Формирование эстетических суждений у школьников средствами детского эстрадного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Совокупностью названных противоречий и необходимостью их разрешения в социально-практическом и теоретико-методическом аспектах актуализируется проблема – это разработка концепции формирования дополнительного образования, в практическом плане - научный поиск и определение целей, содержания, технологий, педагогических условий, обеспечивающих формирование эстетических суждений и вкусов в системе дополнительного образования детей.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования эстетических суждений. … 6
§1. Содержание и сущность эстетических суждений в
психолого-педагогической литературе. …………………………………... 6
§2. Особенности изучения современного детского эстрадного искусства
в системе дополнительного образования. ………………………………... 21
§3. Теоретическая модель формирования эстетических суждений
и вкусов. ……………………………………………………………………. 26
Глава 2. Критерии и уровень сформированности эстетических суждений
у школьников. ……………………………………………………….. 32
Заключение ……………………………………………………………………. 37
Библиографический список ...…….………………………………………… 38

Файлы: 1 файл

Курсовая_Эстетические_суждения_2010.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

На занятиях, репетициях подростки пытались дать оценку своим переживаниям, эмоциям, поступкам, проследить зарождение опыта художественно-эстетического отношения к окружающей действительности, интереса к искусству. Участие в спектаклях театра увлекало подростков зрелищностью, яркостью, максимальной «изобразительностью музыки», захватывающим языком декораций и костюмов; зрелищность, «волшебность» театра, его синтетичность, обращение к принципу синтеза искусств основаны на стремлении к идеалу прекрасного, глубокой воспитательности и образовательности. Нагляднее всего воспитательная роль музыки видна, когда все благое в подростке не внушается извне, а рождается в результате живого контакта сценической площадки и зрительного зала. Включение в театральную деятельность, работа над хореографическими и вокальными номерами расширяла творческие возможности подростков, у них проявлялась удаль, благородство, широта души. Использование синтеза искусств, включающего музыку, хореографию, литературу, позволяло дополнять природу эстетического выразительностью движений, активизировало художественно-эстетические способности подростков, расширяло сферу прилагаемых педагогических усилий.  В мюзикле «Маленький принц» сопереживания подростков благородным, добрым героям учат их быть верными в дружбе, ответственными за близкого человека; в беседах дети  учатся давать нравственно-эстетическую  оценку описываемым событиям, проявляют сформированность эстетических суждений и вкусов в полной мере.

Реализация данного условия приводит к расширению спектра мотивов (познавательных, исследовательских, эстетических). Формирование эстетических суждений и вкусов переходит в процесс самовоспитания подростка. В силу действия внутренних факторов развитая эстетическая культура оказывала воздействие на сферу чувств подростка, успешность учения, творческую активность и, как следствие,  побуждает рост познавательной потребности. Эстетические знания, их широта и глубина отражались на эстетическом сознании, эстетическом вкусе, эстетической потребности, эстетическом суждении, эстетическом восприятии каждого подростка.

Результатом реализации третьего педагогического условия становится готовность подростка  к преобразованию окружающей действительности по законам красоты.

 

  Глава 2. Критерии и уровень сформированности эстетических суждений 
                    у школьников.

На основе теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы можно определить и конкретизировать структуру формирования эстетических суждений и вкусов школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности, которая включает: воспитание как явление, процесс и деятельность; эстетическое воспитание как целенаправленное формирование эстетических потребностей, вкусов, взглядов и суждений; эстетику, раскрывающую сущность прекрасного и его роль в жизни человека; дополнительное образование художественно-эстетической направленности как приобщение к искусству, культуре, художественно-эстетическим знаниям через  программы дополнительного образования; эстетическую культуру как свойство высокоразвитой личности, позволяющее человеку активно участвовать в созидании прекрасного; этнокультурную коннотацию, обеспечивающую культурообразующий характер и природосообразность воспитания через сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса.

В работах В.А. Березиной, Л.И. Виноградовой, Г.И. Гузевой, Е.Е.Чепурных и др. доказывается, что в процессе занятий в рамках дополнительного образования художественно-эстетической направленности школьники гораздо лучше усваивают  эстетические нормы, проявляют и формируют свои эстетические взгляды и суждения, благодаря гибкому режиму дополнительного образования, возрастанию уровня самосознания, самодеятельности и творческого сотрудничества. Следовательно, учреждение дополнительного образования детей, обладая максимальной вариативностью и пластичностью, более всего открыто для воспитания эстетической культуры личности на основе этнокультурных традиций.

Анализ работ Л.И. Виноградовой, Г.Н. Волкова, С.А. Кикеевой, А.Б. Панькина и др. показывает, что формирование эстетических суждений и вкусов к школьников в условиях дополнительного художественно-эстетического образования целесообразно строить на идеях и концепциях этнокультурного образования, ориентированного на воспитание эстетической культуры ребенка как представителя своего этноса, носителя родной культуры и, в тоже время, гражданина многонациональной России и полноценного члена мировой цивилизации. В этом плане большой интерес представляет концепция этнокультурной коннотации образования А.Б. Панькина. Этнокультурная коннотация предполагает ориентацию на развитие ребенка как личности, восходящей от родной культуры к мировой, обеспечивая не только эмоциональное развитие чувства ответственности за сохранение и развитие этнокультурной традиции, но и формирование эстетической культуры школьника (по А.Б. Панькину). Принцип этнокультурной коннотации  заключается в выделении и подчеркивании, сохранении и развитии этнических констант центральной культурной темы этноса. В  дополнительном образовании художественно-эстетической направленности он реализуется посредством введения во все дополнительные образовательные программы сквозных этнолингвокультурологических тем, их систематического использования в повседневной педагогической практике, как системы мер, способствующей эффективному формированию и развитию эстетических суждений и вкусов учащихся. 

На основе научных  разработок   Е.И. Левит, Р.В. Смирновой  уточнены уровни сформированности эстетических суждений и вкусов школьников в условиях этнокультурной коннотации дополнительного образования художественно-эстетической направленности (возраст 12-15 лет), см. Табл.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      Таблица 1

Уровни сформированности эстетических суждений школьников

аспект

 

уровень

Информационно-познавательный 

Ценностно-избирательный

Деятельностно-творческий 

1. Инертный

элементарные знания об эстетике, национальном искусстве; образная широта невелика(2-3 вида образов); взаимосвязь характеристик художественных образов и выразительных средств искусства не устанавливается.

низкий интерес к искусству, в т.ч. национальному, художественной образности и другим средствам образного выражения действительности (не выражен явно); эстетические качества действительности не вызывают интереса и активности в общении по поводу этноэстетических объектов и явлений.

способы эстетической деятельности немногочисленны, не осознаны, самостоятельное творчество проявляется слабо либо отсутствует

2. Целостный

изобразительно-выразительная целостность образного представления,  познания в области эстетики и национального искусства широкие, стойкие, но в познании действительности преобладает созерцательность.

возрастание интереса к художественным этноэстетическим явлениям не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни, однако поступки определяются эстетическими ценностями лишь в отдельных случаях.

в учебно-творческой деятельности школьник применяет известные ему способы воссоздания художественных образов; творческая активность иногда проявляется, но носит несистематический характер; самостоятельность не стабильна.

3. Продуктивный

глубокие познания в области эстетики, искусства, этнокультуры, причем имеет место стремление к самообразованию, саморазвитию; при наличии изобразительно-выразительной целостности образного представления подросток свободно ассоциирует, его суждения многообразны, образно насыщены; проявляется устойчивая познавательная мотивация.

потребность в восприятии и создании художественно-эстетических объектов, стремление к коммуникации, эстетическая мотивация поступков и деятельности (в том числе и в повседневной жизни); имеет место сознанный выбор художественных и эстетических объектов; созерцательность сочетается с действенностью.

школьник не только полноценно владеет известными ему способами творческой деятельности, но и самостоятельно комбинирует их; творческие проявления выступают как стремление привнести собственное отношение в выполняемое дело, создать собственный образ; активность и самостоятельность проявляются всегда.




 

На основе исследований В.И. Волынкина, М.Р. Катуновой разработаны критерии и показатели сформированности эстетических суждений и вкусов школьников в условиях этнокультурной коннотации дополнительного образования художественно-эстетической направленности (возраст 12-15 лет),  представленные в Табл. 2.

   Таблица 2

Критерии и показатели сформированности эстетических 
суждений и вкусов школьников

Критерии

Показатели

Способы определения

 когнитивный

Широта эстетического этнокультурного кругозора, суждений и вкусов, их направленность.

Беседа; анкетирование; творческие задания

 аксиологический

Качество эстетических предпочтений и ценностных ориентаций, выражающихся в определенных эстетических потребностях, взглядах, вкусах.

Беседа; анкетирование; анализ продуктов творческой деятельности

креативный

Устойчивость проявления художественно-творческих способностей: наличие творческого воображения, фантазии, образного мышления.

Беседа; анкетирование; анализ продуктов творческой деятельности




 

Уровень сформированности эстетических суждений подростка рассматривается как интегративное качество личности, характеризующееся совокупностью эстетических  качеств,  свойств, проявлений, позволяющих подростку полноценно воспринимать прекрасное в жизни и искусстве;   готовностью и способностью  к художественно-творческой деятельности. Значимыми в этом понятии выступают когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностно-творческий критерии.

Структура, содержание понятия «эстетического суждения подростка» повлияли на выбор  критериев воспитанности последней (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностно-творческий) и позволили определить показатели, по которым можно судить об уровне сформированности данного феномена.

Показатели уровня сформированности эстетических суждений подростка

 

Крите-

рии

Показатели

Уровневые характеристики

1

2

3

Когнитивный

- эстетический кругозор;

- система знаний сущности  эстетической культуры, содержания эстетических категорий, способов преобразования окружающей действительности по законам красоты

Высокий (творческий): наличие глубоких, осознанных, системных эстетических  знаний

Средний  (допустимый): наличие базовых знаний

Низкий (элементарный): знания отрывочные, бессистемные, неосознанные

Эмоционально-ценностный

- отношение к эстетической культуре  как к ценности;

- стремление к личностному  эстетическому самосовершенствованию;

-направленность личности  на удовлетворение эстетических  потребностей;

- познавательный интерес в области искусств

 Высокий (творческий): всегда проявляются эстетическая потребность и интерес, адекватная эстетическая самооценка, направленность на развитие эстетической культуры

 Средний  (допустимый): эстетическая потребность и интерес проявляются ситуативно; адекватная эстетическая самооценка, личностная направленность на развитие эстетической культуры

 Низкий (элементарный): эстетическая потребность и интерес фрагментарны, неадекватная самооценка, слабая направленность на развитие эстетической культуры

Деятельностно-творческий

 Подросток умеет:

- видеть красоту окружающей жизни;

-  создавать эстетически ценные предметы;

- оценить результаты  эстетической деятельности;

- включиться в эстетическую деятельность;

- способен к художественно-эстетическому творчеству, эстетической рефлексии

 Высокий (творческий): в эстетической деятельности проявляется инициатива, эмоциональная насыщенность; поведение согласуется с эстетическими нормами, рефлексируется и оценивается с позиций красоты

 Средний  (допустимый): в эстетической деятельности ответственен, старателен, аккуратен, но безынициативен, не проявляет творческой активности, стремления к поиску оригинальных путей решения поставленной задачи; поведение согласно эстетическим нормам, рефлексируется, но не всегда объективно оценивается; репродуктивный характер эстетической деятельности

 Низкий (элементарный): не проявляет инициативу в эстетической деятельности; не способен самостоятельно решить творческие задачи; поведение не рефлексируется и не оценивается с позиций красоты; досуговый характер эстетической деятельности


 

Заключение

1. Анализ философской, психолого-педагогической  и музыковедческой литературы, учебно-воспитательной  деятельности учреждений дополнительного образования показал, что проблема формирования эстетических суждений и вкусов у школьников младшего и среднего возраста в условиях детской школы искусств является достаточно актуальной на современном этапе развития педагогической науки и практики.

2. Результаты научных исследований по проблеме формирования эстетического вкуса и суждения у школьников позволяет уточнить его сущностную характеристику и компоненты. Эстетическое суждение и вкус школьника - это разновидность вкуса художественного, представляющая формирующуюся систему музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений в области музыкального искусства, включающая в себя взаимодействие эмоционального и рационального, эстетического чувства и идеала. Компонентами сформированного эстетических суждений и вкуса у школьника являются развитые музыкальные потребности, адекватное восприятие и способность к оценке музыкальных произведений, положительная мотивация к творческой и исполнительской деятельности, сформированный эстетический идеал.

Библиографический список

  1. Беседы об эстетике. Ш.М. Герман, В.К. Скатерщиков., -М., Знание, 1982.-224с.
  2. Палитра чувств. Е.С. Громов., -М., Просвещение, 1990.-191с.
  3. Что такое эстетика?. А.В. Гулыга., -М.: Просвещение, 1987.-173с.
  4. Об эстетическом вкусе. В.К. Скатерщиков, - М.: Педагогика, 1974.-169с.
  5. Естетика: Підручник /Л.Т.Левчук та ін.- К.: Вища школа, 2005.-431с.
  6. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов., В.С. Мухина-7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456с.
  7. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип., В.А. Сластёнин, В.П. Каширин, -М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480с.
  8. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя., Л.С. Выготский, -3-е изд.– М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил. –ISBN 5-09-003428-1.
  9. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина и др.,: Отв. ред. канд. филос. Наук, доцент В.М. Николаенко. – М.: ИНФРА – М; Новосибирск: МГАЭ и У, 1999. – 175с.
  10. Природа художественного творчества: Кн. для учителя., Е.С. Громов, –М.: Просвещение, 1986. – 239с.
  11. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений., Е.Н. Шилков, Н.Б. Ромаева, –М.: Народное образование; Ипелса; Ставрополь; Сервисшкола, 2003. – 336с.
  12. Педагогика: Хрестоматия. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-ку / Сост. А.Е. Дмитриев. - М.: Просвещение, 1985. - 415с.
  13. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов., Т.А. Марцинковская  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 272с.
  14. Листья самые прекрасные // Семья и школа. Ю. Скрылев, 1961. № 12. с12.
  15. Педагогическая психология: Учеб. для студ. пед. учеб. заведений. Н.Ф. Талызина, – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288с.
  16. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова., Л.С. Выготский, – М.: Педагогика, 1991. – 480с.
  17. Основы общей психологии: В 2 т. I II, С.Л. Рубинштейн, – М.: Педагогика, 1989. – 328с. – (Труды д.чл.и чл.-кор. АПН СССР).
  18. Книга для родителей: К 100-летию со дня рождения А.С. Макаренко., А.С. Макаренко, – М.: Педагогика, 1978. – 304с. ил. – (Б-ка для родителей).
  19. Педагогика: Учеб. / И.Ф. Харламов. – 7-е изд., – Мн.: Университетское, 2002. – 560с.
  20. «Проблема способностей», К.К. Платонов, - М., Наука 1972г. – 232с.
  21. Лекции по педагогике и психологии творчества. А.Ю. Козырева, –Научно - методический центр Пензенского городского отдела образования. - 1994. – 344с.
  22. Избранные педагогические сочинения: В 2 т., К.Д. Ушинский, - М., 1953. – Т. 1 – с. 389.
  23. Психология: Учебник для студ. средних пед. учеб. заведений/ И.В. Дубравина., Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под редакцией И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464с. – с. 198.

Информация о работе Формирование эстетических суждений у школьников средствами детского эстрадного искусства