Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение возможности использования сказки для развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из данной цели, задачи исследования определены следующим образом:
1. Изучить сущность воображения как высшей психической функции человека.
2. Показать динамику развития воображения детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития воображения детей дошкольного возраста 6
1.1 Научные подходы к определению сущности воображения 6
1.2 Динамика и основные закономерности развития воображения дошкольника 10
1.3 Особенности развития воображения детей среднего дошкольного возраста. 15
Глава 2. Использование сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста 21
2.1 Сказка, как продукт литературного творчества 21
2.2 Развивающий потенциал сказки 27
2.3 Использование сказки в развивающей работе с детьми среднего дошкольного возраста 33
Глава 3. Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста 39
Заключение 51
Литература 55

Файлы: 1 файл

Сказка как средство развития воображения дошкольника.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

       В среднем дошкольном возрасте у ребенка преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

       Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования  действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

       Наиболее распространенным приемом в словесном творчестве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник  включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывая им  человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует  поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений.

       В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

       Нередко дети, фантазируя, используют хорошо им знакомые сказочные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывая для знакомой сказки новое продолжение.

       Для дошкольника характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придуманные ими сказки нередко приобретают причудливый характер.

       В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных  приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например, ребенок  рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). А содержание эпизода дети заимствуют из литературных произведений.

       Таким образом, развитие воображения детей среднего дошкольного возраста идет по нескольким направлениям.

      По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.

      По линии совершенствования операции воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, тестов, сказок все более сложные образы и их системы.

      Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но самостоятельно их применяет.

      Воображение становится опосредованным и преднамеренным.

       Исходя из выделенных направлений развития воображения детей среднего дошкольного возраста можно выделить следующие показатели развития воображения детей:

      Создание воображаемых образов при использовании предметов-заместителей.

      Характер переработки и преобразование образов восприятия или памяти, особенности их комбинирования при воссоздании образов и образных ситуаций.

      Самостоятельность воссоздаваемых и создаваемых образов и образных ситуаций.

      Полнота и детализация изложения воссоздаваемых и создаваемых образов и образных ситуаций.

             

       В системе развивающей работы с детьми среднего дошкольного возраста в арсенале воспитателя достаточно много средств развития воображения ребенка – это, прежде всего, игра, занятие изодеятельностью, чтение литературных произведений и т.д. Однако, исходя из особенностей воображения детей данного возраста, когда у него преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого, можно предположить, что важным средством развития воображения детей будет сказка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста

2.1 Сказка, как продукт литературного творчества.

       Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной мере содержит фантастический вымысел. Зародились сказки в глубокой древности. Их создавал сам народ, когда еще не было письменности, когда функции литературы выполнял фольклор. Переходя из уст в уста, из одного поколения в другое, сказки, как живое искусство народа, жили и развивались на протяжении многих веков, непрерывно изменяясь в соответствии с общим историческим развитием.

       Исчерпывающую оценку сказкам дал Ушинский: «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии  состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во всех детских народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты; без этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко обозримое, полное движения, жизни и интереса» [28; с.130].

       К.Д. Ушинский отмечал воспитательное значение сказки, характеризуя ее как блестящую попытку русской народной педагогики. Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех детских народных сказках повторяются одни и те же слова и обороты, которые создают картину стройной, легко обозримой, полной движения жизни.

       Сказка, являясь произведением народного ис­кусства, несет в себе богатый духовный заряд. Под­черкивая эту потенциальную возможность сказки, известный исследователь ИЛ. Ильин [12] отмечает, сказка есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она ра­зумеет художественно и символически глубоко ду­ховные состояния.

       В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художе­ственной речи языковыми средствами выразитель­ности (сравнениями, эпитетами, синонимами, ан­тонимами и другими), например: красна девица; ясный сокол; конь-волчья сыть, травяной мешок; встань передо мной, как лист перед травой и тому подобное, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее об­разности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей. В.П. Аникин [2] указывал, что сказки — своего рода нравственный кодекс народа, их героиня — это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов  о торжестве сил жизни, труда и честности над без­дельем, низостью.

       Сказка вводит ребенка в некоторые вообра­жаемые обстоятельства и заставляет пережить вме­сте с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положи­тельного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы, которые, недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в дей­ствиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, которую не должно переходить воображение в ис­кусстве, и вместе с тем у него начинают склады­ваться реалистические критерии эстетических оце­нок.

       Огромной любовью пользуется у детей сказ­ка. С ней ребенок встречается начиная с раннего возраста. Слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, он испытывает те или иные чувства, пе­реживания. Нет, вероятно, ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются.

       Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. Характеризуя сказку, следует разграничивать народную сказку и литературную. Как отмечает В.Я. Пропп, народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр, которая представляет передаваемый              из поколения в поколение рассказ в устной передаче. Бытование народной сказки отличается от бытования искусственной или литературной, которая передается путем письма и чтения, и при этом не меняется.  Но как народная, так и литературная сказка может передаваться из уст в уста, иметь различные варианты. В.Я. Пропп выделяет следующие особенности сказки: повествовательный жанр  сказки, развлекательный характер сказки, необычайность сказки, специфическая поэтика сказки [22].

       Народная сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом, содержание и формы которого первоначально были связаны с мифами и художественно преображенные, стали частью фольклорной прозы. Общепринято деление сказки на сказки о животных, волшебные и бытовые, хотя такое деление условно. Сказки классифицируют так же по особенностям поэтики (преимущественно композиции) на кумулятивные (повторение однотипных событий), повествовательные, прибауточные. По характеру образности – аллегорические, с персонажами – животными, людьми и т.д.. По стилю – юмористические, сатирические, героико-патетические и другие.

              Сказки о животных выделяются по своим главным персонажам – животным, которым приписываются свойства людей. На стадии отделения искусства от мифологии неосознанное очеловечивание зверей, птиц, насекомых, стало литературным приемом, объектом изображением сделались, по большей части люди и их отношения.

              В.Я. Пропп относит к сказкам о животных также сказки, где люди и животные выступают на равных правах, в то же время отмечая условность данной классификации. Русский сказочный эпос о животных не очень богат. Н.П. Андреев выделяет 67 сюжетов данных сказок, что составляет 10 % всего русского сказочного репертуара. Сказки о животных, как правило, сатирические или юмористические произведения, которые носят назидательный характер. Сказочный герой-плут, хитрец, обманщик (лиса, заяц, ворон, паук и т.д.). У сказок о животных своя поэтика и стиль (например, часто используются композиционные приемы неожиданной встречи животных, песенные вставки). Условность вымысла соответствует широте художественного обобщения. Поэтому мысль и образы многих сказок легко обобщаются в пословицы и поговорки. Так, жадный волк перешел из сказок в пословицу: «Не клади волку пальца в рот».

              С течением времени сказки о животных становятся преимущественно детскими. В них учитываются особенности возрастного восприятия вымысла: четко разграничиваются положительные и отрицательные персонажа, резко сменяются сюжетные положения светлых, радостных к мрачным, грустным и обратно, обязательная победа добра над злом. Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец, известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явление психологического порядка. Так, например, многие сказки построены на коварном совете (лиса советует волку ловить рыбу, опустив хвост в прорубь), на мотиве неожиданного испуга (петух выгоняет лису, распевая угрожающую песню). Сюжеты сказок о животных часто не имеют границу, не обладают четкой отделяемостью друг от друга, а переходят из одной сказки в другую.

              Основная особенность кумулятивных сказок состоит в каком-либо многократном, все нарастающем повторении одних и тех же действий, пока созданная таким образом цепь не обрывается или не расплетается в обратном порядке. Примером нарастания, ведущего к разрыву цепи, может служить сказка «Репка». Композиция кумулятивных сказок проста: экспозиция чаще всего состоит из какого-либо незначительного события: дед сажает репку, бабка печет колобок, разбивается яичко и т.д. Затем действия развиваются неожиданно и в этом, один из главных художественных эффектов сказки.

              Обладая четкой композиционной структурой, кумулятивные сказка отличаются от  других сказок своим стилем. Один их них рассказываются эпически спокойно и могут быть названы кумулятивными только по лежащей в их основе композиции («Мена», «За скалочку уточку»), другие содержат в себе нагромождение повторяющихся слов, выражений, которые нарастают («Терем-теремок, кто в теремочке живет?»). В повторении и состоит своеобразие этих сказок. Такие сказки тяготеют к рифме, к смысловым новообразованиям (заяц – увертый, лиса – хитрая). Эти особенности кумулятивных сказок делают их любимыми детьми, которые любят новые словечки, скороговорки, поэтому данный вид сказок можно назвать детским жанром.

              Особый вид составляют бытовые (новеллистические или реалистические) сказки. Сказочные герои в них не потусторонние фантастические существа, а реальные люди. Но вместе с тем, они далеки от того,  что называют реализмом. Они могут быть названы новеллистическими, так как представляют собой краткие занимательные рассказы; бытовыми, так как широкое отображение в них находит крестьянский труд, быт, хотя описание быта не является их целью, а дается как некоторый фон, на котором развивается действие.

Информация о работе Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста