Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение возможности использования сказки для развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из данной цели, задачи исследования определены следующим образом:
1. Изучить сущность воображения как высшей психической функции человека.
2. Показать динамику развития воображения детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития воображения детей дошкольного возраста 6
1.1 Научные подходы к определению сущности воображения 6
1.2 Динамика и основные закономерности развития воображения дошкольника 10
1.3 Особенности развития воображения детей среднего дошкольного возраста. 15
Глава 2. Использование сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста 21
2.1 Сказка, как продукт литературного творчества 21
2.2 Развивающий потенциал сказки 27
2.3 Использование сказки в развивающей работе с детьми среднего дошкольного возраста 33
Глава 3. Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста 39
Заключение 51
Литература 55

Файлы: 1 файл

Сказка как средство развития воображения дошкольника.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2 Динамика и основные закономерности развития воображения дошкольника.

      Прежде чем рассматривать динамику развития воображения дошкольника, рассмотрим, что следует понимать под развитием воображения.

       Под развитием воображения, по определению Р.С.Немова [20; с.134-135], понимается его улучшение и постепенное, прогрессивное изменение по следующим признакам:

1.      Разнообразие фантазии. Оно проявляется в том, что каждый раз по одному и тому же поводу человек придумывает нечто новое.

2.      Оригинальность фантазии. Этот признак выражается в том, насколько придуманное данным человеком  отличается от того, что приходит в голову другим людям.

3.      Детализированность фантазии. Это то, насколько проработаны в деталях продукты фантазии человека.

4.      Интеллектуализированность фантазии. О ней можно судить по тем  мыслям, которые вызывают продукты фантазии человека у других людей: чем больше разнообразных и глубоких мыслей возникает у людей, воспринимающих продукты творчества человека, тем выше одухотворенность, т.е. интеллектуализированность его фантазии.

5.      Эмоциональность фантазии. Чем больше разнообразных эмоций, переживаний и чувств порождают продукты фантазии человека у других людей, тем выше ее эмоциональный заряд, насыщенность чувствами.

      Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М.Дьяченко [8] показала, что детское воображение подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы.

       В ходе развития детей дошкольного возраста воображение постепенно становится относительно самостоятельной психической деятельностью, что, прежде всего, сказывается на его произвольности.

       Как показали исследования  О.М.Дьяченко, Г. Кирилловой, Е Кравцовой до достижения детьми 5-6лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует или он крайне неустойчив, легко разрушается. В 3-4года замысел рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможности практической реализации образов, которые он  создает. Если для взрослого мечта выступает как побудитель к действию, то у ребенка комбинация образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать.

       На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. По наблюдениям Д.Б. Эльконина [30], в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом.

       Именно игрушки и предметы-заместители, по наблюдению  В.С.Мухиной [19], наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры. Например, увидел белый халат – стал играть в больницу, увидел весы – стал «продавцом».

       Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших – выполнение взятой на себя роли. Постепенно воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, палки, камешки и пр.).

       Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.

         В.Т. Кудрявцев [16] обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.

       Однако стоит заметить, что воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.

       Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.

      У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. У детей до пяти лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. Поэтому, несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» или «Придумай сказку» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения.

       О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.

       Младшие дошкольники играют 10-15 минут. Внешние факторы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел теряется. Они забывают переименование предметов и начинают их использовать в соответствии с реальными функциями. В 4-5лет игра длится 40-50 минут, а в 5-6 лет дети могут увлеченно играть несколько часов и даже дней. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы, и дети часто осуществляют их до конца.

       О.М. Дьяченко [8] с возможностью планирования прямо связывает умения создавать целостные произведения. У детей 3-4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности. В 4-5лет возникает ступенчатое планирование. План – это цепочка образов, отражающая основное содержание деятельности.

       Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

       Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников.

       Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой.

       Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи.  Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая их последствия, понимая логику развития ситуации, анализируя проблему с разных точек зрения.

       Таким образом, развитие  воображения происходит одновременно и в развитии всех видов деятельности дошкольника. И в особенности рисовании, конструировании, рассказывании, игре.

       Развитие  воображения особенно интенсивно происходит в дошкольном возрасте и проходит следующие этапы:

      совершенствование операции замещения предметов, переход к словесному образу предмета и действия с ним;

      усложнение образов воображения на базе накопления жизненного опыта и впечатлений;

      развивается преднамеренность и опосредованность воображения;

      ребенок овладевает действиями планирования и целеполагания.

 

 

 

 

 

 

1.3 Особенности развития воображения детей среднего дошкольного возраста.

       Сущность развития ребенка – постепенное вхождение его в человеческую культуру через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими в культуре способами. При этом, как отмечал Л.С.Выготский [4], развитие высших психических функций ребенка будут не только изменять его отношения с миром, но и, прежде всего, воздействовать на него самого. В процессе развития опосредованности психика ребенка становится осознанной и произвольной. Культурные средства, которые он активно присваивает, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

       В дошкольном возрасте происходит бурное развитие познавательных способностей – ощущений, восприятий, воображения, памяти, мышления и др. Интеллектуальные операции у дошкольников первоначально выделяются из их практической деятельности, а затем начинают ее обслуживать. В определенных условиях дошкольники уже пользуются простейшими видами правильно построенных рассуждений. Это происходит тогда, когда ребенок поставлен перед понятной и близкой ему задачей, где он может опереться на наблюдение доступных его пониманию фактов. Психическое развитие дошкольников тесно связано с их личным жизненным опытом, непрерывно обогащающимся в процессе игр, занятий ритмикой, рисованием, музыкой и т.д., общения с взрослыми и со сверстниками.

       Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытие им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему?».

       Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать  умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

      Растущая познавательная потребность ребенка во многом удовлетворяется с помощью воображения. Таким образом  в среднем дошкольном возрасте воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство  свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.

       Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный  мультфильм, новая игрушка.

       Подчеркнем, что, фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Сознание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится  источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая  образы из окружающей действительности). Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может.

       Реалистический подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте. Трех-четырехлетние дети часто не отличают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, подчас смешивая сказочные и реальные образы. Рост критического отношения к образам воображения связан с расширением опыта детей. Они начинают понимать, что в сказке не все возможно. Нарушение в сказке типичных свойств предметов, характера производимых с ними действий вызывает отрицательное отношение у дошкольника. Он чувствует меру, которую не должно переходить воображение.

       В игре дошкольник также понимает логику жизненных связей и следует ей. Он отказывается съесть сначала третье блюдо, а потом первое, объясняя, что так не бывает.

       Новые образы в словесном творчестве дошкольника оказываются не менее реалистичными чем в игре. Ребенок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.  

       Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей будет способствовать развитию творческого воображения ребенка.

Информация о работе Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста