Ценностные ориентации педагога как условие развития межличностных отношений детей в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования явилось: Изучение влияния ценностных ориентаций педагога детского сада на развитие межличностных отношений детей в группе.
Задачи нашего исследования:
1. Рассмотреть понятие «межличностных отношений» в дошкольном возрасте;
2. Определить динамику межличностных отношений и условия их развития в дошкольном возрасте;
3. Изучить понятие ценностных ориентаций педагога;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений в психолого-педагогической науке
1.1 Проблема межличностных отношений в детской группе и ее развитие в психологической науке
1.2 Динамика и условия развития межличностных отношений в детской группе
Глава 2. Ценностные ориентации педагога как условие развития межличностных отношений детей в группе
2.1 Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» педагога
2.2 Влияние ценностных ориентаций педагога на развитие межличностных отношений детей в группе детского сада
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния ценностных ориентаций воспитателей на развитие межличностных отношений детей в группе детского сада
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

дипломмммммммммммммммммммм.docx

— 149.62 Кб (Скачать файл)

 

 

Обозначения:

Ценностные ориентации: Жизненные сферы:

1- собственный  престиж, 1 – сфера профессиональной  жизни,

2 – высокое  материальное положение, 2 – сфера  обучения и образования,

3 – креативность,  3 – сфера семейной жизни,

4 – активные  социальные контакты, 4 – сфера  общественной жизни,

5 – развитие  себя,  5 – сфера увлечений.

6 – достижения,

7 – духовное  удовлетворение,

8 – сохранение  собственной индивидуальности.

Анализ полученных результатов позволил нам говорить о том, что у педагогов преобладает желание занимать высокое материальное положение, эта ценность доминирует над всеми остальными. Преобладающей жизненной сферой является сфера обучения и образования, а также сфера профессиональной деятельности, сфера увлечений же у большинства отходит на второй план.

Однако, для нашего исследования нам необходимо рассмотреть более подробно ответы каждого педагога, сопоставить их с результатами наблюдений и определить ценностную направленность каждого из воспитателей именно в профессиональной сфере.

Итак, анализируя данные ответов по методике ОТеЦ педагога старшей группы Иванова Н. Н., мы можем сказать о том, что главенствующей ценностью для нее является высокое материальное положение; на втором месте такие ценностные ориентации как креативность, развитие себя, личные достижения и духовное удовлетворение; на третьем месте – активные социальные контакты (см. приложение 1). Небольшое значение Наталья Николаевна придает таким ценностям как собственный престиж и сохранение собственной индивидуальности. Что касается жизненных сфер, то главной и самой важной для этого воспитателя является сфера образования и обучения, а на втором месте сфера профессиональной жизни. Самой несущественной сферой для Ивановой Н. Н. является сфера семейной жизни (как нам стало известно эта женщина 35 лет не замужем и детей не имеет, все свое время она посвящает работе). Таким образом, можно сказать, что стремление к высокому материальному положению этого педагога говорит о недостатке и низкой заработной плате, либо о том, что этот человек считает материальный достаток главным условием жизненного благополучия. Выделение сферы образования и обучения выражает стремление Натальи Николаевны к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. В интересующей нас сфере профессиональной жизни высокие баллы были поставлены напротив таких ценностных ориентаций как креативность, развитие себя, духовное удовлетворение, что говорит о том, что работа для данного педагога – это, прежде всего, самореализация, присутствует высокое желание творчески проявить себя и получить от этого духовное удовлетворение. Этот педагог заинтересован в повышении своей профессиональной квалификации, имеется желание вносить в работу различные усовершенствования и изменения, работу свою она тщательно планирует. Здесь также можно отметить, что в профессиональной сфере для Натальи Николаевны получение высокой заработной платы не является самым важным, так как балл, стоящий напротив этой ценности в профессиональной сфере является самым низким. Высокое материальное положение этому педагогу принесут, по ее мнению, активная общественная и жизнь и повышение уровня образования. Данные наблюдений показали, что Иванова Н. Н. очень серьезный педагог, за опоздания отчитывает как родителей, так и детей, придерживается строгой дисциплины. На занятиях у этого воспитателя стоит полная тишина, никто из детей не пытается ее нарушить – Наталья Николаевна придает большое значение обучению детей. Отпуская детей поиграть «в свои игры» она также предлагает им возможные варианты разнообразных занятий (сбор пазлов, мозаик, работа с конструктором, ролевые игры и многое другое). В группе Ивановой Н.Н. имеются дети, которые занимаются спортом и художественной гимнастикой. Именно им педагог уделяет большое внимание, хвалит их за достижения, ставит в пример. У Натальи Николаевны остаются без внимания дети ничем не выделяющиеся на занятиях, которые играют сами по себе. Педагог никогда не повышает голоса на детей, может говорить строго, но очень тихо и ее услышат все дети. Она очень много времени уделяет как интеллектуальному, так и физическому развитию детей – проводит дополнительные занятия во второй половине дня, водит детей в бассейн 1 раз неделю. Наталья Николаевна практически всегда завоевывает первые места в детском саду (лучшее занятие; лучшая группа, украшенная к Новому году; лучшая совместная работа детей и т. д.)

Анализируя ответы педагога старшей группы Петрова А.И., мы видим совершенно иную картину (см. приложение 1). Баллы по всем показателям, как ценностных ориентаций, так и сфер жизнедеятельности достаточно не высоки, что говорит о наличии депрессии у педагога и психологической усталости. Наиболее значимым (по сравнению с остальными ценностными ориентациями) для Анны Ильиничны является также высокое материальное положение. Наиболее высокий балл по данному показателю часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и стремления повысить свою самооценку. Самое незначительное место в определении ценностей этого педагога занимает креативность – практически во всех сферах жизни этой ценности нет места (средний балл – 3). Что касается сфер жизнедеятельности личности, то здесь на первое место поставлена профессиональная жизнь. В этой сфере особую значимость приобретает собственный престиж – только в этой сфере данная ценность имеет самый высокий балл – 7. Только от процесса работы Анна Ильинична испытывает духовное удовлетворение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что этот педагог очень заинтересован в мнении других людей относительно своей работы, стремится добиться признания в профессиональной сфере, не придавая значения материальному вознаграждению (5 баллов за высокое материальное благополучие в профессиональной сфере). Однако, эта же ценность (высокое материальное благополучие) приобретает совсем другое значение в сфере семейной. Наблюдения за работой Петровой А. И. показали, что в своей деятельности она опирается на авторитет напарницы – Натальи Николаевны – когда дети проявляют непослушание, она говорит о том, что у Натальи Николаевны этого делать нельзя, следовательно, и она не разрешает. Она также как и Иванова Н.Н. очень много времени уделяет образованию детей, четко следит за выполнением всех требований, соблюдением порядка в группе.

Для педагога подготовительной группы Ветровой О. П. наибольшее значение имеет высокое материальное положение, однако, ценность, связанная с сохранением собственной индивидуальности также важна для этого человека. Наименьшую значимость имеют такие ценностные ориентации как активные социальные контакты и креативность. Главенствующей сферой жизни для данного воспитателя является обучение и образование. В данной сфере особое значение приобретают такие ценности как высокое материальное положение и сохранение собственной индивидуальности, говорящее о том, что этот человек стремится построить свой образовательный процесс таким образом, чтобы он в максимальной степени соответствовал всем особенностям его личности, причем Ольга Петровна в свои годы стремится к такому уровню образования, который будет гарантировать и высокую заработную плату. Анализируя сферу профессиональной жизни, то здесь на первый план выходят такие ценностные ориентации как сохранение собственного престижа, личные достижения и сохранение собственной индивидуальности - это указывает на стремление посредством своей профессиональной деятельности «выделиться из толпы» и этот педагог считает, что выбранная ею профессия подчеркивает своеобразие и неповторимость ее личности. Ветрова О.П. является воспитателем подготовительной группы, работает с этими детьми со второй младшей группы. В своей работе, как мы можем судить исходя из наших наблюдений, проявляет избирательное отношений к детям. В процессе утреннего приема обращает внимание на детей, пришедших в новой красивой одежде или с новой игрушкой - может собрать детей в круг для рассматривания новой вещи этого ребенка. Выделяет детей тихих и спокойных, не доставляющих хлопот.

Сомова З.В. (педагог подготовительной группы) главной ценностью для себя считает высокие достижения, причем не только в сфере профессиональной жизни, но также и в сфере образования и семьи (что не удивительно, ведь эта девушка недавно создала семью и является студенткой). Наименьшую значимость приобретают для этого молодого педагога такие ценности как сохранение собственной индивидуальности (хотя в сфере профессиональной жизни эта ценность имеет наибольший балл – 10) и собственный престиж (см. приложение 1). Главной сферой в своей жизни Зоя Владимировна выделяет образование и обучение – в этой сфере почти все ценностные ориентации (за исключением высокого материального положения и сохранение собственной индивидуальности) имеют большое значение для молодого специалиста. Профессиональная деятельность стоит на втором месте и основные ценностные ориентации для Сомовой З. В. в этой сфере следующие: личные достижения, сохранение собственной индивидуальности, духовное удовлетворение, креативность, развитие себя. Таким образом, подводя итог, можно сказать о том, что этот воспитатель подготовительной группы стремится к постижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни, избегая стереотипов, имеется желание разнообразить свою жизнь за счет получения новых знаний и впечатлений. Наши наблюдения показывают, что иногда в отношениях с детьми Зоя Владимировна проявляет строгость, однако, голоса не повышает, воспитывает в детях ответственность не только за свои действия, но и за поступки товарища. Любимчиков не выделяет, ко всем детям относится одинаково. Хорошо одевается, что часто замечают девочки и говорят, что хотят быть на нее похожими. Порой бывает нечувствительна к слезам детей, проявляет холодность.

Анализ ответов Мамонтовой А.В., инструктора по физическому воспитанию, позволил нам говорить о том, что главной ценностью является получение высокого материального положения. Данная ценность имеет значение для инструктора по физическому воспитанию практически во всех сферах жизни. Доминирующей является сфера образования и обучения, в которой главными ценностными ориентациями являются креативность, активные социальные контакты, развитие себя, личные достижения, что говорит о стремлении достигнуть определенного уровня образования, чтобы войти в более тесные контакты с людьми, принадлежащими к определенной социальной группе, а также стремление глубже проникнуть в предмет изучения и получить при этом духовное удовлетворение. Что касается сферы профессиональной деятельности, то здесь важным для Антонины Васильевны является повышение собственного престижа и получение духовного удовлетворения, что также указывает на стремление педагога добиться признания в обществе путем выбора наиболее социально одобряемой профессии, не идя в разрез со своими интересами и принципами. Мамонтова А. В. на своих занятиях по физическому воспитанию уделяется большое внимание детям, у которых плохо получается выполнять то или иное движение, она может встать в пару к такому ребенку и выполнять упражнения вместе с ним, не забывает обращать внимание на способных детей.

Коршунова О.А. – музыкальный руководитель – главной ценностью для себя определяет высокое материальное положение во всех сферах жизнедеятельности. Самой же главной сферой является образование и обучение. В этой сфере по всем показателям поставлены наивысшие баллы, что говорит об особой значимости этой сферы на протяжении всей жизни Ольги Александровны, а также о том, что именно в образовании она максимально раскрывается и реализуется – в этой сфере жизни все ценности имеют максимальное значение. На втором месте у данного педагога стоит сфера профессиональной деятельности, в которой наибольшее значение имеют собственный престиж, сохранение собственной индивидуальности и возможность иметь много социальных контактов и, несомненно, получение материального вознаграждения. Из наших наблюдений мы можем судить о том, что на занятиях по музыкальном воспитанию Ольга Александровна в основном выделяет детей, у которых все получается, на тех, кто отстает, обращает пристальное внимание детей и стыдит. Не пытается дополнительными занятиями улучшит качество движений или пения неуспевающих детей. Для выступления на утренниках Ольга Александровна выбирает детей, которые хорошо занимаются и имеют хорошую дикцию.

Таким образом, проанализировав ответы педагогов по методике ОТеЦ и сопоставив их с данными наблюдении, мы можем судить о ценностных ориентациях педагогов, их направленности на определенные сферы жизни, а также о тех моментах, значение которым педагоги придают меньше всего -ценностные ориентации педагогов старшей группы базируются на успешности человека в той или иной деятельности, желание быть первыми и лучшими в своей работе переносится на детей, которые должны соответсвовать своему педагогу и помочь ему в завоевании первых мест. Что касается подготовительной группы, то здесь мы видим, что педагоги проявляют либо избирательное отношение к детям, либо некоторое равнодушие. Один из педагогов показывает свое пренебрежение к детям из малообеспеченных семей.

Таким образом, ориентируясь на данные выше приведенных исследований, мы будем судить о влиянии ценностных ориентаций каждого педагога на развитие межличностных отношений детей в группе.

Следующим этапом нашей работы явилось изучение особенностей межличностных отношений детей старшей и подготовительной групп. Данные проведенного исследования мы представили в сводных таблицах № 3 а и 3 б.

 

Таблица № 3 а

Старшая группа

№ п/п

Имя ребенка

Социометрия

Срезы наблюдений

Проблемные ситуации

Статусная категория, количество выборов

Мотивы выбора ребенка

Коэффициент выраженности потребности ребенка в контактиро-

вании со сверстниками

Просоциа

льность

Эмоциональ

ная причаст

ность

1

 

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

 

9

 

10

 

11

 

12

 

 

13

 

14

 

15

 

 

 

 

 

16

 

17

 

18

Влад Б.

 

 

Ваня Б.

 

Полина Б.

Миша Б.

 

Надя Г.

 

Андрей Ж.

Надя К.

 

Лиза К.

 

 

Степа К.

 

Витя К.

 

Маша К.

 

Арина Л.

 

 

Эдик Н.

 

ИнессаН.

 

Маша Р.

 

 

 

 

 

Алеша С.

 

АлешаУ.

 

Надя Я.

«звезды» - 7 выборов

 

«отверженные» - 0 выборов

«принятые» - 4 выбора

«не принятые» - 2 выбора

«принятые» - 3 выбора

«принятые» - 3 выбора

«не принятые» - 2 выбора

«звезды» - 6 выборов

 

«принятые» - 4 выбора

«не принятые» - 2 выбора

«отверженные» - 0 выборов

«звезды»- 7 выборов

 

«принятые» - 3 выбора

«не принятые» - 1 выбор

«звезды» - 6 выборов

 

 

 

 

«предпочитаемые» - 5 выборов

«отверженные» - 0 выборов

«не принятые» - 1 выбор

«Он веселый, с ним интересно, мы друзья»

-

 

«Мы дружим»

 

«Он мой друг»

 

«Она такая смешная!»

«Мы рядом живем»

«Она хорошая»

«Она играет на пианино, я видела»

«Он мой лучший друг»

«Мы вместе играем»

-

 

«Мы вместе ходим на гимнастику»

«Он мой друг»

 

«Она моя подруга»

«Она интересно играет, мы вместе занимаемся гимнастикой

«С ним интересно»

-

 

-

76 %

 

 

40 %

 

90 %

 

56 %

 

63 %

 

30 %

 

65 %

 

100 %

 

 

43 %

 

46 %

 

30 %

 

100 %

 

 

30 %

 

83 %

 

100 %

 

 

 

 

 

93 %

 

30 %

 

23 %

+

 

 

-

 

+

 

+

 

-

 

-

 

+

 

+

 

 

-

 

-

 

-

 

+

 

 

-

 

+

 

+

 

 

 

 

 

+

 

-

 

-

+

 

 

-

 

-

 

+

 

+

 

-

 

+

 

-

 

 

-

 

+

 

-

 

-

 

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

+

 

-

 

-


 

Таблица № 3 б

Подготовительная группа

№ п/п

Имя ребенка

Социометрия

Срезы наблюдений

Проблемные ситуации

Статусная категория, количество выборов

Мотивы выбора ребенка

Коэффициент выраженности потребности ребенка в контактиро-

вании со сверстниками

Просоциа

льность

Эмоциональ

ная причаст

ность

1

 

 

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

 

 

12

 

13

 

 

14

 

15

 

 

 

16

 

 

17

 

18

 

 

19

 

 

20

ЭмирланА.

 

 

МиланаБ.

 

Вера Б.

 

РавшанБ.

 

Влад Д.

 

МаринаЗ.

 

 

Ваня К.

 

Даша К.

 

Илья К.

 

Вадим К.

 

Ира К.

 

 

 

Максим.

 

Оля М.

 

 

Дима Н.

 

Дима П.

 

 

 

Руслан Р.

 

 

Женя Т.

 

Илона Ч.

 

 

НикитаЧ.

 

 

Даша Ш.

«непринятые» - 1 выбор

 

 

«отверженные» - 0 выборов

«отверженные» - 0 выборов

«отверженные» - 0 выборов

«не принятые» - 1 выбор

«предпочитае

мые» - 5 выборов

«не принятые» - 1 выбор

«не принятые» - 1 выбор

«отверженные» - 0 выборов

«не принятые» - 2 выбора

«не принятые» - 1 выбор

 

 

«отверженные» - 0 выборов

«принятые» - 4 выбора

 

«принятые» - 4 выбора

«звезды» 7 выборов

 

 

«не принятые» - 2 выбора

 

«звезды» - 7 выборов

«звезды» 6 выборов

 

«принятые» - 3 выбора

 

«предпочитаемые» - 5 выборов

«У него интересные игрушки»

 

-

 

-

 

-

 

«Мы с ним дружим»

«Она веселая»

 

 

«Он мой друг»

 

«Она красивая»

-

 

«Он мой друг»

 

«У нее красивые куклы и лошади»

-

 

«С ней интересно играть»

«Он хороший друг»

«Он веселый, у него интересные игрушки»

«У него классные карточки»

«Она красивая»

«С ней интересно играть»

«У него классные роботы»

«с ней очень весело»

 

26 %

 

 

 

10 %

 

20 %

 

13 %

 

36 %

 

100 %

 

 

23 %

 

30 %

 

26 %

 

18 %

 

20 %

 

 

 

20 %

 

73 %

 

 

65 %

 

100 %

 

 

 

85 %

 

 

100 %

 

100 %

 

 

80 %

 

 

80 %

+

 

 

 

+

 

+

 

-

 

+

 

+

 

 

-

 

+

 

-

 

-

 

+

 

 

 

-

 

+

 

 

-

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

+

 

 

-

 

 

+

+

 

 

 

+

 

-

 

-

 

-

 

+

 

 

-

 

+

 

-

 

+

 

+

 

 

 

-

 

+

 

 

+

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

+

 

 

-

 

 

+

Информация о работе Ценностные ориентации педагога как условие развития межличностных отношений детей в группе