Формирование навыков чтения у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:03, доклад

Описание работы

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.

Файлы: 1 файл

Формирование навыков чтения у младших школьников.docx

— 29.86 Кб (Скачать файл)

2. Наличие повторов.Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение “повторов” в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.

3. Нарушение норм  литературного произношения.Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:

1) ошибки собственно орфоэпические;  среди них неправильное ударение  – самый распространенный вид.  Такие ошибки связаны с незнанием  норм произношения или с незнанием  лексического значения слов, которые  читаются;

2) ошибки, связанные с  так называемым “орфографическим  чтением”:

единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель  должен иметь в виду, что “орфографическое чтение” – обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется  от “орфографического чтения”. Поэтому  работа, помогающая ребенку осмысливать  читаемое, будет способствовать и  устранению “орфографического чтения”;

3) интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные  логические ударения, неуместные  в смысловом отношении паузы.  Нетрудно заметить, что такие  ошибки допускаются чтецом, если  он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационной ошибок у маленького чтеца может стать нетренированносгь дыхания и речевого аппарата.

Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при  чтении учитель может только в  том случае, если понимает причины  ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут  к ошибочному чтению такие факторы, как:

1) несовершенство зрительного  восприятия;

2) неразвитость (недостаточная  гибкость) артикуляционного аппарата;

З) нехватка дыхания;

4) незнание орфоэпических  норм;

5) незнание лексического  значения слова;

6) “догадка”, вызванная  субъективным типом чтения.

Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким  образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.

Беглость зависит от так  называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает  в процессе чтения. Поле чтения (или  угол чтения) – это такой отрезок  текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует  остановка (фиксация ). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно од ной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца:

если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему  приходится еще раз вернуться  к уже озвученному тексту, чтобы  осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью  чтения.

Работа над  сознательностью чтения. Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:

1) применительно к овладению  самим процессом чтения (техникой  чтения);

2) применительно к чтению  в более широком смысле (Т.Г.  Рамзаева).

Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в виду, насколько сознательно ребенок  выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание  печатных знаков: находит гласные, соотносит  их со слогами-слияниями, видит согласные  вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует причитать.

Термин сознательное чтение во втором значении функционирует в  методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения.Первый уровень часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами, сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:

  • осмысление значения каждой языковой единицы текста;
  • понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.ё. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;
  • осознание себя как читателя.

“Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания” – писал А. Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что  “нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”.

Овладение полноценным навыком  чтения для учащихся является важнейшим  условием успешного обучения в школе  по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической  и целенаправленной работы над развитием  и совершенствованием навыка чтения.

Формирование качественного  навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач  начальной школы.

Список использованной литературы

  1. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Якутск: 2001.
  2. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах! школа, 1999. № 18.
  3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: 2000.
  4. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.
  5. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005. №2                                                                                                        . “Без чтения нет               настоящего  образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания” – писал А. Герцен.

Информация о работе Формирование навыков чтения у младших школьников