Образ птицы в русской лирике конца XVIII первой половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 11:48, отчет по практике

Описание работы

Основными целями и задачами преддипломной практики являются:
- Закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения;
- Овладение профессионально – практическими умениями, производственными навыками и передовыми методами организации труда;
- Овладение нормами профессии в мотивационной сфере, овладение основами профессии, усвоение методологии и технологии решения профессиональных задач;

Содержание работы

Введение

Основная часть

Заключение

Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Отчет по практике Рахматуллина АМ.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

Осмысление “птицы” как символа связано со стремлением поэтов к индивидуализации поэтического контекста. Показательно, что по этому пути идут в основном крупные авторы, такие, как Г.Державин, Н.Карамзин, В.Жуковский, М.Муравьёв. Они не ограничиваются традиционным использованием “птицы” лишь как эмблемы “идиллического” (или “мрачного”) пейзажа. Употребление этого образа лишь в номинативном, денотативном значении (как детали поэтической картины) также их не устраивает. Поэты осуществляют преобразование семантического контекста, включая “птицу” в различные, порой контрастные семантические ряды, чтобы высвободить глубокий, экзистенциональный потенциал, заложенный в этом образе. Примером может служить стихотворение Н.Карамзина “Долина Иосафатова”, в котором образ петуха (петела) символизирует особый идеальный мир, покой, сон, забвение. Как символ романтического двоемирия использует образ птицы В.Жуковский (“Весеннее чувство”). В стихотворении Г.Державина “Лебедь” образ этой птицы выступает как символ бессмертия искусства, величия поэта, его неумирающей славы.

В литературе через птиц автор может передавать свои чувства, мысли.

Символика архитипа птиц весьма разнообразна:  птица-символ солнца (царя солнца), ветра, воздуха, тучи, грома с молнией, огня, времени, божества, создателя, творца, божественного посла, бессмертия, духа, души, женской основы, плодородия, родительской заботы, ребёнка, стремительного движения, приятности,  чистоты, воздушности, вдохновения, пророчества, безумства, измены, ада, свободы, зрелища. Птица – персонаж целого ряда примет, поверий, обрядовых действий.  С  образом птиц часто связываются мотивы созерцания, любования, добра, счастья, начала, надежды, положительного перехода, возрождения, утра, весны, солнечного восхода, прилежания, домашнего уюта, отцовского наследия,  магического мира и т. д.

Таким образом, данный архетип  является одним из  самых популярных в  русской поэзии конца XVIII – начала XIX века и выступает в различных значениях. Поэты стремятся преодолеть характерный для классицизма жанровый принцип мышления, разрушить жёсткие каноны и правила и выйти к новому, более глубокому осмыслению действительности. Использование образа птицы как эмблемы отвечало сентиментальным и предромантическим установкам, способствовало раскрытию внутреннего мира человеческой личности, а также обнаружению в человеческой жизни таинственной, иррациональной стихии. Осмысление птицы как знака, наоборот, можно рассматривать как проявление противоположной, реалистической тенденции: оно открывало возможности для введения в поэзию узнаваемых, конкретных зарисовок природы, нарушало абстрактность условной манеры изображения. Наконец, придание образу птицы символического статуса свидетельствовало о формировании индивидуального, авторского стиля и выходе русской поэзии к широким философским обобщениям и национальной проблематике (нравственные ценности, свобода, порыв человеческого духа к запредельному, идеальный смысл искусства, бессмертие).

Для последующего анализа, который будет представлен в практической части дипломной работы, предложен перечень наиболее частотных образов птиц, встречающихся в стихотворениях поэтов периода XVIII – XIX вв., а также представлено их смысловое значение:

Ворон 
Будучи "говорящей птицей", символизирует пророчество. В других отношениях амбивалентен: означает одновременно солнечное добро и мрак зла, мудрость и разрушения войны.

Символика ворона обусловлена двумя моментами: его черным цветом и резким криком. Этот образ отмечен выраженной амбивалентностью. Так, например, в мифологии индейцев Северной Америки ворон является демиургом и культурным героем, однако в ряде других традиций выступает в ипостаси трикстера. Поскольку ворон питается падалью, его связывают с царством мертвых и с землей, но одновременно также с небом (в контексте общей символики птиц). Поэтому ворон наделяется функцией посредника между тремя мирами и ему приписывается мудрость и способность предвидения.

Как хтоническое существо, связывается с несчастьем и смертью. Таким образом, вещий ворон — преимущественно вестник несчастий, смерти. Это птица вещая и зловещая; таковы вороны (с именами Память и Мысль) — спутники Одина, сообщающие героям о предстоящей смерти в битве; таков ворон в одноименном стихотворении Эдгара По.

В Библии ворон — нечистая птица, будучи выпущен Ноем из ковчега, он нашел себе пропитание в виде трупов вокруг ковчега, не принеся вести о состоянии земли; поэтому Ной проклинает ворона, делает его черным; так ворон становится олицетворением сил ада, в противовес голубю. Ворон – амбивалентный символ греха, с одной стороны, но мудрости и долголетия – с другой. Ворона часто идентифицировали с Сатаной, что объясняется специфической раскраской и свойством выклевывать глаза мертвецам. Появление ворона воспринималось как предвестие неудачи.

Жаворонок

Жаворонок — распространённый персонаж обрядовой поэзии: встречается в многочисленных припевках, приговорах, песнях – веснянках. В народных представлениях жаворонок относится к «чистым» птицам. Образ жаворонка активно используется в ритуале встречи весны. Жаворонок поёт рано по утрам, находясь неподвижно высоко в небе. Жаворонками называют людей, которые привыкли рано начинать свой день.

Ласточка 
Олицетворяет надежду, приход весны, удачу.

Ласточка— символ весны и восхода солнца, добра и счастья, надежды и возрождения. Ласточка символизирует приход весны и новую жизнь, поскольку считалось, что зиму она проводит в спячке и возвращается к жизни весной. Согласно скандинавским легендам, это птица утешения: ласточка летала над распятием с криками: "Утешься! Утешься!" Символ ласточки присутствует также на Благовещении и Рождестве.

Геральдическая ласточка, носящая название "мартлет", чаще всего изображается без ног, так как, согласно средневековому представлению, всегда живет в небе и никогда не спускается на землю; хотя в геральдике иногда встречаются и натуральные ласточки. Из них наиболее известны шесть ласточек на гербе семейства Арундел, как намек на то, что их фамилия произошла от названия ласточки по-французски — hirondelle. 
Одна из «чистых» птиц, сочетающая в своей символике небесное и хтоническое, божье и богоборческое начала; символ весны.

Согласно польской легенде, Бог подбросил высоко вверх комочек земли, из которого и появилась на свет эта серая, как земля, птичка. Как почитаемую, «божью» птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пишу, а убивать считалось грехом. Жаворонок вынимал колючие тернии из тернового венца распятого Христа, пел, сочувствуя его мукам: «Страдает, страдает» (у поляков), ежедневно приносил вести о Нем Божьей Матери, утешал ее в горе и предсказывал воскресение Христово. За это он был взят на небеса и с тех пор неустанно славит Пресвятую Деву своим пением «Аве Мария». Летом высоко в небе жаворонок часами проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает вверх и идет на исповедь к самому Богу.

Лебедь 
Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, а олицетворяя закат дня - Солнцем.

Орел 
Солярный символ всех богов Солнца, полуденное солнце, духовное начало, вознесение, вдохновение, освобождение от уз, победа, гордость, созерцание, апофеоз, царственное происхождение, власть, сила, высота, стихия воздуха. Считалось, что орел способен долететь до Солнца и, не мигая, смотреть на него и соединиться с ним. В этой связи орел олицетворял духовное начало в человеке, которое в состоянии взмыть к Небесам. Двуглавые орлы являются атрибутами богов-близнецов могут означать всезнание и двойную власть. Соперничество между орлом и быком, либо орлом и львом, в котором всегда побеждает орел, олицетворяет триумф духа и интеллекта над плотской природой. Конфликт между орлом и змеем, либо орел со змеей в когтях отображает победу духа. В этой схватке орел олицетворяет силы добра, а змеи - силы хтонические и злые.

Пеночка

Род мелких птиц из семейства пеночковых, обитающих в Европе, Азии и и Африке. Данный образ символизирует хрупкость, нежность и страсть.

Петух 
Солярная птица, атрибут солнечных богов, за исключением скандинавского и кельтского символизма. Мужской принцип, Птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет.

Петух— древнейший символ рассвета, пробуждения, бдительности и призыва к бою. Петуха издавна водружали на башни, чтобы он глядел во все стороны и предупреждал об опасности. Этот мотив звучит в "Сказке о золотом петушке" А. С. Пушкина. В шумерском эпосе бог Нергал — защитник домов и страж, охраняющий от злых духов, — зачастую выступает в образе петуха. В "Гамлете" У. Шекспира крик петуха прогоняет призрака, являющегося на рассвете. Н. В. Гоголь в повести "Вий" так описывает петушиный крик на рассвете: "Раздался петушиный крик. Первый прослушали гномы. Испуганные духи бросились кто как попало в окна и двери, чтобы поскорей вылететь". Иногда петух использовался и как знак собственности.

Сокол 
Разделяет с орлом большую часть его солярного символизма. Может меняться с ним местами. Это воодушевление, победа, восхождение через все уровни. Обозначает также свободу, а значит, и надежду для тех, кто в оковах, моральных либо духовных.

Сокол, как и орел,– солнечный символ победы. Олицетворение превосходства, сильного духа, света, свободы. В Древнем Египте сокол был священным символом Солнца, ему посвящались храмы, убийство сокола считалось тяжким грехом. В западной традиции сокол – символ охоты. Сокол с колпачком, надетым на голову, – символ надежды на свет и свободу. Сокол как символ агрессии встречается редко. У славян эта птица – символ силы, мужества, доброго молодца. Сокол противопоставляется вороне (как воплощению злых сил): «Где соколы летают, там ворону не пускают».

Сорока 
В Китае символизирует удачу и считается "птицей удовольствия". Трещащая сорока приносит хорошие новости и весть о том, что придут гости. Во время правления династии Манчу сорока олицетворяла имперское правление.  
Это посланец богов, олицетворяющий сообщение с богами, возможность войти в более высокие состояния сознания.

В последнюю неделю практики активным образом проводился анализ 4 подраздела ВКР «Образ птицы в творчестве  Г.Р.Державина, В.А. Жуковского, Н.М.Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова». Для этого велась работа с интернет – ресурсами администрации: осуществлялся поиск информации по архивному отделу, а также проводился поиск по творчеству Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Параллельно проводилась выборка стихотворений предложенных авторов для последующего анализа, представленного в 4 подразделе ВКР. После этого, был продуман и написан план последнего подраздела дипломной работы:

  1. Краткая информация творчества Г.Р. Державина. Анализ образа птицы в предложенных стихотворениях поэта
  2. Краткая информация творчества Н.М. Карамзина. Анализ образа птицы в предложенных стихотворениях поэта
  3. Краткая информация творчества В.А. Жуковского. Анализ образа птицы в предложенных стихотворениях поэта
  4. Краткая информация творчества А.С. Пушкина . Анализ образа птицы в предложенных стихотворениях поэта
  5. Краткая информация творчества М.Ю. Лермонтова. Анализ образа птицы в предложенных стихотворениях поэта
  6. Выводы по данному подразделу

На основе этого плана был написан 4 подраздел ВКР. На протяжении всей недели подраздел видоизменялся и корректировался, конечный результат получился таким:

4. Образ птицы в творчестве  Державина, Жуковского, Карамзина, Пушкина, Лермонтова.

1) Г.Р. Державин - поэт-новатор. Как отмечает А.В.Западов, он ввёл в литературу "забавный русский слог", умело сочетал лирику и cатиру, просторечие и высокий стиль, необычайно расширил тематический диапазон русской поэзии, в полном смысле слова сблизил поэзию с жизнью6. Значителен вклад Державина и в изображение природы. Если у поэтов-предшественников (Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова) природа не играла заметной роли и присутствовала лишь как некий условный фон, то Державин стал изображать природу как живое и полнокровное единство.

Державин изображает природу яркой, красочной, постоянно меняющейся, звучащей на разные голоса. Последнее особенно примечательно, так как, пожалуй, никто из русских поэтов до него так часто не обращался к образу птицы. В стихах поэта находим образ соловья ("Соловей", "Соловей во сне", "Обитель Добрады", "Возвращение весны"), ласточки ("На смерть Катерины Яковлевны...", "Ласточка"), орла ("Заздравный орёл", "Лето"), павлина ("Павлин"), журавля ("Возвращение весны"), пеночки ("Пеночка"), ворона ("Лето"), лебедя ("Лебедь"), сокола ("Похвала комару"), синицу ("Синичка"), снегиря ("Снигирь").7

Почему же Державин обратился к образу птицы, какую роль он играл в его творчестве?

Если обратиться к творчеству поэтов – предшественников, то здесь можно пронаблюдать такую картину: для представителей данного периода изображение «птичек», « деревьев», « ручейков» являлось незначительным и нехарактерным, следовательно, эти предметы не находили отображения в их стихотворных произведениях, а если и находили, то очень редко и вскользь.

Державин, используя эти, казалось бы, незначительные предметы живой природы, бросает вызов традиционным канонам классицизма.

В цикле стихотворений « Соловей», « Соловей во сне», «Обитель Добрады» Г.Р. Державин отражает свои взгляды касаемо одной из ведущих тем в лирике -  о назначении поэта и поэзии.

В стихотворении « Соловей» поэт ведет диалог с «певцом весенних дней пернатым». Державин с помощью богатой подборки эпитетов («дивный», «яркий», «голосистый»), перифраз («певец весенних дней пернатый», «певец любви, свободы и утех»), ряда глаголов с усилительным значением («щелкаешь», «крутишь», «поводишь», «журчишь», «станешь», «приводишь», «отзываешься») описывает нам образ соловья.  Поэт в предпоследних строфах, беседуя с «дивной птицей», говорит ей о том, как ему, простому поэту, хотелось бы оказаться на месте соловья, для того, чтобы прекрасным голосом и чудным пением завораживать сердца людей:

О! если бы одну природу

С тобою взял я в образец,

Информация о работе Образ птицы в русской лирике конца XVIII первой половины XIX века