Образ птицы в русской лирике конца XVIII первой половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 11:48, отчет по практике

Описание работы

Основными целями и задачами преддипломной практики являются:
- Закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения;
- Овладение профессионально – практическими умениями, производственными навыками и передовыми методами организации труда;
- Овладение нормами профессии в мотивационной сфере, овладение основами профессии, усвоение методологии и технологии решения профессиональных задач;

Содержание работы

Введение

Основная часть

Заключение

Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Отчет по практике Рахматуллина АМ.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

При светлом празднике весны.

 

Я стал доступен утешенью;

За что на бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

 

Стихотворение М.Ю. Лермонтова

«Желание»

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

 

На запад, на запад помчался бы я,

Где цветут моих предков поля,

Где в замке пустом, на туманных горах,

Их забвенный покоится прах.

 

На древней стене их наследственный щит,

И заржавленный меч их висит.

Я стал бы летать над мечом и щитом

И смахнул бы я пыль с них крылом;

 

И арфы шотландской струну бы задел,

И по сводам бы звук полетел;

Внимаем одним, и одним пробужден,

Как раздался, так смолкнул бы он.

Но тщетны мечты, бесполезны мольбы

Против строгих законов судьбы.

Меж мной и холмами отчизны моей

Расстилаются волны морей.

 

Последний потомок отважных бойцов

Увядает средь чуждых снегов;

Я здесь был рожден, но нездешний душой…

О! зачем я не ворон степной?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Словарь символов

Ворон

Будучи "говорящей птицей", символизирует пророчество. В других отношениях амбивалентен: означает одновременно солнечное добро и мрак зла, мудрость и разрушения войны.

Символика ворона обусловлена двумя моментами: его черным цветом и резким криком. Этот образ отмечен выраженной амбивалентностью. Так, например, в мифологии индейцев Северной Америки ворон является демиургом и культурным героем, однако в ряде других традиций выступает в ипостаси трикстера. Поскольку ворон питается падалью, его связывают с царством мертвых и с землей, но одновременно также с небом (в контексте общей символики птиц). Поэтому ворон наделяется функцией посредника между тремя мирами и ему приписывается мудрость и способность предвидения.

Как хтоническое существо, связывается с несчастьем и смертью. Таким образом, вещий ворон — преимущественно вестник несчастий, смерти. Это птица вещая и зловещая; таковы вороны (с именами Память и Мысль) — спутники Одина, сообщающие героям о предстоящей смерти в битве; таков ворон в одноименном стихотворении Эдгара По.

В Библии ворон — нечистая птица, будучи выпущен Ноем из ковчега, он нашел себе пропитание в виде трупов вокруг ковчега, не принеся вести о состоянии земли; поэтому Ной проклинает ворона, делает его черным; так ворон становится олицетворением сил ада, в противовес голубю. Ворон – амбивалентный символ греха, с одной стороны, но мудрости и долголетия – с другой. Ворона часто идентифицировали с Сатаной, что объясняется специфической раскраской и свойством выклевывать глаза мертвецам. Появление ворона воспринималось как предвестие неудачи.

 

 

Жаворонок

Жаворонок — распространённый персонаж обрядовой поэзии: встречается в многочисленных припевках, приговорах, песнях – веснянках. В народных представлениях жаворонок относится к «чистым» птицам. Образ жаворонка активно используется в ритуале встречи весны. Жаворонок поёт рано по утрам, находясь неподвижно высоко в небе. Жаворонками называют людей, которые привыкли рано начинать свой день.

Ласточка

Олицетворяет надежду, приход весны, удачу.

Ласточка— символ весны и восхода солнца, добра и счастья, надежды и возрождения. Ласточка символизирует приход весны и новую жизнь, поскольку считалось, что зиму она проводит в спячке и возвращается к жизни весной. Согласно скандинавским легендам, это птица утешения: ласточка летала над распятием с криками: "Утешься! Утешься!" Символ ласточки присутствует также на Благовещении и Рождестве.

Геральдическая ласточка, носящая название "мартлет", чаще всего изображается без ног, так как, согласно средневековому представлению, всегда живет в небе и никогда не спускается на землю; хотя в геральдике иногда встречаются и натуральные ласточки. Из них наиболее известны шесть ласточек на гербе семейства Арундел, как намек на то, что их фамилия произошла от названия ласточки по-французски — hirondelle.

Одна из «чистых» птиц, сочетающая в своей символике небесное и хтоническое, божье и богоборческое начала; символ весны.

Согласно польской легенде, Бог подбросил высоко вверх комочек земли, из которого и появилась на свет эта серая, как земля, птичка. Как почитаемую, «божью» птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пишу, а убивать считалось грехом. Жаворонок вынимал колючие тернии из тернового венца распятого Христа, пел, сочувствуя его мукам: «Страдает, страдает» (у поляков), ежедневно приносил вести о Нем Божьей Матери, утешал ее в горе и предсказывал воскресение Христово. За это он был взят на небеса и с тех пор неустанно славит Пресвятую Деву своим пением «Аве Мария». Летом высоко в небе жаворонок часами проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает вверх и идет на исповедь к самому Богу.

Лебедь

Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, а олицетворяя закат дня - Солнцем.

Орел

Солярный символ всех богов Солнца, полуденное солнце, духовное начало, вознесение, вдохновение, освобождение от уз, победа, гордость, созерцание, апофеоз, царственное происхождение, власть, сила, высота, стихия воздуха. Считалось, что орел способен долететь до Солнца и, не мигая, смотреть на него и соединиться с ним. В этой связи орел олицетворял духовное начало в человеке, которое в состоянии взмыть к Небесам. Двуглавые орлы являются атрибутами богов-близнецов могут означать всезнание и двойную власть. Соперничество между орлом и быком, либо орлом и львом, в котором всегда побеждает орел, олицетворяет триумф духа и интеллекта над плотской природой. Конфликт между орлом и змеем, либо орел со змеей в когтях отображает победу духа. В этой схватке орел олицетворяет силы добра, а змеи - силы хтонические и злые.

Пеночка

Род мелких птиц из семейства пеночковых, обитающих в Европе, Азии и и Африке. Данный образ символизирует хрупкость, нежность и страсть.

Петух

Солярная птица, атрибут солнечных богов, за исключением скандинавского и кельтского символизма. Мужской принцип, Птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет.

Петух— древнейший символ рассвета, пробуждения, бдительности и призыва к бою. Петуха издавна водружали на башни, чтобы он глядел во все стороны и предупреждал об опасности. Этот мотив звучит в "Сказке о золотом петушке" А. С. Пушкина. В шумерском эпосе бог Нергал — защитник домов и страж, охраняющий от злых духов, — зачастую выступает в образе петуха. В "Гамлете" У. Шекспира крик петуха прогоняет призрака, являющегося на рассвете. Н. В. Гоголь в повести "Вий" так описывает петушиный крик на рассвете: "Раздался петушиный крик. Первый прослушали гномы. Испуганные духи бросились кто как попало в окна и двери, чтобы поскорей вылететь". Иногда петух использовался и как знак собственности.

 

Сокол

Разделяет с орлом большую часть его солярного символизма. Может меняться с ним местами. Это воодушевление, победа, восхождение через все уровни. Обозначает также свободу, а значит, и надежду для тех, кто в оковах, моральных либо духовных.

Сокол, как и орел,– солнечный символ победы. Олицетворение превосходства, сильного духа, света, свободы. В Древнем Египте сокол был священным символом Солнца, ему посвящались храмы, убийство сокола считалось тяжким грехом. В западной традиции сокол – символ охоты. Сокол с колпачком, надетым на голову, – символ надежды на свет и свободу. Сокол как символ агрессии встречается редко. У славян эта птица – символ силы, мужества, доброго молодца. Сокол противопоставляется вороне (как воплощению злых сил): «Где соколы летают, там ворону не пускают».

 

Сорока

В Китае символизирует удачу и считается "птицей удовольствия". Трещащая сорока приносит хорошие новости и весть о том, что придут гости. Во время правления династии Манчу сорока олицетворяла имперское правление.

Это посланец богов, олицетворяющий сообщение с богами, возможность войти в более высокие состояния сознания.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Образ птицы в русской лирике конца XVIII - первой половины XIX  вв.

XIX век называют «Золотым веком»  русской поэзии и веком русской  литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в данный период, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.

В литературе данного периода наблюдается  расцвет сентиментализма и становление романтизма. Эпоха сентиментализма в России еще в XVIII веке была открыта, благодаря работам Карамзина - публикации «Письма русского путешественника» и повести «Бедная Лиза». Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Романтизм же, в свою очередь, характеризуется утверждением самоценности  духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного начала в человеке.

Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

Поэзия того времени многогранна, она включает в себя любовную, гражданскую, философскую  пейзажную виды лирик.

Происходит переломный момент во взглядах поэтов конца XVIII - начала XIX вв. Если до этого, в творчестве ранних классицистов предпочтение отдавалось высоким жанрам – одам, в которых восхвалялись царские особы и великие события, то в произведениях того же  Г.Р. Державина, по праву считающегося одним из представителей классицизма, а также поэтов – сентименталистов и романистов отражались образы живой природы, представителей флоры и фауны. Тем самым поэты бросали вызов традиционным принципам и канонам классицизма. К ним относились такие поэты, как : Г.Р. Державина, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов и другие видные поэты и писатели того периода.

 Г.Р. Державин - поэт-новатор. Как отмечает А.В.Западов, он ввёл в литературу "забавный русский слог", умело сочетал лирику и cатиру, просторечие и высокий стиль, необычайно расширил тематический диапазон русской поэзии, в полном смысле слова сблизил поэзию с жизнью10. Значителен вклад Державина и в изображение природы. Если у поэтов-предшественников (Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова) природа не играла заметной роли и присутствовала лишь как некий условный фон, то Державин стал изображать природу как живое и полнокровное единство.

Державин изображает природу яркой, красочной, постоянно меняющейся, звучащей на разные голоса. Последнее особенно примечательно, так как, пожалуй, никто из русских поэтов до него так часто не обращался к образу птицы.

В отличие от поэтов-предшественников лирик отказывается от абстрактного, условного пейзажа и осмысления птицы как эмблемы и делает её деталью, знаком узнаваемой картины природы. Поэт делает этот образ живописным, конкретным, стремится воспроизвести мелодику птичьего пения. В то же время поэт не ограничивается использованием птицы как знака. Во многих стихотворениях Державина за первым, конкретным планом изображения птицы открывается второй, символический. Птица у Державина символизирует идеальное начало - бессмертие души, поэта и поэзию, что позволяет говорить, что в трактовке этого образа поэт идёт в русле не только реализма, но и предромантизма.

У другого видного классика литературы, основателя сентиментализма – Н.М. Карамзина с образом птицы  связаны чувства тоски, грусти и печали, надежды на прекрасное будущее уже нет. Только в стихотворении «Долина Иосафатова» прощупывается некая вера в то, что где – то там далеко есть идеальный мир, в котором живет символ покоя и тишины – петел (петух). Это позволяет проследить динамику во взглядах между представителем классицизма Г.Р. Державиным и поэтом – сентименталистом Н.М. Карамзиным.

Поэт – романист В.А. Жуковский осуществляет преобразование семантического контекста, включая “птицу” в различные, порой контрастные семантические ряды, чтобы высвободить глубокий, экзистенциональный потенциал, заложенный в этом образе.

Образ птицы в творчестве поэта символизирует зарождение новой жизни, надежду на прекрасное будущее. Появление птицы в стихотворениях Жуковского («Приход весны», «Весеннее чувство») пробуждает красоту природы и наполняет сердце и душу лирического героя верой в любовь, радость и новую жизнь.

Ранее творчество Александра Сергеевича Пушкина создавалось в романтическом ключе, следовательно, поэт не упускал возможности отразить в нем характерные черты и особенности, присущие данному направлению. Одной из таких особенностей было описание ярких образов – символов, таких как: море, небо, горы, птицы. Данные образы были отражены как в прозаических, так и в поэтических произведениях Пушкина. Большого внимания заслуживают поэтические творения поэта.

Одним из самых ярких образов, представленных в творчестве Александра Сергеевича Пушкина, является образ птицы («Узник», «Птичка»)

Данный архетип теснейшим образом связан с темой свободы и независимости духа человека. Это связано с биографией поэта, поскольку его нередко отправляли в ссылки, порой долгосрочные, что губительным образом сказывалось на внутреннем состоянии Александра Сергеевича Пушкина. Вдали от Родины он чувствовал себя как птица в клетке, которой перекрыли кислород и лишили права на прекрасное существование.

Что же касается Михаила Юрьевича Лермонтова, то в произведениях этого поэта образу птицы отведено небольшое значение, но представленный анализ стихотворения «Желание» показал, что для Лермонтова, как и для его «коллеги» Пушкина, это животное несет в себе символ свободы, воли и независимости. Мечта Лермонтова о перевоплощении в птицу, для того, чтобы полететь в родные земли Шотландии, в скором времени забудется, появятся совсем другие оттенки и мотивы. На смену юношеским мечтам придут вполне достижимые и осязаемые желания, одним из которых будет преданное служение своей родине: мифической Шотландии, а России, которую автор по-настоящему любит.

Информация о работе Образ птицы в русской лирике конца XVIII первой половины XIX века