Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 11:48, отчет по практике
Основными целями и задачами преддипломной практики являются:
- Закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения;
- Овладение профессионально – практическими умениями, производственными навыками и передовыми методами организации труда;
- Овладение нормами профессии в мотивационной сфере, овладение основами профессии, усвоение методологии и технологии решения профессиональных задач;
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованных источников и литературы
Доминантой «человеческой
Романтизм же, в свою очередь, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.
В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.
Основоположником русского романтизма является Жуковский: русский поэт, переводчик, критик. Сначала писал сентиментализм из-за близкого знакомства с Карамзиным, но в 1808 вместе с вышедшей из под его пера баллады «Людмила» (. переделка «Леноры» Г. А. Бюргера), русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание -- романтизм. Участвовал в ополчении. В 1816 стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты -- будущей императрицы Александры Фёдоровны, а осенью 1826 был назначен на должность «наставника» наследника престола, будущего императора Александра II.
Указанные литературные
А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений.
Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.
Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, Дж. Байрона, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. 5
Лирика того времени характеризуется деление на любовную, пейзажную, философскую и гражданскую. Раскроем каждый вид лирики в отдельности.
1) Любовная лирика 19 века считается в России одной из самых впечатляющих по своим масштабам и глубине изображаемых чувств. Никогда ранее и никогда позже не было таких поэтов и философов, никогда любовная лирика не занимала такого обособленного места в литературе, никогда ею еще так не гордились и не восхищались. Неудивительно, ведь именно она, любовная лирика 19 века, принесла миру творчество таких знаменитых российских поэтов, как Александр Пушкин, Евгений Баратынский, Федор Тютчев, Михаил Лермонтов, Аполлон Григорьев, Афанасий Фет и другие. Стихотворения этих литературных деятелей на долгие годы стали эталоном русской поэзии и литературы, а сами поэты небезосновательно были признаны классиками.
Конечно, особняком здесь стоит имя "самого гениального русского поэта" – Александра Сергеевича Пушкина. Да и любовная лирика 19 века стала такой, какой мы ее знаем, во многом, именно благодаря ему. Донжуан и ценитель женской красоты, тонко чувствующий поэт и вечно влюбчивый юноша, Пушкин, на протяжении всей своей жизни не уставал писать лирические произведения о любви, посвящая их своим дамам. Его любовная лирика стала образцом для подражания многих последующих поколений, показав им как нужно любить, как нужно вкладывать душу во все, что ты делаешь и создаешь. Поэзия Евгения Баратынского более мрачна и склонна к философствованию, но что касается любовной лирики, здесь он тяготеет к постоянству и кажет себя однолюбом, внося в любовную лирику 19 века нотки основательности и драматизма. Поэзия Лермонтова тоже не проходит бесследно и его любовная лирика, хотя и посвящена разным музам, все же одинакова в своей горячности и пылкости, в своей огненности и всепоглощаемости. В итоге мы видим, что любовная лирика 19 века очень и очень разнится между собой, равно так же, как и разнятся между собой поэты, ее создающие, но это и есть закономерность, ведь гармония достигается лишь в дополнении контрастами друг друга.
Любовная лирика 19 века была очень разной, но, при этом, одинаково отчетливо восхитительной: у одних поэтов – бурной, радостной и страстной, у других – задумчивой и робкой, у третьих – с налетом философствования, психологизма и даже самобичевания. Тем не менее, она со всей присущей ей силой и ясностью описывала самое прекрасное и возвышенное из человеческих чувств – любовь.
2) Пейзажная лирика поэтов XIX века богата и разнообразна. Она занимает центральное место в их творчестве .Поэты видели природу душой, наслаждались ее вечной красотой и мудростью, черпали в ней вдохновение и силы. Одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться, был А.С. Пушкин. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира. Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности Пушкина.
3) Как уже было замечено выше, философская лирика тесно переплетается с пейзажной лирикой. Часто можно пронаблюдать такую картину, когда описания и размышления лирического героя, представленного в стихотворении поэтов данного периода, происходят на лоне природы.
В философской лирике, так или иначе, воспроизводятся основные вопросы, которые извечно ставила перед собой вся философская природа, прежде всего о родственности или враждебности природных начал человеку. Духовна ли природа изнутри, или она слепа в своем могуществе?
Русская философская лирика прошла несколько длительных этапов в постановке и разрешении этих проблем. \в поэзии XVIII века они трактовались однозначно : человек и природа порождены одной благой волей, одним мирообъемлющим разумом, и потому между ними не может быть никакого разлада. В поэзии открывается стройная картина безупречно организованного космоса. В поэзии первой половины XIX века – Е.А. Баратынского, А.С. Пушкина, а особенно М.Ю. Лермонтова – отчетливо звучит тема неразрешимого разлада между человеком и природой.
4) Гражданская лирика первой половины XIX века отличается тем, что главный герой ее, отрекаясь от личного счастья, жертвует собой для счастия других – для народа, для Отечества. Мотив жертвенности в гражданской лирике начала XIX века , противопоставленный оптимистическому и упрощенному взгляду французских просветителей на природу человека, все чаще приобретает черты христианского самопожертвования. Отсюда – библейская окрашенность образа героя, прямая связь его с русской житийно-церковной культурной традицией. Осмеяние христианских этических идеалов было боевой программой французских просветителей («Орлеанская девственница» Вольтера). «В России, – писал Ю. М. Лотман, – вопрос осложнялся в значительной мере тем, что церковная литература воспринималась как традиция национального искусства. Ломоносов предпринял попытку построить стиль новой русской литературы, синтетически соединив художественное наследие прошлого („церковные книги“) и современные ему нормы национального языка… Особый смысл получил интерес к древнерусской и церковной литературе в начале XIX века. Стремясь противопоставить этике наслаждения поэзию подвига, радостной гибели, литератор тех лет обращался к библейской и древнерусской житийной традиции. Стилистика библеизмов вносила в поэзию атмосферу высокого подвига. Античные и героико-библейские образы воспринимались не как противоположные, а в качестве вариантов одного и того же героического идеала».
В творчестве поэтов гражданского направления героическая тема нередко сопровождается грозными сатирическими инвективами, направленными против тиранов и временщиков. Стихотворение Н. И. Гнедича «Перуанец к испанцу» (1805), проникнутое политическими аллюзиями и широко распространявшееся в декабристской среде, содержит прямой призыв к борьбе с тиранией:,
Таким образом, можно сделать вывод о том, что лирика первой половины XIX века являет собой некий итог литературного процесса прошлых веков, а также служит продолжением для литературы второй половины XIX века. Именно в этот период происходит становление классики и русского литературного языка. Господствуют два направления – сентиментализм и чуть позднее – романтизм.
Поэзия того времени многогранна, она включает в себя любовную, гражданскую, философскую пейзажную виды лирик. Данные виды, раскрытые в этом подразделе, будут использованы для последующего анализа поэтических произведений известных классиков того периода – Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Помимо написания 2 раздела ВКР, проводилась работа в архивном секторе администрации. Реставрировались архивные документы по фондам, поступившим в ранние годы, велось заполнение электронных картотек, проводилась работа в библиотечной системе города: осуществлялся поиск информации для архивного сектора. Одновременно проводился поиск информации для третьего подраздела дипломной работы. По найденной информации был продуман и составлен план 3 подраздела «Символика птицы в русской литературе конца 18-нач. 19 в»:
На основе данного плана был написан третий подраздел дипломной работы:
3. Символика птицы в литературе конца 18 – первой половины 19 века.
Образ птицы, как в русской, так и в любой другой литературе играет важную роль для создания некой атмосферы произведения. Птицы предвещают какое - либо событие: будь оно плохое или хорошее, направляют героя или наоборот сбивают его с верного пути, могут сопровождать персонажа на всем пути, а могут появиться лишь в определенном эпизоде, но при этом повлиять на его судьбу.
Данный архетип активно использовался еще в древности, например, образ ворона в Древней Греции считался священным спутником бога Аполлона и богини Афины, а в Древнем Риме крик ворона напоминал латинское слово «крас» - «завтра», его связывали с надеждой. Или образ другой птицы – ласточки : в Древней Греции ее тесным образом связывали с именем Афродиты, а это значит, что ласточка в глазах эллинов ассоциировалась с красотой, женственностью, очарованием и рождением чего – то нового ( как и Афродита, « рожденная из пены морской»). В египетском мифе Исида в облике ласточки отправляется искать тело убитого и разъятого на части мужа Осириса, в данной интерпретации, этот архетип являет собой образ силы и верности.
А также согласно Библии, птицы служат символом перемен. Они символизировали судьбы людей, большинство которых вели жизнь бродяг; пастухов, или паломников. Крылья и полёт птицы - высшее состояние бытия, сила духа, подлинная воля, данная божеством. И о самом Боге говорится как о птице. Например, образ ласточки считается одним из воплощений Иисуса Христа (в христианской символике обращающиеся с молитвенной просьбой к Богу уподобляются ласточкам, которые всегда голодны и страждут; молодая ласточка – символ жажды духовной пищи).
Активно этот архетип применялся и в зарубежной, и также в русской литературе. Особенно ярко он представлен в классицизме, например, в творчестве Г.Р. Державина. В стихотворении Г.Р. Державина "Ласточка" образ-символ птицы соотносится и с лирическим героем (ласточка сравнивается с душой поэта) и с миром человеческих чувств в целом: ласточка — символ домовитости, домашнего уюта. Несмотря на то, что стихотворение весьма лиричное и тонкое, оно изобилует простыми , разговорными и уменьшительными наименованиями (птичка, касаточка, певичка, гнездышко, крылышко, колокольчик, горлышко), характерными для данного направления. Не без влияния классицизма идёт и понятийное расширение образа: Дом — Родина, государство Российское Но уже в этом стихотворении прослеживается некая особенность, свойственная уже другому, следующему за классицизмом сентименталистскому направлению, в котором проводится прямая параллель с образом человека: ласточка связывается с образом трагически умершей супруги писателя… Это своего рода мост, переброшенный в другую сторону, от классицизма, который дал некие зачатки для следующего направления – сентиментализма, и далее уже романтизма.
Данное понятие в зависимости от различных этапов литературного процесса, представлено в каждом из них по – разному: в сентиментализме с помощью образа птицы (« соловей», «ласточка», «голубь») поэт передает любовные переживания лирического героя, его душевные смятения, радостные чувства, вызванные встречей с любимым человеком; в романтизме идиллический настрой сменяется изображением мистического, иррационального. Главный герой соприкасается с потусторонними, страшными силами, которые являются основным объектом изображения действительности.
На фоне “мрачного” романтического пейзажа обычно даются ворон, сова, филин. Поэты называют их “страшными”, “роковыми”, “ночными” птицами, которые обычно гнездятся на кладбищах, на развалинах замка, кружатся над полем брани. С помощью данных образов поэт раскрывает страшные, «мрачные» и стихийные начала в образе главного героя.
Отсюда центральные мотивы романтизма - тема свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море - стихия. Вскормленный в неволе орел молодой, мой грустный товарищ... Образ орла - очень романтический символ. Прежде всего, это птица гордая (не дается в руки, не приручается), одинокая (орлы никогда не собираются в стаи). В нем - мощь свободного полета, тяга в поднебесье... Обратите внимание: стремление к свободе у орла - врожденное, ведь он вскормлен в неволе. То есть, это стремление - определяющее качество; утратив его, орел перестает быть орлом, перестает быть романтическим символом. Куда зовет орел узника? В очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в воображении, в душе романтического героя, противостоя миру реальному:
Информация о работе Образ птицы в русской лирике конца XVIII первой половины XIX века