Образ птицы в русской лирике конца XVIII первой половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 11:48, отчет по практике

Описание работы

Основными целями и задачами преддипломной практики являются:
- Закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения;
- Овладение профессионально – практическими умениями, производственными навыками и передовыми методами организации труда;
- Овладение нормами профессии в мотивационной сфере, овладение основами профессии, усвоение методологии и технологии решения профессиональных задач;

Содержание работы

Введение

Основная часть

Заключение

Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Отчет по практике Рахматуллина АМ.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

Итоги размышлений по поводу своей исторической родины, а также о несбыточной мечте побывать там, легли в основу стихотворения под названием «Желание»:

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

Лермонтов, как и его собрат по перу – Александр Сергеевич Пушкин, в своем стихотворении прибегает к образу птицы, которая и для него ассоциируется с символом свободы и легкости, птицы, парящей над небом, полностью отданной самой себе, так горячо любящей волю и независимость. Поэт мечтает оказаться на месте ворона, чтобы таким же образом, паря над небом, помчаться в свою далекую родину:

На запад, на запад помчался бы я,

Где цветут моих предков поля,

Где в замке пустом, на туманных горах,

Их забвенный покоится прах.

Последнее четверостишье  говорит о невозможности поэта осуществить свое желание   побывать на исторической родине:

Последний потомок отважных бойцов

Увядает средь чуждых снегов;

Я здесь был рожден, но нездешний душой…

О! зачем я не ворон степной?

Лермонтов отмечает, что ему довелось родиться в России, но он «нездешний душой», и это ощущение вызывает в душе поэта смятение, смешанное с тоской.

Можно прийти к выводу о том, что образу птицы в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова отведено небольшое значение, но представленный анализ показал, что для поэта, как и для его «коллеги» Пушкина, это животное несет в себе символ свободы, воли и независимости. Мечта Лермонтова о перевоплощении в птицу, для того, чтобы полететь в родные земли Шотландии, в скором времени забудется, появятся совсем другие оттенки и мотивы. На смену юношеским мечтам придут вполне достижимые и осязаемые желания, одним из которых будет преданное служение своей родине: мифической Шотландии, а России, которую автор по-настоящему любит.

 В последний день был закончен  отчет по преддипломной практике  и получена характеристика у руководителя от базы практики. Также была написана статья для конференции «Первые шаги в науку третьего тысячелетия».

 

 

 

Заключение

Таким образом, после прохождения преддипломной практики в администрации го Г. Г.Нефтекамск республики Башкортостан, были закреплены знания и умения, полученные в процессе обучения в НФ БашГУ по всему курсу  специальности «Русская филология». Также был получен опыт работы, необходимый в самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности, приобретены навыки работы в области документооборота архивного сектора, а также при работе с клиентами, осуществляющими запрос с пенсионного фонда. Был получен большой опыт по работе с интернет – ресурсами и электронной базой администрации города. Помимо этого работа проводилась и в библиотечной системе города Нефтекамск, с которой администрация активно и тесно сотрудничает. Параллельно был осуществлен сбор информации для дипломной работы, в ходе которой были собраны данные об образе птицы в русской лирике первой половины XIX века. При работе в архивном секторе администрации особых трудностей не возникало, за исключением первой недели практики, когда приходилось погружаться в курс дел данного отдела, а также быстро, правильно и незамедлительно выполнять все требования и задачи, поставленные руководителем от базы практики в течение 5 недель обучения. Возникали заминки при работе с клиентами: много времени уходило на объяснение того, как правильно заполнять заявление о запросе будущей заработной платы для пенсионного фонда, некоторые из заявлений заполнялись с ошибками, что приводило к затруднению поиска информации о данном клиенте в архивохранилище. Но, в целом, со всеми трудностями удалось справиться, благодаря поддержке и помощи руководителя от базы практики Калеевой Лидии Владимировне.  Будущие выпускники, нынешний 4 курс, может без сомнения пойти на преддипломную практику в администрацию города, там работают замечательные и дружелюбные специалисты, которые помогут и объяснят то, что непонятно, а также архивный отдел обладает богатой библиотекой  и интернет – ресурсами, что немаловажно при написании дипломной работы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Книги

  1. Благой, Д.Д. Александр Сергеевич Пушкин. Полное собрание сочинений / Д.Д. Благой – М. : Просвещение, 1960. – 149 с.
  2. Воробьева, Г.Е. Литературоведение / Г.Е. Воробьева – М. : Просвещение, 2011. – 232 с.
  3. Гуляев, Н.А. Теория литературы / Н.А. Гуляев – М. : Просвещение, 1985. – 257 с.
  4. Жарникова, С.В. Образы птиц в русской народной традиции / С.С. Жарникова – М.: Лабиринт, 2009. – 107 с.
  5. Конник М.В. Михаил Юрьевич Лермонтов. Полное собрание сочинений / М.В. Конник – М. : Просвещение, 1957. – 98 с.
  6. Телицын В.Л. Символы, знаки, эмблемы / В.Л. Телицын – М. : Лабиринт, 2005. – 115 с.
  7. Николаев, А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / А. И. Николаев. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 296 с.
  8. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М. : Академия, 2002. – 142 с.

 

Материалы из сети Интернет

 

  1. Портал рефератов [Электронный ресурс]. – электрон.дан. URL : https://www.google.comwww. Stihilove.ru (дата обращения 16.02.14). – Загл. с экрана.
  2. Краткий словарь по символике [Электронный ресурс]. – электрон.дан. URL http://www.russianlectures.ru (дата обращения 12.03.14). – Загл. с экрана.
  3. Литературный глоссарий [Электронный ресурс]. – электрон.дан. URL : http://www.bukinistu.ru/hudozhestvennyiy-obraz.html (дата обращения 19.02.14). – Загл. с экрана.
  4. Экономические стратегии [Электронный ресурс]. – электрон.дан. URL: http://www.imli.ru/structure/theory/projects.php (дата обращения 22.02.14). – Загл. с экрана.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА

 

Стихотворения Г.Р.Державина

« Соловей»

На холме, сквозь зеленой рощи,

При блеске светлого ручья,

Под кровом тихой майской нощи,

Вдали я слышу соловья.

По ветрам легким, благовонным

То свист его, то звон летит,

То, шумом заглушаем водным,

Вздыханьем сладостным томит.

 

Певец весенних дней пернатый,

Любви, свободы и утех!

Твой глас отрывный, перекаты

От грома к нежности, от нег

Ко плескам, трескам и перунам,

Средь поздних, ранних красных зарь,

Раздавшись неба по лазурям,

В безмолвие приводят тварь.

 

Молчит пустыня, изумленна,

И ловит гром твой жадный слух,

На крыльях эха раздробленна

Пленяет песнь твоя всех дух.

Тобой цветущий дол смеется,

Дремучий лес пускает гул;

Река бегущая чуть льется,

Стоящий холм чело нагнул.

 

И, свесясь со скалы кремнистой,

Густокудрява мрачна ель

Напев твой яркий, голосистый

И рассыпную звонку трель,

Как очарованна, внимает.

Не смеет двигнуться луна

И свет свой слабо ниспускает;

Восторга мысль моя полна!

 

Какая громкость, живность, ясность

В созвучном пении твоем,

Стремительность, приятность, каткость

Между колен и перемен!

 

Ты щёлкаешь, крутишь, поводишь,

Журчишь и станешь в голосах;

В забвенье души ты приводишь

И отзываешься в сердцах.

 

О! если бы одну природу

С тобою взял я в образец,

Воспел богов, любовь, свободу, —

Какой бы славный был певец!

В моих бы песнях жар, и сила,

И чувствы были вместо слов;

Картину, мысль и жизнь явила

Гармония моих стихов.

 

Тогда б, подобно Тимотею,

В шатре персидском я возлег,

И сладкой лирою моею

Царево сердце двигать мог:

То, вспламеня любовной страстью,

К Таисе бы его склонял;

То, возбудя грозой, напастью,

Копье ему на брань вручал.

 

Тогда бы я между прудами

На мягку мураву воссел,

И арфы с тихими струнами

Приятность сельской жизни пел;

Тогда бы нимфа мне внимала,

Боясь в зерцало вод взглянуть;

Сквозь дымку бы едва дышала

Ее высока, нежна грудь.

 

Иль, храбрых россиян делами

Пленясь бы, духом возлегал,

Героев полк над облаками

В сияньи звезд я созерцал;

О! коль бы их воспел я сладко,

Гремя поэзией моей

Отважно, быстро, плавно, кратко,

Как ты, — о дивный соловей!

 

«Соловей во сне»

Я на холме спал высоком,

Слышал глас твой, соловей,

Даже в самом сне глубоком

Внятен был душе моей:

То звучал, то отдавался,

То стенал, то усмехался

В слухе издалече он;

И в объятиях Калисты

Песни, вздохи, клики, свисты

Услаждали сладкий сон.

Если по моей кончине,

В скучном, бесконечном сне,

Ах! не будут так, как ныне,

Эти песни слышны мне;

И веселья, и забавы,

Плясок, ликов, звуков славы

Не услышу больше я, —

Стану ж жизнью наслаждаться,

Чаще с милой целоваться,

Слушать песни соловья.

 

«Пеночка»

Пеночка! как ты проснешься,

Вспрянешь, взглянешь, встрепенешься,

Носик, шейку оботрешь, —

Про кого ты запоешь?

Запоешь про солнце красно,

Запоешь ты про зарю,

И как верно, нежно, страстно

Мной ты, — я тобой горю.

Пой, создание любезно!

Как взаимно страстью нежно

Млеет сердце, чувства, кровь,

Как сладка, сладка любовь!

Как отрадно утешенье

С тем, кто мил, всечасно быть;

Как приятно восхищенье

Быть любиму и любить!

 

«Ласточка»

О домовитая ласточка!

О милосизая птичка!

Грудь краснобела, касаточка,

Летняя гостья, певичка!

Ты часто по кровлям щебечешь,

Над гнездышком сидя, поешь,

Крылышками движешь, трепещешь,

Колокольчиком в горлышке бьешь.

Ты часто по воздуху вьешься,

В нем смелые круги даешь;

Иль стелешься долу, несешься,

Иль в небе простряся плывешь.

Ты часто во зеркале водном

Под рдяной играешь зарей,

На зыбком лазуре бездонном

Тенью мелькаешь твоей.

Ты часто, как молния, реешь

Мгновенно туды и сюды;

Сама за собой не успеешь

Невидимы видеть следы,

Но видишь там всю ты вселенну,

Как будто с высот на ковре:

Там башню, как жар позлащенну,

В чешуйчатом флот там сребре;

Там рощи в одежде зеленой,

Там нивы в венце золотом,

Там холм, синий лес отдаленный,

Там мошки толкутся столпом;

Там гнутся с утеса в понт воды,

Там ластятся струи к брегам.

Всю прелесть ты видишь природы,

Зришь лета роскошного храм,

Но видишь и бури ты черны

И осени скучной приход;

И прячешься в бездны подземны,

Хладея зимою, как лед.

Во мраке лежишь бездыханна, —

Но только лишь придет весна

И роза вздохнет лишь румяна,

Встаешь ты от смертного сна;

Встанешь, откроешь зеницы

И новый луч жизни ты пьешь;

Сизы расправя косицы,

Ты новое солнце поешь.

Душа моя! гостья ты мира:

Не ты ли перната сия ? —

Воспой же бессмертие, лира!

Восстану, восстану и я, —

Восстану, — и в бездне эфира

Увижу ль тебя я, Пленира?

 

Стихотворения Н.М. Карамзина

«К соловью»

Пой во мраке тихой рощи,

Нежный, кроткий соловей!

Пой при свете лунной нощи!

Глас твой мил душе моей.

Но почто ж рекой катятся

Слезы из моих очей,

Чувства ноют и томятся

От гармонии твоей?

Ах! я вспомнил незабвенных,

В недрах хладныя земли

Хищной смертью заключенных;

Их могилы заросли

Все высокою травою.

Я остался сиротою...

Я остался в горе жить,

Тосковать и слезы лить!..

С кем теперь мне наслаждаться

Нежной песнию твоей?

С кем Природой утешаться?

Все печально без друзей!

С ними дух наш умирает,

Радость жизни отлетает;

Сердцу скучно одному -

Свет пустыня, мрак ему.

Скоро ль песнию своею,

О любезный соловей,

Над могилою моею

Будешь ты пленять людей?

«Долина Иосафатова»

 

Долина, где судьбы рукою

Хранится таинство сердец;

Где странник, жаждущий покою,

Его встречает наконец;

 

Где взор бывает вечно светел

И сердце дремлет в тишине;

Забот печальный вестник, петел,

Не будит счастливых во сне;

 

Молчат и громы и бореи,

Не слышен грозный рев зверей,

И мило-злобные цирцеи

Не ставят нежности сетей;

 

Где хитрый бог, любящий слезы,

Не мещет кипарисных стрел;

Где нет змеи под цветом розы,

Где счастья, истины предел!

 

Страна блаженная, святая!

Когда, когда тебя найду

И, мирный брег благословляя,

Корабль в пристанище введу?

 

К тебе нередко приближаясь,

Хочу ступить на брег... но вдруг,

С отливом в море удаляясь,

Бываю жертвой новых мук.

 

Ужель во мрачности тумана

Мне ввек игралищем служить

Шумящим ветрам океана,

Без цели по волнам кружить?

 

Довольно я терпел, крушился,

Гоняясь сердцем за мечтой;

Любил, надеялся, страшился, —

Ах! время мне вкусить покой!

 

Навек в груди угасни пламень!

Пусть в ней живет единый хлад!

Пусть сердце превратится в камень!

Его чувствительность мне яд.

 

Страна блаженная, святая!

Когда, когда тебя найду

И, мирный брег благословляя,

Корабль в пристанище введу?

 

Стихотворения В.А. Жуковского

«Приход весны»

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод, -

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

«Весеннее чувство»

Легкий, легкий ветерок,

Что так сладко, тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь,

Очарованный поток?

Чем опять душа полна?

Что опять в ней пробудилось?

Что с тобой к ней возвратилось,

Перелетная весна?

Я смотрю на небеса...

Облака, летя, сияют

И, сияя, улетают

За далекие леса.

 

Иль опять от вышины

Весть знакомая несется?

Или снова раздается

Милый голос старины?

Или там, куда летит

Птичка, странник поднебесный,

Все еще сей неизвестный

Край желанного сокрыт?..

Кто ж к неведомым брегам

Путь неведомый укажет?

Ах! найдется ль, кто мне скажет:

Очарованное Там?

 

«Птичка»

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет;

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты;

Там и поешь ты

Песню свою.

 

Стихотворения А.С. Пушкина

«Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

 

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

 

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...»

 

«Птичка»

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

Информация о работе Образ птицы в русской лирике конца XVIII первой половины XIX века