Формирование эстетических суждений у школьников средствами детского эстрадного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Совокупностью названных противоречий и необходимостью их разрешения в социально-практическом и теоретико-методическом аспектах актуализируется проблема – это разработка концепции формирования дополнительного образования, в практическом плане - научный поиск и определение целей, содержания, технологий, педагогических условий, обеспечивающих формирование эстетических суждений и вкусов в системе дополнительного образования детей.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования эстетических суждений. … 6
§1. Содержание и сущность эстетических суждений в
психолого-педагогической литературе. …………………………………... 6
§2. Особенности изучения современного детского эстрадного искусства
в системе дополнительного образования. ………………………………... 21
§3. Теоретическая модель формирования эстетических суждений
и вкусов. ……………………………………………………………………. 26
Глава 2. Критерии и уровень сформированности эстетических суждений
у школьников. ……………………………………………………….. 32
Заключение ……………………………………………………………………. 37
Библиографический список ...…….………………………………………… 38

Файлы: 1 файл

Курсовая_Эстетические_суждения_2010.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

При анализе эстетической жизни школьника необходимо иметь в виду то же, что лежит в основе характеристики моральной сферы у школьника, именно, что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего, в своем эстетическом опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от этих встреч с прекрасным, в слиянии с ним». Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое творчество. Школьные годы, можно сказать, насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У школьников слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает школьника, влечет его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без всякой мысли о возможном его использовании». Можно поэтому утверждать, что отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер: эстетическая установка доминирует в детской душе.

Эстетическая жизнь школьника замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме, привлекает и увлекает школьника. Школьник любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая, в высшей степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим восприятием.

Эстетические суждения и вкусы детей взаимосвязаны с нравственными. Школьник одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

В среднем школьном возрасте происходит существенное развитие 
детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами. Дети способны к элементарной эстетической оценке, к построению эстетического суждения художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в построение произведения искусства. Школьники замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию, рисуют. У них проявляется оценочное отношение к творческим проявлениям как своих сверстников, так и своим собственным. Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Происходит формирование устойчивых эстетических вкусов.

Мы воспринимаем нечто как прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, трагическое или комическое, по началу не отдавая себе отчета, почему одно прекрасно, а другое безобразно. Да и не только по началу. Иногда человек раздумывая над тем, почему то или иное явление вызвало тог или иное эстетическое переживание, не в состоянии ответить на этот вопрос. А между тем, это явление не оставляет его равнодушным. Ясно, что эстетическое переживание связано, во-первых, присущими данному явлению эстетическими особенностями, во-вторых, с характером и особенностями практического взаимодействия человека с миром, произведениями искусства и, наконец, со свойственной только человеку способностью реагировать на явления, объективно содержащее эстетическое. Такая способность называется эстетическим чувством.

Эстетические чувства, как впрочем, и другие чувства людей, - это не просто ощущения и восприятия. Они всегда связаны с переживаниями, эмоциями (радостью, печалью, страхом, восторгом, удивлением и т.д.; следовательно, в нем наряду с объективным содержанием получает выражение и субъективное отношение человека к миру, в решающей степени определяемое его общественной практикой.

На основе общественной практики формируются и развиваются прежде всего элементарные эстетические чувства: чувство цвета; формы; музыкальное чувство. Эти чувства, отражая конкретные проявления эстетического, во многом определяют повседневное эстетическое отношение к действительности, эстетическую сторону поведения людей. Выбирая, например, цвет и фасон одежды, восторгаясь игрой брильянта, человек, как правило, руководствуется элементарными эстетическими чувствами.

Эстетические чувства меняются и развиваются с развитием эстетического отношения человека к действительности и, прежде всего, с развитием его эстетического вкуса.

Говорят: о вкусах не спорят. И постоянно спорят. Да и поговорку эту вспоминают обычно тогда, когда в споре не удается защитить свою позицию. Вероятно о вкусах и следует и не следует спорить, поскольку речь может идти о вкусе и эстетическом вкусе.

Вкус – это дело не чувствительности или чувственности, это дело суждения, а потому, если предмет только нравится, его нельзя назвать прекрасным. Ведь чувственное удовольствие – это субъективное удовольствие, и каждый человек является для себя единственным судьей собственного удовольствия. Например, спор о том, что вкусно или невкусно. Здесь прямая зависимость от особенностей человека и отчасти от его психологического своеобразия. Это скорее даже не вкус, а предпочтение, которое отдает личность (холодное или горячее, соленое или сладкое, громкий или тихий звук, яркие или умеренные цвета и т.д.). Не только хороший, но и плохой вкус распространяет свое отношение к жизни к искусству и, проявляясь в поведении, сказывается на отношении к окружающему.

Хороший вкус может, например, допустить, что от музыки Баха не испытывают удовольствие, созвучного с удовольствием от музыки «Руки вверх», но хороший вкус не может смириться с тем, что музыку Баха не считают прекрасной. Речь идет о том, что имеет ценность само по себе. Уметь видеть эти ценности – дело эстетического вкуса. Вкус, таким образом, обнаруживает элемент всеобщности, который в эстетическом суждении поднимается над частным характером чувственного удовольствия.

Эстетический вкус – это система конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и художественности. Первое, на что обращается внимание в этом определении то, что эстетический вкус носит непосредственно-эмоциональный характер, значит обнаруживается он только в соприкосновении с предметом, вызывающим эстетическое отношение. Нельзя наслаждаться музыкой по рассказам о ней, балетом – по либретто. Вкус проявляется не в рассуждениях, а в чувствах, он и выступает как чувство.

Вкус – это еще и оценка. Не единичная и случайная, а система оценок. А где оценки, там и отношение, а где отношение – там и поведение. Например, если человеку доставляют наслаждение пошлые рассказы или порнографические изображения, этому, как правило, сопутствуют лицемерие, цинизм в поведении, неспособность постичь истинную красоту любви.

Существенно при этом, что как система оценок, вкус, хотя и проявляется лишь в отношении к конкретным явлениям, выражает эстетическое отношение к жизни, искусству вообще.

Часто эстетический вкус сводят лишь к внешним формам его проявления. Например, рассматривают вкус как способность человека следовать моде, как в узком, так и самом широком смысле. То есть сводят к умению модно одеваться, посещать модные выставки и спектакли, быть в курсе последних литературных новинок. Все это не противоречит формам объективизации вкуса, однако эстетический вкус – не только и не сколько внешние проявления, сколько глубокое органическое сочетание духовного богатства личности с бескомпромиссностью его социального проявления. Ибо личность, обладающая эстетическим вкусом, не следует слепо моде, и если мода деформирует индивидуальные особенности, нивелирует ее своеобразие, такая личность может иметь смелость быть старомодной или нейтральной к моде. И в этом проявится ее эстетический вкус.

В еще большей степени избирательным он может быть по отношению к формам поведения и общения. Способность человека последовательно и целенаправленно развивать и культивировать личностные социокультурные характеристики через отбор и усвоение определенных культурных ценностей и является индивидуальным эстетическим вкусом.

Эстетические вкусы складываются на основе представлений (эстетического идеала, прежде всего), а значит и стоящими за этими представлениями взглядов, существующих в обществе. Нельзя не учитывать зависимость эстетического вкуса от развития общества. Новая общественная практика может выдвинуть на первый план такие стороны действительности, которые в предшествующий период не играли большой роли в жизни людей. Измерение эстетического вкуса в этом случае будет связано не с тем, что прежний вкус был плох, а с включением в сферу практики новых отношений, ранее не охватывающихся эстетически или игравших в практике второстепенную роль. Этим, в частности, объясняется то, почему ритм все больше определяет музыкальный вкус. Следует, впрочем, оговориться. Музыка призвана, прежде всего, выразить глубину человеческих переживаний. Поэтому основу музыки, а следовательно, и высокого музыкального вкуса составляет и будет составлять мелодия. Эстетический вкус тех, кого привлекают только шлягеры, отнюдь не может служить предметом подражания. Обращаясь опять к Баху и «Руки вверх», можно сказать, мы можем признавать красоту музыки Баха, хотя, возможно испытываем большее чувственное удовольствие от музыки «Руки вверх». Но если мы сетуем на музыку Баха, что она не доставляет нам чувственного удовольствия или не «волнует чувства» так, как музыка «Руки вверх» - это признак неразвитого вкуса. Ну а если мы вообще отвергаем музыку Баха в силу отсутствия ее чувственного влияния на нас, значит, увы, у нас вообще нет эстетического вкуса.

Развитие жизни требует и развития эстетического вкуса. Подчеркнуть это необходимо, ибо вкусу присуща известная консервативность, вызванная привычной эстетической практикой, его сформировавшей. В этой консервативности есть и своя положительная сторона: никакие модные влияния не способна разрушить хороший вкус. С ним связана оценка художественных произведений, он составляет одно из условий художественного творчества.

Художественный вкус, а через его посредство и эстетический вкус в целом развивается самим искусством. Ни о каком музыкальном вкусе не может быть и речи, если человек не слушает музыку.

Бытующее представление о том, будто для восприятия искусства не нужно никакой подготовки, ошибочно. Конечно же, в восприятии искусства огромную роль играет та культурная и эстетическая «почва», тот жизненный и эмоциональный опыт личности, на которые падают «зерна» новых художественных впечатлений. Эта «почва» взрыхляется различными способами. Прежде всего, следует отметить, что процесс накопления соответствующего опыта происходит непроизвольно. Песни, слышанные в детстве, изделия народного творчества, окружающие ребенка, рассказы художественно одаренных людей, книги, кинофильмы, телевизионные передачи, печать, радио – весь этот поток эстетических впечатлений направлен на современного человека с малых лет, готовит его к восприятию художественных ценностей, наслаждению ими. Человек непроизвольно осваивает способы постижения особенностей формы, а затем и содержания различных видов искусства, пополняет знание тех художественных фактов, с которыми он потом, даже не отдавая себе в этом отчет, будет сопоставлять новые художественные произведения.

Становление личности – процесс длительный, не завершающийся окончательно никогда. Есть, тем не менее, возрастная граница – от 13 до 20 лет, когда формируются основные социальные характеристики личности, в том числе и эстетический вкус. Ценность каждой личности как раз и заключается в ее своеобразии и неповторимости. В значительной степени это достигается тем, что в процессе формирования на личность оказывает влияние свой, неповторимый комплекс культурных ценностей и духовных ориентаций. Таким образом, складывается уникальность формирования каждого человека. И эстетический вкус становится не только инструментом формирования этой уникальности, но и способом ее объективизации, общественного самоутверждения.

Если говорить об отсутствии эстетического вкуса, то это, прежде всего – проявление всеядности, т.е. присвоение человеком любых общепризнанных эстетических и культурных ценностей. Всеядность характеризует недостаточность личностного отношения к миру, неспособность отобрать из богатства культуры те ценности, которые в наибольшей степени развивают, дополняют, шлифуют природные задатки, способствуют профессиональному, гражданскому, нравственному совершенствованию личности.

Большинство видов искусства, дабы могли они быть восприняты во всем своем богатстве, требуют развития и постоянной тренировки чувств и способностей человека. Многое тут зависит от степени развития эстетических чувств (музыкального, чувства цвета, формы, слова).

Дело не только в развитии способности к «внешнему» восприятию искусства, пониманию его языка, изобразительных и выразительных средств. Задача состоит в том, чтобы воспринять художественное произведение в целом с отличающим его отношением содержания и формы, с его замыслом и воплощением этого замысла, в том, чтобы разобраться в идейно-художественных достоинствах произведения, отдать должное таланту художника. А это требует постоянного духовного развития личности, непосредственного общения с искусством, напряженной работы мысли, требует обогащения своего эмоционального мира.

В одном и том же произведении искусства люди разного общекультурного уровня и с различной степенью развития художественного мышления могут увидеть разные стороны; воспринять его совершенно по-разному. А ведь произведение – это объективное явление искусства: оно требует верной, максимально приближенной к его истинной сути оценки.

Суждение эстетического вкуса зависит от особого интеллектуального механизма эстетической интуиции, включающей такой способ познания, как творческое воображение, охватывающее образ «целого», не предваряя его логическому расчленению, аналитическому действию рассудка. Это важно подчеркнуть по той причине, что под «силой воображения» часто понимают способность выдумывать то, чего нет в действительности. Между тем действие силы воображения обеспечивает, прежде всего, умение правильно видеть то, что есть, но еще не выражено в виде понятия.

Информация о работе Формирование эстетических суждений у школьников средствами детского эстрадного искусства