Формирование ЗОЖ у старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработка рекомендаций для социального педагога по формированию у обучающихся ЗОЖ.
Задачи:
1. Изучить психологическую педагогику и специальную литературу по теме.
2. Проанализировать работу социального педагога школы по проблеме.
3.Разработать мероприятия для обучающихся по формированию ЗОЖ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………..6
1.1. ЗОЖ: характеристика понятия условий формирования ЗОЖ……………..6
1.2. Составляющие ЗОЖ …………………………………………………………8
1.3. Социальная педагогическая деятельность по формированию ЗОЖ у старших школьников…………………………………………………………….10
Глава 2. Практическая работа…………………………………………………...14
2.1. Изучение опыта работы социального педагога школы…………………...14
2.2. Разработка и апробация серии мероприятий……………………………...18
2.3. Выводы и рекомендации……………………………………………………28
Заключение ………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………32
Приложения………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 448.55 Кб (Скачать файл)

Содержание

стр.

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………………..6 
1.1. ЗОЖ: характеристика понятия условий формирования ЗОЖ……………..6 
1.2. Составляющие ЗОЖ …………………………………………………………8 
1.3. Социальная педагогическая деятельность по формированию ЗОЖ у старших школьников…………………………………………………………….10 
Глава 2. Практическая работа…………………………………………………...14 
2.1. Изучение опыта работы социального педагога школы…………………...14 
2.2. Разработка и апробация серии мероприятий……………………………...18 
2.3. Выводы и рекомендации……………………………………………………28 
Заключение ………………………………………………………………………31 
Список литературы………………………………………………………………32 
Приложения………………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Идея здорового образа жизни (ЗОЖ) представляет собой концепцию социальной политики, основанную на признании высокой социальной значимости здоровья, ответственности за его сохранение со стороны государства, индивида, социальной группы и общества в целом.

Существует несколько определений понятия «здоровый образ жизни». ЗОЖ можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально - психологических ситуаций. Образ жизни - это своего рода система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья не как на некую абстракцию, а как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной цели.

Проблема здорового образа жизни связана:

с возрастанием и изменением характера нагрузок, которые испытывает человек;

с усложнением общественной жизни, изменением ее ритма,

с резким возрастанием межличностных контактов, которые провоцируют негативные сдвиги в состоянии здоровья и приводят к изменению характера заболеваний, преобладанию их в число "болезней цивилизации" (сердечно-сосудистые, онкологические);

с обеспокоенностью государства и граждан по поводу состояния здоровья и увеличения рисков - техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера;

с признанием междисциплинарного статуса указанных проблем и критикой в этой связи традиционно доминирующей биомедицинской парадигмы мышления со стороны социологии, психологии, социальной антропологии и других наук, связанных с человековедением.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в Российской Федерации лидирующие факторы риска смертности и заболеваемости -  высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, курение и алкоголь. К основным причинам смертности также относится несбалансированное и избыточное питание. Рассмотрим статистические данные основных причин смертности, предоставленные Министерством здравоохранения и социального развития РФ (приложение №1).

Выявлена следующая взаимосвязь смертности с основными факторами риска (вклад в общую смертность): табак - 17,1%, несбалансированное питание (недостаток фруктов и овощей) - 12,9%, избыточный вес - 12,5%, алкоголь - 11,9%. В последние годы распространенность злоупотребления алкоголем остается стабильно высокой. С 1990 по 2007 год потребление алкоголя на душу населения выросло в 1,8 раза и составляет 18 литров в год чистого спирта на человека при критической отметке в 8 литров.

В России курят около 50% человек. При этом темп роста курящих в нашей стране один из самых высоких в мире: в последние три года количество сигарет, выкуриваемых в стране, увеличивается на 2- 5% в год, число курильщиков ежегодно возрастает на 1,5-2%, включая женщин и подростков.

Большие риски здоровью населения несёт неправильное и несбалансированное питание. В питании россиян выявлено несоответствие между энергетической ценностью рациона и энерготратами, избыточный уровень потребления жиров и недостаточное потребление витаминов, минеральных веществ и биологически активных компонентов пищи. Особенно острой проблемой является дефицит ряда витаминов, в частности витамина С (у 60-70%), железа (20-40%), кальция (40-60%), йода (до 70%), фолиевой кислоты (до 70-80%) [6].

Эти официальные данные дают основание утверждать о нарастании необходимости  пропаганды ЗОЖ среди населения. Вопросы, связанные с просветительской деятельностью по пропаганде ЗОЖ, методам пропаганды,  носят интегральный характер, так как на современном этапе  пропаганда ЗОЖ вышла за рамки медицинских оснований  и стало социологическим понятием.

Все это требует целенаправленного проведения профилактических мероприятий, к важнейшим из которых относится просветительская деятельность с целью формирования ЗОЖ у подрастающего поколения.

Социальный педагог в образовательном учреждении может оказывать наряду с другими такой вид помощи как медико-социальную, направленную на профилактику здоровья, алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска [5; 31].

Цель работы: разработка  рекомендаций для социального педагога по формированию у обучающихся ЗОЖ.

Задачи:

1. Изучить психологическую педагогику и специальную литературу по теме. 
2. Проанализировать работу социального педагога школы по проблеме. 
3.Разработать мероприятия для обучающихся по формированию ЗОЖ.

4. Составить методические рекомендации для социального педагога школы.

 

Глава 1. Теоретическая часть

 

1.1. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

- отказ от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Сложившаяся на сегодняшний день система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания” взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика.

Семья в наше время не является местом формирования и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна устраняться от решения столь важной проблемы. Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни школьников, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с учащимися является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.

Воспитание волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жизненным ценностям, формирование интереса к творческой, познавательной деятельности, создание условий для социального и профессионального самоопределения, профилактические меры - все это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни.

Отсутствие у ребят элементарных знаний о том, как стать здоровым, сохранить и укрепить свое здоровье - это вина родителей и педагогов. Здравоохранительное образование должно помочь людям узнать все о сущности здоровья человека. О том, что укрепляет и ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком.

Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактическими. Профилактика (в переводе с греческого - предохранительный, предупредительный) - это целый комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний (например, предупреждение развития вредных привычек), создание лучших условий для труда, быта, отдыха.

Индивидуальной профилактикой занимается сам человек, когда ведет здоровый образ жизни. Общественная профилактика - это целостная система мер: социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических и санитарно-гигиенических. А успех всех проводимых мер зависит от того, насколько сознательно относится каждый гражданин к охране и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

В результате проведенных научных исследований доказано влияние факторов риска, среди которых и вредные привычки, на возникновение различных форм патологии организма. Например, курение ведет к возникновению ишемической болезни сердца, заболеванию легких, способствует появлению злокачественных опухолей. Так как некоторые факторы риска начинают действовать уже с детства, то и причины многих заболеваний следует выявлять и устранять, начиная с детского возраста. Факторы риска широко распространены среди детей и подростков. Ни и именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно эффективно. В этот период формируются взгляды, вкусы, привычки, происходит формирование дальнейшего поведенческого образа жизни будущего взрослого человека. Начиная именно с детства необходимо воспитывать волевые черты характера, чуткость и внимание к людям, сдержанность, чувство собственного достоинства, своей значимости в этом мире и неповторимости, самоуважения. Профилактические меры в этот период носят прежде всего информационный, санитарно-просветительский и воспитательный характер.

Осуществление профилактических и воспитательных мер - задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, общественных организаций и трудовых коллективов. Но в первую очередь - это забота семьи и школы. Следует в ходе своей работе помнить о том, что здоровье молодого поколения - это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства.

 

1.2. Составляющие ЗОЖ

Здоровый образ жизни -- образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Существует несколько направлений в представлении ЗОЖ как явления. Так, представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы -- укрепление здоровья индивидуума.

Здоровый образ жизни - социологическое понятие, характеризующее:

а) степень реализации потенциала конкретного общества (индивида, социальной группы) в обеспечении здоровья; б) степень социального благополучия как единства уровня и качества жизни; в) степень эффективности функционирования социальной организации в ее отнесении к ценности здоровья.

Информация о работе Формирование ЗОЖ у старших школьников