кот. составляет заключение ЦКРОиР, содержащее: описание структуры и степени тяжести физ. и (или) псих. нарушения; рекомендации об обуч. и восп. по образова. программам спец. образования, оказании корр.-пед. помощи или о создании ему спец. условий для получения проф.-технического, среднего спец., высшего или доп. образования.

Образовательный процесс в ЦКРОиР организуется в режиме 5-дневной учебной недели. Время пребывания м.сост. от 6 до 8 часов, 9 - 10,5 часа, 12 часов.Образов. процесс на уровне дошк. образования осуществляют уч.-дефектолог и восп. в соответствии с уч. планом ЦКРОиР. В первый класс ЦКРОиР приним. дети, которым на 1 сент. исполнилось 8 л.. Коррекц-е занятия по уч. плану проводит учитель с группой или индивид. по отд. расписанию. Для проведения кор-х занятий класс делится на группы при наполняемости класса не менее 4 учащихся. Группы формир-ся с учетом возраста учащихся, характера и степ. тяжести имеющихся физ. и (или) псих. нарушений.Срок получения образования -9 лет.Выпускник получает свидетельство о спец. образ.ЦКРОиР оказывает коррекционно-педагогическую помощь лицам, имеющим стойкие или временные трудности в усвоении содержания образовательной программы дошк. образования, образов-х программ общ. ср. образ-я. Она оказывается учителем-дефект. в форме кор-х занятий индивид., с группой или подгр. лиц. Наполняемость группы - 5 - 6 ч., подгруппы - 2 - 3 ч. Периодичность посещения занятий - 2 - 3 р/нед. В ЦКРОиР осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет. Она включает выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье или ЦКРОиР.Ст. 271. Кодекс об образовании. Получение специального образования на дому Для лиц с ОПФР, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения специального образования на дому. Образовательный процесс организуется гос. учреждением образования по месту жительства или гос. учреждением образования, в котором оно обучалось до возникновения мед. показаний для получения специального образования на дому. Решение о получении спец. образования на дому принимается отделом образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства  лица с ОПФР на основании его заявления (законного представителя несовершеннолетнего) и заключения государственного ЦКРОиР. Порядок организации получения специального образования на дому определяется Мин. образования РБ по согласованию с Мин. здравоохранения РБ.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Олигопедагогика"