Формирование эстетических суждений у школьников средствами детского эстрадного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Совокупностью названных противоречий и необходимостью их разрешения в социально-практическом и теоретико-методическом аспектах актуализируется проблема – это разработка концепции формирования дополнительного образования, в практическом плане - научный поиск и определение целей, содержания, технологий, педагогических условий, обеспечивающих формирование эстетических суждений и вкусов в системе дополнительного образования детей.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования эстетических суждений. … 6
§1. Содержание и сущность эстетических суждений в
психолого-педагогической литературе. …………………………………... 6
§2. Особенности изучения современного детского эстрадного искусства
в системе дополнительного образования. ………………………………... 21
§3. Теоретическая модель формирования эстетических суждений
и вкусов. ……………………………………………………………………. 26
Глава 2. Критерии и уровень сформированности эстетических суждений
у школьников. ……………………………………………………….. 32
Заключение ……………………………………………………………………. 37
Библиографический список ...…….………………………………………… 38

Файлы: 1 файл

Курсовая_Эстетические_суждения_2010.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

Отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы, эстетический вкус, эстетическое суждение, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни, становления полноценного нравственно-эстетического вкуса". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.

Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...» . Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.

Следующая особенность воспитания эстетических суждений в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше.

В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения.

"Педагогическая суть  процесса формирования эстетических  идеалов у детей с учетом  их возрастных особенностей состоит  в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать  устойчивые содержательные идеальные  представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев.

Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом, суждением, вкусом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино, детские музыкальные произведения.

Книжные, мультипликационные, герои кино, романтические песенные образы , будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. "Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках".

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что "…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое суждение действительности . Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность, становится стимулом в совершенствовании своих эстетических суждений.

Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление". А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения к эстетике суждений.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.

В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что "педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности воспитания эстетических суждений.

"В эмоциональном отношении  человека к тому или иному  явлению выражается степень и  характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли".

Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для воспитания и формирования эстетических суждений и вкусов, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности. 
 
 

§2. Особенности изучения современного детского эстрадного искусства 
      в системе дополнительного образования.

Музыкальное искусство эстрады  занимает особое место в современной культуре. Эстрада сегодня – это не просто вид искусства, но и социокультурный феномен. Она привлекает своих почитателей экспрессивностью, непосредственной связью с движением и ритмом,  красочностью сценического воплощения,  достаточно простым, по сравнению с академическим искусством, содержанием  и эмоциональным строем произведений, который воплощается несложным для восприятия языком.

Современная эстрадная музыка привлекает людей разных возрастов,  в том числе и детей. Как показывают исследования, проведенные в ряде школ городов России, направленные на изучение музыкальных вкусов современных школьников, из всего многообразия музыкальных жанров,  стилей и направлений они в большинстве случаев отдают пред- почтение  именно эстрадным песням. Система дополнительного образования, следуя веяниям нового времени, с каждым годом все активнее использует для приобщения детей к музыкальному искусству эстрадную музыку.

До недавнего времени считалось, что основным видом музыкального исполнительства в условиях  общеобразовательных школ и различных кружков системы дополнительного образования является хоровое музицирование.

Сейчас же все большей популярностью пользуется сольное и ансамблевое пение,  при этом эстрадное исполнение стремительно вытесняет академическое. Интерес детей, родителей,  зрительской аудитории к этому виду творчества чрезвычайно велик и растет с каждым годом.

Детская эстрада – это достаточно новое направление детского музыкального творчества. Оно привлекает современных детей своей яр- костью, «взрослыми» аранжировками песен, современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои творческие  способности, воплотить самые смелые идеи и мечты. В ситуации  отсутствия детских организаций кружки  эстрадного вокала, вокальные эстрадные коллективы являются связующим звеном, объединяющим детей разных возрастов, помогающим донести до них основные человеческие истины  и жизненные ориентиры.

Занятия в кружке  эстрадного вокала направлены прежде всего на становление и развитие  личности ребенка, формирование его духовной культуры, развитие музыкальных способностей. Занимаясь эстрадным пением, маленький артист не только овладевает искусством вокала, специфическими приемами, характерными для различных жанров  популярной музыки,  навыками работы с текстом, фонограммой, микрофоном и звуковой  аппаратурой, сольного  исполнения под аккомпанемент фортепиано, но и учится работать в команде с другими детьми, достигать поставленной цели, своим трудом добиваться успеха, что в свою очередь оказывает большое влияние на формирование эстетического суждения и вкуса ребенка.

На занятиях эстрадного коллектива дети учатся правильно петь,  красиво танцевать, свободно и раскрепощенно чувствовать себя в любой обстановке, в том числе на сцене. Занятия эстрадным вокалом помогают ребенку сориентироваться в сложном мире,  почувствовать себя в кругу друзей и единомышленников,  развивают его коммуникативные способности, расширяют представления о мире и людях, облегчая  процесс прохождения ребенком социальной адаптации, помогают ему в сложном  и неоднозначном процессе самосознания.

Существует  несколько различных форм организации работы  по обучению детей эстрадному вокалу. К ним относятся:  кружки эстрадного вокала, вокальные эстрадные ансамбли, вокальные группы, шоу-группы, вокальные эстрадные студии и др. Как правило, в них ведутся как индивидуальные занятия с детьми по эстрадному вокалу,  так и коллективные, ансамблевые занятия. Как правило,  программа, по которой  ведутся занятия по обучению детей эстрадному вокалу, предполагает скоординированную деятельность нескольких педагогов, если речь идет о студии (вокал,  танец, актерское мастерство), или же одного педагога, работающего в тех же направлениях.

Что касается  личности руководителя вокального  эстрадного ансамбля и его взаимодействия с детьми,  занимающимися в ансамбле, нужно заметить, что он очень часто является для детей не просто  педагогом, обучающим их азам эстрадного пения и поведению на сцене,  но и их товарищем и даже другом. Давая ребенку определенную долю самостоятельности во время  процесса обучения, педагог позволяет  ребенку проявлять инициативу, делая практически незаметной границу  между ним и учеником, ощутить отношение партнерства и сотрудничества, повышая  тем самым степень доверия к себе, что положительно сказывается на воспитательном процессе.

Отношения между ребенком и педагогом и между детьми в коллективе оказывают огромное влияние на их творческое развитие. В центре внимания во время обучения в вокальном объединении должна стоять не столько технология обучения, сколько душевное состояние, раскрепощение творческого духа ребенка, те нравственные изменения, которые возникают в нем. Роль руководителя – направляющая в становлении эстетических суждений и вкусов кружковца при выборе репертуара, в построении сценического имиджа. В творческом коллективе должны складываться теплые, дружеские отношения. Дети должны научиться  уважать талант друг друга, болеть за коллектив в целом.

На развитие  ребенка, его творческих и вокальных способностей большое влияние оказывает репертуар,  который он исполняет. Репертуар для юных певцов выбирается с учетом их индивидуальных и возрастных  особенностей, в соответствии с ним подбираются необходимые развивающие упражнения, направленные на разрешение определенных проблем, преодоление технических трудностей и на воплощение творческих задач.

В 1990-х гг. в России сложилась ситуация так называемого «детского репертуарного вакуума». Несмотря на то, что среди песен, созданных в России советского периода  осталась значительная часть, которая не потеряла своей актуальности, большая их часть все таки перестала отвечать веяниям нового  времени и не подходила для исполнения. Политика композиторов-песенников свернула в русло идеологии денег.

Детская  эстрада на время перестала интересовать композиторов, и жанр детской песни  почти исчез. Практически исчезли  детские программы, новые мультфильмы и художественные фильмы, из которых появлялось большинство столь любимых нами детских песен.

В начале  нового века ситуация с детским репертуаром  постепенно стала улучшаться. Современные дети снова  имеют свои песни, своих авторов, своих звезд. Среди многообразия песен, созданных  специально для детей, становится все больше  чистых, искренних, способных противостоять потоку негатива реальной взрослой жизни.

Информация о работе Формирование эстетических суждений у школьников средствами детского эстрадного искусства