Образ птицы в русской лирике конца XVIII первой половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 11:48, отчет по практике

Описание работы

Основными целями и задачами преддипломной практики являются:
- Закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения;
- Овладение профессионально – практическими умениями, производственными навыками и передовыми методами организации труда;
- Овладение нормами профессии в мотивационной сфере, овладение основами профессии, усвоение методологии и технологии решения профессиональных задач;

Содержание работы

Введение

Основная часть

Заключение

Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Отчет по практике Рахматуллина АМ.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

Воспел богов, любовь, свободу,—

Какой бы славный был певец!

В моих бы песнях жар и сила

И чувствы были вместо слов;

Картину, мысль и жизнь явила

Гармония моих стихов.

Тогда б, подобно Тимотею,

В шатре персидском я возлег

И сладкой лирою моею

Царево сердце двигать мог;

То вспламеня любовной страстью,

К Таисе бы его склонял;

То, возбудя грозой, напастью,

Копье ему на брань вручал.

 По мнению поэта, соловьиное  пение является прообразом новой "сладкозвучной", "сладкогласной" лирики, идущей на смену "громозвучной", "громоподобной" одической поэзии. Например, Г.Державин пишет в одном из своих трактатов, что поэт "должен заботиться о чистом и гладкотекущем слоге, чтоб он лёгок был к выговору, удобен к положению на музыку и к изображению всех прелестей." Державин призывает поэтов "подражать природе" и в качестве высшего образца для себя избирает соловьиное пение.8

Указанные стихотворения интересны также и тем, что Державин отказывается в них от условного, эмблематического изображения соловьиного пения и идёт по пути реалистического воспроизведения действительности.

Помимо большого количества эпитетов, сравнений и метафор, Державин для того, чтобы передать мелодику соловьиного пения в стихотворении « Соловей во сне» исключает звук «р». Для поэта звуки, издаваемые этой птицей, являют собой нечто плавное, мягкое и приятное:

Я на холме спал высоком,

Слышал глас твой, соловей,

Даже в самом сне глубоком

Внятен был душе моей:

То звучал, то отдавался,

То стенал, то усмехался

В слухе издалече он;

И в объятиях Калисты

Песни, вздохи, клики, свисты

Услаждали сладкий сон.

Если по моей кончине,

В скучном, бесконечном сне,

Ах! не будут так, как ныне,

Эти песни слышны мне;

И веселья, и забавы,

Плясок, ликов, звуков славы

Не услышу больше я, —

Стану ж жизнью наслаждаться,

Чаще с милой целоваться,

Слушать песни соловья.

Образ соловья, бесспорно, является одним из главных образов, представленных в творчестве Г.Р. Державина, но не менее ярко и точно переданы образы и других птиц: снегирей, синиц, журавлей.

В ряде стихотворений образы птиц персонифицированы, что говорит о том, что Державин опирается на традиции устного народного творчества и наделяет их качествами, присущими человеку. Данное явление особенно ярко представлено в стихотворении « Пеночка»:

Пеночка! как ты проснешься,

Вспрянешь, взглянешь, встрепенешься,

Носик, шейку оботрешь, —

Про кого ты запоешь?

Запоешь про солнце красно,

Запоешь ты про зарю,

И как верно, нежно, страстно

Мной ты, — я тобой горю.

Державин обращается к пеночке как прекрасной девушке, в которую он безучастно влюблен. С какой теплотой и нежностью он обращается к птице:

Пой, создание любезно!

Как взаимно страстью нежно

Млеет сердце, чувства, кровь,

Как сладка, сладка любовь!

Как отрадно утешенье

С тем, кто мил, всечасно быть;

Как приятно восхищенье

Быть любиму и любить!

Вообще образы птиц в перечисленных стихотворениях Державина явно даны в чувствительных, сентиментальных тонах. В этом тоже проявилось новаторство поэта в использовании образа птицы.

В  стихотворениях «Лебедь», «Ласточка» Державин тоже проявил себя как поэт – новатор. Он предварил самого Жуковского и представителей романтического направления.  В данных стихотворения явно прослеживается параллель: «поэт - душа»:

Во мраке лежишь бездыханна, —

Но только лишь придет весна

И роза вздохнет лишь румяна,

Встаешь ты от смертного сна;

Встанешь, откроешь зеницы

И новый луч жизни ты пьешь;

Сизы расправя косицы,

Ты новое солнце поешь.

Душа моя! гостья ты мира:

Не ты ли перната сия ? —

Воспой же бессмертие, лира!

Восстану, восстану и я, —

Восстану, — и в бездне эфира

Увижу ль тебя я, Пленира?

(«Ласточка, 1792)

Птица связывается с представлением о бессмертии души, поэтического творчества, выступает как "проводник" в мир инобытия.9

Таким образом можно сделать вывод о том , что в творчестве Гавриила Романовича Державина образ птицы занимает значимое место .В отличие от поэтов-предшественников Державин отказывается от абстрактного, условного пейзажа и осмысления птицы как эмблемы и делает её деталью, знаком узнаваемой картины природы. Поэт делает этот образ живописным, конкретным, стремится воспроизвести мелодику птичьего пения. В то же время поэт не ограничивается использованием птицы как знака. Во многих стихотворениях Державина за первым, конкретным планом изображения птицы открывается второй, символический. Птица у Державина символизирует идеальное начало - бессмертие души, поэта и поэзию, что позволяет говорить, что в трактовке этого образа поэт идёт в русле не только реализма, но и предромантизма.

2) Известен факт о том, что Николай Михайлович Карамзин является основателем русского сентиментализма. Естественным образом черты и принципы данного направления легли и на его стихотворное наследие. В отличие от своих предшественников – Державина и Жуковского, поэт – сентименталист отдавал образу птицы меньшее значение; но все же интересно проследить то, каким же образом, данный символ представлен в его творчестве.

В стихотворении под названием « К соловью» Карамзин нам описал образ соловья с другого ракурса. В отличие от образа соловья, представленного в творчестве Державина – «дивного», «яркого», «голосистого», соловей Карамзина являет собой образ грусти и тоски, от его пения у лирического героя наворачиваются слезы:

Пой во мраке тихой рощи,

Нежный, кроткий соловей!

Пой при свете лунной нощи!

Глас твой мил душе моей.

Но почто ж рекой катятся

Слезы из моих очей,

Чувства ноют и томятся

От гармонии твоей?

Но в то же время, в последующих строфах соловей представлен как некий утешитель для лирического героя, лишенного близких и родных, давно покинувших его и зарытых в сырой земле. В отличие от лирических произведений романистов, в данном стихотворении Карамзина, поэт мечтает не о прекрасном будущем, надежду на которое вселяет ему песня соловья, а скорее наоборот, на скорую смерть, которая избавит его от бесконечных мук и страданий:

Скоро ль песнию своею,

О любезный соловей,

Над могилою моею

Будешь ты пленять людей?

Примером преобразования семантического контекста является стихотворение Н.Карамзина “Долина Иосафатова”, в котором образ петуха (петела) символизирует особый идеальный мир, покой, сон, забвение:

Долина, где судьбы рукою

Хранится таинство сердец;

Где странник, жаждущий покою,

Его встречает, наконец;

Где взор бывает вечно светел

И сердце дремлет в тишине;

Забот печальный вестник, петел,

Не будит счастливых во сне.

Данный прием включения образа птицы в разнородные семантические ряды Карамзин заимствовал у своего предшественника Г.Р. Державина, впоследствии этот же прием будет использовать в своем творчестве и В.А. Жуковский.

Образу птицы, как уже говорилось выше, Карамзин не отдавал столь должного внимания, как например, Г.Р. Державин. Но данный анализ помог нам пронаблюдать динамику во взглядах позднего классициста Державина и раннего сентименталиста Карамзина. У последнего с образами птиц (соловья) связаны чувства тоски, грусти и печали, надежды на прекрасное будущее уже нет. Только в стихотворении «Долина Иосафатова» прощупывается некая вера в то, что где – то там далеко есть идеальный мир, в котором живет символ покоя и тишины – петел (петух).

3) В творчестве Василия Андреевича  Жуковского образу птицы отведено немалое значение. Поэт осуществляет преобразование семантического контекста, включая “птицу” в различные, порой контрастные семантические ряды, чтобы высвободить глубокий, экзистенциональный потенциал, заложенный в этом образе.

В одном из своих стихотворений под названием «Приход весны» поэт ярким образом, через описание природы, природных явлений передает нам зарождение новой жизни – прихода весны. Немаловажным элементом в нем является образ жаворонка:

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

 Жуковский взял этот образ  неспроста, поскольку именно жаворонок  является символом весенней обрядности. В России, на Украине и в Белоруссии в день Сорока мучеников и в другие праздники пекут птичек из теста, называемых жаворонками. Как считали славяне,  своим пением эти птицы призывают к началу полевых работ.

В стихотворении «Весеннее чувство» Жуковский продолжает традиции, начатые еще Державиным и  использует образ птицы как символ романтического двоемирия:

Я смотрю на небеса...

Облака, летя, сияют

И, сияя, улетают

За далекие леса.

Иль опять от вышины

Весть знакомая несется?

Или снова раздается

Милый голос старины?

Или там, куда летит

Птичка, странник поднебесный,

Все еще сей неизвестный

Край желанного сокрыт?..

Кто ж к неведомым брегам

Путь неведомый укажет?

Ах! найдется ль, кто мне скажет:

Очарованное Там?

Жуковский называет птичку поднебесным странником, который сулит герою надежду, надежду на новое счастье, радость и любовь. С приходом весны вместе с природой пробуждается и душа лирического героя.

В стихотворении « Птичка» Жуковский  описывает обратное явление: с помощью целого ряда глаголов настоящего времени поэт сначала передает нам жизнь птицы в теплый период  : «летает», «играет», «поет», в следующей строке глагол употреблен в прошедшем времени , что говорит о том, что птица покинула родные края и улетела в теплые места, а с нею «улетели» и мечты, и надежды лирического героя на прекрасное будущее, концовка полна лиризма и большого количества риторических вопросов – это говорит об отчаянии и печали главного героя:

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

В дальнем краю?

Гнездышко вьешь ты;

Там и поешь ты

Песню свою.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что образ птицы в творчестве Василия Андреевича Жуковского символизирует зарождение новой жизни, надежду на прекрасное будущее. Появление птицы в вышеназванных стихотворениях поэта пробуждает красоту природы и наполняет сердце и душу лирического героя верой в любовь, радость и новую жизнь.

4) 4) Ранее творчество Александра Сергеевича Пушкина создавалось в романтическом ключе, следовательно, поэт не упускал возможности отразить в нем характерные черты и особенности, присущие данному направлению. Одной из таких особенностей было описание ярких образов – символов, таких как: море, небо, горы, птицы. Данные образы были отражены как в прозаических, так и в поэтических произведениях Пушкина. Большого внимания заслуживают поэтические творения поэта.

Одним из самых ярких образов, представленных в творчестве Александра Сергеевича Пушкина, является образ птицы. В стихотворении под названием « Узник» поэт, заточенный в сырой темнице, проводит параллель между своей судьбой – безрадостной, лишенной свободы и всяческого смысла, и судьбой орла, такого же пленника, вскормленного в неволе, не знающего свободы и воли:

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

Пушкин неспроста взял за первооснову образ этой величественной птицы, поскольку именно орел символизирует свободу, независимость, силу и мощь. Ярким примером служит гербовая эмблема США – образ белоголового орла - живого символа свобод США, духа и превосходства.

Поэт, сравнивая себя с этой птицей, пытается донести всем, что человек должен быть свободен, как птица, потому что свобода — это естественное состояние каждого живого существа. В призыве орла к свободе – « Давай улетим!» реализуется основная идея поэта, идея свободы и независимости:

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: "Давай улетим!

Будучи свободным и вольным человек может жить и творить, а птица порхать над облаками и радовать своим величием и красотой.

Аналогичным образом представлена тема свободы в другом стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Птичка». В нем лирический герой, оказываясь на чужбине и тоскуя по родине, выпускает на волю птичку, в надежде на то, что хотя бы это маленькое животное обретет свободу:

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

Символично и время для поэта, ведь именно в эту пору все вокруг оживает и наполняется новыми красками. Приход весны символизирует зарождение новой жизни -  жизни свободной и волевой. Лирический герой отпускает птицу на волю для того, чтобы она прочувствовала на себе все прелести и плюсы свободной жизни в родных краях, о которой так мечтает лирический герой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в лирических произведениях Пушкина образ птицы теснейшим образом связан с темой свободы и независимости духа человека. Это связано с биографией поэта, поскольку его нередко отправляли в ссылки, порой долгосрочные, что губительным образом сказывалось на внутреннем состоянии Александра Сергеевича Пушкина. Вдали от Родины он чувствовал себя как птица в клетке, которой перекрыли кислород и лишили права на прекрасное существование.

5) В семье Михаила Лермонтова  существовало предание, что своими  корнями этот дворянский род восходит к шотландцам, среди которых фигурировал бард Томас Лермонт. Изучая свое родословное древо, юный поэт очень часто недоумевал, по какой прихоти судьба забросила его предков в холодную и неприветливую Россию. Этот вопрос долго не давал покоя Лермонтову, который со свойственной ему в подростковом возрасте романтичностью мечтал побывать на родине своих пращуров и отыскать замок, принадлежавший его семье. Поэт убежден, что на своей исторической родине он смог бы быть по-настоящему счастливым, поэтому все его мысли обращены к далеко Шотландии.

Информация о работе Образ птицы в русской лирике конца XVIII первой половины XIX века