Формирование у школьников культуры зож

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 01:23, дипломная работа

Описание работы

Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы ориентации школьников на здоровый образ жизни
1.1 Здоровый образ жизни как ценность современного человека и научный феномен…………………………………………………………………………6
1. 2 Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема………17
1.3 Воспитательный потенциал физической культуры в сохранении здоровья школьников………………………………………………………………………25
Глава 2 Процесс ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры
2.1 Культура здоровья школьников как цель и результат воспитания здорового образа жизни………………………………………………………45
2.2 Диагностика культуры здоровья школьников и педагогов общеобразовательных школ…………………………………………………..55
2.3 Анализ инновационного опыта построения процесса ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры………………………………………………………………………….70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83

Файлы: 1 файл

diplom_Alexandr.docx

— 166.83 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы ориентации школьников на здоровый образ жизни

1.1 Здоровый образ жизни  как ценность современного человека  и научный феномен…………………………………………………………………………6

1. 2 Сохранение  здоровья школьников как педагогическая  проблема………17

1.3 Воспитательный потенциал  физической культуры в сохранении  здоровья школьников………………………………………………………………………25

Глава 2 Процесс ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры

2.1 Культура здоровья  школьников как цель и результат  воспитания здорового образа  жизни………………………………………………………45

2.2 Диагностика культуры  здоровья школьников и педагогов  общеобразовательных школ…………………………………………………..55

2.3 Анализ инновационного  опыта построения процесса ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры………………………………………………………………………….70

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….80

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………83

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия и т.д.).

Как отмечают ученые "Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяется уровнем интеллектуального и нравственного потенциала". Поэтому очень важно видеть свое единство с окружающим миром и теми записями знаний, которые сейчас имеются. Подлинная красота человеческого тела - это физическое совершенство, интеллект и здоровье.

Здоровье населения - высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2012 г., 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 - 70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% - хронические заболевания, 60% - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах. В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологии, социальные педагоги и другие специалисты.

При этом должна быть преемственность валеологической педагогики, начиная с родителей, далее учителей и. т.д. Основной задачей валеологической службы должно стать воспитание у населения потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.

Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.

По данным Минздрава Российской Федерации из шести подростков, прошедших медицинский осмотр в 94,5% выявлены заболевания, при этом треть заболеваний ограничивают выбор профессии.

Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен ее актуальностью на сегодняшний день. Валеологическая деятельность социального педагога начинается с оценки состояния здоровья детей и подростков и выявления отношения к здоровью как общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Только знания ребенка (подростка) помогут социальному педагогу принять решения в помощи ребенку. Необходимо знать о его здоровье, его отношения в семье, в школе, среди сверстников.

Цель исследования: изучить роль и возможности общеобразовательной школы в ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры.

Объект исследования: общеобразовательные учреждения и реализуемые в них программы формирования физической культуры и культуры здоровья школьников.

Предмет исследования: педагогические условия ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры.

 

Задачи исследования:

      1. Изучить феномены «здоровый образ жизни», «культура здоровья», «ориентация на здоровый образ жизни» применительно к общеобразовательной школе и личности современного школьника.
      2. Выявить критерии сформированности ориентации на здоровый образ жизни субъектов образовательного процесса.
      3. Изучить опыт современных образовательных учреждений по формированию физической культуры, культуры здоровья и здорового образа жизни.
      4. Изучить отношение педагогов общеобразовательных школ к проблемам формирования физической культуры и культуры здоровья.
      5. Исследовать возможности общеобразовательной школы в формировании ориентации учащихся на здоровый образ жизни средствами физической культуры.

База исследования: базой исследования выступили: общеобразовательные школы № 936, №1972, № 1979, № 1013, № 1199, негосударственное образовательное  учреждение  «Новая гуманитарная школа» (г. Москва).

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы ориентации школьников на здоровый образ жизни

1.1 Здоровый образ жизни как  ценность современного человека  и научный феномен

Образ жизни - весьма сложное междисциплинарное понятие. В философии оно трактуется как определенный вид жизнедеятельности человека.

Основы здорового образа жизни с использованием физических нагрузок, умеренного питания (с соблюдением постов), бани, закаливания были заложены русским народом, учеными, врачами, интеллигенцией еще в прошлые столетия. Великие россияне - А. Суворов, Л. Толстой, И. Репин и многие другие - доказали, что соблюдение основных принципов здорового образа жизни - не навреди, не злоупотребляй, будь умерен - способствует долгожительству, хорошему самочувствию, высокой работоспособности.

В последующие годы этому было дано научное обоснование отечественными учеными - И. Сеченовым, И. Павловым, П. Лесгафтом, П. Анохиным.

Русские люди всегда были здоровыми, крепкими, что помогало им выносить невзгоды и трудности. Этому способствовал весь уклад жизни. Важными факторами оздоровления и сохранения здоровья были посты (воздержание от приема животных белков и жира), физический труд на природе (85% населения России жило в сельской местности), баня.

Понятие "здоровый образ жизни" имеет глубокие корни в человеческой истории, педагогике и философии.[2, с. 31]

Феномен "здоровый образ жизни" достаточно обширен, имеет глубокие исторические корни и включает в себя цели, способы, критерии, ведущие тенденции ведения разумной жизнедеятельности людей.

Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты. [29, с. 374]

Это максимально общее определение образа жизни как философской категории, поэтому использовать его в конкретных исследованиях довольно сложно. В настоящее время идет поиск такой характеристики образа жизни, которая наряду с существенными его признаками включала бы в себя и некоторые конкретные виды и типы жизнедеятельности людей.

Анализ литературных источников показывает, что категория "образ жизни" является на сегодня еще недостаточно разработанной, о чем свидетельствует отсутствие единой трактовки данного понятия.

В широком смысле "образ жизни" трактуется как философско- социальная категория, охватывающая совокупность различных видов жизнедеятельности индивида, которая берется в единстве с условиями жизни, как определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей, как способ целенаправленной деятельности человека (А.П. Бутенко, Т.Н. Дридзе, В.И. Столяров и др.).

К определению образа жизни людей нужно подходить именно со стороны их активной жизнедеятельности. Образ жизни включает в себя наряду с количественными и качественные характеристики условий и форм жизнедеятельности людей.

Образ жизни характеризует условия и особенности повседневной жизни людей в зависимости от экономических, экологических и социальных условий. Образ жизни определяется личностными качествами человека, влиянием окружающей и социальной среды. В свою очередь различают особенности образа жизни той или иной группы людей, например между людьми умственного и физического труда, между квалифицированными и неквалифицированными работниками.

Образ жизни охватывает все существенные сферы деятельности людей: труд, формы его социальной организации, быт, формы использования людьми своего свободного времени, их участие в политической и общественной жизни, формы удовлетворения их материальных и духовных потребностей, вошедшие в повседневную практику нормы и правила поведения. Поэтому на образе жизни сказываются не только экономические отношения, но и общественно - политический строй, культура и мировоззрение людей. В свою очередь образ жизни людей оказывает решающее влияние на их образ мыслей.[1, с. 33]

Под образом жизни большинством учёных понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления.

Понятие «образа жизни» можно определить как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств. В таком определении особенно следует выделить культурологический аспект, который подчеркивает, что образ жизни не тождественен условиям жизни, которые лишь опосредуют и обуславливают образ жизни материальными и нематериальными факторами. Культура же человека в контексте рассматриваемого вопроса означает, что человек в силу освоенных им знаний и жизненных установок сам выбирает себе образ жизни с учетом конкретных условий.

Важнейшее значение в обеспечении образа жизни приобретает личностный компонент, который предполагает установление образа жизни в зависимости от наследственных типологических особенностей человека, наследственно обусловленных или приобретенных заболеваний либо нарушений состояния его регуляторно-адаптивных систем или иммунитета, уровня валеологического, физического, нравственного и умственного воспитания, жизненных целевых установок, имеющихся доступных социально-экономических условий. Закономерной следует считать индивидуальную адресность образа жизни, которая должна в качестве исходных посылок включать вышеуказанные факторы, а также семейно-бытовые, образовательные, экологические, региональные и т.п.

Ю.П. Лисисцын включает в образ жизни четыре категории: экономическую - уровень жизни, социологическую - качество жизни, социально-психологическую - стиль жизни и социально-экономическую - уклад жизни. При равных первых двух категориях здоровье людей в очень большой степени зависит от стиля и уклада жизни, которые в большой степени обусловлены и историческими традициями, закрепленными в сознании людей.

Образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей, но не вообще деятельности, активности, а совокупности существенных черт деятельности людей. Поскольку деятельность, активность людей проявляется в самых различных и многочисленных сферах - трудовых, социальных, политических, духовных, нравственных, а также в биологических потребностях и т.д., то образ жизни, т.е. существенные черты этой деятельности, трудно уложить в какие-либо рамки, сгруппировать, классифицировать.

У каждого народа современности свой образ жизни, который несет на себе отпечаток обычаев предшествующих эпох и отражает ту общественно-экономическую формацию, в условиях которой данный народ живет.

Образ жизни современного человека характеризуется перееданием, информационной нагруженностью, психоэмоциональным перенапряжением,

злоупотреблением лекарственными препаратами и т.д., что приводит, в конечном счете, к развитию так называемых болезней цивилизации.

Болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. Увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией образа жизни населения. В нашей стране, как показывает Е.А. Овчаров, 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

К факторам образа жизни, влияющим на показатели здоровья, в настоящее время относят преимущественно факторы поведения, в том числе режим питания, привычки, физическую активность, репродуктивное поведение, употребление медикаментов, использование свободного времени. К ним также относят факторы социально- экономического характера: уровень образования, урбанизацию, материальное благосостояние, условия труда, жилищные условия, состояние окружающей среды.[7, с. 211]

Среди факторов здорового образа жизни трудно выделить главные и второстепенные, так как только в комплексе они могут оказывать желательный оздоровительный эффект, сохранять и укреплять здоровье человека. Тем не менее, нельзя не выделить такой фактор нашего образа жизни, как двигательная активность человека, его привычный двигательный режим, от особенностей которого в значительной степени зависит здоровье, а именно уровень и гармония физического развития, функциональное состояние организма. В двигательной активности скрыты огромные возможности для развития и мобилизации физических способностей, играющие существенную роль в развитии индивида и общества.[3, с.51]

Информация о работе Формирование у школьников культуры зож