Формирование навыков чтения у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:03, доклад

Описание работы

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.

Файлы: 1 файл

Формирование навыков чтения у младших школьников.docx

— 29.86 Кб (Скачать файл)

Формирование  навыков чтения у младших школьников

 

Интерес к чтению возникает  в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и  у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой  обработки текста, владение определенными  умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.

Считаю, что одним из вариантов  повышения качества чтения в начальной  школе является целенаправленное управление обучением чтению

В сложном  процессе чтения можно различить  три основных момента:

1. Восприятие данных  слов. Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

Не трудно показать, что  в этом процессе восприятия букв, как  символов определённого слова, большое  участие принимают не только зрение, но также память, воображение и  ум человека. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько  букв, сразу догадываемся о целом  слове.

2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом – какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом – никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.

3. Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда.

Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего  чтением, вначале возникает потребность  научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения – возникновения из букв слова. Это  вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив  чтения: ему интересно понять, какая  мысль кроется за словами.

Чтение непосредственно  связано и с устной речью. С  помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для  передачи содержания текста и общения  между читающими.

Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд  особенностей. Ему свойственна:

  • фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;
  • слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия;
  • зависимость от жизненного опыта;
  • связь с практической деятельностью ребенка;
  • ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания;
  • превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;
  • недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств речи;
  • преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия.

Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо это  обстоятельство иметь в виду. Важно  также учитывать особенности  познавательной деятельности детей. У  детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно- действенный  характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и  их заместителями – моделями. Далее  постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и, наконец, возникает логическое абстрактное мышление. Эти ступени  развития познавательной деятельности младшего школьника накладывают  отпечаток на характер обучения.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного  текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и  выработку собственного отношения  к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение”, основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

В методике принято характеризовать  навык чтения, называя четыре его  качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Все названные  качества взаимосвязаны между собой  и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. данный подход реализуется уже в период обучения грамоте. Еще важнее такую систему работы иметь в виду на уроке при чтении художественных текстов.

В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Еще до недавнего  времени этот термин называл только техническую сторону процесса чтения.

Известный психолог Т.Г. Егоров в работе “Очерки психологии обучения детей чтению” рассматривает  чтение как деятельность, состоящую  из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания (произношения) того, что ими обозначено, и осмысления прочитанного. У маленького ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются. Т.Г. Егоров пишет: “Чем гибче синтез между процессами осмысливания и  тем, что называется навыком в  чтении, тем совершеннее протекает  чтение, тем оно точнее и выразительнее”. Как следует из приведенного высказывания, исследователь техники чтения (то, что в чтении называют навыком, т.е. механизмом восприятия и озвучивания) не противопоставляет осмыслению читаемого. Чтобы чтение состоялось, все три действия должны быть совершены одновременно.

Об этом же писал С.П. Редозубов: и теперь можно встретить учителей, которые делят уроки чтения на две категории: уроки “техники”  чтения и уроки сознательного  и выразительного чтения. Такое деление  уроков в самой основе своей порочно. Всякий урок чтения должен быть уроком сознательного чтения”.

Этапы становления  навыка чтения у начинающего чтеца.

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и  этап автоматизации.Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.

Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.

Этап  автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.

Такой путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации  – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при  условии, если учитель обеспечит  в классе определенный режим работы;

1) упражнения в чтении  должны быть каждодневными;

2) отбор текстов для  чтения не должен быть случайным,  а должен производиться с учетом  психологических особенностей детей  и литературных особенностей  текстов;

3) учителем должна вестись  систематическая работа по предупреждению  ошибочного чтения;

4) учителем должна быть  использована в работе целесообразная  система исправления допущенных  при чтении ошибок;

5) специально должно быть  организовано обучение чтению  про себя, предполагающее несколько  ступеней: чтение шепотом, беззвучное  артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Работа над  правильностью и беглостью чтения. Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:

1) использование специальных  тренировочных упражнений, совершенствующих  зрительное восприятие, развитие  артикуляционного аппарата, регуляцию  дыхания;

2) применение при чтении  художественных произведений принципа  многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

Этот принцип состоит  в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к  перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Правильность  чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

1. Искажение звукобуквенного  состава:

  • пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
  • перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
  • вставка произвольных элементов в единицы чтения; – замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок –  несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений  может стать и так называемое “чтение по догадке”. В основе этого  явления лежит такое свойство человека, как антиципация – способность  предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который  уже известен из прочитанного предыдущего  отрывка. догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.

Информация о работе Формирование навыков чтения у младших школьников