Шпаргалка по дисциплине "Микроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:49, шпаргалка

Описание работы

РАбота содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Микроэкономика".

Файлы: 1 файл

Шпоры по микроэкономике 2.doc

— 2.25 Мб (Скачать файл)


1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах .Зарождение экономических знаний относится к глубокой древности. Как только человек стал использовать природные ресурсы, он начал задумываться об их рациональном применении. Экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе. Поэтому точно определить ее первые проявления невозможно. Своего рода памятниками экономической мысли являются своды законов и сочинения мыслителей Древнего Востока (XXII-XVII1 вв. до н.э.) по различным сферам общественной жизни, воплотившиеся в текстах древнеегипетских папирусов, в каменной клинописи законов вавилонского царя Хаммурапи (XVI11 в. до н.э.), в древнеиндийских ведах -- сборниках религиозных гимнов (на рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры). В них получила отражение специфика социально-классовых отношений древневосточных обществ: проблемы рабства, значения и судеб общины, соотношения натурального и товарного хозяйства; представления о роли государства в хозяйственной жизни и др.

В экономических взглядах Древней Индии, в частности, в «Законах Ману» (IV в. до н.э.) регламентировались вопросы хозяйственной жизни, а в более поздних трактатах брахманов описывались правила найма, купли-продажи, ценообразования; отмечается существование общественного разделения труда; ставится вопрос о делении людей на касты, об отношениях господства и подчинения.

В Древнем Китае (VI--IV в. до н.э.) Конфуций (551--479 гг. до н.э.) в своих работах различал умственный и физический труд, причем первый считал уделом «высших» слоев, а второй -- «простолюдинов», прежде всего рабов. Другой китайский философ Сюнь Цзы (III в. до н.э.) утверждал, что все люди равны от рождения, что люди из народа должны иметь право частной собственности, призывал к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Исходные пункты современной экономической науки как осознанно сформированной системы научных понятий возникают в V--IV вв. до н.э. в Древней Греции. Здесь исследуются важные аспекты соотношения между собственностью и трудом, закладываются основы изучения рынка, выдвигается идея о полезности как основе ценности хозяйственных благ, их обмене как эквивалентов и др. В сочинениях Ксенофонта, Платона, Аристотеля были сделаны первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества. Именно поэтому их по праву можно считать первыми экономистами. В частности, Ксенофонту (430--355 гг. до н.э.) принадлежит работа «Экономия». Уже тогда экономическая мысль приблизилась к пониманию предмета экономической науки, как науки о законах, управляющих хозяйством. Платон (427--347 гг. до н.э.) выдвинул идею ограничения частной собственности, выявив взаимосвязь между разделением труда, обменом и размерами рынка. Аристотель (384--322 гг. до н.э.), анализируя товарно-денежные отношения, обосновывал необходимость правильного обмена хозяйственных благ как обмена эквивалентов, высказывал соображения о происхождении и функциях денег, о полезности как основе ценности хозяйственных благ и др.

Продолжением экономической мысли Древней Греции стали экономические взгляды мыслителей Древнего Рима: Катона Старшего (234 - 149 гг. до н.э.), Варрона (116-27 гг. до н.э.), братьев Гракли (11 в. до н.э.), Калумеллы (I в. до н.э.), Сенеки (4--65 гг.) и др. Они также рассматривали проблемы рабовладения, рациональной организации рабовладельческого хозяйства, земельной собственности, В высказываниях некоторых мыслителей того времени уже получили отражение начало упадка и разложения рабовладения. Например, Сенека выступил с осуждением рабства, заявлял, что все люди по природе равны.

Мыслители античности не создали законченной системы экономических взглядов, но в их исследованиях содержатся многочисленные догадки, которые повлияли на дальнейшее развитие экономической мысли.

В Средневековье экономические воззрения в значительной степени сохраняют преемственность древней эпохи. На Востоке заслуживают внимания идеи известного арабского мыслителя Ибн-Хальдуна (1332-1406), В его работе «Теория общественного прогресса» защищается незыблемость сословной дифференциации общества, эволюцию которого он делил на «примитивность» и «цивилизацию». Материальной основой смены этих этапов он считал создание избыточного продукта. В его представлении, господство одних людей над другими связано с присвоением избыточного продукта.

В Западной Европе Средневековье охватывает период господства феодального способа производства (конец V-XV вв.). В это время экономические идеи в основном приобрели отпечаток религиозно-богословского характера. Но даже в тех условиях можно говорить об определенном развитии экономической теории и практики. Именно тогда закладываются основы современного банковского дела, ростовщичества, денежного обращения, акционерного капитала и других важных экономических категорий.

Представления об экономической мысли средневековой Европы дают варварские «правды», и прежде всего «Саллическая правда», которая содержит хозяйственные и правовые рекомендации для германских племен. Из средневековых мыслителей особо выделяется богослов Фома Аквинский (1225--1274). В его трактате «Сумма теологии» рассматриваются проблема собственности и «справедливой цены». Он утверждал, что верховным собственником всех вещей является бог, а людям принадлежит только владение ими. Одновременно активно защищал незыблемость частной феодальной собственности. Ратуя за натуральное хозяйство, вместе с тем, большое внимание уделял характеристике товарного производства. При этом центральным вопросом считал проблему «справедливой цены». По его мнению, справедливой является такая цена, которая возмещает затраты продавца и обеспечивает ему некоторый доход, необходимый для приобретения средств существования. Основанием обмена является равенство пользы обмениваемых вещей. Осуждал торговлю и ростовщичество с целью получения барыша, признавал необходимость денег как меры стоимости и средства обращения. Эта идея поддерживалась и развивалась многими мыслителями Средневековья.

Подводя итоги предыстории экономической теории, отметим, что в этот период отчетливо проявились две стороны экономических воззрений: анализ реального содержания экономических категорий и неразрывная связь экономических взглядов с социальной жизнью общества.

Действительная история экономической науки началась с того момента, когда стало складываться системное знание об экономических явлениях. Это произошло в процессе разложения феодальных и формирования капиталистических производственных отношений -- в XV-- XVII вв. систематизация экономических знаний в науку в первую очередь связана с появлением меркантилизма.

 

2. Систематизация экономических знаний. Первые теоретические системы. Первыми достойный вклад в развитие политической экономии внесли меркантилисты, считавшие, что общественное богатство прирастает в сфере обращения - торговле.

Меркантилисты выделили две экономические проблемы:

1) внешней торговли и торгового баланса страны;

2) природы денег и уровня процента. По мнению меркантилистов, богатство страны связано с максимальным накоплением золота и серебра посредством эффективной внешней торговли, т.е. превышения вывоза товаров из страны над их ввозом в страну. Они считали естественным свойством благородных металлов быть деньгами. Отсюда и их ошибочное представление о том, что товары имеют стоимость постольку, поскольку обмениваются на золото и серебро. А, следовательно, величина стоимости товара зависит от того, сколько благородного металла могут дать за него.

Антуан де Монкретьен (1575-1621) считается одним из самых талантливых представителей меркантилизма. Именно он впервые употребил термин "политическая экономия". Отдавая дань значению торговли, прибыли как цели любых ремесел, значению золота для могущества государства, он все же сумел вникнуть в экономические проблемы глубже, чем его современники. Меркантилизм владел умами людей почти два с половиной столетия. Первый этап его развития пришелся на XVI - первую половину XVII в., когда формировались основные постулаты меркантилистов, а именно:

1) золото, серебро, в целом "сокровища" представляют собой богатство общества;

2) внешняя торговля должна служить средством притока золота в страну, с этой целью, товары нужно продавать подороже, а покупать - подешевле;

3) заработная плата должна быть на невысоком уровне с целью повышения прибылей торговцев и производителей.

По существу, меркантилисты первыми сформулировали учение о торговом балансе страны и о том, что он должен быть активным.

Поздние меркантилисты, по сути, ими были весьма относительно. У. Петти (1623-1687) впервые сформулировал понятие естественной цены, под которой подразумевал стоимость товара, определяемую затратами труда. Труд есть отец всякого богатства, а земля - его мать. Таким образом, в своей главной экономической идее У. Петти уже опровергает основной тезис меркантилизма - прирост богатства в сфере торговли. Джон Локк (1632-1704) пытался примерить непримиримое, утверждая, что главным средством увеличения богатства является внешняя торговля, а главным источником его - труд.

Таким образом, идея меркантилизма в наиболее общей форме сводится "в экономической политике - к всемирному накоплению драгоценных металлов в стране и в государственной казне; в теории - к поискам экономических закономерностей в сфере обращения".

Главной заслугой меркантилистов было то, что они осуществили первую попытку осмысления общеэкономических задач на уровне всей национальной экономики. Попытка не совсем удалась, но послужила отправной точкой для следующей волны экономистов - физиократов.

Физиократы по сравнению с меркантилистами сделали громадный шаг вперед в развитии экономической науки. Они перенесли проблему происхождения богатства из сферы обращения в сферу производства. Обоснование такого переноса было поразительно убедительным для того времени. Франсуа Кенэ (1694-1774), "отец" физиократов, вывел его из принципа эквивалентности обмена. Поскольку обмениваться могут только равновеликие стоимости, значит "обмен или торговля не порождают богатств, совершение обмена ничего, стало быть, не производит". А раз это так, то источник богатства надо искать вне сферы обращения, т.е. в производстве. По его мнению, деньги выполняют только функцию средства обращения.

И хотя физиократы считали, что единственная сфера производства, где создается национальное богатство, - это сельское хозяйство, а единственной формой прибавочной стоимости признавали земельную ренту, их вклад в развитие экономической науки оказался весьма значительным.

А.Р.Ж. Тюрго усовершенствовал классовую структуру общества, разделив класс ремесленников-производителей на предпринимателей и наемных рабочих, и такое деление определяет бережливостью и старательностью одних и расточительностью других. Предвосхищая Т. Мальтуса, А. Тюрго утверждал, что заработная плата рабочих естественно тяготеет к своему минимуму в результате конкуренции между рабочими в условиях перманентного превышения предложения труда над спросом на него.

А. Тюрго впервые отчетливо разделяет промышленную и торговую прибыль. Он писал, что в основе обмена лежит потребность товаровладельцев в товарах друг друга. Именно поэтому и уравнивает ценность обмениваемых благ.

Вклад физиократов в развитие экономической науки в целом можно определить следующими четко сформулированными:

1) богатство создается не в сфере обращения, а в сфере производства;

2) функции государства в экономике должны быть ограничены;

3) воспроизводство представляется как сатирическое равновесие;

4) необходима свободная торговля;

5) налогообложение должно быть прямым.

Меркантилисты и физиократы подготовили переход экономической науки к ее расцвету, когда она, по существу, не только сформировалась как единая, целостная наука, но и ответила практически на все вопросы, поставленные быстро прогрессирующим капиталистическим способом производства. Наступила эпоха классической «Классическое - означает определение экономических категорий и выведение законов из объективной реальности, из практики нашей жизни. Результаты анализа классической политической экономии как обобщения хозяйственной практики постоянно проверяются и подтверждаются. Это категории и выводы, которые всегда актуальны и помогают разбираться в сложной социально-экономической действительности последующим поколениям экономистов».

Зачинателем классической политэкономии выступил английский меркантилист У. Петти. Он впервые, еще в 1662 г., ясно и недвусмысленно заявил, что источником всякого богатства является труд. Так экономическая мысль заново открывает забытую идею Аристотеля. В то же время У. Петти различал две стороны цены: одна, постоянно меняющаяся в зависимости от рыночной конъюнктуры, - рыночная цена и другая - естественная, не меняющаяся уже после производства, - стоимость товара.

У. Петти соединял в себе две ипостаси: меркантилиста и классика политической экономии. Заслуга его - и в определении земли как особого товара, не являющегося продуктом труда. Следовательно, цена земли должна определяться доходом, который она приносит, т.е. рентой.

Особое место в развитии экономической науки принадлежит Адаму Смиту (1723-1790), выдающемуся английскому экономисту, классику политической экономии. Особое место А. Смита в экономической науке определяется уже тем, что он впервые изложил экономическую теорию как целостную науку, во взаимосвязи всех ее элементов.

Разрабатывая экономическую теорию в целом и опираясь на трудовую теорию стоимости, А. Смит открывает две стороны товара: стоимость и потребительскую стоимость (полезность) и указывает на различия между ними. Важным шагом в развитии теории стоимости было ограничение им простого и сложного труда, а, следовательно, определение основы сопоставимости, соизмеримости различных форм труда. По его мнению, в обмене человека интересует не то, сколько стоит покупаемый товар, а то, сколько можно сэкономить собственного труда.

А. Смит определил, говоря современным языком, институциональные, объективные и субъективные условия эффективного развития рыночной системы. По А. Смиту, этих условий вполне достаточно для существования рынка:

1. Государство должно гарантировать неприкосновенность собственности как своей, так и, особенно, граждан;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Микроэкономика"