Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение возможности использования сказки для развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из данной цели, задачи исследования определены следующим образом:
1. Изучить сущность воображения как высшей психической функции человека.
2. Показать динамику развития воображения детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития воображения детей дошкольного возраста 6
1.1 Научные подходы к определению сущности воображения 6
1.2 Динамика и основные закономерности развития воображения дошкольника 10
1.3 Особенности развития воображения детей среднего дошкольного возраста. 15
Глава 2. Использование сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста 21
2.1 Сказка, как продукт литературного творчества 21
2.2 Развивающий потенциал сказки 27
2.3 Использование сказки в развивающей работе с детьми среднего дошкольного возраста 33
Глава 3. Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста 39
Заключение 51
Литература 55

Файлы: 1 файл

Сказка как средство развития воображения дошкольника.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

       В программе «Развитие» при чтении сказки рекомендуется использовать иллюстрации, показ («пусть ребенок показывает, как ходит медведь, как прыгает зайка»), а также моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). В качестве заместителей используются бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача – научить ребенка правильно использовать заместители. Данная работа является эффективным способом формирования умения сравнивать и понимать сравнения.

       Анализ содержания сказки и установления связи содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка) приучают детей мыслить, определять значение каждого произведения [11; с.29-29].

       Развитию интеллектуальных возможностей дошкольников способствует составление детьми сказок по схемам с использованием системы ТРИЗ [6]. ТРИЗ способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий. В процессе воспитательной работы с использованием составления сказок по системе ТРИЗ у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает  формировать диалектику и логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость: маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить оригинальные решения.      

       Особый вид сказок – технологические (придуманные воспитателем) помогают детям в овладении математикой, художественной деятельностью и т.д.

       В частности Т.Доронова отмечает, что результаты педагогического воздействия на занятиях по изобразительной деятельности оказывается несомненно выше в том случае, когда любое механическое  задание («проведи линию вправо, вверх», «сложи пополам», «вырежи фигурки разных форм» и т.д.) заменяется осмысленным с точки зрения сюжетно-игрового замысла действием, предложенном ребенку в технологической сказке [7; с.53].

       Сказка способствует формированию новых образов и представлений ребенка. Отсюда активное использование сказки для организации занятий детей изобразительной деятельностью. Дети с удовольствием представляют образы, только что прочитанной сказки, если она произвела на них достаточно сильное впечатление, ребенок с удовольствием поделится им. Передать же свои мысли, чувства, эмоции, образы, возникшие в воображении, ребенок лучше всего может в рисунке, поэтому он с удовольствием воспринимает задание нарисовать иллюстрацию к сказке.

       Сказка сделает более интересной и насыщенной и конструкторскую деятельность детей. Необходимость смастерить «везделет» для полета в сказочную страну возбудит больше фантазию ребенка чем, например создать конструкцию, хорошо известного самолета.

       Влияние сказки на дошкольника огромно. Отсюда использование сказки в различных формах работы с детьми.

       В дошкольном детстве, как известно, ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Усилить влияние игры на развитие воображения детей помогают сказки и сказочные герои.

       Например, воспитателям известно, что сказочный герой организуя дидактическую игру детей способствует более эффективному вовлечению к выполнению игрового задания всех детей группы. Которые с удовольствием «помогают» любимому сказочному герою решить запутанную задачу, что-то найти, нарисовать, придумать и т.д.

       Само участие в игре сказочного героя воздействует на воображение детей, перенося их вместе с ним в сказочную ситуацию,  с другой стороны «оказание помощи» тоже требует полета фантазии, воображения ребенка.

       Технология использования сказки в играх может быть представлена и в играх-драматизациях. Разыгрывая сюжеты сказок, ребенок не просто проникает на уровне воображения в сказочный сюжет, он в образе героя сказки, воображает себя в невероятных событиях сказки.

       Такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения. У дошкольников игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя как в обычной игре.

       Кроме того, в работе с дошкольниками активно используются дидактические и подвижные игры по сюжетам сказки  или с героями сказки, которые также любимы детьми.

       Для развития воображения целе­сообразно использовать и специальные упражнения: словесные описания неизвестных животных, при­думывание других окончаний к сказкам, составле­ние собственных рассказов, создание разнообразных изображений.

       Сказка частый гость и на занятиях детей. Широко в образовательном процессе ДОУ используются математические сказки, экологические сказки, которые воздействуя на воображение детей, помогают лучше усвоить изучаемый материал.

       Особое значение играют сказки в развитии детей в ходе проведения театрализованных игр. Полноценное участие детей в театрализованной игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль  произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способности мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного  произведения, возникает  эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

       Использование сказки на различных видах занятий значительно повышают их развивающий потенциал. Инструкции к выполнению заданий на таких занятиях становятся  сказки, в сюжет которых органично «вплетается» интеллектуально-творческие задания. На таком занятии организуется некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя.

       Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добивается успеха. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания. Методическая сказка представляет собой модель опосредованного обучения. Например, на математическом занятии дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с льдинками, волшебными бусами и т.п.

       Правильный подбор сказок в соответствии с возрастом, художественной ценностью произведения и его идейным содержанием, мастерство рассказывания сказки и, наконец, организация последующей деятельности ребенка – беседа по поводу прослушанного, пересказ, разыгрывание сюжета сказки в драматизированных играх и изображение в рисунках – все это помогает ребенку правильно осознать прослушанное и глубже пережить содержание художественного произведения.

       Таким образом, сказки широко используются в воспитании детей дошкольного возраста. Сказки являются не только важной составляющей программы чтения, определенной для современного ДОУ, но и используются для всестороннего развития ребенка, усиливают развивающий эффект игры, рисования, занятий и т.д. Отсюда можно сделать предположение об эффективности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста

       Цель нашего экспериментального исследования: выявить возможности использования сказки в воспитательном процессе ДОУ как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста.

       Данное  исследование  осуществлялось  на базе   ДОУ №21                       г. Осинники Кемеровской области в средней  группе.

       Выбор детей осуществлялся на основе следующих критериев:

1)     дети, которые участвовали в эксперименте, были одного возраста;

2)     все дети прошли период адаптации в детском саду;

3)     у всех детей одинаковые сроки посещения ДОУ;

4)     дети не имеют речевых и интеллектуальных нарушений.

Список детей участвующих в эксперементе.

1.      Бояров  Коля

2.      Голов Илья

3.      Ершова Настя

4.      Жданов Никита

5.      Заречнева Маша

6.      Куртукова Олеся

7.      Лисичкин Миша

8.      Мартынов Семен

9.      Осипов Денис

10. Петренко Марина

11. Сердюков Сережа

12. Тимофеева Оля

13. Уфимцев Сережа

14. Юрченко Яна

 

 

       Наше экспериментальное исследование состояло из следующих этапов:

       I этап - констатирующий.  Цель: выявить уровень развития воображения детей среднего дошкольного возраста.

       II этап - формирующий. Цель: разработка и апробирование программы использования сказки как средства развития воображения  детей среднего дошкольного возраста.

       III этап – контролирующий. Цель проверка эффективности проведенной работы.

Констатирующий эксперимент

       Цель: Выявить уровень развития воображения детей среднего дошкольного возраста.

       На констатирующем этапе исследования применялись следующие методики.

Тест «Дорисуй картину»

       В ходе выполнения теста ребенку предлагалось, из разрозненно нарисованных геометрических фигур на листе бумаги с помощь цветных карандашей дорисовать картину.

       Оценка результата теста проводилась по следующим критериям:

- оригинальность изображения отдельных элементов картины,

- нахождение оригинальных образов,

- объединение картины единым сюжетом,

- композиционное соответствие изображаемому на картине.

       В соответствии с критериями, были определены следующие уровни развития воображения.

       Высокий. Большинство предметов изображенных на картине оригинальны, присутствуют неожиданные образы, порой не существующие в реальности. Ребенок использует весь спектр цвета.  Изображение объединено единым сюжетом, правильно композиционно составлено.

       Средний. Большинство предметов изображенных на картине имеют шаблонную основу (круг – мяч, квадрат – телевизор и т.д.). Ребенок использует весь спектр цвета.  Сюжетная линия прослеживается слабо. Имеются композиционные неточности. 

       Низкий. Все предметы изображенные на картине имеют шаблонную основу (круг – мяч, квадрат – телевизор и т.д.). Ребенок использует только несколько цветов.  Сюжетная линия не прослеживается. Имеются грубые композиционные неточности. 

 

Тест «Сочини сказку»

        Ребенку последовательно показывают одну или несколько картинок и просят придумать по ним сказку на определенную тему.

       Обработка данных. Оценивают оригинальность каждой сказки по следующим показателям:

1. Наличие сюжета, замысла сказки, соответствие его названию,
плану или картинке, героям.

2. Характер переработки и преобразования образов восприятия
или памяти, особенности их комбинирования при воссоздании
образов и образных ситуаций.

3.  Полнота и детализация изложения.

4.              Количество воссоздаваемых и создаваемых образов и образных ситуаций.

5. Эмоциональная насыщенность содержания сказки.

6. Словесное обозначение внешнего облика персонажей, обстановки, обстоятельств совершения действий.

       По каждому из этих показателей придуманная сказка оценивается от 0 до 2 баллов.

2 балла – присутствие и четкая выраженность.

1 балл – наличие, но слабая выраженность в сказке данного признака.

0 баллов – полное отсутствие.

       В соответствии с набранной суммой баллов уровень воображения оценивается следующим образом.

       Высокий уровень 12-9 баллов

       Средний уровень 8-6 баллов

       Низкий уровень 5 и менее баллов.

Тест «Придумай игру»

       Ребенок получает задание за 5 минут придумать какую-нибудь игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1.      Как называется игра?

2.      В чем она состоит?

3.      Сколько человек необходимо для игры?

4.      Какие роли получают участники в игре?

5.      Как будет проходить игра?

6.      Каковы правила игры?

7.      Чем должна будет закончиться игра?

8.      Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

       Оценка результатов.

       В ответах детей оценивается не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивают ребенка, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

Информация о работе Экспериментальное исследование возможности использования сказки как средства развития воображения детей среднего дошкольного возраста