Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение возможности использования сказки для развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из данной цели, задачи исследования определены следующим образом:
1. Изучить сущность воображения как высшей психической функции человека.
2. Показать динамику развития воображения детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития воображения детей дошкольного возраста 6
1.1 Научные подходы к определению сущности воображения 6
1.2 Динамика и основные закономерности развития воображения дошкольника 10
1.3 Особенности развития воображения детей среднего дошкольного возраста. 15
Глава 2. Использование сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста 21
2.1 Сказка, как продукт литературного творчества 21
2.2 Развивающий потенциал сказки 27
2.3 Использование сказки в развивающей работе с детьми среднего дошкольного возраста 33
Глава 3. Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста 39
Заключение 51
Литература 55

Файлы: 1 файл

Сказка как средство развития воображения дошкольника.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

       Волшебная сказка в своих истоках восходит к приемам магических обрядов, ко всей совокупности мифических взглядов на мир.

              Таким образом, сказка представляет собой литературный жанр, соответствующий особенностям возрастного развития дошкольников, являющийся важным средством их воспитания. Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способным еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.

       Сказка понятна и близка ребенку, можно отметить огромное влияние сказки на общее психическое развитие ребенка – его мышление, воображение, произвольности поведения, развитие эмоциональной сферы, формирование опыта межличностных отношений. Но особое влияние оказывает сказка на развитие воображения дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Развивающий потенциал сказки

      Сказка, по мнению А.В. Запорожца [10], выпол­няет важнейшую роль в развитии воображения — способности, без которой невозможна ни умствен­ная деятельность ребенка в период школьного обу­чения, ни любая творческая деятельность взросло­го.

       Сказка играет большую роль в жизни дошкольника, в его психическом развитии. Подбор сказок в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями ребенка, мастерство рассказывания и вдумчивая работа над преломлением образов прослушанной сказки и творческой деятельности ребенка, - в его играх, рисовании, лепке, - все это оказывает глубокое влияние на развитие как отдельных психических процессов, так и детской личности в целом.

       Сказка сама по себе не оставляет равнодушным ни одного человека. Значение сказки для эмоционального развития ребенка никто не пытается оспаривать. Развитие же эмоциональной сферы, по мысли Л.С. Выготского, является тем фундаментом, на котором строится психическое развитие дошкольника.

       Восприятие сказки способствует познанию ребенком объективной действительности. Эстетическое восприятие сказки не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий как-то вошел внутрь воображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность расширяет сферу духовной жизни человека, имеет важное значение для его умственного и нравственного развития.

       В дошкольном возрасте у детей чрезвычайно ярко выражен интерес к деятельности окружающих, стремление принять участие в тех действиях, которые кажутся им хорошими, правильными, содействовать им, если не реально, то хотя бы мысленно, в воображаемом плане.

       Слушание сказки наряду с творческими играми выполняет роль в формировании нового вида внутренней психической активности – умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая творческая деятельность.

       Четкая фабула, драматизированное изображение событий в сказке способствует тому, что ребенок вошел в круг воображаемых обстоятельств, стал мысленно содействовать героям произведения.

       Та деятельность, которая при этом осуществляется ребенком, особенно в начале дошкольного возраста, по своей психологической природе очень близка игре. Но если в игре ребенок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия и обстоятельства являются воображаемыми.

       Дошкольник научается становится на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Формирование этой внутренней деятельности в дошкольном возрасте, позволяющей ребенку не только понять явление, которое он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, имеет решающее значение для последующего психического развития.

       В дошкольном возрасте происходит усложнение деятельности: то на что направлена деятельность, и то ради чего она производится, оказывается уже не тождественным, как  это было в раннем возрасте. Решающее значение приобретает для ребенка общественная значимость тех или иных человеческих поступков, их внутренний смысл.

       Новые мотивы деятельности, формирующиеся в общем ходе развития ребенка, в результате его воспитания впервые делают возможным настоящее понимание художественного произведения, проникновение в его идейное содержание. В свою очередь восприятие художественного произведения оказывает влияние на дальнейшее развитие этих мотивов.

       Конечно, маленького ребенка очень увлекает красочность описаний или занятность внешних положений, в которые попадают действующие лица, но уже очень рано его начинает занимать также внутренняя, смысловая сторона повествования. Постепенно ему открывается идейное содержание художественного произведения.

       Воспринятые образы сказки складываются в пред­ставления, накапливающийся и расширяющийся запас которых составляет базу для работы образного мышления и воображения. Однако воображение — не простая сумма представлений. Они изменяются, комбинируются в голове ребенка, складываются в новые образы.

      Накоплению представлений и развитию вооб­ражения способствует вся воспитательная работа с детьми, весь их жизненный опыт. Но особое значение имеют разнообразные детские игры, чтение произведений художественной литературы, расска­зывание сказок.

       Огромное влияние, которое при правильной организации художественного воспитания может оказать эстетическое восприятие на духовное развитие ребенка, заключается в том, что оно приводит не только к приобретению отдельных знаний и умений, не только к формированию отдельных психических процессов, но и к изменению отношения ребенка к действительности, оказывает влияние на возникновение у него новых, более высоких мотивов деятельности.

       Знакомство с лучшими образцами народного и классического искусства для детей, с художественной детской литературой приводит ребенка к осознанию нравственного смысла человеческих поступков, помогает ему принять более высокие, общественные мотивы героев художественного произведения.

       Для того чтобы ребенок осознал что-либо, необходимо, чтобы он начал действовать в отношении познаваемого предмета. Единственная форма деятельности, доступная малышу-преддошкольнику, - это реальное фактическое действие с предметом. Для того чтобы познакомиться с предметом, маленький ребенок должен взять его в руки, повозиться с ним, засунуть его в рот, манипулировать с ним. Для дошкольника наряду с практическим контактом с действительностью становится возможной и внутренняя «теоретическая деятельность. Он может действовать не только реально, но и мысленно, не только в непосредственно воспринимаемых обстоятельствах, но и в воображаемых.

       Игра и слушание сказки создают благоприятные условия для возникновения и развития этой еще неокрепшей формы психической деятельности у ребенка.

       Здесь создаются как бы переходные формы от реального фактического действия с предметом к размышлению о нем. Когда ребенок начинает овладевать этой новой формой деятельности, перед его познанием открываются новые возможности.

       После четырех лет у ребенка наблюдается некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его конкретных представлений, обогащения его жизненного опыта, знаний. дети начинают четче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, возможности или невозможности переноса в сказке функций одного предмета на другой. На данном этапе возрастного развития интенсивно развивается воссоздающее воображение, оно становится более самостоятельным. Для понимания произведения ребенку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Вместе с тем совершенствующееся воображение ни в коей мере не отменяет, не отрицает иллюстрации. Оно помогает проникновению в авторский замысел, формирует правильное видение героев и событий, эмоциональное отношение к ним, воспитывает эстетические чувства.

      Образность, богатейшая фантастика сказки развивает воображение, учит мечтать, вызывают стремление быть похожим на положительного героя сказки. Благополучный же конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказка с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребенка типичными народными стилистическими выражениями, сказочными эпитетами, меткими сравнениями, которые так нравятся детям за их необычность, какую-то праздничность.

      В сказках множество нереальных вещей, созданных воображением народа, которые сейчас превратились в реальность. Вместо сказочных ковров-самолетов наше небо бороздят скоростные самолеты, космические корабли. Говорящие птицы, звери, серебряное блюдечко, на котором  города один за другими видны и гор высота, и небес красота, обернулись в приемники и телевизоры.

      Все фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, не уводит от нее, а наоборот расширяет представление о ней. Связывая фантастическое в сказке и реальность жизни, ребенок учится искусству воображения, начинает сам фантазировать, придумывая удивительных животных, невероятных помощников человека, помогающих ему справиться с трудной ситуацией.

       В волшебных сказках преобладающее место занимает фантастика. Тут чудеса идут чередой, их очень много. Текут молочные реки с кисельными берегами. Из брошенной гребенки  вырастает высокий дремучий лес. Летучий корабль расправляет паруса, взмывает в небо, летит «пониже облаков ходячих, повыше лесов стоячих». Удачливый Емеля  на печи разъезжает по всему государству. Бешено мчится по полю дикая кобылица – земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, а верхом на ней, задом наперед, сидит и держится за хвост Иван-дурак. Ослепляет огнем своих золотых перьев невиданная жар-птица, а глаза ее восточному хрусталю подобны.

     Чудесные превращения Василисы Премудрой в царевну-лягушку, в белую лебедь; превращение Иванушки, братца Аленушки, в козленочка, серого волка – в Елену Прекрасную и златогривого коня. Молодильные яблоки, возвращающие силы старикам, живая вода, воскрешающая мертвых. Всех чудес, рожденных воображением народа не перечислить.

       Яркая фантастика в сказке настолько увлекает, очаровывает детей, что они готовы поверить в самое невероятное, лишь бы оно было интересным, они забывают, что все это, как они говорят, понарошку.

      Сказка обогащает образы воображения детей, в этом помогают иллюстрации замечательных художников: Е.Рачева, Б.Дехтерева, Н.Кочергина, К.Кузнецова и других.

       Получив в собственную копилку образов, описания невероятных героев и их превращений в сказке, обогатив их зрительными образами, отображенными на иллюстрациях, дети уже среднего дошкольного возраста с удовольствием начинают рисовать сказочные сюжеты. Они выдумывают продолжения любимых сказок, пытаются сочинить собственные. Все это способствует развитию воображения ребенка.

   Таким образом, символы, сюжеты и метафоры сказок оказывают на ребенка не только положительное эмоциональное воздействие, но и будоражат фантазию ребенка, заставляют воображать то, что никогда не видели, или видели определенные сказочные образы на иллюстрациях художников, а другие придумывают сами. Все это вместе взятое будет позволять развивать воображение детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Использование сказки в развивающей работе с детьми среднего дошкольного возраста

       В истории отечественной педагогики было немало имен, сопричастных к попыткам использовать народную мудрость и воспитательный опыт в классических образовательных учреждениях: И.Марджани, Б.Гаспринский, К.Настири, С.Михайлов, И.Яковлев, И.Михеев, С.Шацкий, П.Блонский и др.

       В отечественной психологии (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец и др.) доказана возможность и необходимость формирования у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. Одним из средств, обеспечивающих эту возможность, является народное творчество.

       Огромное значение народному творчеству в воспитании дошкольников отводила А.П.Усова, она подчеркивала, что в народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через народную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью [27; с.8-9].

       Ребенок дошкольного возраста любит хорошую сказку, мысли и чувства, вызванные ею не угасают после того, как повествование закончено; они проявляются в последующих действиях, рассказах, играх, рисовании.

       Большую роль в педагогическом процессе детского сада играет сказка. Т.Алиева отмечает, в сказках, прежде всего, сконцентрирован исторический опыт расширения сознания людей. Развивающая сила сказки и состоит в том, что ребенок, которому пока еще не по силам пополнить нашу общечеловеческую копилку чем-то объективно новым, значимым и «общественно полезным», погружаясь в ее мир, восходит на грань уже освоенного и еще не освоенного человечеством. Ведь сказка всегда обнажает точки роста человеческих возможностей и способностей, а значит – и точки роста человеческой культуры [1; с.69].

Информация о работе Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста